Программа курса Основы медицинских знаний

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Статус

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе. Выявление и устранение причин, приводящих к отклонениям и нарушениям здоровья.

Для решения проблем сохранения здоровья и профилактики ряда заболеваний в школе может быть разработана целая система мероприятий, носящих здоровьесберегающий характер, являющийся основой для дальнейшей профориентации школьников.

Данный курс по выбору для 9 класса является одним из этих мероприятий.

Кроме того, курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся 9 класса по вопросам анатомии, физиологии и гигиены человека, на закрепление интереса к биологии.

Структура курса позволяет повысить знания учащихся, раскрыть творческие способности, научиться проводить исследования. Это позволит учащимся в будущем осуществить сознательный выбор пути дальнейшего продолжения образования.

Курс составлен на 17 часов. В основе лежат теоретические и практические занятия.

2. Структура документа

Программа включает:

- титульный лист;

- пояснительную записку

- календарно-тематическое планирование курса для 8 класса.

3. Роль и место курса в обучении

курс «Основы медицинских знаний», в котором предусмотрено изучение таких вопросов, как

- правила оказания первой медицинской помощи при нарушениях здоровья.

- личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;

- взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;

- закаливание организма в домашних условиях;

- гигиена опорно-двигательного аппарата;

- отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами (биология,ОБЖ, физическое воспитание и др.).

4.Цель и задачи:

цель - создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.

Задачи -предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Школьный курс «Основы медицинских знаний» ставит следующие задачи:

- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

- формирование системы знаний о медицине, здоровье и здоровом образе жизни;

- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи.

- профессиональная ориентация, выбор профиля в дальнейшем.

Тематический план и программа курса по выбору «Основы медицинских знаний» рассчитаны на 17 часа в год. Большое внимание при организации и подготовке занятий уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны разработано 6 практических работ.

5.Результаты обучения

Учащиеся должны знать основные правила, необходимые для сохранения и поддержания здоровья. Формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Профессиональной ориентации.





Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

дом. Задание

Основное содержание

Оборудование

Тип урока

Форма организации познавательной деятельности

Контроль

1.

Медицина в нашей стране. Понятие о ЗОЖе.


-Понятие о здоровом образе жизни;

ММП

Урок - актуализация

фронтальная

устный текущий


-Пути его формирования;


- Кто такой здоровый человек.

2

Режим дня школьника.

- Что такое режим труда и быта;

Комбинированный урок

индивидуальная

письменный: по итогам практической работы

Составить режим

-Понятие о правильном распорядке дня;

таблица

- Пр. работа №1 «Составление режима дня»

3

Оказания первой медицинской помощи


- Что такое травмы, их виды.

Комбинированный урок

индивидуальная

письменный: по итогам практической работы


Оказание доврачебной помощи при переломах и кровотечениях

Отчет

пр раб 2

4

Личная гигиена.

-Понятие о личной гигиене;

Урок изучения нового материала

фронтальная

письменный: по результатам работы в тетради

- история вопроса о гигиене;

практическая работа

Заполнить табл.

Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены; Влияние шумов на работоспособность ; Пр. работа№3 «Найди человека»

Карточки с заданием

5

Профилактика кожных заболеваний.Строение кожи.

- Значение здоровой кожи для организма человека;

Урок изучения нового материала

фронтальная

устный текущий

-Виды заболеваний кожи

Таблица ММП

-Профилактика кожных заболеваний;

-Гигиена кожи.

-Особенности кожи у детей и подростков.

6

Гигиена полости рта. Органы ротовой полости.

-Строение органов ротовой полости;

Урок изучения нового материала

фронтальная

письменный: по результатам работы в тетради

конспект

Значение органов ротовой полости.

ММП таблица

-Основные способы ухода за полостью рта.

муляж

7

Влияние высоких температур на организм.

сообщения

-О влиянии высоких температур на организм человека;

карточки

Урок изучения нового материала

фронтальная

устный текущий

Тепловой удар, ожоги.Первая помощь

8

Профилактика вирусных инфекций.

-Профилактика вирусных инфекций: способы и приемы.

Урок изучения нового материала

фронтальная

устный текущий

-Грипп, простуда и борьба с ними.

9

Понятие о закаливании организма.

- Что такое закаливание.

Урок изучения нового материала

фронтальная

устный текущий

- Основные способы закаливания организма;

-Как правильно начать закаливающие процедуры.

10

Питание и здоровье.

-Понятие о рациональном питании;

Урок изучения нового материала

фронтальная

устный текущий

рисунок

-Польза и вред диет;

упаковки, литература

Практическая работа №5

-Правильное питание школьника;

Практическая работа №5 «О чем может рассказать упаковка».

11

«Составление суточного пищевого рациона школьника»

отчет

«Составление суточного пищевого рациона школьника»

литература, карточки

Комбинированный урок

индивидуальная

письменный: по итогам практической работы

(практическая работа )

(практическая работа №6 )

12

вредные привычки

-Немного истории;

Урок изучения нового материала

индивидуальная

устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции

сообщения.

курение.

- Профилактика ;

ММП

- Подросток и алкоголь.

13

Травматизм и его профилактика.

- Понятие о травматизме;

Урок изучения нового материала

фронтальная

устный текущий

- Виды травм и их последствий;

таблица

-Профилактика травматизма у детей и подростков.

Скелет, бинт, шина.

- Школьный травматизм и его профилактика.

14

Отравление и его профилактика.

-Понятие об отравления;

Урок изучения нового материала

индивидуальная

устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции

-Классификация отравлений и их влияние на организм человека;

рисунок

- Профилактика отравлений у детей и подростков.

муляжи и таблицы

-Пищевые отравления.

- О Ядовитых грибах, растениях и животных.

-Приемы первой помощи при отравлении.

15

Что нужно знать о лекарствах.

- Об опасности самолечения;

Урок изучения нового материала

фронтальная

устный текущий

-О хранении лекарств в доме;

сообщения.

-Приемы первой помощи при лекарственной передозировке; - Когда и как нужно принимать лекарства.

инструкции

16

Внутренняя боль и её опасность.

- Понятие о внутренней боли;

Урок изучения нового материала

фронтальная

устный текущий

- Разновидности внутренней боли;

Повторение

- симптомы заболеваний (аппендицит, зубная боль, головная боль, боли после ушибов и травм, кровяное давление)_

ММП

- Опасность внутренней боли;

-Профилактика и первая помощь.

17

Контрольно-обобщающий урок

Выполнение зачетных заданий в игровой форме.

Урок контроля знаний

парная

тематический устный и письменный

Литература.


  1. Гилеева, Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. - М.: Журнал "Биология в школе". №2, 1998, с.36-40.

  2. Колесов, Д.В. Здоровье и укрепляющие факторы. - М.: Журнал "Биология в школе". №3,1989.

  3. Потапов, А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений.// Биология в школе. - №3. - 1988.

  4. Суровегина, И.Т. Три урока о здоровом образе жизни. //Биология в школе. - №3. -1989.

5 Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 1989.


© 2010-2022