Конспект урока в 6 классе Многообразие водорослей

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс Тема: Многообразие водорослей

Цель: формирование знаний о водорослей

Задачи: познакомить с многообразием пресноводных и морских водорослей. Дать представление о значении водорослейтв природе и народном хозяйстве.

Воспитание бережного отношения к природе.

Развитие интереса к теме.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, ИД, презентация

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. Назвать особенности строения водорослей

  2. Местообитание водорослей

  3. Назвать представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей

  4. Заслушивание сообщений о водорослях

  1. Объяснение нового материала

Различных видов водорослей на Земле очень много, около 30 тыс. видов. За время существования водорослей возникло множество их форм, отличающихся по особенностям строения, размножения и расселения по планете.

Большая часть водорослей встречается в пресных и соленых водах, а также почве. Однако есть водоросли, которые могут обитать во льдах и горячих источниках.

Виды водорослей разделяют по ряду отделов. Это Зеленые водоросли, Красные, Бурые, Золотистые и другие отделы.

Среди Зеленых водорослей есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Примеры родов Зеленых водорослей: хлорелла, ульва, спирогира, хламидомонада, улотрикс.

Различные хламидомонады обитают в мелких теплых и загрязненных водоемах. Хламидомонады способны не только получать органические вещества с помощью фотосинтеза, но и поглощать готовую органику из внешней среды. То есть они способны питаться и как растения и как животные. Поглощая из воды органические вещества они способствуют очищению водоемов.

В прудах, заводях рек часто плавает так называемая тина. Это скопление водоросли спирогиры, которая выглядит как тонкая зеленая нить. Спирогира многоклеточный организм. Так называемый «морской салат» - это водоросль ульва, она имеет плоский волнистый таллом.

В отдел Бурые водоросли входят крупные многоклеточные водоросли. Их таллом имеет буроватый цвет из за того, что, помимо хлорофилла, в клетках много других пигментов. Бурые водоросли образуют заросли на мелководьях в морях. Представителем Бурых водорослей является ламинария, нам она известна как «морская капуста». Ее таллом может достигать более 10 м в длину.

Бурые водоросли, в отличие от других водорослей, прикреплены к грунту под водой или к другим водорослям. Для прикрепления у них есть особые выросты слоевища - ризоиды, чем-то похожие на корни.

Бурые водоросли служат основным источником пищи для водных животных организмов в прибрежной зоне.

Красные водоросли бывают разных цветов: от ярко-красных до зеленоватых и желтых. Окраска зависит от пигмента в их клетках.

Тело Красных водорослей обычно растет много лет, имеет разную форму. Красные водоросли обитают в основном в океанах на достаточно больших глубинах, куда еще может проникнуть свет (до 200 м). Представителями красных водорослей являются порфира и филлофора.

Физкультминутка.

Значение водорослей в природе и жизни человека крайне велико. Можно сказать, что водоросли являются основой жизни на земле, и это не будет преувеличением.

Главное значение водорослей в природе и жизни человека - снабжение планеты кислородом. Несмотря на распространенное заблуждение, основную часть кислорода производят не леса, а водоросли в океане. Именно поэтому загрязнение океана губительно для всего живого на Земле.

В первую очередь надо указать на то, что водоросли составляют основную часть рациона консументов 1 порядка(растительноядных рыб, донных моллюсков-фитофагов, растительноядного зоопланктона и даже некоторых млекопитающих).

Затем надо сказать, что водоросли - один из основных поставщиков кислорода в атмосферу, поскольку они участвуют в процессе фотосинтеза наряду с наземными растениями. Надо сказать, что биомасса водорослей составляет всего 10% от биомассы растений на Земле, но насыщая кислородом воду, путем обмена между водоемом и атмосферой, они обогащают и воздух.

Следующее: водоросли участвуют в образовании горных пород. Например, твердые скелеты диатомовых водорослей обнаруживают в меле, мергеле, известняке. Водоросли с более мягкими телами дополняют озерные отложения - сапропели.

Из водорослей добывают некоторые полезные ископаемые - например, йод и бром

Водоросли используют в кондитерском производстве - из них делают агар-агар, который применяется в производстве некоторых видов сладостей

Из водорослей производят лекарственные средства - прежде всего те, которые содержат йод (фукус, спирулина и другие)

Водоросли могут использовать в биологических прудах-отстойниках и аэротенках на последнем этапе очистки воды.

ВРЕД ВОДОРОСЛЕЙ

Водоросли - далеко не только друзья, но и смертельные враги для обитателей водоемов и человека

1 - Водоросли выделяют в воду ряд токсичных веществ, которые имеют антибиотическое и альгостатическое действие

Развитие водорослей отдельных групп отрицательно влияет на развитие земноводных (лягушки, тритон), зоопланктона и рыб.

2 - Водоросли при массовом развитии приводят к цветению воды. А это приводит к уменьшению содержания кислорода в воде, росту содержания углекислого газа и фенолов.

3 - Водоросли некоторых видов при отмирании выделяют в воду специфические токсины, которые могут приводить к серьезному поражению желудочно-кишечного тракта млекопитающих и человека, дерматитам, дерматозам, приступам бронхиальной астмы. Накопление токсинов водорослей у рыб при длительном употреблении в пищу приводит к возникновению гаффской (юксовско-сартланской) болезни.

Один из видов Анабен (синезеленая водоросль, вполне обычная для озер умеренных широт) проявляет токсичность и в процессе жизнедеятельности, причем ее токсин очень опасен.

4 - Водоросли могут забивать фильтры в процессе водоподготовки.

5 - При хлорировании воды, содержащей большое количество органики (в том числе и органического вещества, выделяемого водорослями), в результате биохимических реакций образуются тригалометаны, которые известны своей канцерогенностью.

Релаксация для глаз.

  1. Закрепление

Что нового узнали на уроке? Выводы.

  1. Заключение

Итог урока - выставление оценок

Домашнее задание: учить конспект, составить кроссворд.

© 2010-2022