Карточки - задания по предмету биология

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияКарточки - задания по предмету биологияПояснительная записка

Применение карточек-заданий, как и других средств обучения, следует рассматривать не как самоцель, а как средство конкретизации и развития понятий, а также приобретение умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации - для доказательств, и обобщений. Поэтому содержание карточек включает:

  1. Вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала (элементов строения изучаемого объекта, определения понятия и т.д.);

  2. Задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала, т. е. задания, с помощью которых осуществляется связь понятий данного курса;

  3. Задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного (например, задания, где необходимо умение делать выводы и обоснования в эволюционном плане).

Не менее важна роль карточек-заданий и для контроля знаний. Решающим здесь является содержание вопросов, поэтому проверка должна касаться не только знания фактического материала, но прежде всего понимания сущности процессов и явлении природы, возможности их познания. Вот почему важно не просто воспроизвести в памяти учащихся пройденный материал, но и сформировать у них умения использовать полученные знания для доказательства и обобщений. Для этого необходимы средства, помогающие целенаправленному, обучающему контролю. К ним относятся и дидактические карточки-задания, которые можно использовать с различными целями, в том числе с целью обучающего контроля. Это могут быть задания, контролирующие усвоение наиболее сложного фактического материала, а также задания, контролирующие наличие умений; осуществляющие взаимосвязь уже пройденного материала с изученным в настоящий момент; использующие приобретенные знания для доказательств, оснований и решений гипотетических задач.

Карточка-задание №1

(К теме «Селекция растений»)

Прочтите текст:

Подтверждением эволюционной теории явилась исследования датского генетика В. Иоганнсена. Он изучал действие отбора в популяциях и чистых линиях. Оказалось, что в пределах чистой линии (потомков самоопыляющихся растений, выращенных из одного зерна) отбор по величине, массе семян и другим признакам неэффективен. В то же время отбор в свободно скрещивающихся популяциях результативен.

Объясните, какую закономерность эволюционной теории подтверждают результаты этого исследования.



Карточка-задание №2

(К теме «Достижения селекции растений. Работы И.В.Мичурина»)

Ответьте на вопросы:

  1. Какую важную закономерность доминирования признаков у гибридов установил И.В. Мичурин? Приведите примеры.

  2. Каково значение этой закономерности для селекции?



Карточка-задание №3

(К темам «Селекция растений»; «Селекция животных»)

  1. Заполните таблицу:

Характеристика отдаленной гибридизации растений и животных

Метод селекции

Краткая характеристика

Причины бесплодия

Методы

восстановления

плодовитости

Примеры отдаленных гибридов

Значение для селекции и сельского хозяйства

Отдаленная

гибридизация

растений


Отдаленная гибридизация

животных



  1. Каково значение полиплоидии в создании и развитии культурных растений?


Карточка-задание №4

(К темам «Селекция животных»; «Создание высокопродуктивных пород домашних животных»)

  1. Заполните таблицу:

Типы скрещивания в животноводстве

Типы скрещивания

Краткая

характеристика

Когда

применяется

(цель)

Результаты скрещивания



Примеры

Значение для селекции и сельского хозяйства

положительные

отрицательные

Родственное


Неродственное



  1. Какое значение в животноводстве имеет метод испытания производителей по потомству? Приведите примеры.


Карточка-задание №5

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

  1. Заполните таблицу:

Методы селекции микроорганизмов

Методы селекции

микроорганизмов

Сущность метода

Примеры полученных микроорганизмов

Практическое

значение



  1. Какое значение для селекции растений, животных и микроорганизмов имеют генетические закономерности (передача наследственных свойств, изменчивость)?



Карточка-задание №6

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

Внимательно прочтите текст:

«Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии, благодаря успехам науки и техники, достижениям человеческого гения превратился в прекрасного лебедя генетической инженерии, современной биотехнологии и индустрии живых клеток»

Проиллюстрируйте примерами данное высказывание.


Карточка-задание №7

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

  1. Внимательно прочтите текст:

«В принципе возможен перенос генов из микроорганизмов в растения для придания последним новых ценных свойств, например способности фиксировать атмосферный азот. Еще более актуальны задачи переноса генов высших растений в микроорганизмы для создания принципиально новых продуцентов, способных обеспечить медицину, сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность продуктами, в настоящее время получаемыми в сельскохозяйственном производстве» (Академик Н.В. Турбин).

