- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование Биология 5 класс ФГОС Введенский, Плешаков
Календарно-тематическое планирование Биология 5 класс ФГОС Введенский, Плешаков
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябова Е.В. |
Дата | 08.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование курса «Биология» 5 класс (35 часов)
№
| Тема урока (номер пункта в учебнике) | Тип урока | Целевая установка | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата проведения | примечание | |||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | ||||||
Введение в биологию (2 ч) | ||||||||||
1. | Науки о природе | Изучение нового материала | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология. | Знание объек- тов изучения естественных наук и основ- ных правил ра- боты в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текс- том, выделять в нем главное. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познаватель- ный интерес к естественным наукам | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
2. | Методы изучения природы | Комби- ниро- ванный | Изучение особеннос- тей различ- ных методов исследова- ния и пра- вил их ис- пользования при изуче- нии биоло- гическихобъектов и явлений | Методы исследования: нблюдение, эксперимент (опыт), измере- ние | Ознакомление с методами ис- следования жи- вой природы и приобретение элементарных навыков их ис- пользования | Познавательные УУД: умение проводить эле- ментарные исследова- ния, работать с различ- ными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установ- ленным правилам рабо- ты в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
Глава 1. Мир биологии (18 ч) | ||||||||||
3.
| Что изучает биология | Изучение нового материала | Формирова- ние представлений о многообразии биологических наук | Биологические науки: ботаника, зоология, микология, микробио- логия, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика | Знание много- образия биоло- гических наук, а также процес- сов, явлений и объектов, изу- чением кото- рых они занимаются | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, вы- делять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, от- вечать на вопросы учите- ля, работать в группах | Осознание значения био- логических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
4.
| Из истории биологии | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для разви- тия биологии | Аристотель, Уильям Гавей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Медель, Владимир Иванович Вернадский | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, грамотно формулировать вопро-сы, работать с различ- ными источниками ин- формации, готовить со- общения и презентации и представлять резуль- таты работы. Личностные УУД: осо- знание возможности участия каждого чело- века в научных иссле- дованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выво- ды по результатам ра- боты. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
5.
| Экскурсия в мир клеток | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о клетке как единице строения живого организма | Клетка. Организмы: однклеточные, многоклеточные. Микроскоп | Знание и раз- личение на таб- лицах основных частей клеток (ядра, оболоч- ки, цитоплаз- мы). Освоение основных пра- вил работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информа- цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: по- требность в справедли- вом оценивании своей работы и работы одно- классников. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля. Развитие навыков самооценки и самоана- лиза. | Представление о единстве жи- вой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организ- мов Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклас- сниками | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
6.
| Как классифи- цируют орга- низмы | Комбиниро- ванный | Формирова- ние пред- ставлений о значении классифи- кации жи- вых орга- низмов для их изучения | Классификация организмов. Царства живой природы. Еди- ницы классифи- кации: тип (от- дел) - класс - отряд (поря- док) - семейство - род - вид | Знание основ- ных системати- ческих единиц в классифика- ции живых ор- ганизмов. По- нимание принципов сов- ременной клас- сификации ор- ганизмов | Познавательные УУД: умение давать опреде- ления понятиям, клас- сифицировать объекты. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля. Развитие навыков самооценки и самоана- лиза. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного зна- чения класси- фикации жи- вых организ- мов | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
7.
| Живые царства. Бактерии | Изучение нового ма- териала | Формирова- ние представлений о бактериях как пред- ставителях отдельного царства живой природы | Бактерии - безъядерные одноклеточные организмы | Выделение су- щественных особенностей строения и функциониро- вания бактери- альных клеток. Знание правил, позволяющих избежать зара- жения болезне- творными бак- териями | Познавательные УУД: умение работать с раз- личными источниками информации, преобра- зовывать ее из одной формы в другую, выде- лять главное в тексте, структурировать учеб-ный материал. Личностные УУД: по- требность в справедли- вом оценивании своей работы и работы одно- классников. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля. Развитие навыков самооценки и самоана- лиза. Коммуникативные УУД: умение строить эффек- тивное взаимодействие с одноклассниками | Представление о положитель- ной и отрица- тельной роли бактерий в природе и жизни челове- ка и умениезащищать свой организм от негативного влияния бо- лезнетворных бактерий | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
8.
