Рабочая программа по биологии 8 класс Пасечник, Линия жизни

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к рабочей программе по биологии для 8 -го класса

Статус документа: рабочая программа составлена на основе:

- Программы основного общего образования общеобразовательной организации МБОУ СОШ №10 им.К.Б. Бжигакова п.Тлюстенхабль;

- на основании стандартной программы по биологии;

- на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования ;

- "Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации" (приказ МО РФ № 2001 от 03.08.2006г.),

- приказа МО и НРА (№ 496 от 03.07.2007г) обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников по биологии с учетом регионального компонента;

- САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997.

Программа определяет базовый уровень содержания образования по биологии.

В 8 классе по программе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Национально-региональный компонент формирует понятие об уровне медицинского обслуживания в РА. Профилактике заболеваний. А также о состоянии атмосферы, водных ресурсов и их влиянии на организм человека. Вредные привычки пагубно влияют на организм человека, особенно молодой, формирующийся организм борьба с вредными привычками - залог здоровья. Обеспечение школьников горячим питанием - один из способов предупреждения и профилактики болезней ЖКТ.. Рассматривается проблема слабой пропаганды экологических знаний сред широкого круга населения. Современный технический прогресс, экономический рост сел и городов увеличили антропогенное воздействие, как на природу, так и на организм человека, что повлекло за собой проблему охраны здоровья.

В соответствии с Базисным учебным планом, на изучение регионального компонента отводится 15% от общего времени программы. Используется полипредметная базовая модель включения НРК в образовательный процесс. Это значительно обогащает содержание образования. При этом у обучающихся повышается активность, самостоятельность на уроках, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке, как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на учебник:


  • Биология 8 класс: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Академический школьный учебник. Линия жизни. Российская академия наук, Российская академия образования, М.: Просвещение, 2013, с. 255.

.

  • Рабочие программы по биологии, предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы; авторы Пасечник В.В., Суматохина С.В., Калинова К.С., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. - М.: Просвещение, 2015 .

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения раздела «Биология. Человек» на ступени основного общего образования.

Количество часов - 70, в неделю 2

Планирование составлено на основе Федерального компонент государственного стандарта среднего (полного) образования и обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ по биологии (ж. «Вестник образования России» № 14, 2004);

Рабочей программы по биологии, предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы; авторы Пасечник В.В., Суматохина С.В., Калинова К.С., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. - М.: Просвещение, 2015 .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (3 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)


Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация

Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.

НРК: Древние люди на территории Адыгеи.

Раздел 3. Строение организма (4 часа)


Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Глава 1. Общий обзор организма человека.(3 часа)


Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация

Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.

Лабораторные и практические работы

Микроскопическое строение кости.. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

НРК: Данные о заболеваемости среди жителей РА заболеваниями опорно-двигательной системы.

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)


Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

НРК:

- Заболеваемость лейкемией в РА.

- Распространенность детских инфекционных заболеваний в РА и их профилактика.

- Донорство в Адыгее

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)


Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация

Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.

Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Раздел 7. Дыхание (4 часа)


Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация

Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

НРК:

- Борьба с курением в РА

- Проблема высокой заболеваемости туберкулезом в РА.

Раздел 8. Пищеварение (6 часов)


Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация

Торс человека.

Лабораторные и практические работы

Действие ферментов слюны на крахмал.

НРК: - Проблемы детской заболеваемости болезнями ЖК

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)


Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

НРК: использование натуральных продуктов, богатых витаминами , произрастающих в своей местности.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация

Рельефная таблица «Строение кожи».

Лабораторные и практические работы

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация

Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».



Раздел 11. Нервная система (5 часов)


Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система, нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Демонстрация

Модель головного мозга человека. .

Раздел 12. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация

Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

Лабораторные и практические работы

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

(5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация

Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

(2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация

Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.

НРК: Данные о заболеваемости среди жителей РА эндокринными заболеваниями

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)


Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

. НРК:

- Демографическая ситуация в РА,

- заболеваемость ИППП по РА.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь;

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

.









Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов по программе

Из них (кол-во часов)

КР

ЛР

1

Введение. Человек как биологический вид


3



2

Общий обзор организма человека.

