Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии информационно-исследовательской деятельности о сцепленных с полом заболеваниях и семантической обработке генетической информации. Образовательные: Создать условия для расширения знаний по изучению явления, сцепленного с полом наследования. Углубить знания учащихся о хромосомном определении пола, о наследственных заболеваниях, гены которых находятся в половых хромосомах, причинах их возникновения и способах передачи. Развивающие: Продолжить развитие навыков работы с биологической терминологией. Способствовать развитию умений, систематизировать, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи через реше...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

«Ошибки развития»

Технологическая карта урока биологии по теме «Ошибки развития»

9 класс

Учитель биологии высшей категории Сиротова Марина Алексеевна

Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию»





Тема

«Ошибки развития»

Цель темы

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии информационно-исследовательской деятельности о сцепленных с полом заболеваниях и семантической обработке генетической информации.

Цели урока

Образовательные: Создать условия для расширения знаний по изучению явления, сцепленного с полом наследования.
Углубить знания учащихся о хромосомном определении пола, о наследственных заболеваниях, гены которых находятся в половых хромосомах, причинах их возникновения и способах передачи.

Развивающие: Продолжить развитие навыков работы с биологической терминологией.

Способствовать развитию умений, систематизировать, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи через решение генетических задач.

Воспитательная: Способствовать формированию здорового образа жизни, ответственного отношения к своему генетическому здоровью.

Задачи урока

  1. Продолжить формировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;

  2. Познакомить учащихся с семантикой генетических заболеваний, причинами наследственных заболеваний, сцепленных с полом;

  3. Продолжить формировать систему знаний о происхождении биологических терминов;

  4. Закрепить навык решения генетических задач.

Методы обучения

Проблемного изложения, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий: яйцеклетка, гамета, зигота, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, сцепленное с полом наследование, аллель, аутосомы;

- объяснять семантически происхождение генетических терминов;

- классифицировать по различным признакам хромосомные аномалии;

-уметь решать генетические задачи на данный тип наследования;

- обобщить знания о заболеваниях, сцепленных с полом;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль генетических мутаций в жизни человека;

- толерантное отношение к людям с «ошибками развития»;

В сфере безопасности жизнедеятельности:

- оценивать важную роль медико-биологического консультирования при планировании будущего ребёнка;

- роль здорового образа жизни в профилактике генетических заболеваний;

Личностные:

- Принятие социальной роли обучающегося.

- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

- Знание генетических основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

- Признание ценности генетического здоровья, своего и других людей.

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

- Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

- Уметь планировать и регулировать свою деятельность.

- Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами.

- Владеть основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

- Организовать рабочее места, распределять время.

Познавательные:

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.

- Давать определения понятиям.

- Умение применять алгоритм для решения учебных генетических задач.

Коммуникативные:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с другими учащимися.

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

- Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

- Формировать медико - генетическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

- Формировать умения точно выражать свои мысли.

Основные понятия

Сцепленное с полом наследование, гемофилия, дальтонизм, ихтиоз, полидактилия, гипертрихоз, гипоплазия эмали, оптическая атрофия.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Химия, история, экология, медицина, физика, изобразительное искусство, ОБЖ

Индивидуальная работа с раздаточным материалом, презентация результатов

Компьютер, интерактивная доска, медиапроектор,

маркеры,

мультимедийная презентация по теме урока «Ошибки развития», раздаточный материал (генетические задачи)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия.


Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников.

Актуализация имеющейся у учащихся информации.

«На предыдущих уроках мы с вами изучили генетические термины, я предлагаю дать им определения:

  • яйцеклетка;

  • гамета;

  • зигота;

  • генотип;

  • фенотип;

  • гомозигота;

  • гетерозигота;

  • сцепленное с полом наследование;

  • аллель;

  • аутосомы».

При затруднении в определении терминов можно предложить помощь других учащихся. Затем вниманию учащихся представляется презентация по теме урока. Для того, чтобы сформулировали тему урока сами учащиеся им предлагается ответить на вопросы.