| Живые царсва. Грибы | Комбиниро- ванный | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обла- ющих признаками и растений и животных | Грибы. Грибница(мицелий), гифы, плодвое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрож- жевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты | Выделение су- щественных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания пер- вой помощи при отравлении ядовитыми гри- бами | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формулировать вопро- сы, работать с различ- ными источниками ин- формации, готовить сообщения и презента- ции, представлять ре- зультаты работы классу. Личностные УУД: уме- ние оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля. Развитие навыков самооценки и самоана- лизаКоммуникативные УУД: умение работать в со- ставе творческих групп | Понимание роли предста- вителей цар- ства Грибы в природе и жизни челове- ка. Осознание необходимос- ти оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
9.
| Живые царства. Растения | Комбиниро- ванный | Формирование представлений о растениях как представителях отделного царства жи- вой природы | Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные) | Выделение су- щественных особенностей представителей царства Расте- ния. Знание ос- новных систе- матических единиц царства Растения | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, давать определения понятиям, работать с различными источни- ками информации, пре- образовывать ее из од- ной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представ- лять результаты работы классу. Личностные УУД: по- требность в справедли- вом оценивании своей работы и работы одно- классников. Эстетичес- кое восприятие природы. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля. Развитие навыков самооценки и самоана- лиза. Коммуникативные УУД: умение строить эффек- тивное взаимодействие с одноклассниками | Осознание важности рас- тений в приро- де и жизни че- ловека | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
10. | Живые царства. Животные | Комбиниро- ванный | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы | Животные. Простейшие (одноклеточные) животные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые | Выделение су- щественных особенностей представителей царства Живот- ные. Знание ос- новных систе- матических единиц царства Животные | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формулировать вопро- сы, работать с различ- ными источниками ин- формации, готовить сообщения и презента- ции, представлять ре- зультаты работы классу. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Развитие навыков само- оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в со- ставе творческих групп
| Представление о значении животных в природе, осо- знание их хо- зяйственного и эстетическо- го значения для человека | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
11. | Жизнь начинается | Изучение нового ма- териала | Формирова- ние представлений о значении половых клеток в процессе оплодотворения и эта- пах развития зародышей позвоночных животных | Половые клетки: яйцеклетки, сперматозоиды (спермии). Оплодотворение. Зародыш | Знание особен- ностей строе- ния половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выде- лять сущест- венные черты сходства заро- дышей позво-ночных живот- ных | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать ин- формацию, делать вы- воды. Умение давать определения поняти- ям, работать с различ- ными источниками информации, самосто- ятельно оформлятьконспект урока в тет- ради. Личностные УУД: зна- ние основных составля- ющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: раз- витие умения планиро- вать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одно- классников и учителя, высказывать свое мнение | Понимание роли половых клеток в размножении живых оганизмов. Представление о родстве живых организмов, насляющих нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
12. | Жизнь пролжа- ется | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род | Размножение, способы рано- жения | Знание основ- ных способов размножения живых организ- мов | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследователь- ской деятельности. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в груп- пах, обмениваться ин- формацией с одноклас- сниками | Представление о размноже- нии как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
13. | Почему дети похожи на ро- дителей | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о гене как основе на- следственности организмов | Наследствен- ность, ген | Знание о значе- нии гена и его местоположе- нии в клетке | Познавательные УУД: умение давать опреде- ления понятиям, рабо- тать с текстом и выде- лять в нем главное, устанавливать причин- но-следственные связи, работать с различными источниками информа- ции, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сооб- щения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: по- требность в справедли- вом оценивании своей работы и работы одно- классников. Регулятивные УУД: раз- витие умения планиро- вать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение строить эффек- тивное взаимодействие с одноклассниками | Понимание роли генов в хранении и пе- редаче на- следственной информации от родителей к потомству | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
14. | Нужны все на свете | Изуче- ние но- вого ма- териала | Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе | Организмы: производители, потребители, разрушители | Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формулировать вопро- сы, умение работать с различными источника- ми информации, гото- вить сообщения и пре-зентации, представлять результаты работы клас- су. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Регулятивные УУД: уме- ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учите- ля, высказывать свое мнение | Осознание взаимосвязан- ности, взаимо- зависимости всех компо- нентов приро- ды | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