3


Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

3

Опорно-двигательная система

7

1

Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека».

Лабораторная работа № 3 «Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»

4

Внутренняя среда организма

4


Лабораторная работа № 4 «Изучение микроскопического строения крови».

5

Кровеносная и лимфатическая системы организма

4

1

Лабораторная работа № 5 «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Лабораторная работа № 6 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

6

Дыхание

5

1

Лабораторная работа № 7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания».

7

Пищеварение

6


Лабораторная работа № 9 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».

8

Обмен веществ и энергии

4

1


9

Выделение

2



10

Покровные тела человека

4

1


11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

8

1


12

Органы чувств. Анализаторы

4


Лабораторная работа № 10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов»

13

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

6

1


14

Размножение и развитие человека

4



15


Человек и окружающая среда

2



16

Повторение

Итоговый урок по курсу и анализ итогов

4

1



Итого

70

8

10





Список дополнительной литературы для учителя:

1.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

2. Муртазин. Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.

4. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998

5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. - М.: Мир,

6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1995

7. Журнал «Биология в школе»

8. Биология 8 класс: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Академический школьный учебник. Линия жизни. Российская академия наук, Российская академия образования, М.: Просвещение, 2013, с. 255.

9. Рабочие программы по биологии, предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы; авторы Пасечник В.В., Суматохина С.В., Калинова К.С., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. - М.: Просвещение, 2015

10. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. - М.: Дрофа, 2004.

11. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

12. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.

13. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998.

14. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Адыгея в 2003 году».

15. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах. Программа и методическое пособие. 9-11 кл.- М.: изд. «Вентана-Граф», 2006 г

Список дополнительной литературы для учащихся:

1. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. - М., Просвещение 1986.

2. Журнал «Биология для школьников».

3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение" .

4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение".

5. Биология 8 класс: В.В. Пасечник, Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Дрофа, 2012.

6. Биология 8 класс: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Академический школьный учебник. Линия жизни. Российская академия наук, Российская академия образования, М.: Просвещение, 2013, с. 255

7. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. - М.: Дрофа, 2004.

8. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

9. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.

10. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. -

  5. «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  6. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».






Календарно-тематическое планирование в 8 классе

№ пп

Наименование темы урока

Кол-во часов

Вид занятия



Требования к уровню подготовки учащихся



Вид контроля

Домаш

нее задание

Дата плановая

Дата фактическая

Введение ( 3 ч)

1


Вводный инструктаж по технике безопасности .Науки о человеке и их методы.

1

Комбинированный урок

Знать: краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен и до наших дней; науки, изучающие человека, методы исследования.

Уметь: работать с учебником, дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблиц.

Называть: ученых и показывать их значение для науки


Фронтальный опрос




2


Биологическая природа человека. Расы человека.

1

Беседа.

Знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; факторы антропогенеза; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы»; биосоциальную природу человека. сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас; единство человеческих рас.

Уметь: работать с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме; давать определения «атавизм», «рудимент», приводить примеры.

Доказывать: несостоятельность расизма.

Индивидуальный опрос




3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

НРК стоянки древних людей на территории Адыгеи


1

Урок - лекция

Знать: этапы и эволюцию человека; основные черты древнего, древнейшего и ископаемого человека, человека современного типа.

Уметь: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой; рисовать эволюционное древо.

Объяснять: причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции.

Фронтальный опрос




Общий обзор организма человека (3ч)

4,5

Строение организма человека

2

Урок.

Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

Знать: строение и функции клеточных организмов; химический состав клеток; жизнедеятельность и размножение клеток; клеточное строение организма; строение животной клетки.

Уметь: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей органоидов клетки человека; работать со световым микроскопом; готовить микропрепараты; выделять главное, логически мыслить.

Распознавать: на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки.

Индивидуальный опрос. Карточки




6

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

Урок - лекция

Знать: виды регуляции жизнедеятельности организма

Уметь: отличать гуморальную и нервную регуляцию.

Объяснять: механизмы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека


Рабочая тетрадь, фронтальный опрос




Опора и движение (7 часов)

7

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека».

