Рабочая программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область

Родионово-Несветайский район

сл. Аграфеновка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Аграфеновская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Аграфеновская СОШ»

_________________ Н.Б. Будникова

Приказ №____ от «___»______2015 года

м.п.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по БИОЛОГИИ

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

Среднего общее образование 6 класса

(начальное, основное, среднее)

Количество часов 34

Учитель Руденко Людмила Владимировна

(ФИО)

Программа разработана на основе базы программ основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы В.В. Пасечников, издательство М: Дрофа, 2013г.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)









2015 - 2016 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Рабочая программа ориентирована на УМК:

Учебник: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменныхрастений.6кл. - М.: Дрофа, 2013

Рабочая тетрадь: В. В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений». . 6кл.: рабочая тетрадь к учебнику - М.: Дрофа, 2013

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по биологии для 6 класса. Помимо тетради и учебника в состав УМК входит электронное приложение к учебнику drofa.ru

Все учебники линии для основной школы (5-9 классы) созданы под руководством В. В. Пасечника и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения.

Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

Данная программа по биологии разработана для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений на основе Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование - это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений»; и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение биологии в 6классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

  6. овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.

Планируется развивать следующие

умения познавательной компетентности:

Находить в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.

Самостоятельно на основе опорной схемы формулировать определения основных понятий курса биологии.

Сравнивать биологические объекты по предложенным критериям.

Характеризовать по предложенному плану биологические объекты.

Владеть приемами сопоставления биологических объектов.

Проводить фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.

Анализировать содержание рисунков, таблиц, схем.

умения информационной компетентности :

Отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.

Извлекать необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.

Пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации

Делать сообщения в соответствии с темой и примерным планом объемом 3-5 листов.

умения метапредметной компетентности:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Анализировать и сравнивать изучаемые объекты, осуществлять описание изучаемого объекта, определять отношения объекта с другими объектами.

Определять существенные признаки объекта, классифицировать объекты.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Проводить лабораторную работу в соответствии с

инструкцией.

Формирование и развитие экологического мышления.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик 6 класса должен

Знать/понимать

внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений

основные процессы жизнедеятельности растений

уметь

объяснять: связь особенностей строения органов растений со средой обитания; роль растений в жизни человека;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению

растений; работать с определительными карточками.

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

Предметные результаты освоения учебной программы


Обучающиеся должны знать: о многообразии живой природы; царства живой природы, основные методы исследования в биологии; признаки живого; экологические факторы; основные среды обитания живых организмов; правила работы с микроскопом; правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; разнообразие и распространение бактерий и грибов; роль бактерий и грибов в природе и жизни человека; основные группы растений; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; роль растений в биосфере и жизни человека. -внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; -видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Обучающиеся должны уметь: определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», отличать живые организмы от неживых; характеризовать среды обитания живых организмов; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; распознавать различные виды тканей; давать общую характеристику бактерий и грибов; отличать бактерии и грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль грибов и бактерий в природе и жизни человека; давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере; давать основную характеристику основных групп растений и основные этапы развития растительного мира. -различать и описывать органы цветковых растений; -объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; -изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты освоения учебной программы

Обучающиеся должны уметь: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников; определять существенные признаки объекта; анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунке и определять их; оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; работать с текстом и иллюстрациями учебника; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

-анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

-осуществлять описание изучаемого объекта;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта;

-классифицировать объекты;

-проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Личностные результаты освоения учебной программы

Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретическое познание природы на практике; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе; признание права каждого на собственное мнение; готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; умение слушать и слышать другое мнение.

МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Аграфеновская СОШ»

Данная программа рассчитана на 1 год - 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 (1ч в неделю).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсии Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Основные знания и умения


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

- различать и описывать органы цветковых растений;

- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

- изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять отношения объекта с другими объектами; - определять существенные признаки объекта;

- классифицировать объекты;

- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Раздел 2. Жизнь растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные процессы жизнедеятельности растений;

- особенности минерального и воздушного питания растений;

- виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

- определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Раздел 3. Классификация растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

- характерные признаки однодольных и двудольных растений;

- признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

- важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

- делать морфологическую характеристику растений;

- выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

- работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- различать объем и содержание понятий;

- различать родовое и видовое понятия;

- определять аспект классификации;

- осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- взаимосвязь растений с другими организмами;

- растительные сообщества и их типы;

- закономерности развития и смены растительных сообществ;

- о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

- определять растительные сообщества и их типы;

- объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- соблюдать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

- понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - уметь слушать и слышать другое мнение;

- уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Экскурсии

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

1. Строение семян двудольных растений. 2. Строение семян однодольных растений. 3. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. 4. Корневой чехлик и корневые волоски. 5. Строение почек. Расположение почек на стебле.

6. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. 7. Строение кожицы листа.

8. Внутреннее строение ветки дерева. 9. Строение клубня. Строение луковицы. 10. Строение цветка.

11. Соцветия. 12. Классификация плодов.


Жизнь растений

10

13. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

1.Зимние явления в жизни растений

Классификация растений

6

14. Строение пшеницы (ржи, ячменя)

2.Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте

Природные сообщества

4

3.Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

ИТОГО:

34

14

3

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС



Дата

Тема урока

Основные понятия изучаемые на уроке

Информ.-методич.

обеспечение

Деятельность учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

план

факт

РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1

07.09.


Строение семян двудольных растений

Лабораторная работа №1

«Строение семян двудольных растений»

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

Текст и рисунки учебника.

Биологичес-кие рисунки

Работа в парах с учебником.

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

Различать вегетативные и генеративные органы цветкового растения.

С.3-4,7

§1 Стр.8-9

2

14.09


Строение семян однодольных растений

Лабораторная работа №2 «Строение семян однодольных растений»

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

таблицы, приборы и инструменты биологической лаборатории,

семена растений.

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текс том и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

П: учащиеся могут на звать особен-ности строения семян двудольных и однодольных растений.

М/п: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов.

Л: формируется познавательный мо-

тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

§ 1

3

21.09


Виды корней. Типы корневых систем

Лабораторная работа №3 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

Таблицы, гербарии,

натуральные объекты

работа с текстом и иллюстрациями учебника, со-трудничество с учащимися класса при обсуждении.

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

П: учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня.

Л: формируется познавательный мо-

тив на основе интереса к изучению но вых для учащихся объектов.

§2

4

28.09


Строение корней


Лабораторная работа №4 «Корневой чехлик и корневые волоски»

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

Таблицы, слайды

Работа в малых группах

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

П: учащиеся знают выделяемые на

продольном срезе зоны корня, особенности строенияклеток различных зон корня в связи с выполняемойфункцией.

М/п: развиваются навыки делать вы вод о взаимосвязи строения органа с вы полняемыми им функциями.

§3

5

05.10


Условия произрастания и видоизменения корней

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Таблицы, слайды

Работа в малых группах

П: учащиеся знают выделяемые на

продольном срезе зоны корня, особенности строенияклеток различных зон корня в связи с выполняемойфункцией.

М/п: развиваются навыки делать вы вод о взаимосвязи строения органа с вы полняемыми им функциями.

§4

6

12.10


Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Лабораторная работа №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

таблицы, приборы и инструменты биологической лаборатории,

натуральные объекты

Работа в парах, работа с учебником,

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

П: учащиеся знают и могут рассказатьо строении побега и почек, о развитии побега из почки.

М/п: развивается умение проводить на блюдения, фиксировать результаты и на ихосновании делать выводы.

Л: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

§5

7

19.10


Внешнее строение листа.

Лабораторная работа №6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

таблица, рисунки учебника,

натуральные объекты,

гербарии

Работа в парах, работа с учебником,

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

П: учащиеся знают, могут назвать

особенности строения листьев и вы-полняемые имифункции.