Используя раннее приобретенные знания, проиллюстрируйте примерами высказывание академика Н.В. Турбина.

  1. Исходя из содержания текста, раскройте возможные перспективы микробиологической науки в развитии различных отраслей народного хозяйства.

Укажите, какой биологический метод предлагается использовать для создания принципиально новых продуктов.

Карточка-задание №8

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

  1. Внимательно прочтите текст:

«Важную роль в жизни каждой клетки организма животных и человека и в жизни каждой дрожжевой и бактериальной клетки, в обмене веществ и энергии играют сахара и другие соединения углерода и водорода.

Так вот, микробиологическая промышленность возвращает живой жизни наших дней даже те сокровенные запасы этих веществ, которые были созданы растениями под действием солнечных лучей еще десятки и даже миллионы лет назад и хранились в глубоких тайниках природы» (Б.Я. Нейман)

Используя полученные


знания, разъясните смысл содержания данного отрывка.

  1. Покажите, что имел в виду автор, говоря о том, что микробиологическая промышленность возвращает жизни запасы углерода и водорода.

Карточка-задание №9

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

  1. Внимательно прочтите текст:

Производительность биосинтеза биомассы у микроорганизмов (дрожжей), растущих на парафиновых средах, значительно выше, чем целлюлозных (древесных).

Каковы причины данного явления, если учесть, что основными составными единицами биомассы (органических соединений) являются углерод (С) и водород (Н)?

  1. В чем потенциальное преимущество производственного микробиологического процесса, связанного с биосинтезом на парафине?

(Предполагаемые ответы: 1. Концентрация С и Н в парафиновых питательных средах выше, чес в древесине (целлюлозе). 2. Производство парафинов осуществляется на основе продуктов нефтяной и газовой промышленности, что позволяет сохранить запасы древесины- зеленой лаборатории планеты).

Карточка-задание №10

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

Ответьте на вопрос:

Можно ли с помощью продуктов, изготовленных из древесины, получить говядину, свинину, курятину или яйца домашних птиц и какими способами?


Карточка-задание №11

(К теме «Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Внимательно прочтите текст:

Дрожжи накапливают белок в 100 тысяч раз быстрее, чем организм быка! Бактерии накапливают биомассу и белок еще быстрее, чем дрожжи.

Как вы объясните такую большую разницу в накоплении белка и биомассы?

Карточка-задание №12

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

  1. Внимательно ознакомьтесь с данными таблицы:

Представитель

Прирост биомассы (за сутки)

Прирост белка

(за сутки)

Бык (300 кг)

Дрожжи (300 кг)

1,2 кг

25 тыс. кг

120 г

  1. ыс. кг

Чем вы объясните, исходя из данной таблицы, такую большую разницу в накоплении белка и биомассы у представителей крупного рогатого скота и одноклеточных организмов?

(Предполагаемый ответ. Здесь проявляется закон природы: энергия роста и размножения живых организмов и образуемая ими масса живого вещества обратно пропорциональны величине этих организмов).

Карточка-задание №13

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

  1. Ознакомьтесь с содержанием закона природы: энергия роста и размножения живых организмов и образуемая ими масса живого вещества обратно пропорциональны их величине.

  2. Обоснуйте, исходя из данного закона природы и учитывая, что продолжительность выращивания крупного рогатого скота равна 400-800 дням, свиней-180-22-, цыплят-45-6-, кто из указанных представителей домашних животных обладает наиболее высокой производительностью.

Карточка-задание №14

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

  1. Внимательно прочтите текст:

Академик В.И Вернадский-основоположник науки биогеохимии - открыл, что бактерии обладают максимальной для живых организмов…

Что установил академик В.И Вернадский, изучая бактерии?

  1. Докажите, правомерно ли связывать, казалось бы, далекие по содержанию понятия «изобилие» и «микроб».

(Предполагаемый ответ. Бактерии обладают максимальной для живых организмов энергией химических превращений на Земле).

Карточка-задание №15

(К теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»)

Внимательно прочтите текст:

«Микробиологическая промышленность - одна из самых удивительных новых отраслей, рожденных научно-технической революцией.