Знать: значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.

Распознавать: части опорно - двигательного аппарата.

Показывать: на своем теле, модели, скелете основные кости скелете.

Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры

Фронтальный опрос.




8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей.

Уметь: самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.

Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры.

Индивидуальный опрос.




9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.






10

Строение и функции скелетных мышц.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Лабораторная работа № 3 «Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»

Знать: особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц.

Индивидуальный опрос.




11

Работа мышц и их регуляция.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.

Давать определения «статистическая» и «динамическая» работа, сравнивать их между собой.

Работа в тетради




12

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

НРК: профилактика заболеваний опорно-двигательной системы в Республике. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

1

Лекция с применением практических навыков.

Знать: виды травм скелета, их признаки; последовательность

действий при оказании первой помощи; условия развития костей и мышц; причины возникновения и искривления позвоночника, плоскостопия.

Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Называть: меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Фронтальный опрос.




13

Контрольно-Обобщающий урок по теме: «Опора и движение»

1

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


Тестирование




Внутренняя среда организма (4ч)

14

Внутренняя среда организма и ее функции

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: состав внутренней среды организма; особенности и значение тканевой жидкости, крови, лимфы.

Уметь: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Работа в тетради




15

Состав крови. Постоянство внутренней среды организма. .

НРК: заболевания крови в Республике. Случаи лейкоза у детей.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Лабораторная работа № 4 «Изучение микроскопического строения крови».

Знать: состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме.

Сравнивать: между собой эритроциты, тромбоциты и лейкоциты.

Индивидуальный опрос.




16

Свертывание крови.Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор

НРК:

пропаганда донорства в Республике.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: группы крови, их отличительные признаки; совместимость крови по группам; значение переливания крови, роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Составлять: механизм агглютинации, значение донорства и переливания крови для сохранения жизни

Работа в тетради




17

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.

НРК: профилактика инфекционных заболеваний.

Вакцинация детей в Республике.

1

Урок лекция.

Знать: что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, предупредительные прививки, аллергия.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме.

Сравнивать: между собой типы иммунитета.

Давать определения: «иммунитет», «вакцина», «сыворотка»

Индивидуальный опрос.




Кровообращение и лимфообращение (4ч)

18

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Лабораторная работа № 5 «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».


Знать: строение и функции крови; как происходит движение крови в организме, и каково значение этого процесса; особенности строения органов кровообращения.

причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности регуляции работы сердца: автоматизм, нервную и гуморальную регуляции

Уметь: работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное давление.

Называть: органы кровообращения и их функции.

Показывать: путь крови по большому и малому кругам кровообращения.

Индивидуальный опрос.




19

Сосудистая система. Лимфообращение.

2

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.


Знать: что такое кровяное давление; в каких пределах кровеносной системы оно наибольшее, а где наименьшее; причины изменения кровяного давления и движения крови по организму; что такое пульс; скорость движения крови в разных отделах кровеносной системы; особенности движения крови по венам; особенности работы лимфатической системы.

Уметь: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить: абстрагировать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Индивидуальный опрос.




20

Заболевания сердечно - сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

1

Урок - лекция.

Лабораторная работа № 6 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

Знать: о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно - сосудистую систему; роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний.

Уметь: распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы); оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетрадь

Индивидуальный опрос.




21

Контрольно - Обобщающий урок по темам: «Внутренняя среда организма. Крово- и лимфообращение»

1

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


Тестирование




Дыхание (5)

22

Дыхание и его значение Строение органов дыхания.

НРК: Проблема высокой заболеваемости туберкулезом в РА.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме; выполнять несложные практические задания.

Сравнивать: строение органов дыхания у человека и млекопитающих

Фронтальный опрос.




23

Механизм дыхания.

Жизненная емкость легких.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала

Лабораторная работа № 7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; извлекать нужную информацию быстро и качественно логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Характеризовать: изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу.

Давать: определения понятий «альвеола», «жизненная емкость легких"

Фронтальный

опрос




24

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала

Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания».

