Рабочая программа Биология (обучение на дому) 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»

Муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ Магазинский УВК

учителей естественно- УВР МБОУ Магазинский УВК Долгополова Е.И. __________

математического цикла Казмирчук Ю.А. ________ Приказ № ______________

Протокол № ______ от «___» _________2015г. «____» _______________ 2015 г.

«___» ________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «БИОЛОГИЯ»

основное общее образование 7 класс

обучение на дому

на 2015/2016 учебный год

Разработчик: Копаница Оксана Николаевна


Пояснительная записка.



Данная рабочая программа по биологии разработана для 7 класса (обучение на дому) и составлена в соответствие с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы курсов Биология «Живой организм» 5-6 класс, Биология «Разнообразие живых организмов» 7 класс, авторов Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я Колесникова // Биология в основной школе: Программы. - М.: Сфера, 2005. - 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Объём программы соответствует 17 часов в год.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа

Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации биологического образования, являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.

  12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

  13. Примерная программа основного общего образования по биологии, 7 класс, авторов Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я Колесникова // Биология в основной школе: - М.: Сфера, 2005. - 72 с.,

  14. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11 июня 2015 № 555 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015-2016 учебный год».

Цели и задачи учебного предмета:

Данная рабочая программа направлена на реализацию основных задач:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

  • Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и

  • навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.



Характеристика учебного предмета


Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.


Учебно-методический комплект:

  1. Сухорукова Л.Н , В.С. Кучменко. Разнообразие живых организмов 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф В.М. Константинова. - М.: Вентана-Граф, 2009

  2. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 2. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  3. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.

  4. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010

Образовательные технологии:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, индивидуальная образовательная технология, игровая технология (дидактическая игра).

Виды контроля: проверочные и итоговые тестовые, самостоятельные работы; индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).


Общая характеристика учебного предмета


Данная рабочая программа по биологии для 7 класса (индивидуальное обучение) разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы курсов Биология «Живой организм» 5-6 класс, Биология «Разнообразие живых организмов» 7 класс авторов Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я Колесникова // Биология в основной школе: Программы. - М.: Сфера, 2005. - 72 с.,

Учебный предмет включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Методы и формы обучения.

Основной методикой изучения биологии на данном уровне является: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем), личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

В 7 классе обучающийся на надомном обучении получает общие представления о:

  • структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

  • строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека;

  • многообразии животных организмов и принципах их классификации.

Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Изучение живых систем начинается с обобщения сведений об организме. Этим достигается преемственность курсов биологии 6 и 7 классов. Положения о надорганизменных и экологических системах проводятся через все содержание курса «Разнообразие живых организмов» и обеспечивают его целостность, системность. Знакомству с компонентами экосистемы способствуют экологические идеи о растениях, как производителях органического вещества, животных, как потребителях, бактериях и грибах, как его разрушителях, проведенные через содержание курса 6 класса «Живой организм».

Обращение к понятию «экосистема» во введении в курс позволяет при изучении разнообразия живых организмов говорить о видах, играющих в экосистеме средообразующую роль, например, раскрывать значение сфагновых мхов в образовании болот, хвойных растений в формировании экосистемы тайги. Это, в свою очередь, дает возможность познакомить не только с видовым, но и экосистемным разнообразием, что важно для формирования понятия о биоразнообразии в целом и опасности его обеднения.

Изучению разнообразия жизни способствует также введение эволюционных понятий в начале курса, знакомство с общей картиной происхождения и развития жизни на Земле. Положения эволюционной теории о движущих силах, доказательствах и результатах эволюции, сформулированные просто и доступно, служат основой для установления филогенетических связей между крупными таксонами и конкретизируются при изучении эволюции растительного и животного мира. Эколого-эволюционное введение завершается рассмотрением основных принципов систематики, классификацией живых организмов. Основные категории систематики конкретизируются при изучении разнообразия растений, животных, грибов, бактерий. Обзор разнообразия начинается с царства Растения, представители которого в наземных и водных экосистемах играют роль производителей органического вещества. Отделы растений изучаются в эволюционном порядке. Более подробно (чем принято) рассматривается разнообразие голосеменных. Это объясняется тем, что значительные площади на территории нашей страны все еще заняты тайгой (хотя сокращаются из года в год). Важно сохранить экосистему тайги и ее разнообразие для будущих поколений. Кроме того, именно среди голосеменных много реликтовых видов, представителей древних эпох, что служит доказательством исторического развития растительного мира.

