- Преподавателю
- Биология
- Природа в творчестве русских живописцев
Природа в творчестве русских живописцев
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина В.А. |
Дата | 08.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок:
Природа в творчестве
русских живописцев IX - начала XX веков
Цели:
-
Показать, как искусство отражает разумность и равновесие окружающего мира;
-
Учить сотрудничеству, самооценке результата;
-
Развивать речь, мышления, умения анализировать, делать выводы.
-
Воспитать чувство бережного отношения к представителям местной флоры и фауны.
Оборудование: таблицы; карточки с заданиями; фонограмма звуков леса; презентация с изображения растений и животных.
Форма урока: комбинированный урок.
Ход урока
Учитель:
Среда обитания человека - это тысячелетиями складывающийся целостный организм. Окружающий мир представляет перед нами в виде ландшафта - явления, возникающего в результате многолетнего взаимодействия природы и общества.
Красивый ландшафт вызывает ощущение психологического комфорта, отвлечение от неприятностей, успокаивает, даже лечит Природа вдохновляет поэтов, художников, композиторов. Духовные богатства природы важны для развития цивилизации.
Ландшафт - это целостная система, красота свидетельствует о целесообразности. Ландшафт красив, если ему присуши черты живого организма.
Выделившиеся в результате труда из дикой природы люди благоговейно относились к окружающей среде, видели в ней причину и условие своего существования и не думали нарушать существующий порядок мировоззрения. Это отношение к природе является важнейшей частью культуры любого народа и находит выражение в лучших произведениях литературы и искусства.
Учитель:
Великий художник Иван Иванович Шишкин вошел в историю русской живописи как создатель «Пейзажа настроения». Он очень умело передавал через свои полотна состояние природы и окружающего мира. Основным персонажем в картинах мастера кисти И. И. Шишкина являются пейзажи с изображением леса, преимущественно соснового. В его картинах воспета природа родного края, богатство и достояние живущих на ней людей. Пейзаж-картина «Рожь», созданная певцом русской природы в 1878 году, проникнута чувством покоя и выполнена в яркой манере живописи.
(Презентацуи, слайд 4)
Учитель:
Внимательно посмотрите на картину и дайте Ааализ картины "Утро в сосновом лесу".
Внимательно рассмотрите картину:
- определите ее жанр (пейзаж - изображение природы, соснового леса);
- кто и что изображены (сосновый лес, медвежата и медведица)
- назовите основные микроэлементы картины (раннее утро, дремучий лес, поваленная сосна, туман, рассеянный свет).
(Презентация .Слайд 5)
Учитель:
Обратите внимание на картину А.Е.Саврасов «После грозы»
«Успокоение. Гроза прошла - ещё курясь,
Лежал Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.»
(Презентация .Слайд 6)
Учитель:
Ощущение живой природы, свежего воздуха, запахов мокрой коры и тающего снега, согретого лучами солнца возникает приобщении с каритиной «Грачи прилетели».Она производит впечатление праздника, самый обыкновенный русский пейзаж наполняет зрителя светлым настроением, затрагивает самые сокровенные мысли и чувства. «Грачи прилетели» А.К.Саврасов
(Презентация .Слайд 7)
Учитель: Обратите внимание на картину В.Д. Поленов «Заросший пруд» . И ответьте на вопрос: «Можно ли написать картину, используя только одну краску?» знаменитому русскому художнику-передвижнику Василию Поленову это удавалось. Пейзаж "Заросший пруд",написан почти лишь одной зеленой краской. При более подробном рассмотрении мы видим, что автор использовал и другие цвета, но первое впечатление - зелень, густая летняя зелень. Зеленая трава, зеленые деревья, зеленая вода в пруду.
(Презентация .Слайд 8)
Учитель:
Следующая картина Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", --так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
(Презентация .Слайд 9)
Учитель:
В заключение к уроку, можно сделать следующий вывод: Мастера кисти прославляют величие и гармоничность природы, открывают людям ее красоту, полноту бытия, призывают любить и бережно относиться к окружающему миру