Статья Новые подходы в обучении биологии

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые подходы в обучении биологии

Кто-то из мудрецов сказал, что человек может бесконечно долго смотреть на три вещи: звездное небо, горящее пламя и текущую воду. В каждой из этих стихий есть что-то завораживающее, пленительно чарующее…

С какой из этих стихий можно сравнить работу учителя, ? Я думаю, что труд педагога сравним с пламенем костра, горящим в ночи. А разве учитель пламенем своего сердца не разгоняет мрак незнания? Разве учитель не согревает теплом души своей, в час, когда вера в свои силы покидает ? Разве педагог не дает в руки знания, применив которые сможем добыть себе пищу для души и тела?

Ярко горит костер, негромко потрескивая, и тысячи искр разлетаются во все стороны, взлетая выше костра, породившего их и освещая большее пространство, нежели сам костер. Но разве зажглись бы эти искорки светом и внутренней силой, если бы пламя не отдало бы им часть своего тепла и энергии? И разве не так разлетаются ученики, подобные маленьким искоркам, чтобы, попав в благоприятные условия, окрепнув, дать начало еще одному костру…

И неважно, какую дорогу выберет каждый из них, повзрослев, главное не погасить его внутреннюю искорку в настоящем. В этом и заключается профессионализм педагога. Ведь, что такое педагог - это человек, который имеет определенную подготовку и профессионально занимается вопросами воспитания, образования и обучения. От результатов работы педагога зависит и то, как будет развиваться общество завтра. А значит, от нас зависит будущее. Поэтому и к самому себе нужно предъявлять особые требования.

Учитель - главная фигура образовательного процесса. Поэтому, передо мной как учителем, встала проблема улучшения качества образования и преподавания через внедрение в практику своей работы новых подходов в обучении и всех 7 модулей программы. В связи с этим я не только проводила исследование с учащимися, но и активно работала с коллегами (консультирование, выбор оптимальных форм преподавания, приглашала на уроки и т.д.), привлекая их на свою сторону,участвовать в заседаниях творческих групп по привлечению учителей к работе в соответствии с новыми подходами в обучении. Кроме того, я как учитель являюсь лидером и на уроке, поскольку, организую, процесс работы на уроке, направляю деятельность учеников. Конечно, не все было так гладко, возникали трудности, часть из которых я предполагала, что возникнут, еще при планировании, а также те, которые приходилось решать по ходу работы над реализацией планирования. Считаю, что разработанное мной планирование позволило организовать обучение, которое помогло раскрыть возможности всех обучающихся класса и достичь желаемого результата, а также апробировать все модули, создавая условия для привнесения изменений в мою дальнейшую работу.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что раньше я так же применяла элементы некоторых модулей. До прохождения курсов я не придавала особого значения диалогу на уроке и не задумывалась о важности постановки вопросов, их видах и целей исполнения. В основном использовала диалогическую беседу только с одной целью: выявить уровень понимания изученного материала. При этом использовала в основном коллективную форму работы.

Ведь наши дети привыкли получать все готовое от учителя, а мы привыкли все решать за них, не развиваем самостоятельность и выпускаем их неподготовленными к жизни. В результате многие дети теряются в потоке проблем и в трудных жизненных ситуациях, становятся зависимыми от других, не конкурентоспособными. А чтобы этого избежать, необходимо менять традиционные подходы в обучении. Применение 7 модулей Программы помогли мне в этом.

Высококачественное образование зависит от условий для обучения, возможностей преподавания и компетентного учителя, умеющего быстро адаптироваться. Надо идти в ногу с мировым сообществом, чтобы казахстанский учитель отличался высокой профессиональной компетентностью, активностью, саморазвитием.

Таким образом, учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души. Да, да. Я не оговорилась, именно жизнь в педагогической профессии, а не работа в образовательном учреждении. Нельзя просто работать учителем, нужно быть учителем-партнёром. Жизнь педагога состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Жизнь педагога - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Необходимо постоянно стремиться к самосовершенствованию, приобретению всё новых знаний и умений, обогащению деятельности. А также вызвать у своих учеников волну личных стараний, разбудить их внутреннюю активность и мотивацию. Успешное решение данных задач требует от меня педагога сформированной способности видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего ученика. Воспитывая и обучая детей, я получаю право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный мной когда-то от своих уважаемых учителей.