15. | Как животные общаются между собой | Изучение нового ма- териала | Формирование представлений о способах общения животных между собой | Языки общения животных: движений, запахов, звуков | Знание нали- чия различных способов обще- ния между жи- вотными | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формулировать вопро- сы, работать с различ- ными источниками ин- формации, готовить сообщения и презента- ции, представлять ре- зультаты работы классу. Личностные УУД: уме- ние видеть прекрасное в природе. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Развитие навыков само- оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Представление о животных как сложно организован- ных сущест- вах, обладаю- щих способностью к общению. Познаватель- ный интерес к естественным наукам | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
16. | Биология и практика | Изучение нового ма- териала | Формирова- ние пред- ставлений о значении биологии для хозяй- ственной деятельнос- ти человека | Биологическая защита урожая, породы живот- ных, сорта растений, лекарственные растения | Знание о су- ществовании различных по- род животных и сортов культур- ных растений. Элементарные представления о лекарствен- ных растениях. Объяснение ро- ли биологии в практической деятельности человека | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной инфор- мации, выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный материал, грамотно формулировать вопро- сы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уме- ние применять полу- ченные знания в своей практической деятель- ности. Регулятивные УУД: уме- ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в со- ставе творческих групп, высказывать свое мне- ние | Понимание необходимос- ти биологичес- ких знаний для хозяй- ственной де- ятельности че- ловека | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
17. | Биологи защи- щают природу | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о последстви- ях воздействия человека на природу и способах ее охраны | Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые терри- Тории (заповедники, заказники, национальные парки) | Приведение до- казательств не- обходимости охраны окружа- ющей природы. Знание основ- ных правил по- ведения в при- роде | Познавательные УУД: умение работать с раз- личными источниками информации, самостоя- тельно оформлять конс- пект урока в тетради, сравнивать и анализи- ровать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: спо- собность выбирать це- левые и смысловые ус- тановки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: уме- ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одно- классников и учителя, высказывать свое мне- ние | Осознание степени нега- тивного влия- ния человека на природу и необходимос- ти ее охраны. Принятие пра- вил поведения в живой при- роде | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
18. | Биология и здоровье | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о здоровом образе жизни как главном факто- ре сохранения здоровья | Здоровый образ жизни. Вредные првычки. Пер- вая доврачебная помощь пострадавшему | Приведение до- казательств за- висимости здо- ровья человека от его образа жизни и состо- яния окружаю- щей среды. Знание элемен- тарных правил оказания пер- вой помощи при кровотече- ниях, перело- мах, ушибах и растяжениях | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формулировать вопро- сы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уме- ние применять полу- ченные на уроке знания на практике, понима- ние важности сохране- ния здоровья. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Развитие навыков само- оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в со- ставе творческих групп | Принятие пра- вил здорового образа жизни. Понимание необходимос- ти оказания экстренной доврачебной помощи пост- радавшим при кровотечени- ях, переломах, ушибах и рас- тяжениях | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г | 2 полугодие |
19. | Живые организмы и наша безопасность | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о живых организмах, ко- торые могут причинить вред здоро- вью челове- ка, и спосо- бах защиты от них | Ядовитые растения и грибы, опасные животные | Знание ядови- тых грибов и растений, опас- ных животных. Освоение при- емов оказания первой помощи пострадавшим при отравлени- ях, кровотече- ниях, укусах животных | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формулировать вопро- сы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уме- ние применять полу- ченные на уроке знания на практике, понима- ние важности сохране- ния здоровья. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Развитие навыков само- оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в со- ставе творческих групп | Представление о существова- нии живых ор- ганизмов, опасных для здоровья и жизни челове- ка. Понимание необходимос- ти оказания экстренной первой помо- щи при отрав- лениях ядови- тыми растениями и грибами, при укусах ядови- тых животных | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
20. | Мир биологии. Обобщение знаний. | Обоб- щения | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Мир биологии» | Биология. Цар- ства живой природы. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живых организмов. Круговорот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим | Выделение су- щественных признаков представителей различных царств живой природы. Зна- ние роли живых организмов в круговороте ве- ществ. Пони- мание основ- ных закономернос- тей в живой природе. Пред- ставление о правилах здо- рового образа жизни. Знание элементарных правил оказа- ния первой по- мощи постра- давшим. Понимание ро- ли биологичес- ких знаний в хозяйственной деятельности человека | Познавательные УУД: умение работать с текс- том, выделять в нем главное, структуриро- вать учебный материал, давать определения по- нятиям, классифициро- вать объекты, готовить сообщения и презента- ции. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об- суждать вопросы со сверстниками | Познаватель- ный интерес к естественным наукам | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