Вопрос: Как Вы считаете, что изображено на этом слайде? Тех карта урока по теме «Ошибки развития»





Вопрос: Сколько хромосом в соматических и половых клетках человека?

«Перед Вами кариотип человека - совокупность признаков хромосомного набора: число, размер, форма хромосом. Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. У человека около 100 000 генов, а видов хромосом только 23, и среди них нет ни одной, где бы ни возникали генные мутации».

Для определения темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

Можно задать вопрос: «Как Вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?»

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Проверяют наличие в пакете генетических задач, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью.

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении генетических терминов. Дают фронтально определения терминам:

  • яйцеклетка - женская половая клетка;

  • гамета - половая клетка;

  • зигота - оплодотворённая яйцеклетка;

  • генотип - совокупность всех генов в организме;

  • фенотип - внешнее и внутреннее проявление генотипа;

  • гомозигота - организм, содержащий 2 одинаковых аллельных гена;

  • гетерозигота - организм, содержащий различные аллельные гены;

  • сцепленное с полом наследование - наследование признаков, гены которых расположены в половых хромосомах, а не в аутосомах;

  • аллель - разные состояния одного и того же гена;

  • аутосомы - неполовые хромосомы.

Сотрудничество с другими учащимися, использование речевых средств общения для корректировки терминов. Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности при вспоминании терминов. Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.

Рассматривают кариотип человека.



Ответ: Это хромосомы человека.

Ответ: 46 в соматических и 23 в половых.

Взаимодействуют с учителем и другими обучающимися в ходе формирования темы урока, предполагая, что тема урока должна быть связана с какими-либо нарушениями генетического аппарата человека.

Формулируют тему урока «Ошибки развития» вместе с учителем.

2-й этап. Целеполагание

Направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия по решению нового типа задач.

Делают умозаключения, фронтально и индивидуально вырабатывают общее решение, выражая собственное мнение, делают выбор, а затем формулируют общую цель и задачи, выдвигая предположения, что целью будет углубление знаний о хромосомном определении пола, о наследственных заболеваниях, гены которых находятся в половых хромосомах, причинах их возникновения и способах передачи.

3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Учитель организует работу над решением генетических задач и семантическим разбором терминов, консультирует работу по оформлению решения нового типа задач (Учащимся представляется задача 1 на слайде и раздаточном материале):

Задача 1

У человека гемофилия определяется рецессивным геном, локализованным в Х - хромосоме. У здоровых супругов родился сын с гемофилией.

1. Сколько типов гамет образуется у отца?

2. Сколько типов гамет образуется у матери?

3. Сколько фенотипов может быть среди детей-девочек в данной семье?

4. Какова вероятность рождения в данной семье здорового ребёнка?

5. Какова вероятность рождения больного ребёнка в данной семье?

Вопрос: Какой биологический термин Вам не знаком?

Информация учителя:

Гемофилия - наследственное заболевание, связанное с нарушением коагуляции (процессом свертывания крови); при этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства. В старину она была достаточно распространена в королевских семьях, за что получила поэтический эпитет «гемофилия венценосных». Болезнь связана с изменением 1 гена в х-хромосоме. Болезнь на сегодняшний день неизлечима, её течение контролируется с помощью инъекций недостающего фактора свёртываемости крови.Тех карта урока по теме «Ошибки развития»





Корректирует оформление и анализирует полученные в задаче результаты.Тех карта урока по теме «Ошибки развития»Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

Задача 2

Ихтиоз определяется рецессивным геном, локализованным в Х - хромосоме. Женщина с ихтиозом выходит замуж за здорового мужчину.

1. Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары?

2. Сколько типов гамет образуется у женщины?

3. Какова вероятность рождения больного ребёнка в данной семье?

4. Какова вероятность рождения в данной семье здорового сына?

5. Сколько типов гамет образуется у мужчины?

Вопрос: Какой биологический термин Вам не знаком?

Вопрос: Вспомните однокоренные слова.

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

Информация учителя:

Ихтиоз - (от греч. ichthýs - рыба), рыбья чешуя, ксеродерма, - это группа наследственных заболеваний кожи, характеризующееся резким усилением рогообразования. Паталогический процесс, характеризующийся мутацией генов или экспрессией генов, кодирующих разные формы кератина.