Модуль «Обучение критическому мышлению». Проанализировав полученные результаты, в практике своей работы буду отдавать предпочтение таким методам формирования критического мышления, как Ролевая игра, Синквейн, ЗХУ, Кубик, Кластер. Однако и сейчас можно увидеть перспективность данной методики в плане развития учебных умений и компетенций учащихся. В течение своей практики я проводила уроки на формирование критического мышления в шестых классах с использованием разных методов и приемов. Наиболее эффективными из них оказались: заполнение кластера, работа в группах, парах, составление инсерт-карты, диаграммы Венна, Авторский стул и другие. Критическое мышление дает возможности раскрыть способности учащихся с разным темпом работы и разными учебными возможностями. Моим детям очень нравиться составлять синквейны, они получаются емкие и включают основные слова, содержащие суть темы.

Это во многом зависит и от склада мышления учащихся, сформированного к данному возрасту. На уроке по изучению «Видоизменение корней» учащиеся заполняли диаграмму Венна, находили черты сходства и различия между видами корней. Но все равно на таких уроках возникали трудности из-за того, что учащиеся в диалоге не умеют доказывать свою идею, у них недостаточный словарный запас, не умеют объективно оценивать друг друга. И для решения этих трудностей в своей дальнейшей работе я буду применять приемы и методы ведения диалога, использовать чаще вопросы разного уровня с целью пополнения словарного запаса учащихся, давать учащимся возможность как можно чаще высказывать свои мысли и идеи... А также чтобы добиться ожидаемого эффекта, нужно продолжать прилагать систематические усилия по совершенствованию мышления. Статья Новые подходы в обучении биологии

Модуль «Оценивание для обучения и обучение оценивания »

Используя систему критериального оценивания в своей практике, я пришла к выводу, что при грамотной выработке критериев оценивания учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. Каждую работу оцениваем с учащимися по ряду критериев, которые разрабатываем в классе. При критериальном оценивании ученик сравнивает результат обучения только со своим результатом, а не с результатом других учеников в классе.. Я легко приняла для себя критериальное оценивание и считаю его очень важным в современных условиях, когда во главу угла поставлено качество обучения. Работать по критериям удобно. Такую систему оценивания я буду использовать в своей практике дальше, только усовершенствую параметры, критерии.

Модуль «Использование ИКТ» Практика использования информационных технологий на уроках биологии показала, что виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно-образного мышления учащегося и более глубокому усвоению учебного материала. Я выделила для себя несколько направлений использования информационных технологий на уроках биологии:….. Первое направление - это программная поддержка курса: демонстрация биологических явлений и процессов, особенно таких, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но которые могут быть показаны с помощью компьютера, использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширяют возможности обучения, делают содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным.

Второе направление - контроль и оценка знаний. Здесь компьютерные технологии незаменимы. Очень удобный метод контроля усвоения учебного материала. Тестирование обеспечивает одновременность контроля большого количества учащихся, минимальные затраты усилий и времени на проверку тестовых работ, дает возможность сразу после выполнения теста получить результат и провести анализ работы. Третье направление - использование ресурсов Интернет. Ресурсы Интернет используются мною для поиска информации, централизованному тестированию, при написании рефератов и подготовке к уроку. А использование цветных компьютерных слайдов и комментариев к ним дает возможность демонстрировать учащимся многообразие любых объектов, недоступных для непосредственной демонстрации в классе, например различных живых организмов. Учащиеся могут самостоятельно изучать новый материал, без использования специальных приборов рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, проводить исследовательскую и аналитическую работу путем создания рефератов и докладов с сопровождением в виде мультимедийной презентации, развивать творческие способности. Все это дает учащимся познакомиться или увидеть то, что они не видят в своей повседневной жизни, с чем они могут познакомиться только виртуально, через проектор. При изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией (записи звуков живой и неживой природы) .
Модуль «Новые подходы в обучении» (саморегуляция, диалоговое обучение).

Изучив тему «Диалоговое обучение» и типы бесед, я изменила свое отношение о роли диалогической беседы на уроке. Во время практики я организовывала беседу в малых группах, и основной целью такой работы было взаимообучение учащихся. Я согласна с утверждением Барнса (1976) и Мерсера (2000), что в процессе беседы в малых группах со своими одноклассниками учащиеся, работая над общей проблемой, создают совместное понимание этой проблемы, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. (Руководство для учителя). Без диалогового обучения не обходился ни один урок.Статья Новые подходы в обучении биологии

Во время проведения уроков я пыталась использовать вопросы, как низкого порядка, так и высокого. Вопросы низкого порядка помогали выявить знание и понимание изученного материала, а вопросы высокого порядка помогали развить умения учеников применять изученный материал, преобразовывать, расширять, оценивать и анализировать имеющуюся информацию. аспект, который также изменился в моем сознании - это хронометраж деятельности учителя и учащихся на уроке С классом я хорошо знакома, поэтому спланировала использование стратегий, направленных на формирование осознанного понимания каждым учащимся того, что ему важно из всего материала, чему он хотел бы научиться, какие знания позволили бы ему расширить свой кругозор. Находки работы:

  1. Ученикам нравится работать в группах

  2. Оценивание предложили стандартное по оценочным листам с выведением итоговой оценки. Предложили открытое оценивание через рейтинговую таблицу.

