• Преподавателю
  • Биология
  • «Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС»

«Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС»

Данная работа содержит информацию  на тему «Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС».        В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. И приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественны...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чекурова Олеся Павловна,

учитель биологии,

МАОУ «Медико-биологический лицей», г. Саратов

«Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС».


В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. И приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций.

Понятие педагогической технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель - содержание - методы [5].

В своей образовательной практике, я применяю шесть основных групп эффективных педагогических технологий.

Структурно-логические технологии

Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя.».

В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала [1].

В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие «системы». При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие «биологическая система» - основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11 классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение [5].

Учащимся среднего звена я объясняю понятие «система». Система (греч. - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).
Элемент системы - это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняют в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей:

«Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС».

Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенностями живых систем. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

Развитие системного мышления учащихся - процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия «Уровни организации жизни». Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.

Работу над системой общебиологических понятий необходимо планировать на весь курс биологии с 6 по 11 класс. При этом важно выделить ведущие, основные биологические понятия. Не все биологические понятия, предусмотренные программой, несут общеразвивающую нагрузку, не все используются в дальнейших темах. Необходимо выделять те из них, которые работают на систему биологических понятий, а не на сумму разрозненных знаний [6].


Примеры использования элементов системного подхода из практики:

«Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС».

Рисунок 1. Элементы системного подхода в образовательной практике.
«Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС».
Рисунок 2. Элементы системного подхода в образовательной практике (схема).


Информационно-коммуникационные технологии

Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса [6].

Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:

  • работа с ЦОР и ЭОР;

  • лекции с мультимедийным сопровождением;

  • создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;

  • поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник;

Кроме того, информационные технологии и Интернет обеспечивают возможность дистанционного образования, без которого современное общество существовать уже не может. Преимущества дистанционного обучения настолько очевидны, что именно в этом направлении я вижу дальнейшее развитие ИКТ в образовании [4].

Однако, работа учителя с теми или иными программами и сервисами не обязательно должна ограничиваться подготовкой материалов к урокам и созданием мультимедиа-продуктов и пособий. За последние годы широкое распространение получили интернет-сервисы, которые позволяют не только разрабатывать объекты мультимедиа, например, презентации, слайд-шоу, интерактивные плакаты, но и размещать их в сети для совместного доступа и последующей работы с ними. Более того, появилось множество социальных сетей, которые делают удобным и доступным не только процесс общения, но и обеспечивают передачу документов, изображений, видеоматериалов и приложений между пользователями, что крайне важно для тех, кто использует данные сети в образовательных целях[3].

Однако, использование популярных социальных сетей не только для общения, но и для обучения не всегда оправдано. Как правило, существует множество отвлекающих факторов, не позволяющих сосредоточиться на решении учебных вопросов, поэтому для успешного обучения и совместной работы необходимо обратить внимание и на другие сетевые сервисы, которые предоставляют те же возможности, но не содержат рекламы и информации развлекательного характера. В качестве примера можно привести следующие:

RealtimeBoard, с помощью которого можно без труда организовать совместную работу в сети для создания различных презентаций, ментальных карт, заметок и много другого;

Symbaloo, позволяющий создавать виртуальные рабочие столы и сохранять в них ссылки на полезные сайты;

MindMeister - сервис для создания ментальных карт с возможность совместного доступа и т.д. [3].

Их возможности очень разнообразны, но нужно отметить, что данные сервисы больше подходят для решения конкретных задач и создания определенных типов продуктов. По этой причине они не смогут обеспечить полноценное взаимодействие учителя с учащимися. Некоторые из них являются англоязычными, либо имеют частичную русификацию, что вызывает определенные затруднения при их использовании, особенно если уровень владения английским языком довольно низкий [3].