При рассмотрении разнообразия животных, как потребителей органического вещества, главное внимание уделяется характеристике наиболее крупных таксонов, их роли в экосистемах, значению морских беспозвоночных животных в образовании осадочных пород, связи животных и растений. В соответствии с общей экологической направленностью курса учебная информация о разнообразии классов Птицы и Млекопитающие раскрывается на примере экологических групп. Систематика классов дается в электронном варианте учебника. Царства Бактерии и Грибы изучаются после царства Животные, так как в экосистемах представители этих царств в основном играют роль разрушителей органического вещества. Разнообразие грибов рассматривается не только в связи с особенностями строения, но и в связи с разнообразием субстратов (экологические группы грибов). При изучении лишайников подчеркивается их ведущее значение в формировании экосистем как начального звена сукцессии, использование лишайников как биоиндикаторов.
В основу изучения разнообразия жизни положены также идеи компетентностного подхода, ориентирующего на применение знаний и способов деятельности за пределами системы образования. С этой целью в содержание учебника включена «жизнепригодная» информация о познавательном, эстетическом, практическом значении растений, животных, грибов, бактерий, технологии выращивания зерновых и овощных культур, отраслях животноводства и способах ухода за животными. Формированию предметной компетентности, опыта применения знаний в повседневной жизни способствуют задания тетради-практикума и рубрика учебника «Мои биологические исследования».
Особенность УМК «Сферы» в том, что учебник представлен не только на бумажном, но и электронном носителях. Это позволяет формировать информационную компетентность ученика - его готовность получать, обрабатывать, использовать и передавать информацию, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, что необходимо для жизни в информационном обществе.

Технологии обучения:

Дифференцированное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, индивидуальное обучение, игровая технология (дидактическая игра)

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок. Индивидуальные формы: работа на уроке, индивидуальный практикум, индивидуальные творческие задания; работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Межпредметные связи: география, литература, химия и др.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Биология» относится к образовательной области «Естественные науки». Изучается в течение одного учебного года, за счет часов инвариантной части базисного учебного плана школы, в соответствии учебного плана обучающегося, находящемся на надомном обучении. Данная программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:

Знать

__ признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;

__ сущность биологических процессов: питания, дыхания, выделения транспорта веществ, роста, развития, размножения;

Уметь

___ объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

__ изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

__ распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

__ сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

__ определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе;

__ анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах;

__ проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

---соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами, вирусами;

---оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

---соблюдения правил поведения в окружающей среде;---выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание образовательной программы

(0,5 часа в неделю; 17 часов в год)


I. Организация живой природы (1 час)
-Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов.

-Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов - взаимосвязанные части природного сообщества.

-Природное сообщество - живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

-Разнообразие экосистем.

-Экосистема - часть биосферы.


Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.
Экскурсия: 1. Разнообразие видов в сообществе.

II. Эволюция живой природы (1 ч)
-. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

-Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды

- Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..

- Система растений и животных - отображение эволюции. Принципы классификации.

Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

III. Царство Растения (5 ч).


-Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир - результат эволюции.
-Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

-Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

-Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.
-Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

-Отдел Моховидные. Мхи - самые древние высшие растения.

-Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.

- Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.
- Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.

-Разнообразие современных папоротников и их значение.

- Отдел Голосеменные - древняя группа семенных растений.

-Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

-Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
- Отдел Покрытосеменные - общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.

-. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,

-Бобовые,

-Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).

-Класс Однодольные, семейства: Лилейные

-Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
-Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов..

-Овощеводство. Капуста - древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.


Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
1. Изучение одноклеточных водорослей.
2. Изучение многоклеточных водорослей.
3. Строение зеленого мха кукушкин лен.
4*. Строение мха сфагнум.
5. Строение папоротника.
6. Строение побегов хвойных растений.
7. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.
8. Признаки однодольных и двудольных растений.
9-13. Признаки растений изучаемых семейств.
Практические работы:
1-3. Определение растений изучаемых семейств.
Экскурсия:
2. Выращивание овощных растений в теплице.

IV. Царство Животные (6ч).


-Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.
-Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

-Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.
- Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.


-Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах.

-Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.
- Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.
- Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.

- Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.
- Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

-Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

-Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.

-Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.
- Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.
-Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

-Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение

-Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.
- Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.
-Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

- Птицы наземных и водных экосистем.

-Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.

- Размножение и развитие.

- Роль млекопитающих в различных экосистемах.

- Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов
- Развитие животноводства

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
14. Внешнее строение дождевого червя.
15. Строение раковины моллюска.
16. Внешнее строение насекомого.
17. Внешнее строение рыбы.
18. Внутреннее строение рыбы.
19. Внешнее строение птицы.
Экскурсия:
3. Лесные млекопитающие родного края (краеведческий музей).

V. Бактерии, грибы, лишайники (1ч)


- Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
-Царство Грибы. Общие признаки

-. Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах..
- Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.


Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.
Лабораторная работа:
20. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Практическая работа:
4. Определение съедобных и ядовитых грибов.


VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (1 ч)


- Видовое и экосистемное разнообразие - компоненты биологического разнообразия.

-. Экосистемное разнообразие - основа устойчивости биосферы.

-Сохранение видового разнообразия. Красная книга.

-Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.


Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.


Экскурсия:
Разнообразие птиц леса родного края.

Организация контроля знаний и умений при изучении биологии

Форма контроля: индивидуальная.

Виды контроля: текущий, периодический (после изучения раздела), итоговый (по окончании четверти, года).

Проверка и оценка знаний учащихся может осуществляться в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Контрольные письменные работы могут проводиться после изучения отдельных разделов программы предмета «Биология», а также в конце каждой четверти и учебного года. Может использоваться зачетная форма проверки знаний в виде различных видов работ (тесты, экспресс - опросы, биологические диктанты, самостоятельные, комплексные проверочные, дифференцированные контрольные и практические работы, решение задач и др.). Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или разделам предмета «Биология».


Тематический план


раздела

и тем


Наименование раздела и тем


Учебные часы


Контрольные работы


Практическая часть

(лабораторные работы)

1.

Введение

1



2.

Организация живой природы

1



3.

Эволюция живой природы

1



4.

Растения - производители органического вещества

5


5

5.

Животные - потребители органического вещества

6

1

5

6.

Бактерии, грибы - разрушители органического вещества, лишайники

1


1

7.

Биоразнообразие

1



8.

Заключительный урок

1




Итого:

17 часов



Календарно- тематическое планирование

по биологии 7 класс

п/п,

урока

Сроки выполнения

Название раздела (количество часов), тема урока

Практическая часть

Формы и темы контроля

Оборудование

План

Факт

1.

1



Введение (1 час).

Работаем с учебником.

Вводный урок

Учебник, презентация.

2.

2



Организация живой природы (1 час).

Организм. Вид. Природное сообщество. Экосистема.

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

3.

3



Эволюция живой природы (1 час). Эволюционное учение, его доказательство. История развития жизни на земле. Систематика растений и животных.

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

4.

4



Растения - производители органического вещества (5 часов).

Царство Растения. Подцарство Настоящие водоросли. Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах.

Лабораторная работа № 1

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

5.

5



Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Папоротниковидные. Их роль в образовании болотных экосистем и древних лесов.

Лабораторная работа № 2

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

6.

