Программа элективного курса Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Программа элективного курса

"Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии"


Пояснительная записка.

С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.

Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 34 часов, с расчетом по 1 часу в неделю.

Задачи курса:

  1. Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.

  2. Закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.

  3. Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.

  4. Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.

Цели курса:
1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии и экологии.
2.Развитие умения учащихся решать биологические задачи по всему курсу.
3.Развитие познавательных интересов обучающихся.
4.Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся выпускных классов.

Ожидаемые результаты обучения:
1.Расширение и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ
3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.

Контролирующие материалы:
Для подведения итогов реализации учебной программы будет итоговое тестирование

Учащиеся должны знать:
1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.
2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.
3.Естественную классификацию органического мира.
4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.
5.Закономерности наследственности и изменчивости.
6.Механизмы эволюционного процесса.

Учащиеся должны уметь:
1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.
4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.
6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Содержание курса.
1.Цитология - наука о клетке (10 часов)
- Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.
-Реализация генетической информации в клетке.
-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.
-Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.
-Структура и функции клетки.
-Естественная классификация органического мира.
-Прокариоты. Бактерии, археи.
-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
-Решение биологических задач по цитологии.

2.Обмен веществ (3 часа)
-Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
3.Размножение и развитие организмов (5 часов)
-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
-Половое размножение.
-Индивидуальное развитие организмов.
-Митоз и мейоз в сравнении.
4. .Основы генетики(8 часов)
- Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.
- Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
- Закономерности изменчивости.
-Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.
- Решение генетических задач повышенной сложности.
5. .Эволюция(3 часа)
- Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину.
- Основные направления эволюции по Северцову.
- тапы эволюции человека - антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции человека.
6.Основы экологии(5 часов)
-Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.
-Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.
-Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.
-Решение экологических задач.
-Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.
-Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.

Итого: 34 часа.
Темы рефератов.
1. Современные представления о происхождении жизни на Земле.
2. Макроэволюция как отображение современной системы растений и животных.
3. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

4. Генетические основы эволюционной теории.
5.Т. Морган - основоположник хромосомной теории наследственности.

Список литературы для учителя:
1.Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, изд. Дрофа, 2006 год.
2.Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 классы. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2006 год.
3.Клетки и ткани. 10-11 классы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Д.К.Обухов, В.Н.Кириленкова, изд. Дрофа, 2007 год.
4.Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа, 2008 год.
5.Биология. ЕГЭ. 2009. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2013.
6.Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому экзамену. Биология, ЕГЭ, Е.Л.Жеребцова, Тригон, Санкт- Петербург, 2011

Список литературы для учащихся:
1.Весь ЕГЭ от А до Я. Биология в схемах и таблицах. 11 класс. Ю.Щербатых, Ростов - на -Дону, изд. Феникс, 2009.
2.Биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. 2009- 2010, Ростов- на -Дону, изд. Легион.
3.Биология. ЕГЭ-2009 -2010, тесты, ФГУ, Москва
4.Учебно-методический комплекс. Биология. ЕГЭ, 2010, А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Подготовка к ЕГЭ-2010, Ростов- на -Дону, изд. Легион, 2009 год.
5.Выпускной экзамен, С.Г.Мамонтов. Биология. Материалы для подготовки к ЕГЭ, изд. Дрофа, Москва-2008.

Тематическое планирование занятий элективного курса по биологии в 10 классе. Тема курса «Общие закономерности общей биологии».


Дата факт.


Тема занятия


Основные вопросы

1.


Цитология - наука о клетке(10 часов).

Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.

Шлейден, Шванн, биологически важные х. элементы, неорганические вещества, органические вещества.


2.


Структура белков. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белков.

Пептидные связи, водородные связи,, комплементарность, транскрипция, трансляция.


3


Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трансляцию.

Решение заданий из сб. ЕГЭ, части С на составление полипептидной цепочки.


4.


Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке.

Функции белков: структурная, каталитическая, защитная, транспортная, регуляторная, энергетическая.


5.


Структура и функции клетки.

Двухмембранные, одномембранные, немембранные органоиды клетки, взаимосвязь строения и функции.


6.


Естественная классификация органического мира.

Клеточная и неклеточная формы жизни, вирусы, безъядерные, ядерные, основные царства организмов.


7.


Прокариоты. Бактерии, археи.


Особенности структуры и функционирования доядерных организмов. Дробянки.


8.


Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.


Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, целлюлоза, хитин,муреин.


9.


Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

Фаги, бактериофаги, вибрион,ДНК-содержащие, РНК-содержащие вирусы, ретровирусы.


10.


Решение биологических задач по цитологии.

Решение заданий из сб. ЕГЭ, части В на сравнение клеток организмов различных царств.


1 (11)

Обмен веществ (3час)

Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.

Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, катаболизм, взаимосвязь между двумя видами обмена.


2 (12)


Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.

Подготовительный этап, бескислородный этап- гликолиз, кислородный этап, анаэробный..


3 (13)


Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.

Хлорофилл, световая, темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды.


1 (14)


Размножение и развитие организмов(5 часов).

Основные свойства живой материи. Размножение и развитие организмов. Бесполое размножение.

Основные способы размножения организмов:бесполое и половое. Способы размножения: деление надвое, спорообразование, вегетативное, почкование.

2(15)


Половое размножение.

Гаметогенез, мужские и женские гаметы, сперматогенез, овогенез, оплодотворение,зигота.

3
(16)


Индивидуальное развитие организмов.

Онтогенез, эмбриональное ипостэмбриональное развитие, морула, бластула, гаструла, нейрула.

4
(17)


Митоз и мейоз в сравнении.


Диплоидные и гаплоидные наборы хромосом, , конъюгация, крооссинговер.

5
(18).


Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие организмов». Решение биологических задач.

Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А и В.

1 (19 )

2 (20)

3 (21)


Основы генетики(8 часов).

Закономерности наследственности.

Решение задач по моногибридное скрещивание.

Решение задач по дигибридное скрещивание

Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике


4 (22)


Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.

Методы изучения генетики человека, профилактика наследственных болезней человека.


5 (23)


Закономерности изменчивости.

Наследственная и ненаследственная изменчивость, модификации, мутации, классификация мутаций.


6 (24)

7 (25)


Генетика как основа для селекции.

Новейшие методы селекции.

Искусственный мутагенез, полиплоидия, генная и клеточная инженерия.


8 (26)


Решение генетических задач повышенной сложности.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.


1 (27)


Эволюция(3 часа).

Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ

Отбор случайных ненаследственных

изменений.


2 (28)


Основные направления эволюции.

Ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.


3 (29)


Этапы эволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека.

Дриопитек, австралопитек, древнейшие, древние люди, люди современного типа.


1 (30)


Основы экологии(5 часов).

Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.

Абиотические, биотические факторы, основные типы экологических взаимодействий.


2 (31)


Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.

Саморегуляция, самовоспроизводство, устойчивость, экологические сукцессия.


3 (32)


Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.

Короткие пищевые цепи, видовое разнообразие, дополнительная энергия.


4 (33)


Решение экологических задач.

Составление пищевых цепей.


5 (34)


Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы. Итоговое тестирование.

Косное, биокосное, биогенное, живое вещество, глобальные экологические проблемы.




















© 2010-2022