Используя микроскопически малые живые организмы, она уже сегодня производит сотни тысяч тонн белка, тысячи тонн аминокислот, средств защите растений, ферментных и других препаратов» (Академик Г.К. Скрябин).

Проиллюстрируйте примерами каждую из отраслей микробиологической промышленности, упомянутых в высказывании академика Г.К. Скрябина.

Карточка-задание №16

(К теме «Создание высокопродуктивных пород животных.

Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Прочтите текст и дайте обоснованный ответ:

Почему культуру клеток используют также для более быстрого и эффективного отбора организмов с важными свойствами, как, например, устойчивость к гербицидам, солено и кислотоустойчивость, способность выдерживать высокие и низкие температуры либо расти при определенной длине дня?

(Предполагаемый ответ. Проведение такой селекции на целых растениях потребовало бы огромной работы по многократному отбору в течений многих десятков лет).

Карточка-задание №17

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Внимательно прочтите текст:

«Не без основания может быть поставлен вопрос: не сведется ли в будущем успешная культура и богатые урожаи хлебных растений на приспособление почвы к роскошнейшему развитию в ней микроскопических существ?», (Академик А.С.Фаминцин).

Используя знания о жизнедеятельности микроорганизмов, раскройте смысл данной цитаты.


Карточка-задание №18

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

  1. Внимательно прочтите текст:

Приемы и методы... помогают биологу превратиться, по сути, в конструктора ..., в инженера новых невиданных организмов.

Вставьте пропущенные слова.

  1. Подтвердите сказанное примерами, известными вам из курса биологии.

(Предполагаемый ответ. На основе внедрения генов человека или животных в геном бактериальной клетки в промышленном масштабе получены такие лекарственные препараты, как инсулин, соматотропин, интерферон.)

Карточка-задание №19

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Ознакомьтесь с данными, иллюстрирующими возможные методы борьбы с сорными растениями в посевах зерновых и пастбищных культур.

  1. В посевах зерновых и пастбищных культур широко распространены сорняки: хондрилла обыкновенная и группа щавелей.

  2. Сорняки подавляют возбудители их болезней: бактерии, грибы, вирусы.

  3. Вирусы поражают сорняк, однако гибнут и культурные растения (до 20%).

  4. Применение химических гербицидов уничтожает сорняк (до 87%).

  5. Грибы (пуцинна хондрилла и уромицес румицис) - возбудители ржавчины, которая быстро поражает сорное растение, угнетает его рост (до 70%).

  6. Гербициды и пестициды медленно разлагаются и накапливаются в почве.

Предлагается: а) выбрать наиболее эффективный способ борьбы с определенным сорняком; б) привести доказательства правильности данного выбора.

Карточка-задание №20

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Прочтите текст:

По мере концентрации животноводства, роста городов и крупных населенных пунктов роль микробов, интенсифицирующих биологическую очистку сточных вод и превращающих навоз и другие органические отходы в плодородный пахотный слой (гумус), будет приобретать все большее значение.

Раскройте роль биотехнологии в решении данной проблемы.

(Предполагаемый ответ. Микробиологическая промышленность должна вырабатывать препараты высокоактивных бактерий, способных ускорить создание почв и интенсифицировать биологическую очистку городских сточных вод.)

Карточка-задание №21

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

  1. Прочтите текст:

Индустриализация и химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, перевод животноводства на промышленную основу, неизмеримо увеличивая их производительность, порождают новые сложные проблемы оздоровления земли.

Конкретными примерами подтвердите правильность данного утверждения.

Какие наиболее актуальные проблемы оздоровления земли для настоящего времени вам известны?

Карточка-задание №22

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Прочтите текст:

Протопласты растительных клеток можно «сливать» друг с другом.

Ответьте на вопрос: как воспользовались этим свойством ученые-биологи, и к каким практическим результатам это привело?



Карточка-задание №23

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

  1. Обоснуйте, почему получение безвирусных растений биологи считают наиболее важным из того, что дало культирование клеток для практики сельского хозяйства.

Как можно получить гибриды видов растений, которые обычным путем не скрещиваются?

