Конспект урока по биологии (5 класс) Одноклеточные организмы

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология 5

Тема: Простейшие

Цель: рассмотрение особенностей строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни; изучить строение простейших одноклеточных на примере амёбы, эвглены зеленой, инфузории туфельки;

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших; различать объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки; объяснять роль в природе и жизни человека.

Личностные: формирование мотивации к изучению царства животные; формирование и развитие умений логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

Познавательные:

- уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями

Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные:

- изучать материал через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Орг. момент

Приветствует учеников

Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успеха себе и своим товарищам. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова немецкого поэта Гёте «Всё познайте: небо, земли, воды, за слогом слог - до самых недр природы».

Смотрит подготовку к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочего места к уроку.

2.Актуализация опорных знаний урока

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.

Давайте ответим на вопросы:

Мы с вами знаем уже многое о растениях.

  1. Какое значение имеют растения для животных?

  2. Нарисовать цепь питания.

  3. В чем заключается космическая роль растений?

  4. В зависимости от значения в жизни человека на какие группы делят растения?

  5. Чем дикие растения отличаются от культурных?

  6. Какие особенности в строении и жизнедеятельности растений мы можем выявить?

  7. Для чего человек выращивает декоративные растения?

  8. Какие растения выращиваются для получения лекарств?

Отвечают на вопросы, слушая и дополняя друг друга.



Осуществляется анализ ответов одноклассников.

3.Мотивация к изучению нового материала

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Мы с вами познакомились с царством растений, определили особенности их строения и жизнедеятельности. Сегодня мы приступаем к изучению другого царства, и я думаю, что вы уже догадались о каком царстве идет речь.

Какие цели и задачи мы бы поставили для нашей темы урока?


Определяют тему, цели и задачи урока

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Устанавливают причинно-следственные связи.

4.Физминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Вниз опустили, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад.

Выполняют упражнения.

Осуществляют профилактику утомляемости.

5.Новая тема.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

На Земле насчитывается около 2 млн видов животных. Царство можно разделить на 2 подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

Одноклеточные состоят из одной клетки, имеют микроскопические размеры, но способны двигаться, питаться. Для них характерны все свойства живого. Несмотря на простое строение, тело одноклеточных представляет собой целостный самостоятельный организм со всеми характерными для него признаками жизни: пищеварение, дыхание, обмен веществ, движение, размножение, раздражимость. Простейшие расселены по всей Земле. Их можно найти и на дне морей и океанов, в песках пустынь. Но особенно много простейших в почве, а также в лужах, прудах, болотах и других пресных водоемах.

Типичный представитель класса саркодовых - Амёба. Почему она так названа?

Широко распространённая в загрязнённых пресноводных водоёмах

Амёба - одно из наиболее просто устроенных животных, обитает в иле на дне пресных водоёмов (канав, прудов).

Форма тела амёбы не постоянная, часто меняется (амёба означает изменчивая).

У амёбы в разных частях тела появляются выпячивания, которые вытягиваясь, удлиняются и переходят в дугообразные выросты. Эти выросты непостоянны, появившись в одном месте, они вскоре исчезают и образуются в другом месте. В выросты тела - ложноножки перетекает цитоплазма, и амёба таким образом передвигается и захватывает добычу.

Кроме обыкновенной амёбы, известно несколько других видов амёб. Дизентерийная амёба внешне похожа на обыкновенную, но отличается от неё очень короткими ложноножками. При питье грязной воды дизентерийные амёбы попадают в кишечник человека. Быстро размножаются, проникают в стенки кишок и образуют там язвы. Эти амёбы питаются разрушенными участками кишки и кровью, вызывая серьёзное заболевание - амёбную дизентерию.

Класс жгутиковые объединяет животных, органоидами движения которых служат жгутики (один или несколько).

Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм, на его переднем конце имеется нитевидный жгутик. Жгутик эвглены очень тонкий, но снаружи он покрыт очень прочной оболочкой - мембраной. Колеблется он волнообразно. При этом эвглена вращает жгутиком, как бы ввинчиваясь в воду, и может плыть в разных направлениях.