6



Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Их роль в экосистеме тайги.

Лабораторная работа № 3

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

7.

7



Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Паслёновые.

Лабораторная работа № 4

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

8.

8



Класс Однодольные. Семейство Злаки. Роль покрытосеменных в развитии растеневодства.

Лабораторная работа № 5

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

9.

9



Животные - потребители органического вещества (6 часов). Подцарство Однокле-точные. Многоклеточные. Беспозвоночные. Их роль в экосистеме.

Лабораторная работа № 6

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

10.

10



Тип Кишечнополостные (плоские черви, круглые черви, кольчатые черви).

Лабораторная работа № 7

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

11.

11



Тип моллюски. Членистоногие. Класс Ракообразные. Паукообразные. Насекомые.

Лабораторная работа № 8

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

12.

12



Тип Хордовые. Надкласс Рыбы (хрящевые, костные). Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся.

Лабораторная работа № 9

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

13.

13



Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем.

Лабораторная работа № 10

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

14.

14



Класс Млекопитающие. Роль птиц и млекопитающих в жизни человека.

Лабораторная работа № 11

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

15.

15



Бактерии, грибы - разрушители органического вещества. Лишайники (1 час). Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Их роль в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 12

Изучение нового учебного материала

Учебник, презентация, энциклопедия.

16.

16



Биоразнообразие (1 час). Видовое разнообразие. Экосистемное разнообразие и деятельность человека. Пути сохранения биоразнообразия. Итоговая контрольная работа.

Изучение нового учебного материала.

Контрольное тестирование

Учебник, презентация, энциклопедия.

Тесты

17.

17



Подведение итогов

Повторение пройденного в течение года.

Презентация, экскурсия.


Критерии оценивания учащихся по биологии

Общедидактические


При оценивании ЗУН учащегося по биологии учитывается:

  • уровень овладения биологическими понятиями, которые являются важной составляющей общечеловеческой культуры;

  • объем воспроизведения знаний, уровень понимания учебного материала;

  • самостоятельность суждений, систематизация и глубина знаний;

    Отметка «5»

    выставляется, если учащийся:


    • демонстрирует системные знания всего объёма программного материала по биологии, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях;

    • самостоятельно анализирует биологические явления и процессы, выражает личную позицию;

    • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров;

    • обобщает, делает выводы, устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания для выполнения сложных задач и в незнакомой ситуации;

    • находит и использует дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

    • умеет выделить проблему и определить пути ее решения, принимать решения, аргументировать свое отношение к разным взглядам на объект изучения, участвует в дискуссиях, решении проблемных вопросов

    • при воспроизведении изученного материала не допускает ошибок и недочётов, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.

    Отметка «4»

    выставляется, если учащийся:


    • демонстрирует знание всего изученного программного материала, отвечает на поставленные вопросы, анализирует информацию, с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;

    • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

    • самостоятельно решает типовые биологические упражнения и задачи; использует знания в стандартных ситуациях; исправляет ошибки; умеет работать со схемами, графиками, рисунками, таблицами, атласами-определителями, натуральными биологическими объектами и их моделями; выполняет простые биологические исследования и объясняет их результаты;

    • допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи;

    • демонстрирует ценностное отношение к живой природе.


    Отметка «3» выставляется, если учащийся:


    • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, самостоятельно, но неполно воспроизводит учебный материал, отвечает на отдельные вопросы, частично дополняет ответ примерами, приведенными в учебнике;

    • в целом правильно употребляет биологические термины, по плану характеризует строение и функции отдельных биологических объектов с незначительными неточностями, решает простые типичные биологические упражнения и задачи по образцу;

    • при воспроизведении изученного материала допускает грубые ошибки, нескольких негрубых, незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.

    Отметка «2»

    выставляется, если учащийся:


    • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале.