Глава 2. Организм и среда обитания (15 ч) | ||||||||||
21. | Водные обитатели | Изучение нового ма- териала | Формирова- ние представлений об особенностях вод- ной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде | Компоненты природы. Воная среда обитания | Знание компо- нентов приро- ды. Представ- ление о многообразии обитателей вод- ной среды. Вы- явление при- способлений организмов к обитанию в водной среде | Познавательные УУД: умение работать с раз- личными источниками информации и преобра- зовывать ее из одной формы в другую, давать определения по- нятиям. Развитие эле- ментарных навыков ус- танавливания причинно-следствен- ных связей. Личностные УУД: уме- ние применять полу- ченные на уроке знания на практике. Потреб- ность в справедливом оценивании своей рабо- ты и работы одноклас- сников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Развитие навыков само- оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар- гументировать свою точку зрения | Понимание необходимос- ти и соответ- ствия приспо- соблений организмов к условиям сре- ды, в которой они обитают | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
22. | Между небом и землей | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о наземно- воздушной среде как наиболее населенной живыми ор- ганизмами и разнооб- разной по условиям обитания | Наземно-воздушная среда обитания | Представление о многообразии обитателей на- земно-воздуш- ной среды и разнообразии их приспособ- лений | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формули- ровать вопросы. Личностные УУД: по- требность в справедли- вом оценивании своей работы и работы одно- классников. Эстетичес- кое восприятие приро- ды. Регулятивные УУД: уме- ние определять цель работы, планировать ее выполнение, представ- лять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в со- ставе творческих групп | Понимание необходимос- ти и соответ- ствия приспо- соблений ор- ганизмов к условиям сре- ды, в которой они обитают | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
23. | Кто в почве живет | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений об особенностях поч- венной среды обитания | Почвенная среда обитания | Представление о многообразии обитателей почвенной сре- ды. Выявление приспособле- ний организмов к почвенной среде обитания | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формули- ровать вопросы. Личностные УУД: по- требность в справедли- вом оценивании своей работы и работы одно- классников. Регулятивные УУД: уме- ние определять цель ра- боты, планировать ее выполнение, представ- лять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в со- ставе творческих групп | Понимание необходимос- ти и соответс- твия приспо- соблений организмов к условиям сре- ды, в которой они обитают | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
24. | Кто живет в чужих телах | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о возникновении приспособле- ний у паразитических орга- низмов к обитанию в чужих телах | Организменная среда обитания. Хозяин, парзит, симбионт | Выявление приспособле- ний организмов к организмен- ной среде оби- тания. Знание причин прими- тивности пара- зитов и их от- личий от симбионтов. Знание основ- ных правил, позволяющих избежать зара- жения парази- тами | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури- ровать учебный матери- ал, грамотно формулировать вопро- сы. Личностные УУД: уме- ние применять полу- ченные на уроке знания на практике, понима- ние важности сохране- ния здоровья. Регулятивные УУД: уме- ние определять цель ра- боты, планировать ее выполнение, представ- лять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в со- ставе творческих групп | Понимание необходимос- ти и соответ- ствия приспо- соблений организмов к условиям сре- ды, в которой они обитают. Осознание не- обходимости соблюдения правил, позво- ляющих избе- жать зараже- ния паразитичес- кими червями | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
25. | Экологические факторы | Изучение нового ма- териала | Формирова- ние пред- ставлений об экологи- ческих фак- торах и вли- янии абио- тических факторов на живые орга- низмы | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет | Знание класси- фикации эко- логических факторов. По- нимание значи- мости каждого абиотического фактора для живых организ- мов | Познавательные УУД: умение работать с раз- личными источниками информации, готовить сообщения и презента- ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, гра- мотно формулировать вопросы. Личностные УУД: уме- ние применять полу- ченные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, рабо- тать в составе творчес- ких групп | Осознание влияния фак- торов среды на живые орга- низмы | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
26. | Экологические факторы: биотические и антропоген- ные | Комбиниро- ванный | Формирова- ние представлений о раличных формах биотических взаимоотношений как резуль- тате приспособляемости организмов. Изучение влияния деятельности человека на состояние окружающей среды | Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищ- ничество, паразитизм, конкуренция). Антропогеные факторы среды | Знание различ- ных форм взаи- моотношений между живыми организмами в природе. Уме- ние приводить примеры форм взаимоотноше- ний организ- мов. Различе- ние отрицательных и положитель- ных результатов влияния де- ятельности че- ловека на при- роду. Знание правил поведе- ния в природе и мер по ее охра- не | Познавательные УУД: умение работать с раз- личными источниками информации и преобра- зовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавлива- ния причинно-след- ственных связей. Личностные УУД: уме- ние применять полу- ченные на уроке знания на практике. Понима- ние важности бережно- го отношения к приро- де. Регулятивные УУД: раз- витие навыков само- оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар- гументировать свою точку зрения. Овладе- ние навыками выступ- лений перед аудиторией | Осознание су- ществования разнообразных взаимоотно- шений между живыми орга- низмами в природе. По- нимание при- чин возникно- вения негативных последствий в природе в ре- зультате де- ятельности че- ловека. Принятие пра- вил поведения в природе | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