Между ботаниками и зоологами издавна ведётся спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Ботаники основываются на том, что эвглена зелёная имеет хлорофилл и способна к самостоятельному синтезу органических веществ на свету. Зоологи руководствуются тем, что эвглена зелёная в темноте питается гетеротрофно, не имеет целлюлозной оболочки, активно передвигается и схожа по строению с другими жгутиковыми. Разные способы питания свидетельствуют о единстве растительного и животного мира и в то же время являют пример своеобразной специализации, возникшей в ходе эволюции простейших.

В цитоплазме эвглены и вольвокса содержится хлорофилл, отчего на свету они имеют зеленый цвет и питаются как растения, а в темноте могут утратить зеленую окраску и питаться как животные.

Инфузории - самые высокоорганизованные простейшие. Впервые инфузории обнаружили в воде, настоянной на различных травах ("инфузум" означает "настройка").

Инфузория туфелька по виду напоминает крошечную туфельку длиной около 0,2 мм. Передняя часть тела закругленная, а задняя заостренная. Форма тела постоянная. Все тело покрыто короткими ресничками, общее число которых доходит до 2000-2500. Благодаря их согласованному колебанию она передвигается.

Некоторые инфузории живут в желудке жвачных млекопитающих, не причиняя вреда. Наоборот, они помогают им, способствуя перевариванию трудноусваиваемой пищи - клетчатки. Так, в желудке одной коровы общая масса инфузорий достигает 3 кг.

Инфузории-паразиты. На рыбах иногда можно увидеть сыпь. Большая рыба словно обсыпана манной крупой. Каждая крупинка - это инфузория-паразит ихтиофтирус, поселившаяся на рыбе. Достигнув в процессе роста 1 мм в диаметре, инфузория покидает рыбу и распадается на тысячи крошечных инфузорий. Бродяжки вновь заражают рыб. В рыбоводческих хозяйствах может происходить большое уничтожение мальков рыб.

Другая инфузория-паразит, балантидий, селится в кишечнике человека, животных. До определенного какого-то момента она может жить спокойно, но вдруг начинает «вгрызаться» в стенки кишечника, поедая их ткани и красные кровяные клетки. Стенки кишечника покрываются язвами.

Как и любой живой организм, одноклеточные простейшие отвечают на воздействие благоприятных и неблагоприятных раздражителей.

В ходе опытов отметили, инфузория туфелька плывет из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями, которыми она питается.

Раздражимость - это свойство всех живых организмов отвечать на действие таких раздражителей, как свет, тепло, влажность, химические вещества, механические воздействия. Благодаря раздражимости простейшие выживают в различных условиях окружающей среды.

Воспринимают информацию, работают в тетрадях и учебником.




Рисуют рисунок амебы и отмечают все части







Рисуют рисунок эвглены и отмечают все части






Рисуют рисунок инфузории и отмечают все части

Систематизируют информацию.

6.Рефлексия

Подведем итоги нашей работы.

Оцените свою деятельность на уроке.

Продолжите фразы:

- на сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось …

- на сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось …

- я никогда не думал, что …

- теперь я буду знать, что …

- наиболее трудным на уроке было …


Осуществляют самоанализ деятельности.

Воспринимают оценку своей работы.

7.Итог

Оценивает работу учащихся.

Слушают учителя.

8.Дом.задание

Дает комментарий к дом. заданию.

Параграф 19 читать, ответить на вопросы 6. Рабочая тетрадь задания 135, 136

Слушают и записывают в дневник.

Задают уточняющие вопросы.


С - Игра «Закончи фразу». (хором отвечают)

В пруду родилась клеточка,

В пруду она росла.

И как простая веточка

Зеленою была.

(эвглена зеленая).

Ранним солнечным утречком

На воде все круги.

Я увидел животное

С отпечаток ноги.

Вся покрыта ресничками

Я таких не видал.

6 «а» рассмотрел ее

И тихонько сказал:

(Инфузория - туфелька)

Она на туфельку похожа,

Обитает в грязных … (лужах)


© 2010-2022