Одними из самых удобных, понятных и доступных в использовании являются сервисы Google с большим количеством инструментов для коллективной и индивидуальной работы. С помощью данных сервисов можно создавать:

документы, таблицы, презентации с возможностью совместного редактирования и обсуждения на персональных и коллективных сайтах и блогах;

системы Google-поиска;

календари и заметки, позволяющие вести планирование, добавлять в них важные события;

альбомы Picasa с иллюстрациями и фотографиями;

различные обучающие видео, используя сервис YouTube, а также находить интересные видеоматериалы, добавлять видеофрагменты на свой сайт или блог, делиться ссылками с учащимися;

персональные веб-сайты, размещать на них учебные материалы, задания и вести обсуждения;

карты и маршруты, размещать их на своем сайте, делать отметки и прикреплять фотографии различных объектов.

Очевидно, что данные сервисы имеют широкие возможности для ведения успешной коллективной деятельности в сети, однако, не всегда есть необходимость использования абсолютно всех инструментов, и если говорить об основных сервисах, позволяющих учителю создать свое пространство в сети и приступить к организации совместной деятельности, то следует обратить внимание на сервисы Google Docs, Google Drive и Google Sites. Их использование совместно с подключаемыми приложениями предоставляет возможность для успешной коллективной и индивидуальной работы [10].

Google Docs (Документы Google) позволяют создавать текстовые документы, таблицы, презентации, рисунки и многое другое. По функционалу Документы Google уступают таким программным продуктам, как Microsoft Office и Open Office, но, несмотря на это, они поддерживают множество необходимых функций, не требуют установки на компьютер, так как открываются через браузер и идеально подходят для работы в сети. Все файлы создаются на Диске Google и сохраняются автоматически в процессе их редактирования. К созданным файлам можно применить различные параметры приватности: сделать их открытыми для всех пользователей, либо предоставить доступ отдельным лицам. Например, учитель может предоставить доступ к документу только учащимся своего класса, а все остальные не смогут просматривать созданный документ. Кроме того, созданные документы можно скачать на свой компьютер и открывать с помощью программ Microsoft Office.

Google Drive (Диск Google) - виртуальное хранилище объемом 15 гигабайт. На данном виртуальном диске можно сохранять файлы, найденные в сети или закачивать файлы с компьютера, а также делиться ими с другими пользователями. Для разрешения доступа к файлам существуют специальные настройки приватности, с помощью которых можно изменять параметры доступа. На диске также создаются и сохраняются документы, но их функционала не всегда бывает достаточно для создания сложных медиа-продуктов, например, ментальных карт, интерактивных плакатов или виртуальных выставок. Для решения этой задачи есть возможность подключить к диску различные сетевые сервисы для создания веб-приложений и удобного доступа к ним в дальнейшем.

Google Sites (Сайты Google) - сервис для создания персональных сайтов, не требующий специальных знаний об основах сайтостроения, поэтому он будет доступным и понятным практически любому пользователю. Для проведения совместной работы учитель может создать свой сайт, который будет содержать разнообразные материалы по изучаемым темам, интересные факты, ссылки, медиа-продукты, тесты и задания для учащихся, выполнять которые они могут при помощи Документов Google и отправлять результаты своей работы прямо на сайт учителя, например, размещать ссылки на выполненные задания в комментариях или прикреплять их к указанной странице сайта. На страницах сайта учитель может также размещать Google-карты, особенно эта функция может пригодиться при изучении географии. Например, ученикам дается задание отметить на карте какие-либо географические объекты, и они могут сделать это прямо на странице сайта, где расположена карта. Более того, Сайты Google позволяют размещать на страницах flash-приложения: виртуальные экскурсии, лаборатории, интерактивные плакаты по биологии и географии. У учителя также есть возможность размещать задания и создавать свои обучающие приложения, например, с помощью сервиса LearningApps и также встраивать их на сайт. Это могут быть викторины, кроссворды, тесты по биологии и географии, творческие задания, к примеру, на сопоставление названий растений и их фотографий или названий стран с материками, на которых они расположены. В комментариях учитель и учащиеся могут вести диалог, вместе решать вопросы, возникающие в процессе выполнения заданий. Также есть возможность создания и размещения на сайте коллекций полезных ссылок, например, на сайты музеев, заповедников, экологических организаций. Для создания таких коллекций можно воспользоваться сервисом Symbaloo [10].