    • воспроизводит отдельные факты с помощью учителя или с использованием учебника (рабочей тетради);

    • показывает отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, характеризует отдельные признаки биологических объектов; отвечает на вопросы, требующие однословного ответа (например, «да» или «нет»), испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы, допускает существенные биологические ошибки;

    • при воспроизведении изученного материала допускает нескольких грубых и большое количество негрубых ошибок, не соблюдает основные правила культуры устной речи.

    Отметка «1» выставляется, если учащийся:


    • не ответил ни на один из поставленных вопросов, не выполнил задание.


  • действенность знаний, умение применять их в практической деятельности с целью решения практических задач;

  • умение делать выводы и обобщения на основе практической деятельности;

  • уровень овладения практическими умениями и навыками наблюдения и исследования природы.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Устный ответ

Отметка «5»

выставляется, если ученик:


  • показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • умеет составить полный и правильный ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий;

Отметка «5»

выставляется, если ученик:


  • может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  • самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания при решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4»

выставляется, если ученик:


  • показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений;

  • материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

  • умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать при ответе научные термины;

  • обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником.

Отметка «3»

выставляется, если ученик:

  • усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.


Отметка «3»

выставляется, если ученик

  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

  • не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником.


Отметка «2» выставляется, если ученик:


  • не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  • имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  • при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «1» выставляется в случае:

  • ученик не ответил ни на один из поставленных вопросов


Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.


Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Самостоятельные письменные и контрольные работы


Отметка «5» выставляется, если ученик:


  • выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта;

  • соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.


Отметка «4» выставляется, если ученик:


  • выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов;

  • соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.



Отметка «3» выставляется, если ученик:


  • правильно выполняет не менее половины работы;

  • допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов;

  • допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» выставляется, если ученик:


  • правильно выполняет менее половины письменной работы;

  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1» выставляется в случае:


  • правильно выполняет менее 1/3 письменной работы;

  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «2»;

  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Практические и лабораторные работы

Отметка «5»

выставляется, если:


  • правильно и самостоятельно определяет цель работы; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  • самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работы необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • грамотно, логично описывает ход практической (лабораторной) работы, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Отметка «4» выставляется, если ученик:


  • выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях не более трех недочётов или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • при оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Отметка «3»

выставляется, если ученик:


  • правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Отметка «2» выставляется, если ученик:


  • не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  • допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Отметка «1» выставляется в случае, если:

  • ученик знает правила безопасности во время проведения практических работ. Выполняет простейшие исследования под руководством учителя


Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Наблюдение за объектом.

Отметка «5» выставляется, если ученик:


  • правильно проводит наблюдение по заданию учителя;

  • выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса;

  • грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Отметка «4» выставляется, если ученик:


  • правильно проводит наблюдение по заданию учителя;

  • допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные;

  • небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Отметка «3» выставляется, если ученик:


  • допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет только некоторые из них;

  • допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Отметка «2» выставляется, если ученик:


  • допускает три-четыре грубые ошибки при проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса;

  • допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Отметка «1» выставляется в случае:


  • выполняет простейшие наблюдения под руководством учителя;

  • неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса;

  • допускает более четырех грубых ошибок в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубые ошибки


  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

  • неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

  • нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

Негрубые ошибки


  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочёты

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

  • арифметические ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

  • орфографические и пунктационные ошибки.


Литература и средства обучения


1. Сухорукова Л.Н , В.С. Кучменко Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф В.М. Константинова. - М.: Вентана-Граф, 2010

2. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.

3. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.

4. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1. - М.: Вентана-Граф, 2010.

5. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 2. - М.: Вентана-Граф, 2010.

6. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.

7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010


Дополнительная литература:


Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/).

bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

. bio.nature.ru - научные новости биологии

.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

bird.geoman.ru/ - Птицы

invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

animal.geoman.ru/ - Животные

fish.geoman.ru/ - Рыбы


ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Название раздела, темы


Дата проведения урока по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения урока по факту


































































































© 2010-2022