Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

При изучении курса биологии в 7 классе по программе рекомендуется провести лабораторную работу «Разнообразие ракообразных». В учебнике инструктивной карточки для её проведения нет, мною составлена лабораторная работа по данной теме.Эта работа позволяет познакомить с широко распространенными в природе пресноводными и наземными ракообразными. Изучить особенности строения и некоторые процессы жизнедеятельности.В работе приводится описание наиболее распространенных ракообразных. В ходе выполнения ра...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

Лабораторная работа «Разнообразие ракообразных», 7 класс

Цель работы: познакомить с широко распространенными в природе пресноводными и наземными ракообразными. Изучить особенности строения и некоторые процессы жизнедеятельности.

Оборудование: таблицы с изображением ракообразных, рисунки с изображением дафнии, циклопа, щитня, водяного ослика, мокрицы.


Инструктивная карточка к лабораторной работе «Разнообразие ракообразных».

  1. Рассмотрите строение рачка дафнии на рисунке 1. Найдите органы, расположенные на голове: крупный фасеточный глаз и двуветвистые усики, главные гребные конечности. Обратите внимание на грудные ножки под панцирем. Они обеспечивают приток свежей воды к жабрам и отцеживают пищу. Найдите просвечивающие через прозрачные покровы изогнутую трубку кишечника, расположенное за ней на спинной стороне пульсирующее округлое сердце, а под сердцем - выводковую камеру с яйцами или молодью. Обратите внимание на отсутствие конечностей на брюшке.

  1. Рассмотрите на рисунке 2 циклопа. Найдите слитную головогрудь, четыре свободных сегмента груди и членистое брюшко с раздвоенной вилочкой на конце. На голове рассмотрите один простой глаз и первую пару очень длинных усиков. У самки циклопа рассмотрите прикрепленные к брюшку с двух сторон большие яйцевые мешки.

  2. Рассмотрите на рисунке 4 водяного ослика. Найдите голову с двумя парами усиков, семь свободных члеников груди с ножками и короткое слитое брюшко. Брюшные конечности сильно видоизменены, только последнюю шестую пару можно видеть со спины - это вилообразные придатки, остальные сильно сплющены и плотно прижаты к брюшку (выполняют функцию жабр).

  3. Рассмотрите на рисунке 5 мокрицу. Отметьте черты сходства с водяным осликом - они относятся к одному отряду равноногих раков.

  4. Рассмотрите на рисунке 3 строение щитня. Найдите головогрудь, покрытую панцирем (щитом), короткое членистое брюшко с длинной вилочкой на конце. Найдите глаза на головной части щита. Длинные нитевидные придатки на первых парах грудных ножек заменяют щитням плохо развитые усики.

  5. Заполните в таблице 1 столбец «Отличительные особенности», используя рисунки 1-5 и текст инструктивной карточки.

Группа ракообразных

Представители

Отличительные особенности

Жаброногие раки

Щитень, дафния

Челюстеногие раки

Циклоп, карпоед, морской желудь, морская уточка

Высшие раки

Равноногие (водяной ослик, мокрица)

Десятиногие (креветки, раки, крабы)


  1. Подведение итогов работы: письменно ответьте на вопросы:

Как дышат различные ракообразные?

Где расположены их органы дыхания.

Как различные ракообразные проявляют заботу о потомстве?

Рис. 1. Дафния


Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

1 фасеточный глаз,

  1. двуветвистые усики

(антенны):

  1. сердце

  2. выводковая камера:

  3. кишечник

  4. брюшко:

  5. створки панциря

  6. грудные ножки

Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

Рис. 2. Циклон, самка со спинной стороны

  1. первая пара усиков (антеннулы):

  2. глаз:

  3. головогрудь:

  4. свободные сегменты труди:

  5. яйцевой мешок:

  6. брюшко:

  7. вилочка.

  8. кишечник.

  9. вторая пара усиков.


Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

Рис. 3. Щитень летний:

1 - глаза.

2 -усовидные придатки грудных конечностей;

  1. брюшко с вилочкой;

  2. головогрудь, покрытая щитом

Рис. 4. Водяной ослик


Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

  1. первая пара усиков;

  2. вторая пара усиков:

  3. голова:

  4. грудные ножки.

  5. шестая пара брюшных ножек;

  6. брюшко:

  7. грудн ые сегменты


Исследовательская деятельность учащихся на лабораторных работах в 7 классе

Рис. 5 Мокрица

© 2010-2022