Работа в тетради




25

Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Реанимация.

НРК: борьба с курением в Адыгее.

1

Урок- лекция

Знать: возможные заболевания и нарушения органов дыхания, причины возникновения и профилактику заболеваний дыхательной системы; гигиенические требования к воздушной среде; правила дыхания.

Уметь: разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности.

Обосновывать: вредное воздействие курения.

Фронтальный опрос.




26

Контрольно -Обобщающий урок по теме «Дыхание»

1

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


тестирование




Пищеварение (6 ч)

27

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты»; функции пищеварительной системы; роль питательных веществ.

Уметь: давать определения «питание», «пищеварение», «питательное вещество»; самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы)

Индивидуальный опрос.




28

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Л/р №9«Действие слюны на крахмал.

Знать: процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез.

Описывать: механизм пищеварения в ротовой полости.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекать из них нужную информацию;

Работа в тетради




29-30

Пищеварение в желудке и кишечнике

Всасывание питательных веществ

2

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: особенности строения желудка и кишечника, процессы происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.

Характеризовать: процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекать их них точно и быстро нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.

Индивидуальный опрос.




31

Регуляция пищеварения.Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.

НРК:


Проблемы детской заболеваемости болезнями ЖК

1

Урок лекция

Знать: значение кулинарной обработки пищи; режим питании; меры по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях.

Уметь: оказывать первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях; самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; свободно излагать осмысленный материал; формулировать вопросы и отвечать на них.

Индивидуальный опрос.




32

Обобщающий урок по теме «Пищеварение»

1

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


тестирование




Обмен веществ(4ч)

33

Пластический и энергетический обмен.

2

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: сущность процесса обмена веществ; виды обмена веществ: энергетический и пластический обмен; роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ.

Характеризовать и сравнивать: пластический и энергетический обмены; биологическую роль обмена веществ.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Фронтальный опрос




34

Ферменты. Витамины. Их роль в организме человека.

НРК:

использование натуральных продуктов, богатых витаминами , произрастающих в своей местности.


1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет общественной науки в открытии витаминов.

Характеризовать: роль витаминов в обмене веществ.

Называть: основные витамины.

Описывать: болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Индивидуальный опрос.




35

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

1

Урок -практикум

Уметь:составлять рацион питания необходимой калорийности





36

Контрольно - Обобщающий урок по темам: « Обмен веществ»

1

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


Тестирование




Выделение(2ч)

37


Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

Объяснять: механизмы образования первичной и вторичной мочи.

Распознавать: органы выделительной системы по таблицам.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.

Индивидуальный опрос.




38

Заболевание почек и их предупреждение

1

Урок.-лекция

Знать: о влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Объяснять: причины заболеваний и меры по их предупреждению.

Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них.

Индивидуальный опрос.




Покровы тела человека (4ч)

39-40

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: строение и функции кожи.

Называть: основные слои кожи.

Объяснять: взаимосвязь их строения и выполняемых функций кожи.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Фронтальный опрос




41

Болезни и травмы кожи.

1

Урок-лекция с презентацией

Знать: роль закаливания организма; формы, условия и физиологический механизм закаливания; гигиенические требования к одежде и обуви.

Применять: знания о закаливании организма на практике.

Индивидуальный опрос.




42

Контрольно - Обобщающий урок по темам «Выделение» и «Покровы тела»

1

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


Тестирование




Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов)

43

Железы внутренней секреции и их функции..

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез внутренней секреции; чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней секреции;.

Уметь: работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Индивидуальный опрос.




44

Работа эндокринной системы и её нарушения.

НРК: Данные о заболеваемости среди жителей РА эндокринными заболеваниями. Сахарный диабет.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: что такое «гормоны», «нервно-гуморальная регуляция»; характерные особенности гормонов, их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.

Уметь: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.

Называть: основные гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции их значение; отличительные черты желез внутренней секреции от желез внешней и смешанной секреции.

Индивидуальный опрос.




45

Нервная регуляция. Строение нервной системы и её значение.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию.

Уметь: самостоятельно работатьс текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Сравнивать: строение нервной ткани с другими видами тканей; давать основные определения.