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»





Корректирует оформление и анализирует полученные в задаче результаты.

Задача 3

Дальтонизм определяется рецессивным геном, сцепленным с полом. У супругов, не страдающих дальтонизмом, родился сын-дальтоник.

1. Сколько разных генотипов может быть среди детей этих супругов?

2. Какова вероятность, что ребёнок в этой семье будет иметь генотип матери?

3. Сколько разных фенотипов может быть среди дочерей этой семьи?

4. Сколько разных фенотипов может быть среди сыновей этой семьи?

5. Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с дальтонизмом?

Вопрос: Какой биологический термин Вам не знаком?

Информация учителя:

Дальтонизм, цветовая слепота - наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов.

Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты, на основании собственных ощущений, в 1794 году. Дальтон не различал красный цвет, но не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. У него были три брата и сестра, и двое из братьев страдали цветослепотой на красный цвет. Дальтон подробно описал свой семейный дефект зрения в небольшой книге. Благодаря её публикации и появилось слово «дальтонизм», которое на долгие годы стало синонимом не только описанной им аномалии зрения в красной области спектра, но и любого нарушения цветового зрения.Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

  • Среди знаменитых художников было много дальтоников - И.Репин, Врубель, Ренуар, Ван Гог, Гоген и др.

  • Каждый 16-й мужчина на Земле - дальтоник, только 4 женщины из 1000 страдают дальтонизмом.

  • В Турции, Румынии и России людям с нарушениями цветоощущения не выдаются водительские права.

Характер цветового восприятия определяется на специальных полихроматических таблицах Рабкина.

Мы с Вами сейчас попробуем определить своё цветовое зрение.

Корректирует решение и оформление задачи.

Задача 4

Оптическая атрофия вызывается рецессивным геном, сцепленным с Х - хромосомой геном, а полидактилия определяется доминантным геном, расположенным в Y- хромосоме. Мужчина с полидактилией вступил в брак с женщиной с оптической атрофией.

1. Какова вероятность, что ребёнок в этой семье будет страдать обеими аномалиями?

2. Сколько типов гамет образуется у женщины?

3. Сколько типов гамет образуется у мужчины?

4. Какова вероятность рождения в данной семье здорового ребёнка?

5. Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой семьи?

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

Вопрос: Какой биологический термин Вам не знаком?

Вопрос: Вспомните однокоренные слова

Информация учителя:

Полидактили́я (др.-греч. πολύς (polus) 'много' + δάκτυλος (daktulos) 'палец') - анатомическое отклонение, характеризующееся бо́льшим, чем в норме, количеством пальцев на руках или ногах у человека.

По статистике, шестипалым рождается один младенец из каждых 5000 новорождённых. Тех карта урока по теме «Ошибки развития»Тех карта урока по теме «Ошибки развития»







Происхождение аномалии связано с задержкой запрограммированной гибели эктодермальных клеток апикального эктодермального края. Что ведёт к индукции усиления активности подлежащей мезодермы, формированию излишка ткани, идущей на формирование дополнительных пальцев.

Корректирует оформление и анализирует полученные в задаче результаты.

Задача 5

У человека гипоплазия эмали определяется доминантным сцепленным с Х - хромосомой геном, а гипертрихоз вызывается геном, расположенным в Y- хромосоме. Мужчина с гипертрихозом и нормальными зубами женится на женщине с гипоплазией эмали. Известно, что матери обоих супругов не имели аномалий.

1. Какова вероятность, что ребёнок в этой семье унаследует оба дефекта?

2. Сколько разных генотипов может быть среди детей этих супругов?

3. Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой семьи?

4. Какова вероятность, что ребёнок в этой семье унаследует генотип матери?

5. Какова вероятность рождения в этой семье дочери с гипертрихозом?

Вопрос: Какие биологические термины Вам не знакомы?