Л: формируется научное мировоззре-

ние на основе установления взаимосвя-зи строенияоргана с выполняемыми им функциями.

§6

8

26.10


Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Лабораторные работы № 7 «Строение кожицы листа»

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

таблица, рисунки учебника,

демонстрационные микропрепараты

Работа в парах, работа с учебником,

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

П: учащиеся знают, могут назвать особенности внутреннего строения листьев.

М/п:Уметь работать с текстом параграфа, заполнение таблицы.

§7 - 8

9

09.11


Строение стебля. Многообразие стеблей

Лабораторная работа №8 «Внутреннее строение ветки дерева»

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

таблица, рисунки учебника,

натуральные объекты,

работа в парах,

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

П: учащиеся имеют представление о внешнем и внутреннем строении стебля

М/п: развиваются навыки делать вы вод о взаимосвязи строения органа с вы полняемыми им функциями

§9

10

16.11


Видоизменение побегов

Лабораторная работа №9 «Строение клубня. Строение луковицы»

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

таблица, рисунки учебника,

натуральные объекты,

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результа- тов, работа с текс том и иллюстрация ми учебника, со- трудничество с учащимися класса при обсуждении.

П: учащиеся знают о разных вариантах видоизмененных побегов, их биологическом ихозяйственном значении.

М/п: развивается умение выполнения ла бораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа

с выполняемыми им функциями.

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

§10

11

23.11


Цветок и его строение

Лабораторная работа № 10 «Строения цветка»

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

таблица, рисунки учебника, модель цветка

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

работа с текстом и иллюстрациями учебника, со-трудничество с учащимися класса при обсуждении.

П: учащиеся знают и могут рассказать

о строении цветка.

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

§11

12

30.11


Соцветия

Лабораторная работа № 11 «Соцветия»

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

таблица, рисунки учебника,

натуральные объекты

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результа- тов, работа с текс том и иллюстрация ми учебника, со- трудничество с учащимися класса при обсуждении

П: учащиеся умеют распознавать наи-

Болеераспространенные типы соцве-тий.

М/п: развивается навык выполнения ла бораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о биологическом значениисоцветий.

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

§12

13

07.12


Плоды и их классификация Распространение плодов и семян

Лабораторная работа № 12 «Классифика-ция плодов»

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

таблица, рисунки учебника,

натуральные объекты

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результатов

выполнение лаб.раб. по инструктивной карточке и оформление ее результа- тов, работа с текс том и иллюстрация ми учебника, со- трудничество с учащимися класса при обсуждении

П: учащиеся имеют представлениео строении плодов, их многообразии и вариантахклассификации.

М/п: развивается навык выполнения лаб раб. по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о биологическом значенииплодов.

Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся под водятся к выводу о родстве цвет ковых растений ивозникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции.

§13-14

14

14.12


Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний.

Бланки с тестовой работой, бланки ответов

Индивидуальная работа

П: учащиеся демонстрируют знания по пройденной теме.

М/п: развивается навык заполнения бланков ответов тестовой работы в соответствии с требованиями

Уметь рационально использовать и распределять время для работы

РАЗДЕЛ 2. Жизнь растений (10 часов)

15

21.12


Минеральное питание растений

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

Текст учебника, слайды презентации

работа с текстом ииллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов о существенных при знаках почвенного питания растений,

П: учащиеся знают, в чем заключает

ся и как происходит минеральное пита ние растений.

М/п: развивается умение самосто-

ятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию в ходе наблюдения за де-

монстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению

§15

16

28.12


Фотосинтез

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Оборудование для демонстрационного опыта, текст и рисунки учебника

работа с текстом ииллюстрациями учебника, наблюдения за демонстрируемыми учителем опытами, сотрудничествос учащимися класса при обсуждении их результатов

и вопроса о космической роли фотосин теза.

П: учащиеся знают о способе получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании орг.веществ.