Карточка-задание №24

(к теме «Создание высокопродуктивных животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Прочтите текст:

Растения, как и животные, не усваивают свободного азота, а должны получать его извне в связанном виде, обычно в виде солей аммония (NH4). Связывание азота происходит в немногих видах микроорганизмов - азотофиксирующих бактериях, а также азотофиксирующих цианобактериях (сине-зеленых водорослях).

Определите, какие задачи стоят перед биотехнологией для решения проблемы фиксации азота, учитывая, что: а) растения вступают в симбиоз с немногими видами бактерий; б) азотофиксирующие бактерии живут в основном на бобовых растениях; в) образование ферментов, фиксирующих азот у азотобактерий, контролируется специальными генами фиксации азота (ниф-генами).

Карточка-задание №25

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

1.Прочтите текст:

Культуру растительных клеток выгодно использовать для быстрого размножения медленно растущих клеток растений как источник многих ценных веществ: нужных для медицины алкалоидов, гликозидов, заменителей сахара и др.

Подтвердите примерами данное положение.

2.Раскройте сущность названного метода и обоснуйте его экономичность.


Карточка-задание №26

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Внимательно прочтите текст:

В США с помощью ферментов, выделяемых микроорганизмами, из кукурузы вырабатывают 2 млн. т фруктозного сиропа. Так как фруктоза вдвое слаще сахарозы, ее использование позволяет значительно уменьшить употребление сахара, вредного в больших количествах для здоровья.

Какие задачи предстоит решить биотехнологии в нашей стране для того, чтобы организовать получение больших количеств дешевой фруктозы, заменяющей сахар?

Карточка-задание №27

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Укажите причины, почему ученые разных стран настойчиво ищут в природе и стремятся вывести методами генетики микробов, способных быстро различать и «поедать» нефть, и рассматривают такие организмы не как врагов, а как друзей.

(Предполагаемый ответ. Такие микробы способны быстро очищать поверхность морей и берега материков от нефти.)

Карточка-задание №28

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Внимательно прочтите текст:

Почти любой микробиологический процесс, приносящий пользу в одних условиях, может приносить вред, и часто очень большой, в других условиях.

Приведите подтверждения данному научному выводу. (Предполагаемый ответ. Действие бактерий и дрожжей,

которые появляются в хранилищах нефти и бензина, наносит урон запасам горючего, но на заводах микробиологической промышленности с их помощью из нефтепродуктов создается белково-витаминный концентрат.)

Карточка-задание №29

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Прочтите текст:

Развитие промышленной микробиологии стимулируется следующими обстоятельствами:

  • доступностью ряда субстратов для получения ценных продуктов;

  • высокой экономической эффективностью получения многих продуктов микробиологической промышленностью;

  • микроорганизмы позволяют утилизировать многие отходы производства и сохранять чистоту окружающей среды.

Подтвердите примерами каждое обстоятельство, способствующее развитию микробиологической промышленности.

Карточка-задание №30

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Прочтите текст:

Дыхание аукариот происходит только в аэробных условиях. У прокариотов известно и бескислородное (анаэробное) дыхание. При анаэробном дыхании бактерии используют окисленные соединения азота, серы, углекислого газа, трехвалентное железо и другие вещества, большая часть которых представлена более слабыми окислителями, чем кислород.

Ответьте на вопрос: почему возможность культивирования ряда бактерий, имеющих промышленное значение, без аэрации (без кислорода) повышает экономичность биопроцессов?

(Предполагаемый ответ. Энергетические затраты, которые складываются из подачи кислорода и отвода тепла из ферментера в ходе биопроцессов, могут составлять половину затрат на получение микробных продуктов. В свою очередь, анаэробные условия повышают стерильность в производстве.)

Карточка-задание №31

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Ознакомьтесь со стихотворным высказыванием химика-органика:

О боже, я, смирив гордыню,

Молю, чтоб в синтезах отныне

Я совершенства мог добиться

И в том с бактерией сравниться.

(Из «Оды химика-органика»)

Обоснуйте, почему химик стремится в синтезах сравниться с бактерией, а не с каким-либо другим живым организмом.



Карточка-задание № 32

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Прочтите текст:

На базе микробиологии родилась и быстро развивается микробиологическая промышленность. Активно участвуя в решении продовольственной проблемы , она выпускает средства интенсификации сельского хозяйства, препараты пищевой, текстильной, медицинской, химической отраслей промышленности.

