Тема урока Белки. Строение, свойства, функции

Тема урока: Белки. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, наглядный. Цель: познакомить учащихся с основными компонентами живых клеток – белками. Урок для учащихся 11 классов. На уроке использованы: презентация, фрагмент фильма "Прорастание семян", эксперимент, технологическая.карта урока, рефлексия.Мы  раскроем тайну вещества, лежащего в основе жизни. Итак, жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого являе...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Белки.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, наглядный.

Цель: познакомить учащихся с основными компонентами живых клеток - белками.

Задачи:

Обучающие:

- активизировать знания, необходимые для изучения темы;

- познакомить учащихся со строением , составом, свойствами белков;

- подвести к сознательному изучению материала по функциям белков.

Развивающие:

- развивать обще-учебные компетентности учащихся;

- развивать умения анализировать информацию. сравнивать объекты, обобщать;

- развивать познавательный интерес и творческие способности.

Воспитывающие:

- воспитывать нравственное отношение к жизни как высшей ценности , осознание важности жизни;

- формировать навыки адаптации к условиям постоянно меняющейся жизни с помощью приобретённых знаний;

- воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

1. Фрагмент видеофильма «Прорастание семени».

Учитель биологии. Ребята! Как бы вы объяснили увиденное явление?

Ответы детей:

- Прорастание семени;

- Чудо природы;

- Зарождение жизни.

Учитель биологии. Я хочу прочитать вам стихотворение Семёна Яковлевича Надсона.

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,

Капризна как дитя и призрачна как дым,

Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой.

Великое смешав с ничтожным и смешным.

Эти строки позволяют задуматься над вопросом, который всегда волновал человечество: Что такое жизнь?

Учитель биологии. Ваше мнение: что такое жизнь?

Ответы детей:

- …….;

- …….;

- ……..

Учитель биологии: Итак, жизнь - это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой…… Определите ключевые слова в этом предложении.

Ответы детей: способ существования белковых тел.

Учитель биологии: А я продолжу, начатое определение жизни: «С прекращением обмена, прекращается сама жизнь, что приводит к разложению белка».

Как современная наука определяет процесс жизни?

Это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и с другими веществами.

Итак, сегодня мы раскроем тайну вещества, лежащего в основе жизни. О каком веществе идёт речь? О белке.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Белки».(слайд №1)

Какова же цель нашего урока?

(- познакомиться со строением, структурой, свойствами, функциями белков).

В течение урока работаем с технологической картой.

История открытия и исследования белка (слайд «2);

Учитель биологии:

Вопрос: Где в природе встречаются белки?

Ответы детей:

1). Наряду с углеводами и жирами являются основной составной частью нашей пищи - это яйца, молоко, рыба, мясо.

2). Кожа животных и человека, волосы, ногти, копыта - белкового происхождения.

3). В плазме крови содержится белок - фибриноген, из которого образуется фибрин - основа тромба, препятствующий вытеканию крови из ран.

4). Входят в состав всех клеток, тканей живых организмов.

Учитель биологии: Чтобы разобраться в строении белковой молекулы обратимся

к 1 заданию в технологической карте. Целью является: познакомиться с особенностями строения белковой молекулы. (слайд № 3, 4)

Учитель биологии:

Итак, сформулируем определение белков.

Белки - это высокомолекулярные природные органические соединения, построенные из аминокислот.

Записываем определение в тетрадь.

Проблемный вопрос: Откуда в живой клетке берутся аминокислоты, необходимые для синтеза белка.

Ответы учащихся.

-

- В небольшом количестве организм сам может синтезировать аминокислоты (заменимые), но далеко не все. Восемь аминокислот могут поступать только с пищей, их называют незаменимыми. Из уроков анатомии мы знаем, что в пищевом тракте под воздействием ферментов белки расщепляются на отдельные аминокислоты, из которых организм сам конструирует новую, необходимую белковую молекулу.

(Подтверждаю слайдом №5).

Учитель биологии:

Классификация белков: простые и сложные (слайд № 6)


Второе задание технологической карты.

Цель: познакомиться со структурной организацией белковой молекулы и её свойствами.


Структуры белковых молекул.

Первичная (Слайд №7)

Это линейная последовательность аминокислотных остатков в молекуле белка.

Прочные ковалентные связи.

Встречается у ограниченного числа белков (фиброин шёлка - белок синтезированный гусеницами шелкопряда).

Вторичная (Слайд №8)

Белковая цепь закручена в спираль. Связи водородные.

Третичная (Слайд №9)

Реальная трёхмерная конфигурация, обеспеченная связями: гидрофобными, бисульфидными (S-S)? Ковалентными. Это клубок из свёрнутой спирали.

Четвертичная (Слайд №10, 11).

Соединение друг с другом макромолекул белков, образующих комплекс.

Свойства белков. Демонстрация опытов.

Учитель химии:

1). Растворимость-

Опыт: растворение яичного белка в воде.

2). Денатурация - разрушение II и III структуры белка. (нагревание белка в пробирке)

3). Ренатурация -процесс восстановления первичной структуры белка

4). Качественные реакции на белки (характерные цветные реакции):

- Ксантопротеиновая (доказывает наличие остатков ароматических аминокислот)

Белок + НNO3 (конц.) = желтое окрашивание

- Биуретовая (доказывает наличие пептидных связей)

Белок + CuSO4 + NaOH =фиолетовое окрашивание.

5). При нагревании белки разлагаются с выделением запаха жжённого пера.

Учитель биологии.

Функции белков разнообразны. (Слайд № 10). Вам задание. Поработайте с учебником, найдите функции белков на стр. 31-32 учебника. В течении 1 мин кратко охарактеризуйте каждую функцию.

Выступления учеников.

Учитель биологии: Кроме того, белки важнейшие компоненты продуктов питания, необходимые для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей организма. Свойства белков необходимо знать при приготовлении пищи.

Вопрос: Если нужно сварить бульон для первого блюда, в какую воду холодную или горячую следует положить мясо?

( В холодную, так как из мяса или рыбы переходит больше белков в бульон, и он становится более насыщенным и вкусным. Если же мясо бросить в кипяток Белок свернётся и закупорит многочисленные поры, пронизывающие мясо. Белки концентрируются внутри мяса и не попадают в бульон).

( А при жарке мяса второй вариант приемлем, так как все белковые компоненты остаются внутри).

На биологическую ценность белка влияет так же продолжительность тепловой обработки.

Например, сваренное яйцо вкрутую усваивается организмом труднее, чем сваренное всмятку).

Завершающая работа с технологической картой: Закрепление материала.

В чём видовая специфичность белков?

(В том, что каждый живой организм содержит большое число различных белковых молекул, при этом каждому виду присущи особые, свойственные только ему белки).

Учитель:

Вывод: Белок и жизнь - понятия взаимосвязанные. Белок - это вещество жизни.

Поэтому слова Ф.Энгельса, прозвучавшие вначале урока актуальны и сегодня.

Рефлексия.

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Что показалось наиболее сложно?

  • Как вы будете преодолевать затруднения?


© 2010-2022