Развитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работу

Развитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работу.Григорьева О.П.,СОШ № 30,учитель биологииУчебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что ок...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работуРазвитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работуРазвитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работуРазвитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работуРазвитие функциональной грамотности по биологии

через внеклассную работу.

Григорьева О.П.,СОШ № 30,

учитель биологии

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.

Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях. [1]

Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна.

Важную роль во внеклассной работе играют викторины («Собаки и кошки в одной обложке», «В мире животных») конкурсы (Конкурс костюмов из вторичного сырья), конференции («Наш дом - планета Земля», «День глобальных климатических действий»). Играя, отвечая на вопросы викторин, проблемные вопросы, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминать названия растений и животных, активно и непринужденно пользоваться терминологией. На внеклассных занятиях часто применяю прием театрализации. Цель создания театральных инсценировок - отражение проблем ближайшего окружения, призыв к зрителям беречь всех обитателей планеты, свой организм, добрые человеческие отношения. Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Так были поставлены следующие сказки и сценки «Сказки старого чайника», «Тайные мысли организма», «Наказание», парламент «Системы питания». Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.

Огромную роль в воспитательном процессе играют экскурсии. Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой.

Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособиться к обстановке, проявить сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся. [2]

По тематике все организованные и проведенные экскурсии можно разделить на следующие группы:

  • наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов);

  • знакомство с особенностями органов растений, жизненными формами (6 класс), классами и семействами растений (7 класс);

  • экскурсии в экологический музей, знакомство с проблемами охраны окружающей среды (9,11 классы);

  • экскурсии в краеведческий и анатомический музеи (8-9 классы).

Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся.

Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство.

Результатом данной работы является:

  • статьи учащихся в журнале « Я и Земля»;

  • фото и видеоматериал для уроков биологии;

  • гербарный материал по семействам растений;

  • воспитание бережного отношения к природе, чувства коллективизма и взаимопомощи;

  • повышение мотивации к изучению биологии;

  • углубление знаний о природе родного края;

  • защита проекта «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта» учащимися (XVII Областная научно-практическая конференция «Экология и дети» в городе Шахтинске; Областная научно- практическая конференция «Шаги в мир науки » в КарГУ им. Букетова; НПК «Сарыарка дарыны»).

Учащиеся награждены дипломами и ценными призами на XVII Областной научно-практической конференции «Экология и дети» за 2 место и на Областной научно-практической конференция «Шаги в мир науки» за 1 место, а также грамотой НПК «Сарыарка дарыны» (2011г.).

  • создание методического пособия «Методика организации и проведения экскурсий» 2011 г

  • Участие с данным пособием в конкурсе педагогического мастерства.

  • 2012 год - диплом 2 степени на областном конкурсе «Методический вернисаж»; диплом 3 степени и приз в номинации «Учебно-методическое обеспечение образовательной программы» Республиканского конкурса.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом, поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

НПК «Экология и дети» 2 место НПК «Шаги в мир науки» 1 место

Экологический десант в горах Соран Экскурсия в экологический музей

Список литературы:

  1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. - Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2005, 160с.

  2. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. - СПб.: Паритет. 2002, 256с.


© 2010-2022