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»

Тех карта урока по теме «Ошибки развития»



Информация учителя:

Гипертрихоз - (др.-греч. ὑπερ- - чрезмерно + θρίξ, род. п. τριχός - волос + -osis; син. волосатость) - заболевание, проявляющееся в избыточном росте волос, не свойственному данному участку кожи, полу и возрасту.

Причина: опухоли гипофиза, яичников, молочных желёз, мостомозжечкового угла.



Анализируют и обсуждают текст задачи, ведут информационный поиск незнакомых терминов.



Ответ: «Гемофилия».

Проводят семантический анализ термина: «гемо - кровь», «филио - любовь».

Рассматривают фотографию семьи последнего русского императора Николая II, выясняют, почему цесаревич Алексей стал носителем гена гемофилии, откуда происходит название «царская болезнь» (внуку передала ген бабушка - английская королева Виктория).

Работа у доски по решению задачи и самостоятельная работа в тетради, организуют учебное сотрудничество в классе.

Получают результаты решённой задачи:

  1. 2

  2. 2

  3. 1

  4. 75%

  5. 25%

Сравнивают правильность оформления нового типа задач в своей тетради и на доске, своевременно внося коррективы.

Оценивают объективные трудности при решении нового типа задач.



Анализируют и обсуждают текст задачи, ведут информационный поиск незнакомых терминов.





Ответ: Ихтиоз

Ответ: Ихтиандр в произведении А. Беляева «Человек - Амфибия», Ихтиозавр

Рассматривают фотографии детей с ихтиозом и скелет плавающего динозавра.

Вместе с учителем разбирают семантику термина «Ихтиоз».

Работа у доски по решению задачи и самостоятельная работа в тетради, организуют учебное сотрудничество в классе.

Получают результаты решённой задачи:

  1. 2

  2. 1

  3. 50%

  4. 0%

  5. 2

Сравнивают правильность оформления нового типа задач в своей тетради и на доске, своевременно внося коррективы, оказывают взаимопомощь тем, кто ошибается в оформлении задачи или затрудняется дать правильные ответы.

Оценивают объективные трудности при решении нового типа задач.

Анализируют и обсуждают текст задачи, ведут информационный поиск незнакомых терминов.

Выступление одного из учащихся с кратким сообщением:

«Причина цветовой слепоты: у человека в центральной части сетчатки расположены цветочувствительные рецепторы - колбочки, каждая из которых имеет пигмент белкового происхождения. При генной мутации белок не вырабатывается. Дальтонизм неизлечим, однако разработана технология внедрения в клетки сетчатки недостающих генов с помощью методов генной инженерии с использованием в качестве вектора вирусных частиц».

Ответ: Дальтонизм

Вместе с учителем разбирают семантику термина «Дальтонизм».

Определяют по специальным полихроматическим таблицам Рабкина характер собственного цветового восприятия и адекватно оценивают собственное цветоощущение.

Работа у доски по решению задачи и самостоятельная работа в тетради, организуют учебное сотрудничество в классе.

Получают результаты решённой задачи:

  1. 4

  2. 25%

  3. 1

  4. 2

  5. 25%

Сравнивают правильность оформления нового типа задач в своей тетради и на доске, своевременно внося коррективы, оказывают взаимопомощь тем, кто ошибается в оформлении задачи или затрудняется дать правильные ответы.

Оценивают объективные трудности при решении нового типа задач.

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности и временные затраты.

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно - следственные связи.



Анализируют и обсуждают текст задачи, ведут информационный поиск незнакомых терминов.

Выступление докладчика о знаменитостостях, страдающих недугом:

Актриса Джемма Артертон родилась с шестью пальцами на каждой руке.

По легенде, у Мэрилин Монро на левой ноге было шесть пальцев, на самом деле у неё их было пять.

История гласит, что английская королева Анна Болейн обладала шестым пальцем, или немым отростком, чем-то напоминавшим выступающий ноготь на правой руке, и для того, чтобы скрыть сей недостаток, ввела в моду длинные рукава.

Среди британских музыкантов 1960-х ходила легенда, будто у Джими Хендрикса на правой руке 6 пальцев.

Индийский актер Ритик Рошан обладает шестью пальцами на правой руке.