Тренинговые технологии.

В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, очень важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА (задания, аналогичные структуре ЕГЭ и ГИА, используются мною начиная с 5 класса) . На уроках биологии бывает необходимо тренинговое занятие по обучению пятиклассников навыку настройки светового микроскопа. На таком занятии учащиеся настраивают микроскоп не с целью изучения микропреператов (они подбираются случайным образом), а с целью доведения навыков настройки до автоматизма, что позволяет существенно экономить время проведения лабораторных работ в дальнейшем [4].


Технология проблемного обучения.

Согласно мнению психологов, проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация к обучению возникает у обучающихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Желание разрешить проблему приводит к рождению потребности в новом знании [7].

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемым требованием.
Алгоритм постановки и решения проблемных ситуаций

(по М.И. Махмутову)

1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся

2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы

3. Поиск необходимой дополнительной информации

4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности

5. Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности [9].

Часто использую на практике в 5-6 классах материал из учебников линии А.А.Вахрушева, образовательная система «Школа 2010».В данной линии очень интересна схема построения и подачи материала. Каждый параграф начинается с постановки проблемы урока, актуализации знаний, необходимых для ее решения, далее решения проблемы(открытия нового знания) и применения полученных знаний на практике.
«Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС».

Рисунок 3. Скриншот параграфа учебника 6 класс.

В 6 кл. по теме "Транспорт веществ в растении" учащиеся впервые должны усвоить такие понятия как диффузия, осмос, концентрация веществ, транспирация, корневое давление и прочие. Для этого им необходимо знать особенности строения молекулы воды как диполя, что разноименно заряженные частицы притягиваются, как происходит испарение, и они движутся, как вещества растворяются и что такое концентрация веществ. Здесь требуются знания из физики, химии, чтобы суметь представить как молекулы воды "карабкаются" по тоненьким трубочкам - сосудам корней, стеблей, листьев, проникают в каждую клеточку.
В 7 классах в разделе "Животные" по теме "Тип Простейшие" необходимо решить вопрос взаимосвязи функции и строения органа (организма) и средой обитания. Этому способствует решение следующих задач:

1. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще?

2. Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

Игровые технологии.

Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации [4].

Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке. В частности, учащиеся 9 класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК[4]. Такое «представление» помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза. Аналогично в форме игры можно рассмотреть процессы митоза и мейоза. Также учащиеся с большим интересом изучают биографию выдающегося ученого, если вместо рассказа о нем в третьем лице, предстоит отвечать на вопросы «интервью», в котором учащийся предстает перед классом в образе данного ученого и отвечает на вопросы в первом лице.

Диалоговые технологии.

Диалоговые технологии в лицее связаны с созданием современной коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов. Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых учащиеся могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников или непосредственно обратиться к авторитетному деятелю создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников. Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet [4]. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, вступают в профильные сообщества (сайт Инфоурок - олимпиады, сайт Саратовского экологического центра - конкурс «Юннат»).




Литература

  1. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе - М.: Просвещение, 1985.

  2. Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Ловягин С.Н., Биология. 6 класс. (Они растут, цветут и пахнут), учебник для общеобразовательных учреждений, М.: 2012. - 144 с.

  3. Ефремова М.В. Возможности использования сервисов Веб 2.0 в современном образовании / М.В.Ефремова // Педагогический журнал. - 2011. - Вып. 1. - С.34-41.

  4. Некрасова Л.А. Эффективные педагогические технологии в школьном биологическом образовании // Интернет-журнал "Эйдос".- 2011. - №10.

  5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

  6. Столяренко Л.Д. Педагогика // Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2009.

  7. Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.

  8. Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. «Библиотека учителя». - М.: Вентана-Граф, 2001.

  9. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М.: АО «Столетие», 1995.

  10. Использование возможностей сервисов Google в образовательной деятельности [Электронный ресурс] / rcmediateka.rusedu.net/post/389/33957.


© 2010-2022