- Преподавателю
- Биология
- Программа курса Основы медицинских знаний
Программа курса Основы медицинских знаний
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева С.К. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Статус
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе. Выявление и устранение причин, приводящих к отклонениям и нарушениям здоровья.
Для решения проблем сохранения здоровья и профилактики ряда заболеваний в школе может быть разработана целая система мероприятий, носящих здоровьесберегающий характер, являющийся основой для дальнейшей профориентации школьников.
Данный курс по выбору для 9 класса является одним из этих мероприятий.
Кроме того, курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся 9 класса по вопросам анатомии, физиологии и гигиены человека, на закрепление интереса к биологии.
Структура курса позволяет повысить знания учащихся, раскрыть творческие способности, научиться проводить исследования. Это позволит учащимся в будущем осуществить сознательный выбор пути дальнейшего продолжения образования.
Курс составлен на 17 часов. В основе лежат теоретические и практические занятия.
2. Структура документа
Программа включает:
- титульный лист;
- пояснительную записку
- календарно-тематическое планирование курса для 8 класса.
3. Роль и место курса в обучении
курс «Основы медицинских знаний», в котором предусмотрено изучение таких вопросов, как
- правила оказания первой медицинской помощи при нарушениях здоровья.
- личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;
- взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;
- закаливание организма в домашних условиях;
- гигиена опорно-двигательного аппарата;
- отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами (биология,ОБЖ, физическое воспитание и др.).
4.Цель и задачи:
цель - создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.
Задачи -предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Школьный курс «Основы медицинских знаний» ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о медицине, здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи.
- профессиональная ориентация, выбор профиля в дальнейшем.
Тематический план и программа курса по выбору «Основы медицинских знаний» рассчитаны на 17 часа в год. Большое внимание при организации и подготовке занятий уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны разработано 6 практических работ.
5.Результаты обучения
Учащиеся должны знать основные правила, необходимые для сохранения и поддержания здоровья. Формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Профессиональной ориентации.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
дом. Задание
Основное содержание
Оборудование
Тип урока
Форма организации познавательной деятельности
Контроль
1.
Медицина в нашей стране. Понятие о ЗОЖе.
-Понятие о здоровом образе жизни;
ММП
Урок - актуализация
фронтальная
устный текущий
-Пути его формирования;
- Кто такой здоровый человек.
2
Режим дня школьника.
- Что такое режим труда и быта;
Комбинированный урок
индивидуальная
письменный: по итогам практической работы
Составить режим
-Понятие о правильном распорядке дня;
таблица
- Пр. работа №1 «Составление режима дня»
3
Оказания первой медицинской помощи
- Что такое травмы, их виды.
Комбинированный урок
индивидуальная
письменный: по итогам практической работы
Оказание доврачебной помощи при переломах и кровотечениях
Отчет
пр раб 2
4
Личная гигиена.
-Понятие о личной гигиене;
Урок изучения нового материала
фронтальная
письменный: по результатам работы в тетради
- история вопроса о гигиене;
практическая работа
Заполнить табл.
Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены; Влияние шумов на работоспособность ; Пр. работа№3 «Найди человека»
Карточки с заданием
5
Профилактика кожных заболеваний.Строение кожи.
- Значение здоровой кожи для организма человека;
Урок изучения нового материала
фронтальная
устный текущий
-Виды заболеваний кожи
Таблица ММП
-Профилактика кожных заболеваний;
-Гигиена кожи.
-Особенности кожи у детей и подростков.
6
Гигиена полости рта. Органы ротовой полости.
-Строение органов ротовой полости;
Урок изучения нового материала
фронтальная
письменный: по результатам работы в тетради
конспект
Значение органов ротовой полости.
ММП таблица
-Основные способы ухода за полостью рта.
муляж
7
Влияние высоких температур на организм.
сообщения
-О влиянии высоких температур на организм человека;
карточки
Урок изучения нового материала
фронтальная
устный текущий
Тепловой удар, ожоги.Первая помощь
8
Профилактика вирусных инфекций.
-Профилактика вирусных инфекций: способы и приемы.
Урок изучения нового материала
фронтальная
устный текущий
-Грипп, простуда и борьба с ними.
9
Понятие о закаливании организма.
- Что такое закаливание.
Урок изучения нового материала
фронтальная
устный текущий
- Основные способы закаливания организма;
-Как правильно начать закаливающие процедуры.
10
Питание и здоровье.
-Понятие о рациональном питании;
Урок изучения нового материала
фронтальная
устный текущий
рисунок
-Польза и вред диет;
упаковки, литература
Практическая работа №5
-Правильное питание школьника;
Практическая работа №5 «О чем может рассказать упаковка».
11
«Составление суточного пищевого рациона школьника»
отчет
«Составление суточного пищевого рациона школьника»
литература, карточки
Комбинированный урок
индивидуальная
письменный: по итогам практической работы
(практическая работа )
(практическая работа №6 )
12
вредные привычки
-Немного истории;
Урок изучения нового материала
индивидуальная
устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции
сообщения.
курение.
- Профилактика ;
ММП
- Подросток и алкоголь.
13
Травматизм и его профилактика.
- Понятие о травматизме;
Урок изучения нового материала
фронтальная
устный текущий
- Виды травм и их последствий;
таблица
-Профилактика травматизма у детей и подростков.
Скелет, бинт, шина.
- Школьный травматизм и его профилактика.
14
Отравление и его профилактика.
-Понятие об отравления;
Урок изучения нового материала
индивидуальная
устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции
-Классификация отравлений и их влияние на организм человека;
рисунок
- Профилактика отравлений у детей и подростков.
муляжи и таблицы
-Пищевые отравления.
- О Ядовитых грибах, растениях и животных.
-Приемы первой помощи при отравлении.
15
Что нужно знать о лекарствах.
- Об опасности самолечения;
Урок изучения нового материала
фронтальная
устный текущий
-О хранении лекарств в доме;
сообщения.
-Приемы первой помощи при лекарственной передозировке; - Когда и как нужно принимать лекарства.
инструкции
16
Внутренняя боль и её опасность.
- Понятие о внутренней боли;
Урок изучения нового материала
фронтальная
устный текущий
- Разновидности внутренней боли;
Повторение
- симптомы заболеваний (аппендицит, зубная боль, головная боль, боли после ушибов и травм, кровяное давление)_
ММП
- Опасность внутренней боли;
-Профилактика и первая помощь.
17
Контрольно-обобщающий урок
Выполнение зачетных заданий в игровой форме.
Урок контроля знаний
парная
тематический устный и письменный
Литература.
-
Гилеева, Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. - М.: Журнал "Биология в школе". №2, 1998, с.36-40.
-
Колесов, Д.В. Здоровье и укрепляющие факторы. - М.: Журнал "Биология в школе". №3,1989.
-
Потапов, А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений.// Биология в школе. - №3. - 1988.
-
Суровегина, И.Т. Три урока о здоровом образе жизни. //Биология в школе. - №3. -1989.
5 Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 1989.