М/п: развивается умение на основе

наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельностив клетках растений фиксировать, анализировать и

объяснять их результаты.

Л: формируется экологическая культу ра на основании осознания необходимости борьбыс загрязнением воздуха, ох раны растений и сохранения лесов.

§16

17

11.01


Дыхание растений

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Оборудование для демонстрационного опыта, текст и рисунки учебника

работа с текстом ииллюстрациями учебника, сотрудничество с учащими ся класса при обсуждении вопроса о взаимосвязипроцес сов дыхания и фотосинтеза.

П: знают об особенностях дыхания у растений, о значении дыхания

М.: осваивают основы исследовательской деятельности- умение наблюдать за жизнью растений, в ходе простейших биологических экспериментов развивается навык фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов

Л.: формируются познавательные потребности

§17

18

18.01


Испарение воды растениями. Листопад

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Оборудование для демонстрационного опыта, текст и рисунки учебника

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов опыта

П.: учащиеся знают о значении испарения воды.

М/п.: развиваются навыки исследовательской деятельности, умения наблюдать за жизнедеятельностью растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов.

Л.: формируются познавательные потребности.

§18

19

25.01


Передвижение воды и питательных веществ в растении

Лабораторная работа №13 «Передвижение веществ по побегу растения»

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

Оборудование для демонстрационного опыта, текст и рисунки учебника

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов опыта

П.: учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растении и о значении этих процессов для растения.

М/п.: развиваются навыки исследовательской деятельности, умения наблюдать за жизнедеятельностью растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов..

Л.: формируются основы научного мировоззрения

§19

20

01.02


Прорастание семян

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Оборудование для демонстрационного опыта, текст и рисунки учебника

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов опыта

П.: учащиеся могут перечислить условия прорастания семян.

М/п.: развиваютсяумения наблюдать за жизнедеятельностью растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов.

Л.: формируются основы научного мировоззрения

§20

21

08.02


Способы размножения растений

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Текст учебника, слайды презентации

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов

П.: учащиеся знают, что размножение- одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения растений и объяснить преимущества полового размножения перед бесполым.

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Л.:формируются познавательные потребности.

§21

22

15.02


Размножение споровых растений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Текст учебника, слайды презентации

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов

П.: учащиеся знают особенности размножения споровых растений.

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения

§22

23

22.02


Размножение семенных растений

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Текст учебника, слайды презентации

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов

П.: учащиеся знают об особенностях размножения семенных растений, умеют объяснить суть двойного оплодотворения у покрытосеменных

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений

§23-24

24

29.02


Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Текст учебника, слайды презентации

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов

П.: учащиеся знают особенности вегетативного размножения цветковых растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования.

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве

§25

РАЗДЕЛ 3. Классификация растений (6 часов)

25

07.03


Основы систематики растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов

П.: учащиеся имеют представление о классификации растений, знают основные систематические группы растений, умеют распознавать однодольные и двудольные растения.

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка.

§26

26

14.03


Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

Текст учебника, слайды презентации,

гербарии

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами, сотрудничество с учащимися при обсуждении

П.: учащиеся знают отличительные признаки растений семейства Крестоцветные и Розоцветные.

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника ,гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками .

§27

27

28.03


Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

Текст учебника, слайды презентации,

гербарии

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами, составление морфологического описания растения, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов

П.: учащиеся знают отличительные признаки растений семейства Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные.

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника ,гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками .

Л.: формируется познавательный интерес

§28

28

04.04


Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Лабораторная работа №14 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам

Текст учебника, слайды презентации,

гербарии

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами, составление морфологического описания растения, сотрудничество с учащимися при обсуждении результатов

П.: учащиеся знают отличительные признаки растений семейства Лилейные и Злаки, имеют представление об их многообразии

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника ,гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками .

Л.: формируется познавательный интерес

§29

29

11.04


Важнейшие сельскохозяйственные растения

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

Текст учебника, слайды презентации,

ТСО

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками информации, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений.

