Урок на тему Вирусы (10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги».

Цели и задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия о вирусах и бактерифагах как о неклеточной форме существования организмов, познакомить с особенностями строения вирусов, бактериофагов, их размножением; познакомить с вирусными заболеваниями.

Развивающие: развить интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство), умение коммуникативного общения, развитие речи.

Воспитательные: продолжить воспитание ценностного отношения к труду, бережного отношения к своему здоровью.

Уровневые цели для учащихся:

Репродуктивный уровень - усвоить понятия «вирус», «капсид», «бактериофаг», «ВИЧ», «СПИД».

Конструктивный уровень - установить причинно- следственную связь строения вируса и выполняемой ими функции.

Творческий уровень - решить проблемный вопрос, обобщить и сделать вывод, оформить его в виде схемы.

Общедидактическая цель: создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации и её применения в учебной и жизненной ситуации.

Оборудование: таблицы «строение вируса», индивидуальные карты для работы на уроке, учебник А.А. Каменский «Биология. 10-11классы»; презентация к уроку, проектор.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы: работа с таблицей «Верные - неверные утверждения»,чтение текста с пометками» - инсерт ,

Форма работы: в парах.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-ный момент

Приветствую учащихся. Создаю доброжелательную, рабочую атмосферу, сосредотачиваю внимание.

Приветствуют учителя. Слушают. Разбиваются на пары( по партам)

Подготовка к основному этапу.




Приём «Верные и неверные утверждения»

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово "вирус"?

Что вы знаете о вирусах? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно. Обсудите результаты работы в парах. Обоснуйте свой ответ.

Верные и неверные утверждения

До изучения материала

(предположения)

После изучения материала

(ответы)

Вирусы - это мельчайшие живые организмы.

Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

Вирусы - это неклеточные формы жизни.

Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.

Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

Возбудителем СПИДа является вирус иммунодефицита человека.

Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

- Задачи поставлены, переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.

Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь.


Работают с карточками. И как вывод

формулируют задачи собственной деятельности на уроке:

  1. Изучить, как устроены вирусы

  2. Выяснить, какие бывают вирусы

  3. Изучить, как вирусы размножаются

  4. Выяснить значение вирусов

  5. Познакомиться с особенностями вируса иммунодефицита человека.






Актуализация знаний.

(Вызов)

Задаю вопрос:

Рассмотрите вирусы. Все ли они одинаковы?( рис.38 на стр.79)

Рассматривают и называют различия у вирусов.


Формулирую проблемный вопрос:

Вирус - кто или что, существо или вещество?

Заслушивают проблемный вопрос.

Изучение нового материала.

(Осмысление содержания)

Приём «Инсерт»

Предлагаю задание: Раздаю карточки с текстом по теме «Вирусы» и предлагаю в течение 10 - 15 минут проработать его, используя специальные пометки. Количество и смысл знаков необходимо заранее оговорить с учащимися.

-Поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

- Поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

- Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графам

«V»

«+»

«?»




Задание: Сформулируйте основные признаки вирусов и запишите их в тетрадь

Основные признаки вирусов.

1.Мельчайшие размеры (проходят через бактериальные фильтры и не видны в световой микроскоп)

2. Строгий паразитизм в клетках живого организма.

3. Отсутствие собственного обмена веществ.

4.Неклеточная форма жизни.

Физминутка. Дыхательные упражнения.

Существуют специальные упражнения, которые помогают изменить настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и, конечно же с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?

Вирусы в природе очень разнообразны. Они отличаются формой, размерами, окраской.

Что общего может быть у всех вирусов?

Подвожу наводящими вопросами для постановки гипотезы:

- Для чего вирусы существует в природе? Какое значение они имеют?

Гипотеза: Если вирусы способны существовать только в клетке, то они вероятно, являются паразитами с примитивным строением.

Задание :Проработйте текст учебника:

1 пара на стр.78 -79 ст. «Строение вирусов» и выпишите в тетрадь основные черты строения вирусов.

2 пара на стр. 79 «Размножение вирусов»

3 пара на стр. 79-80 «Значение вирусов»

По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара: Вирусы - это «плохие новости в упаковке из белка». Как вы думаете, почему он так сказал?

Работают с текстом на карточках. Находят определение, записывают его в тетрадь.


Работают в парах, следуя инструктивной карте:

работают с текстом, заполняют таблицу. Обсуждают результаты в парах. Планируют ответ.








Отвечают на вопросы учителя, формируют гипотезу самостоятельно, либо с помощью учителя.


Работают с текстом учебника и дополнительным материалом, затем один рассказывает всем, основное записывают в тетрадь

Этапы размножения вирусов:

1.Прикрепление вируса к клетке-хозяину

2.Проникновение ДНК вируса в клетку - хозяина

3.Тиражирование и сборка новых вирусов клеткой-хозяином.

4.Выход новых вирусов из клетки-хозяина и их расселение.

Подведение итогов работы в парах.

Возвращаемся к таблице «Верные и неверные суждения».

- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы

Заносят результаты в таблицу, делают выводы. Подтверждают поставленную гипотезу урока своими работами. Отвечают на проблемный вопрос повторно.

Контроль и самопроверка знаний.

Предлагаю учащимся тесты по проверке усвоения материала урока.

Вывожу слайд задания с исправлениями.

Выполняют задание. Проводят самопроверку. Выставляют оценки.

Рефлексия.

Задаю вопрос:

Пополнился ли ваш «багаж» знаниями по теме урока?

Какими?

Как эти знания пригодятся в жизни?

Рефлексируют.

Отвечают на вопросы.

Информация о домашнем задании.

д/з пар.20, записи в тетради, ? после параграфа

Записывают домашнее задание.









© 2010-2020