Индивидуальный опрос.



















46

Спинной мозг

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: место спинного мозга в организме человека, форму, длину и массу; внешнее и внутреннее строение, функции.

Уметь: работать с текстом учебника; логически мыслить.

Объяснять: строение спинного мозга и называть его функции.

Индивидуальный опрос.




47

Строение и функции головного мозга

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: строение основных отделов головного мозга, выполняемые ими функции; особенности микроскопического строения мозга.

Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных и условных рефлексов

Фронтальный опрос












48

Вегетативная нервная система

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий.

Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных рефлексов

Индивидуальный опрос.




49

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения

1

Урок -лекция






50

Контрольно- Обощающий урок по тему «Координация и регуляция»

1

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


Тестирование.




Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

51


Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала


Знать: что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиену зрения.

Уметь: выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с дополнительной литературой и текстом учебника.

Называть: составные части зрительного анализатора, их строение и функции.

Индивидуальный опрос.




52

Анализаторы слуха и равновесия

1

Комбинированный урок

Лабораторная работа № 10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов»

Знать: строение и функции анализаторов слуха и равновесия; гигиену органа слуха.

Уметь: показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой; работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха, равновесии; воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены; логически мыслить.

Называть: составные части слухового анализатора, их строение и функции

Работа в тетради




53-54

Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

Комбинированный урок.

Знать: различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; объяснять их значение для человека.

Индивидуальный опрос.




Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 часов)

55

Высшая нервная деятельность.Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды; заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс - основа нервной деятельности; суть рефлекторной теории поведения; особенности врожденных и приобретенных форм поведения.

Объяснять: суть условных и безусловных рефлексов.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию

фронтальный опрос.




56

Память и обучение

1

Комбинированный урок.

Знать: значение речи, сознания и мышления; роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания; сущность памяти, ее виды; способность к трудовой деятельности в становлении человека.

Характеризовать: высшую нервную деятельность человека в отличие от животных.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию





57

Врожденное и приобретенное поведение

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: роль и физиологическую природу различных видов торможения; взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Индивидуальный опрос.




58

Сон и бодрствование. Гигиена сна

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: биологическое значение чередования сна и бодрствования; расстройства возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики.

Характеризовать: фазы сна.

Объяснять: причины расстройств сна и их последствия.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями.

Работа в тетради




59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы нервной деятельности

1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: типы нервной деятельности; темперамент; характерные признаки типов нервной системы; сущность понятий «темперамент», «характер», «личность»; роль окружающей среды на формирование типа нервной системы.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.

Индивидуальный опрос.




60

Контрольно - Обобщающий урок по теме:

«Высшая нервная деятельность»

1

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


Тестирование




Размножение и развитие человека(4 часа)

61


Особенности размножения человека

Половая система человека.

НРК

Демографическая ситуация в РА,


1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери.

Характеризовать: стадии развития зародыша и плода в матке; использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.

Находить: черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Работа в тетради




62

Органы размножения.

1

Комбинированный урок

Знать: строение и функции половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма;

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме





63

Беременность и роды

1


Характеризовать: стадии развития зародыша и плода в матке; использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.

Находить: черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме





64

Развитие человека и возрастные процессы.

НРК

- заболеваемость ИППП по РА.


1

Комбинированный урок. Объяснение нового материала.

Знать: особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.

Характеризовать: каждый период жизни человека.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Индивидуальный опрос.




Человек и окружающая среда(2 часа)

65

Социальная и природная среда человека.

1

Урок -лекция

Уметь:прослеживать взаимосвязь человека и природной среды.

Фронтальный опрос




66

Окружающая среда и здоровье человека

1

Урок-лекция

Уметь оцениваить и прогнозировать влияние окружающей среды на здоровье человека.

Фронтальный опрос




6769

Повторение

2

Закрепление изученного материала. Контроль знаний.


Фронтальный опрос, работа по карточкам




70

Контрольно обобщающий урок по курсу

1

Контроль знаний


Итоговое тестирование







© 2010-2022