  3. В работе принимали участие практически все учащиеся, несколько пассивным был Саша, который сказал, что ему все равно, однако в группе начал выдвигать идеи, которые не хотел говорить соседу, спорил с ребятами.

  4. Обучение вести через практику.

Исходя из предложений ребят, я строила обучение с использованием модулей в рамках программы, но нацеленного на отобранный материал. Используемый диалоговый метод на уроке эффективен. На всех этапах урока состоялся у меня полноценный разноуровневый диалог. Я считаю, что мне есть над, чем работать, поэтому буду продолжать использование диалогового обучения на разных уроках, опираясь на анализ своих наблюдений, выводов и рефлексию учащихся.

Модуль «Обучение одаренных и талантливых детей».

Каждый урок предполагал работу с одаренными, поскольку в классе их 3. Задания для одаренных были представлены в каждом уроке серии. На уроке одаренные выполняли роли консультантов, экспертов, выполняли задания повышенной сложности, творческие опережающие задания, которые позволяли снять нагрузку с меня, как учителя в объяснении части материала и создать дополнительные условия для саморегуляции.. Проведенное собеседование, после завершения исследования, показало, что данная категория учащихся чувствовала себя максимально комфортно на протяжении всего времени, хотя им пришлось нести максимальные нагрузки. Данную практику я буду продолжать внедрять в свою работу, т.е. буду в планах прописывать задания для всех категорий учащихся. Статья Новые подходы в обучении биологии

Модуль «Обучение с учетом возрастных особенностей» Обучение биологии я вела с учетом возрастных особенностей. Поэтому одни учащиеся класса хорошо выступали в роли консультантов, помощников, а другие учащиеся класса повторяли и обобщали материал по теме с опорой на свои знания, а также воспринимали знания одноклассников с интересом. В ходе работы конфликтных ситуаций не возникало, учащиеся были вовлечены в работу по плану, кроме того я нашла то, что объединило учащихся - это система общечеловеческих ценностей. Обсуждение данной проблемы на фоне повторения материала сблизило учащихся и различий между ними не чувствовалось. Я планирую чаще проводить такие тренинги и подбирать задания с учётом возрастных особенностей, так как они дают хорошую почву для развития способностей всем категориям учащихся.

Модуль «Управление и лидерство в обучении»

Учитель - главная фигура образовательного процесса.. Кроме того, я являюсь лидером и на уроке, поскольку, организую процесс работы на уроке, направляю деятельность учеников.

В течение всех уроков они смогли проявить свои способности, в частности художественные, а также при выполнении заданий соответствующих их уровню. В группах, такие учащиеся получали достаточно информации от других учеников, могли ее воспроизвести, опираясь на жизненный опыт и, даже высказывали предположения, которых от них не ожидали. Конечно, не все было так гладко, возникали трудности, часть из которых я предполагала, что возникнут, еще при планировании, а также те, которые приходилось решать по ходу работы над реализацией планирования. Считаю, что разработанное мной планирование позволило организовать обучение, которое помогло раскрыть возможности все обучающихся класса и достичь желаемого результата, а также апробировать все модули, создавая условия для привнесения изменений в мою дальнейшую практику.

Я, как и любой другой учитель, заинтересована в том, чтобы мои ученики показывали свои высокие результаты обученности и это требует от меня педагогического совершенствования, которое может проявиться при моём профессиональном росте и при взаимодействии с другими учителями школы. Благодаря новым подходам в обучении я научилась работать по-новому, получила новые навыки, необходимые для дальнейшего профессионального совершенствования меня как учителя новой формации, я получила новый взгляд на учителя и ученика. Мне стала понятна роль учителя в образовательном процессе. Многое в своей работе хочется изменить. Новый подход в обучении позволяет вооружить учащихся методами, с помощью которых они в дальнейшем смогут в любое время найти и изложить нужную информацию и применить её в своей повседневной жизни

В своей работе нужно постоянно помнить о том, что нет бездарных учеников, всё зависит от учителя. Значит, ты чего-то не учел, чего-то не разглядел. Кто-то из классиков сказал когда-то: «Чтобы увлечь других, нужно самому быть увлеченным». Свое выступление хочется закончить словами, перефразировав классика: «Чтобы зажечь других, нужно самому гореть, а не тлеть», и пожелать всем, кто выбрал для себя путь педагога: не жалейте тепла своего сердца, света своего разума в работе с детьми, и они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.




Тренинги

  1. Создание коллаборативной среды












© 2010-2022