Программа по природоведению 5 класс

    Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.  Согласно учебному плану лицея-интерната «Подмосковный» предмет «Природоведение» 5 класс изучается в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Учебник «Природоведение» 5 класс, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Москва «Дрофа»  2006. Рабочая тетрадь 5класс, А.А. Плешаков, Москва Дрофа 2011.       Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс на...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка.


Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Согласно учебному плану лицея-интерната «Подмосковный» предмет «Природоведение» 5 класс изучается в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Учебник «Природоведение» 5 класс, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2006. Рабочая тетрадь 5класс, А.А. Плешаков, Москва Дрофа 2011.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

2. Основное содержание программы.

2.1. Изучение природы.

2.1.1. Науки о природе.

Семья биологических наук.

2.1.2. Методы изучения природы.

Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Оборудование для научных исследований.

2.1.3. Великие естествоиспытатели.

Карл Линней. Чарльз Дарвин. В. И. Вернадский.

2.2. Вселенная.

2.2.1. Как древние люди представляли себе вселенную.

Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею. Два великих грека.

2.2.2. От Коперника до наших дней.

Система мира по Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилей. Ученые, перевернувшие мир.

2.2.3. Соседи Солнца.

Планеты земной группы. Планета Земля и её соседи.

2.2.4. Планеты гиганты и маленький Плутон.

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, Плутон.

2.2.5. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Таинственные соседи Солнца.

2.2.6. Мир Звёзд.

Солнце. Разнообразие звёзд. Созвездия.

2.3. Земля.

2.3.1. Как возникла Земля.

Гипотезы Бюффона, Канта, Лапласа, Джинса, Шмидта. Современные представления о возникновении Земли. Учёные, объединившие происхождение Земли.

2.3.2. Что у Земли внутри.

Структура Земли. Мир камней.

2.3.3. Вещества и явления в окружающем мире.

Простые и сложные вещества. Смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.

2.3.4. Землетрясения и вулканы.

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор.

2.3.5. Суша.

Евразия. Африка. Северная и Южная Америки. Австралия. Антарктида. Острова. Рельеф. Климат. Главные достопримечательности материков.

2.3.6. Воздушная одежда Земли.

Атмосфера. Облака. Круговорот воздуха. Ветер. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Ураганы. Смерчи.

2.3.7. Вода на Земле.

Гидросфера. Круговорот воды на Земле. Распределение воды на Земле. Океаны Земли.

2.3.8. Неповторимая планета.

Особенности расположения и движения Земли в космическом пространстве. Значение для планеты атмосферы, гидросферы, озонового слоя, почвы.

2.4. Жизнь на Земле.

2.4.1. Как развивалась жизнь на Земле.

Начало жизни на Земле. Обитатели древнего океана. Пресмыкающиеся. Каменноугольный период. Юрский период. Динозавры.

2.4.2. Живые клетки.

Открытие клетки. Строение клетки. Особенности клеток.

2.4.3. Разнообразие живого.

Царства живого. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Группы растений. Животные- беспозвоночные и позвоночные.

2.4.4. Три среды обитания.

Среда обитания. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда.

2.4.5. Жизнь на разных материках.

Евразия. Африка. Северная и Южная Америки. Австралия. Антарктида. Растения и животные Земли.

2.4.6. Природные зоны Земли.

Тундра. Тайга. Широколиственный лес. Травянистая равнина. Пустыня. Влажный тропический лес.

2.4.7. Жизнь в морях и океанах.

Сообщество поверхности воды. Сообщество толщи воды. Донное сообщество. Сообщество кораллового рифа. Глубоководное сообщество.

2.5. Человек на Земле.

2.5.1. Как человек появился на Земле.

Жизнь наших дальних предков. Австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец.

2.5.2. Как человек открывал Землю.

Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Десять великих путешественников.

2.5.3. Как человек изменил Землю.

Экологические проблемы. Три «подарка» человека самому себе и своей планете. Озоновая дыра. Кислотные дожди. Парниковый эффект.

2.5.4. Жизнь под угрозой.

Уничтоженные животные. Красная книга.

2.5.5. Не станет ли Земля пустыней?

Опустынивание.

2.5.6. Здоровье человека и безопасность жизни.

Первая помощь. Здоровый образ жизни. Ядовитые животные и растения.

Демонстрации

Методы изучения природы.

Лабораторное оборудование.

Оборудование для научных исследований.

Карта вселенной.

Планеты.

Созвездия.

Плиты Земли.

Физические и химические явления.

Видео землетрясений и вулканов, ураганов и смерчей.

Физическая карта мира.

Строение клетки с помощью микроскопа.

Лабораторные и практические работы.

Великие естествоиспытатели.

Нахождение созвездий.

Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

Наблюдение признаков химических реакций. Исследование физических явлений.

Влияние погоды на здоровье людей.

Строение клетки.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием фотографий, атласов-определителей.

Измерение роста и массы своего тела. Овладение способами оказания первой доврачебной помощи.

3. Объем курса природоведения и виды учебной работы.


Виды учебной работы

Всего часов

В том числе по триместрам.