27. | Природные сообщества | Комбиниро- ванный | Формирова- ние элемен- тарных представле- ний о природных сообществах планеты. Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе | Природные сообщества (естественные, искусственые). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот ве- ществ | Различение ес- тественных и искусственных сообществ. Знание значе- ния пищевых связей в сооб- ществах для осуществления круговорота ве- ществ. Умение составлять эле- ментарные пи- щевые цепи | Познавательные УУД: умение давать опреде- ления понятиям. Разви- тие элементарных на- выков устанавливания причинно-следствен- ных связей. Умение сравнивать и делать вы- воды на основании сравнений. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете, развитие навыков само- оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар- гументировать свою точку зрения. Овладе- ние навыками выступ- лений перед аудиторией | Представление о многообра- зии природ- ных сообществ как следствия разнообразия природных ус- ловий на по- верхности пла- неты. Понимание важности пи- щевых связей для осущест- вления круго- ворота ве- ществ | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
28. | Жизнь в Мировом океане
| Изучение нового ма- териала | Формирова- ние представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана | Мировой океан. Обитатели поверх ностных вод планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Знание роли Мирового океа- на в формиро- вании климата на планете. Раз- личение на ри- сунках и табли- цах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее тол- ще и живущих на дне | Познавательные УУД: умение работать с текс- том, выделять в нем главное, структуриро- вать учебный материал, давать определения по- нятиям, классифициро- вать объекты. Умение сравнивать и делать вы- воды на основании сравнений, готовить со- общения и презента- ции. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установленным прави- лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об- суждать вопрос | Осознание ро- ли Мирового океана на пла- нете. Понима- ние рацио- нальности приспособле- ний обитате- лей океана к разным усло- виям в его пределах | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
29. | Жизнь в Ми- ровом океане | Комбиниро- ванный | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
| |||||
30. | Путешествие по материкам | Изучение нового ма- Териала
| Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты
| Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. При-родные условия. Растительный и животный мир материков
| Знание матери- ков планеты и их основных природных осо- бенностей. Умение нахо-дить материки на карте. Об- щее представ- ление о расти- тельном и животном мире каждого мате- рика
| Познавательные УУД: умение работать с раз- личными источниками информации и преобра- зовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структу- рировать учебный мате- риал. Личностные УУД: уме- ние соблюдать дисцип- лину на уроке, уважи- тельно относиться к учителю и одноклас- сникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: раз- витие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар- гументировать свою точку зрения. Овладе- ние навыками выступ- лений перед аудиторией | Познаватель- ный интерес к предметам ес- тественно-на- учного цикла. Представление о многообра- зии раститель- ного и живот- ного мира планеты как результате приспособляе- мости орга- низмов к раз- личным природным условиям на разных мате- риках | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
31. | Путешествие по материкам | Комбиниро- Ванный
| 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
| |||||
32. | Путешествие по материкам | Комбиниро- Ванный
| 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
| |||||
33. | Путешествие по материкам | Комбиниро- ванный | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
| |||||
34. | Итоговый контроль знаний | Контроль и коррекция знаний
|
|
|
|
|
| 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
35. | Организм и среда обитания. Обобщение знаний | Обобщение | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Организм и среда обитания» | Среда обитания: водная, наземновоздушная, поч- венная, организменная. Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество | Знание сред обитания и их особенностей. Умение разли- чать на рисун- ках и таблицах организмы раз- ных сред обита- ния. Знание приспособле- ний разных ор- ганизмов к обитанию в различных сре- дах. Знание групп экологи- ческих факто ров, степени и характера ихвлияния на жи- вые организмы. Знание природ- ных сообществ и умение разли- чать естествен- ные и искусст- венные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете.Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и расти- тельного мира. Знание и соб- людение пра- вил поведения в кабинете био- логии | Познавательные УУД: умение работать с текс- том, выделять в нем главное, структуриро- вать учебный материал, давать определения по- нятиям, классифициро- вать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: уме- ние организовать вы- полнение заданий учи- теля согласно установ- ленным правилам рабо- ты в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор- ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника- ми | Познаватель- ный интерес к естественным наукам | 5а 5б 5в 5г | 5а 5б 5в 5г |
|
21