П.: учащиеся имеют представление о многообразии культурных растений и особенностях их агротехники.

М/п.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, готовить сообщения и выступать с ними перед одноклассниками, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения их сообщений.

§30

30

18.04


Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»


РАЗДЕЛ 4. Природные сообщества (4 часа)

31

25.04


Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Текст учебника, слайды презентации,

ТСО

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками информации, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений.

П.: учащиеся знают, что такое растительные сообщества, умеют различать их типы.

М/п.: развиваются умения работать с учебником, сотрудничать с одноклассниками.

Л.: формируется познавательный мотив и основы научного мировоззрения

§31

32

16.05


Развитие и смена растительных сообществ

Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

Текст учебника, слайды презентации,

ТСО

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками информации, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений.

П.: учащиеся знают, что такое растительные сообщества, умеют различать их типы.

М/п.: развиваются умения работать с учебником, сотрудничать с одноклассниками.

Л.: формируется познавательный мотив и основы научного мировоззрения

§31

33

23.05


Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето

Текст учебника, слайды презентации,

ТСО

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками информации, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений.

П.: учащиеся знакомятся с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе.

М/п.: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками информации, сотрудничать с одноклассниками при обсуждении имеющейся информации.

Л.: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру.

§32

34

26.05


Экскурсия Природное сообщество и человек

м/п.: развивается умение обобщать и систематизировать полученные знания.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-методический комплект

1. Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. Биология 5-9 классы. Составитель Пальдьяева Г.М. .: Дрофа

2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа

3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа

4. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа

Литература для учителя

1. Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. Биология 5-9 классы. Составитель Пальдьяева Г.М. .: Дрофа

2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа

3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа 4. Пасечник В.В. Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа

Литература для обучающихся

1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа

2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа

3. А.И.Никишов, Л.А.Косорукова «Ботаника. Дидактический материал». Пособие для учителей и учащихся.

4. Тайны живой природы.

Энциклопедия для учащихся. Цифровые образовательные ресурсы

1. Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиацентр, 2004.

2. Мультимедийное учебное пособие. Биология 5-9 классы. Часть 2. Растения. ООО Дрофа, 2008. Соответствует школьной программе; видеофрагменты и анимации биологических процессов; интерактивные издания, презентации для проведения уроков

3.Интерактивные наглядные пособия. Биология Строение и жизнедеятельность организма растения. Биология. Систематика и жизненные циклы растений». Биология. Строение высших и низших растений.

4. Интернет-ресурсы. С целью получения необходимой информации для организации образовательного процесса и индивидуальной исследовательской работы используются материалы, предлагаемые на сайтах:

Министерство образования РФ - ed.gov.ru

 Академия повышения квалификации и ПРО - ripc.rediline.ru

 Федеральный портал «Российское образование» - edu.ru

 Федеральный Интернет образования - fio.ru

 Сетевое объединение методистов (для учителей-предметников) - center.

 fio.ru/som Научная электронная библиотека - elibrari.ru

 Интренет программа Youtube для посмотра он-лайн уроков, учебных

 видеофильмов через интернет. Активный пользователь образовательных сайтов: school-collection.edu.ru,

 uchportal.ru, uroki.net, kljaksa.net, openсlass.ru, методисты.ru, videouroki.net, edu.ru, window.edu.ru.,исследовательские работы "Portfolio", "1September

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. - рассмотрение биологических процессов в развитии:

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. - использование биологических знаний в быту:

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. - объяснять мир с точки зрения биологии:

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. - понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных, лабораторных, письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО

учителей (предмет) __________ ФИО

подпись

Протокол №___

От «____»_________________2015 года

Рекомендовать

рабочую программу

к утверждению

Протокол заседания

Школьного МО

МБОУ «Аграфеновская СОШ»

от «____» августа 2015 года №____

Председатель ШМО __________

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

__________________ Н.П. Руденко

«____» августа 2015 года










© 2010-2022