1

2

3

Общая трудоемкость работы, в том числе:

68

24

20

24

Лабораторные и практические занятия

9

3

4

2

Уроки проверочных и контрольных работ

4

1

1

2

Другие виды классных занятий

4

2


2

4. Тематический план курса.


наименование разделов и тем

всего часов

лабораторные и практические занятия

уроки контроля

другие виды классных занятий

1

Изучение природы

3

1


1

2

Вселенная

14

1

1

1

3

Земля

18

3

1


4

Жизнь на Земле

14

3

1


5

Человек на Земле

16


1

4

6

Резервное время

3

1




Итого.

68

9

4

4

5. Требования к уровню подготовки по природоведению обучающихся

по окончанию 5класса


Данные требования направлены на реализацию деятельностного и лично ориентированного подходов обучении; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельностью; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для хранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения природоведения ученик должен:

Знать/ понимать

  • Многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • Строение живой клетки (главные части);

  • Царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • Среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • Природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • Изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • Важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Уметь

  • Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • Указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • Находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • Использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

6. Содержание разделов курса. Календарно-тематическое планирование курса.

Раздел дисциплины

Темы занятий

Форма урока

Дата

1

Изучение природы

1/1. Изучение природы человеком. Науки о природе.

2/2. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Урок-экскурсия.

3/3. Практическая работа №1.Великие естествоиспытатели.

Урок практическая работа.

2

Вселенная

4/1. Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров и греков.

5/2. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Урок-игра «Трансвековое интервью».

6/3. От Коперника до наших дней.

7/4. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Суд над Джордано Бруно и Галилео Галилеем.

8/5. Соседи Солнца.

9/6. Планеты земной группы.

10/7. Планеты-гиганты и маленький Плутон.

11/8. Спутники планет.

12/9. Астероиды. Кометы.

13/10. Метеоры. Метеориты.

14/11. Мир звезд. Практическая работа №2. Нахождение созвездий.

Урок практическая работа.

15/12. Созвездия.

16/13. Солнце как ближайшая к нам звезда.

17/14. Урок контроля и коррекции знаний и умений.

Контрольный тест по теме: «Вселенная».

3

Земля

18/1. Представления людей о возникновении Земли.

19/2. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю. Шмидт).

20/3. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

21/4. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора.

22/5. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.

23/6. Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №3. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

Урок практическая работа.

24/7. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

25/8. . Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси.

26/9. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Практическая работа №4. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование физических явлений.

Урок практическая работа.

27/10. Суша планеты. Материки, острова.

28/11. Характеристика природных условий материков.

29/12. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков.

30/13. Климат. Погода. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №5. Влияние погоды на здоровье людей.

Урок практическая работа.

31/14. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе.

32/15. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.

33/16. Неповторимая планета.

34/17. Планета Земля как среда обитания живых организмов.

35/18. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Земля».

Контрольное занятие.

4

Жизнь на Земле

36/1. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода.

37/2. Расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

38/3. Клеточное строение живых организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Лабораторная работа №1. Строение клетки.

Урок лабораторная работа.

39/4. Разнообразие клеток растительного и животного организмов.

40/5. Разнообразие живого. Царства живой природы.

41/6. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

42/7. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.

43/8. Практическая работа №6. Приспособленность организмов к среде обитания.

Урок практическая работа.

44/9. Растения и животные разных материков.

45/10. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанный лес, степи, пустыни, влажный тропический лес.

46/11. Практическая работа №7. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием фотографий, атласов-определителей.

Урок практическая работа.

47/12. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды.

48/13. Жизнь в морях и океанах. Донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

49/14. Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле.

Систематизация и обобщение знаний.

5

Человек на Земле

50/1. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека.

51/2. Первые люди: человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный.

52/3. Как человек открывал Землю.

53/4. Открытие Австралии и Антарктиды.

54/5. Десять великих путешественников.

Урок-игра

55/6. Как человек изменил Землю.

56/7. Три подарка человека самому себе и своей планете.

57/8. Жизнь под угрозой.

58/9. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

59/10. Здоровье человека и безопасность жизни. Образ жизни.

60/11. Вредные привычки и их профилактика.

61/12. Здоровье человека и безопасность жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях.

62/13. Здоровье человека и безопасность жизни. Простейшие способы оказания первой помощи.

63/14. 64/15. Исследовательский проект по теме: «Есть ли экологические проблемы в нашем крае?».

Уроки защиты проектов.

65/16. Обобщающий урок. Что мы узнали о жизни человека на Земле.

Контрольный урок.

6

Резервное время.

Значение изучения клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и медицины. Практическая работа №8. Измерение роста и массы своего тела. Овладение способами оказания первой доврачебной помощи.

Урок практическая работа.

7

Итого

Итоговая контрольная работа

Анализ итоговой контрольной работы

65



7. Использованная литература

1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по природоведению Министерства образования Российской Федерации ( профильный уровень), 2005г., сайт МО РФ.

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по природоведению Министерства образования Российской Федерации (базовый уровень), 2005г., сайт МО РФ.


© 2010-2022