Приведите примеры, иллюстрирующие микробиологические процессы, характерные для различных отраслей микробиологической промышленности, и раскройте их практическое значение в решении продовольственной проблемы.


Карточка-задание № 33

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Прочтите текст:

«Современная биология и биотехнология занимают особое положение среди других направлений научно-технического прогресса. Их достижения имеют не только большое экономическое, но и важное социальное значение, будучи непосредственно направленными на удовлетворение потребностей человека» (Академик Ю. А. Овчинников).

Приведите доказательства, подтверждающие данное высказывание академика Ю. А.Овчинникова.



Карточка-задание № 34

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

  1. Используя знания о свойствах клеток и тканей, приведите доказательства, какие клетки организма могут служить исходными для получения гибридов, обладающих защитными, иммунными свойствами и способностью к быстрому росту и размножению.

  2. В каких случаях могут найти применение продукты жизнедеятельности таких гибридных клеток?

  3. Каким методом можно получить гибридные клетки?

Карточка-задание № 35

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

  1. Обоснуйте на примере, почему при выведении высокопродуктивных пород домашних животных в селекционной практике используется близкородственное скрещивание, которое, как правило, приводит к понижению жизнеспособности и плодовитости организма и не применяется в промышленном животноводстве.

  2. Какие задачи поставлены перед советскими учеными в области селекции сельскохозяйственных животных?

Карточка-задание № 36

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

  1. Обоснуйте, почему в исследованиях в области молекулярной генетики (генной инженерии) важным элементом правил являются биологические меры защиты, разрешающие использовать только такие микроорганизмы, биологические свойства которых исключают их распространение и выживание в окружающей среде. Так, категорически запрещается использовать для получения рекомбинантных

молекул ДНК бактерии, вирусы, патогенные для человека и сельскохозяйственных растений.

  1. К каким последствиям может привести нарушение этих правил?

Карточка-задание № 37

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)


  1. Внимательно рассмотрите рисунок.

Какой биологический метод иллюстрирует данный рисунок?

  1. Для какой области науки он характерен?

  2. Раскройте на конкретных примерах биологическую сущность данного метода и покажите его практическое значение.




Карточка-задание № 38

(к теме «Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология»)

Внимательно прочтите текст:

Вирусы поражают многие виды растений и резко снижают их урожайность. Особенно велики потери урожая картофеля. Для снижения этих потерь используется несколько методов:

  • отбор здоровых растений путем быстрой диагностики вирусных поражений с помощью противовирусных антител;

  • получение безвирусных растений из культуры здоровых клеток картофеля (получение дорогостоящей рассады).

Обоснуйте, какой метод является экономически более ценным и почему, если учесть, что: вирусом поражается практически все растение; клетки кончика стебля картофеля опережают в делении размножение вируса; безвирусный картофель дает урожай в 2 раза выше обычного урожая картофеля.






Использованная литература:


  1. Общая биология, Л.П.Анастасова, Москва «Просвещение» 1989

  2. Биология 9 класс, Ж.Б.Шилдебаев, Ж.Ж.Кожантаева, Л.Е.Аманжолова, Издательство «Мектеп» 2009.

  3. Общая биология 10 класс, Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов, Издательство «Мектеп» 2010.







Содержание:


№ п/п

Наименование

Стр.

1

Пояснительная записка

1

2

Карточка-задание №1, 2, 3

2

3

Карточка-задание №4

3

4

Карточка-задание №5, 6

4

5

Карточка-задание №7, 8

5

6

Карточка-задание №9

6

7

Карточка-задание №10, 11, 12

7

8

Карточка-задание №13, 14, 15

8

9

Карточка-задание №16, 17

9

10

Карточка-задание №18, 19

10

11

Карточка-задание №20, 21

11

12

Карточка-задание №22, 23, 24

12

13

Карточка-задание №25, 26

13

14

Карточка-задание №27, 28, 29

14

15

Карточка-задание №30

15

16

Карточка-задание №31, 32, 33

16

17

Карточка-задание №34, 35, 36

17

18

Карточка-задание №37

18

19

Карточка-задание №38

19

20

Использованная литература

20

22


© 2010-2022