Основные правила шахматной игры

Основные правила шахматной игры. Шахматная игра представляет собой единоборство двух противников (партнёров). Один из них играет фигурами и пешкамисветлой окраски, у другого они обычно бывают чёрного цвета, это белые и чёрные.  Борьба белых и чёрных происходит на шахматной доске. Доска имеет форму квадрата, разделённого на 64 клетки светлой и тёмной окраски. Эти клетки называют полями . Поля светлой окраски называют белыми полями, а тёмной - чёрными полями.   Для описания положения и передвижен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные правила шахматной игры.

Шахматная игра представляет собой единоборство двух противников (партнёров). Один из них играет фигурами и пешкамисветлой окраски, у другого они обычно бывают чёрного цвета, это белые и чёрные.
Борьба белых и чёрных происходит на шахматной доске. Доска имеет форму квадрата, разделённого на 64 клетки светлой и тёмной окраски. Эти клетки называют полями . Поля светлой окраски называют белыми полями, а тёмной - чёрными полями.


Для описания положения и передвижения фигур и пешек на доске используется специальная система обозначения полей - нотация. Продольные ряды полей, или вертикали, обозначаются слева направо буквами латинского алфавита: a, b, c, d, e, f, g, h, которые у шахматистов принято произносить соответственно: "а", "бэ", "цэ", "дэ", "е", "эф", "жэ", "аш". Поперечные ряды полей, илигоризонтали, обозначаются цифрами от 1 до 8 (первая горизонталь, четвёртая горизонталь и т.д.). Каждое поле имеет своё название, состоящее из буквы вертикали и номера горизонтали, на пересечении которых оно находится: например, поле е4 ("e4" четыре), поле f5 ("эф" пять) и так далее.
Как будет выглядеть доска, если на каждом поле написать его обозначение, вы можете посмотреть на рис.1 Кроме вертикалей и горизонталей на доске имеются также косые ряды полей - диагонали. Диагонали обозначаются указанием их крайних полей: а2-g8 ("a" два - "жэ" восемь), дигональ h4-d8 ("аш" четыре - "дэ" восемь) и т.д. Если на вертикалях и горизонталях цвет полей чередуется, то диагонали состоят из полей только одного цвета, т.е. могут быть или белопольными, иличернопольными . Например, диагональ b1-h7 ("бэ" один - "аш" семь) - белопольная, а диагональ c1-a3 ("цэ" один - "а" три) - чернопольная. Восьмипольные диагонали a1-h8 и h1-a8 называютсяглавными (большими) диагоналями.

Фигуры и пешки.
Начальная позиция


В начале игры, или партии, каждая сторона имеет по 8 фигур: один король, один ферзь, две ладьи, два слона , два коня, восемь пешек. Фигуры и пешки называются материалом. Следовательно, партия начинается при материальном равенстве сторон. Цель игры заключается в том, чтобы взять в плен неприятельского короля или объявить ему мат ("мат" по-арабски - умер).
Ферзи и ладьи называются тяжёлыми фигурами, а слоны и кони - лёгкими. В шахматной нотации приняты следующие сокращения: король-Кр, ферзь-Ф, ладья-Л, конь-К, слон-С, пешка-п(при перечислении двух и более пешек - пп.
Всякая расстановка фигур и пешек на шахматной доске называется позицией или положением. На рис.2 показана расстановка фигур и пешек в начале игры, или начальная позиция. Таким образом, белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные - седьмую и восьмую. Доска должна располагаться так, чтобы справа от играющего находилось белое угловое поле, т.е. поле h1 (для белых) и поле а8 (для чёрных). Чтобы не путать места короля и ферзя, нужно запомнить: "Ферзь любит свой цвет", т.е. белый ферзь должен стоять на белом поле (d1), а чёрный - на чёрном (d8). Правая (от белых) часть доски (вертикали "e"-"h") называется Королевским флангом, левая (вертикали "a"-"d") - ферзевым флангом.

------------------------------------------------------------------------------

СУПЕРПРАВИЛА

Цель партии - поставить мат противнику и не допустить мата себе.

Каждый ход должен иметь смысл, логическое объяснение. И ход партнера - тоже: уважай его замыслы.

Ходы по возможности должны быть атакующими (даже защитные). Самыми опасными являются вынуждающие ходы - взятие фигуры, угроза ее выигрыша, шах, угроза превращения пешки или мата.

ПРАВИЛА (в начале партии)

Развивать легкие фигуры, чтобы они не мешали друг другу.

Увести короля в безопасное место.

По возможности захватить пешками центр, во всяком случае контролировать центральные поля.

НЕЛЬЗЯ (в начале партии без ОСОБОЙ необходимости)

Делать несколько ходов одной фигурой.

Выводить ферзя.

Ходить пешками "от короля".

Ходить крайними пешками в ущерб развитию, безопасности и борьбе за центр.

Допускать связку своих фигур, от которой трудно избавиться.

Правила оценки позиции

Материальное соотношение сил.

Наличие непосредственных угроз.

Расположение королей, их безопасность.

Владение открытыми линиями или возможность их захвата.

Пешечная структура, слабые и сильные поля и пункты.

Центр и пространство.

Развитие и расположение фигур.

Определение ходов-кандидатов.

Советы-ориентиры

Слонам и ладьям нужны открытые линии, коням - сильные центральные пункты, ферзям - всё, но в первую очередь вражеские слабости.

Позиционное наступление - пешки впереди, фигуры следом.

Короля не оголяй, одного не оставляй!

В эндшпиле король становится более важной фигурой.



© 2010-2022