- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кульченкова В.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
"Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
Директор: Седакова Е,Н. зам. директора по УВР на заседании М.О.
______________________ ____________________ протокол № _____
«_____» _________ 2015 г. «_____» _________ 2015г. «____» ______2015 г.
Календарно-тематическое планирование
уроков по биологии
Класс: 11
Учитель: Кульченкова В.А.
Количество часов:
Всего: 35 часов; в неделю: 1 час.
Планирование составлено на основе Программа общеобразовательных учреждений В.В. Пасечник, «Дрофа» 2009 г.
Учебник: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов «Общая биология», «Дрофа» 2010 г.
Количество часов:
- лабораторная работа: 11
- экскурсии: 2
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии11 класса соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы курса по биологии 10-11 класса «Общая биология» В.В. Пасечника для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009г.
На изучение курса биологии выделено 35 часов (1 час в неделю)
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные разделы курса: Биология как наука. Методы научного познания; Основы цитологии; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Генетика; Основы учения об эволюции; Основы экологии и пр.
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Внесённые изменения:
Тема 5.2 "Структура экосистем" Расширена на 1 час из резерва временны.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетках, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
уметь
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-методический комплект:
-
Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008год .
-
Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 2010 г.
-
Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Экзамен, 2008.
-
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Общая биология. 10-11 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2010.
«Уверждаю»
Директор школы: Седакова Е.Н.
______________________
Приказ № _____ от «____» 2015 г.
МБОУ «Пальцовская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
КЛАСС: 11
Год составления 2015
Содержание
Общее
кол-во
часов по разделу
Кол-во
часов
по теме
Дата проведения урока
Домашнее задание
Примечания
по программе
фактически
Раздел 4. Вид
20
Тема 4.1.
История эволюционных идей
4
-
-
-
1.
История эволюционных идей.
1
С.186-190
2.
Эволюционная теория Ч.Дарвина
1
С.190-194
3.
Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
1
конспект
4.
Повторение и обобщение по теме «История эволюционных идей»
1
Повт.с.186-194
Тема 4.2.
Современное эволюционное учение
9
-
-
5.
Вид, его критерии.
ЛР 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
1
§ 53
6.
Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.
1
§54
7.
Движущие силы эволюции. Их влияние на генофонд популяций. Наследственная изменчивость и борьба за существование.
ЛР 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
1
§56
8.
Движущие силы эволюции: естественный отбор.
ЛР 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
1
§ 57
9.
Изолирующие механизмы.
1
§ 58
10.
Результаты эволюции. Видовое разнообразие.
1
§ 59
11.
Макроэволюция.
1
§ 61
12.
Сохранение многообразия видов - основа устойчивой биосферы. Причины вымирания видов.
1
конспект
13.
Экскурсия 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»
1
Тема 4.3
Происхождение жизни на Земле
3
-
-
14.
Гипотезы происхождения жизни.
1
§ 89
15.
Отличительные признаки живого.
1
§ 90
16.
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
ЛР 4 «Оценка и анализ гипотез происхождения жизни»
1
§ 91
Тема 4.4.
Происхождение человека
4
-
-
17.
Гипотезы происхождения человека.
1
§ 69
18.
Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
1
§ 70
19.
Эволюция человека.
1
§ 71
20.
Движущие силы антропогенеза.
ЛР 5 «Анализ и оценка гипотез происхождения человека»
1
§ 72
Раздел 5
Экосистемы
11
-
-
Тема 5.1.
Экологические факторы
3
21.
Экологические факторы: абиотические, их значение.
1
§ 75
22.
Экологические факторы: биотические, их значение для организмов. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
1
§ 76
23.
Антропогенные факторы.
ЛР 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах».
1
§ 77
Тема 5.2.
Структура экосистем
4+1
-
-
24.
Видовая и пространственная структура экосистем.
1
§ 81
25.
Пищевые связи, круговорот веществ и энергии в экосистемах.
ЛР 7 «Составление схем передачи веществ и энергии».
1
§ 82
26.
Причины устойчивости и смены экосистем.
ЛР 8 «Исследование изменений в экосистемах (аквариум)».
1
§ 83
27.
Искусственные сообщества - агросистемы.
ЛР 9 «Сравнительная характеристика природных и агроэкосистем».
1
§ 84
28.
Экскурсия 2 «Естественные и искусственные экосистемы»
1
Тема 5.3.
Биосфера - глобальная экосистема
2
-
-
29.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение Вернадского о биосфере.
1
§ 92
30.
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
1
§ 93
Тема 5.4.
Биосфера и человек
2
-
-
31.
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
ЛР 10 «Решение экологических задач»
1
§ 94
32.
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде
ЛР 11 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»
1
§ 95
Заключение
3
-
-
33.
Эволюция организмов и человека.
1
34.
Экосистемы.
1
35.
Итоговое повторение курса.
1
Итого: 35 уроков