Происхождение аномалии связано с задержкой запрограммированной гибели эктодермальных клеток апикального эктодермального края. Что ведёт к индукции усиления активности подлежащей мезодермы, формированию излишка ткани, идущей на формирование дополнительных пальцев.

Ответ: Полидактилия и оптическая атрофия.

Ответ: Дактилоскопия, Птеродактиль

Рассматривают фотографию Святого Сикста (Дрезденская галерея, Германия).

Разбирают семантику термина «Полидактилия» - «поли - много», «дактило - палец» и «Оптическая атрофия» - «зрительная неспособность».

Рассматривают фотографии рентгеновских снимков и конечностей шестипалых людей, картину «Святого Секста», хранящуюся в Дрезденской галерее (Германия).

Работа у доски по решению задачи и самостоятельная работа в тетради, организуют учебное сотрудничество в классе.

Получают результаты решённой задачи:

  1. 50%

  2. 1

  3. 2

  4. 50%

  5. 2

Сравнивают правильность оформления нового типа задач в своей тетради и на доске, своевременно внося коррективы, оказывают взаимопомощь тем, кто ошибается в оформлении задачи или затрудняется дать правильные ответы.

Оценивают объективные трудности при решении нового типа задач.

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности и временные затраты.

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно - следственные связи.



Анализируют и обсуждают текст задачи, ведут информационный поиск незнакомых терминов.









Ответ: Гипертрихоз и гипоплазия эмали.

Разбирают семантику терминов «Гипертрихоз, гипоплазия эмали»

«Гипер - много», «трихоз - волос», «гипо - мало», «Плазио - формирование».

Рассматривают фотографии людей, больных гипертрихозом.

Работа у доски по решению задачи и самостоятельная работа в тетради, организуют учебное сотрудничество в классе.

Получают результаты решённой задачи:

  1. 25%

  2. 4

  3. 4

  4. 25%

  5. 0%

Оценивают объективные трудности при решении нового типа задач.

Пытаются самостоятельно контролировать собственное время, потраченное на решение задачи и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

4-й этап. Итоги занятия.


Организует обсуждение результатов решения нового типа генетических задач на сцепленное с полом наследование.

Вопрос: Вспомните, о каких новых терминах шла речь на сегодняшнем уроке? (гемофилия, ихтиоз, полидактилия, гипоплазия эмали, оптическая атрофия, гипертрихоз, дальтонизм). Дайте им пояснение.

Оценивает правильность выполненных действий, вносит, необходимые результаты и корректируют их.

Осуществляют итоговый контроль, аргументированно выставляет оценки за урок.


Выстраивают причинно- следственные связи, дают определения новым генетическим терминам, изученным на уроке: оптическая атрофия, гипоплазия эмали, гемофилия, ихтиоз, полидактилия, гипертрихоз, дальтонизм.

Взаимодействуя в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику, прогнозируют развитие процессов в мутантных организмах.

Проговаривают алгоритм решения нового типа задач, выясняя особенности оформления и узнавания типа задач на сцепленное с полом наследование.

5-й этап. Рефлексия.


Организует обсуждение результатов работы, способов достижения поставленных целей и задач.

Презентуют модель осознанного подхода к своему и чужому генетическому здоровью.

Вопросы: Как Вы думаете, отчего именно эту фотографию я взяла для анонса этого урока? Какие ассоциации возникают у Вас при её рассматривании? Какие выводы Вы могли бы сделать, познакомившись с рядом заболеваний, сцепленных с полом?




Участвуют в обсуждении достижения цели и задач урока, осознанно строят выводы относительно сложившейся экологической ситуации и роста числа наследственных заболеваний.

Предполагают, что фотография связана с огромным количеством ещё не познанных «ошибок человеческого генома».

Выражают собственное мнение о медико-генетических консультациях перед планированием беременности, полученном результате.

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе своего репродуктивного здоровья.

6-й этап. Домашнее задание.


Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Осознанно фиксируют и воспринимают полученную информацию, записывают домашнее задание в дневник.




© 2010-2022