• Преподавателю
  • Биология
  • Учебная программа «Природа. Неживая и живая» по природоведению, 5 класс» авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова УМК Пасечник В. В

Учебная программа «Природа. Неживая и живая» по природоведению, 5 класс» авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова УМК Пасечник В. В

Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе. Учащиеся впер...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пашозерская общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор МОУ «Пашозерская ООШ»

___________Окунева Т.В.

«____ «________________ 2014года







Учебная программа «Природа. Неживая и живая» по природоведению, 5 класс»

авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова

УМК Пасечник В.В.






Составила: Калинина Л.С.

учитель биологии и химии




















2014-2017

  1. Пояснительная записка


Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.

1.1Цели и задачи курса.

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,

медицины, здравоохранения

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения, что обеспечивает Программа по биологии для 5-9 кл., авторы : В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в классе следующего курса : Природа. Неживая и живая - 68 ч (5 кл.).

Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и

разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

2.Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

Знать:

  • отличия живой природы от неживой;

  • строение, свойства тел неживой и живой природы;

  • явления неживой и живой природы;

  • связь живого и неживого;

  • образование ветра, осадков;

  • состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;

  • основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование

человеком;

  • состав и свойства почвы; многообразие растений и животных, условия их

жизни, использование человеком;

  • место и роль человека в природе;

  • меры по охране неживой и живой природы.

Уметь:

  • вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха;

  • определять направление ветра и облачность, виды осадков;

  • делать записи условными обозначениями в дневниках;

  • определять высоту полуденного солнца над горизонтом;

  • ориентироваться по солнцу, по местным признакам;

  • самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;

  • выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

  • ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на

учебно-опытном участке;

  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками,

выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

Особенности организации учебного процесса.

Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:

- строения Вселенной,

  • строения и свойств вещества,

  • свойств воды, воздуха, горных пород, почвы,

  • разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,

- связь живого и неживого.

- здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.

Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы МО РФ и УМК В.В.Пасечника. Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.

В содержание типовой программы (Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа, 2007 г.) внесены следующие изменения:

Изменено количество часов на изучение темы «Вселенная», «Воздух», «Горные породы», «Почва», «Животные», «Вода» (в тематическом планировании отводится дополнительно по 1 часу на каждую тему для обобщения, систематизации знаний).


3. Содержание тем учебного курса


Введение (2 ч)

Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа.

Зачем и как изучают природу.

Задачи темы: ознакомить детей с содержанием, формами деятельности, средствами обучения; нарисовать перспективу изучения окружающей природы; актуализировать имеющиеся у детей знания, показать их необходимость и действенность, что будет являться хорошим стимулом в дальнейшем учении; дать задания по проведению длительных наблюдений в природе, за домашними растениями и животными, культурными растениями на своих огородах, учебно-опытном участке, подготовить простейшие опыты, которые могут провести дети как в школе, так и дома; продолжить традицию начальной школы - ведение фенологических наблюдений и дневников наблюдений.


  1. Вселенная (6 ч)

Вселенная. История развития представления о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия.

Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли.

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

Луна - спутник Земли.

Солнце - раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.

  • Наблюдение за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.

  • Лабораторные работы

1.Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.

2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.

Задачи темы: сформировать знания о Солнечной системе, ее составе. Познакомить учащихся со спутником Земли - Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы. Ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом, картой, ориентироваться на местности

2. Строение и свойства вещества (11 ч)
Тела и вещества.

Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных

тел.
Вещества чистые и смеси. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.

Простые и сложные вещества.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и

химические явления. Химические реакции. Использование человеком физических и

химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация

Электризация тел путем трения.

  • Лабораторные работы

  1. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Задачи темы: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия: молекулы, атомы, элементы. Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах. Сформировать представления о физических и химических явлениях в природе.

3. Воздух (8ч)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разряженность воздуха.

Атмосферное давление. Барометр.. Нагревание воздуха от поверхности Земли.

Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер.

Погода. Типичнее признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды.

Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

  • Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера).

Наблюдения: систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья в неблагоприятные дни.

  • Лабораторные работы

1. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

2. Описание погоды за месяц и сезон.

Задачи темы: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов
осадков, образования ветра, его работу в признаках ее предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить учащихся с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.

4. Вода( 5 ч)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

  • Экскурсия

Изучение работы текучих вод и ветра.

Задачи темы: продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах. Раскрыть значение воды в жизни природы и человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников.

5. Горные породы (4 ч)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).

Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.

Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

  • Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

  • Лабораторные работы

1.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

2. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Задачи темы: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и разнообразии горных пород, об их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями выветривание, обломочные горные породы, руда, рудные и нерудные полезные ископаемые, черные и цветные металлы, свойства металлов.

6. Почва (6ч)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

  • Д Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой.

Задачи темы: углубить знания учащихся о почве, ее составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв.

7. Организмы (5 ч)
Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология - наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

  • Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Задачи темы: обобщить конкретные знания школьников о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения.

  1. Растения (7 ч)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.

  • Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

  • Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, за приспособлением к различным условиям размножения.

  • Лабораторная работа.

  1. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение названия растений с помощью атласа-определителя.

  2. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Задачи темы: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие организм растения, научить учащихся ставить простейшие опыты по выявлению условий прорастания семян и пользоваться атласом-определителем для определения названия растений, распознавать наиболее распространенные дикорастущие, лекарственные, ядовитые и охраняемые растения своей местности.

9. Грибы (3 ч)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

  • Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

  • Лабораторная работа.

1. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Задачи темы: познакомить с представителями особого царства природы - грибами. Сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека. Научить учащихся узнавать наиболее распространенные в данной местности съедобные и ядовитые грибы.

10. Животные (4 ч)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной, и почвенной среде обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги.

Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

  • Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

  • Наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке.

  • Лабораторная работа

1. Узнавание наиболее распространненых животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых, ядовитых видов)с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Задачи темы: продолжить развитие знаний о животных, об их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека. Научить учащихся узнавать животных своей местности.

11. Ваши любимые растения и животные (2 ч)

Растения и животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни обитателей. Уход за ними.

  • Демонстрация комнатных растений, животных-любимцев.

  • Наблюдения за развитием растений, жизнью животных в домашних условиях.

  • Лабораторная работа

1. Составление рекомендаций по уходу за комнатным растениями

и домашними животными.

Задачи темы: расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных; об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней.

12. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (5 ч)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливня, под градом и др.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

  • Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки.

  • Лабораторные работы

  1. Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

  2. Овладение простейшими способами первой помощи при травмах.

Задачи темы: познакомить учащихся с взаимоотношениями организма человека с окружающей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружающей человека среды и их влиянии на организм человека: солнечных ударах, обморожении, переохлаждении, ожогах и т. п., о приемах оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, о вредных привычках и их предупреждении. Сформировать умения определять показатели развития своего организма и оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях и кровотечениях.

4.Тематическое планирование



№п/п

Тема

Кол-во

часов

по плану

Лаборатор. работы

по плану

1

Введение

2

-

2

Вселенная

6

2

3

Строение и свойства вещества

11

1

4

Воздух

8

2

5

Вода

5


6

Горные породы

4

2

7

Почва

6

-

8

Организмы

5

-

9

Растения

7

2

10

Грибы

3

1

11

Животные

4

1

12

Ваши любимые растения и жжживотные

2

1

13

Человек. его здоровье безопасность жизни.

5

2

Итого:

68

14

Лабораторных работ- 14

Практических работ-1

Тест-контроль-10

Календарно - тематическое планирование (см.приложение 1)

5. Литература

Для учителя:

  • Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой, Н. В Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». - М: Дрофа, 2007.

  • Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М: Дрофа, 2007.

  • Тимофеева Л. Л. «Уроки природоведения к учеб. В. Н. Пакуловой, Н. В. Ивановой

«Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл.»

Для учащихся:


  • Энциклопедия для детей. Т 3. География / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М: Аванта +, 2001.

  • Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М: Аванта +, 2001.

  • Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001.

  • Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М: Дрофа, 2007.

Интернет сайты и ссылки :


  • Сайт учителя биологии tana.ucoz.ru/

  • FLORANIMAL - растения и животные floranimal.ru/

  • Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru/catalog/res/c18f9c03-c7d3-1f36-55ea-baec59269170/?

  • vostlit.narod.ru/index.htm-roomplants.virtualave.net/ - справочник комнатных растений

  • 9151394.ru/projects/bio/statji/mixcope/index.ahtml про микроскоп

  • learnbiology.narod.ru/ интересная информация

  • floranimal.ru/lists/p.html все о животных по алфавиту и о растениях От Мышки до слона

  • kozlenkoa.narod.ru/lessons/index.htm медиа-уроки

  • canislupus.ru/ - сайт о волках

  • audit-moscow.ru/great.html великие мудрости жизни

  • evolution.powernet.ru/history/ История развития на Земле

  • sci.aha.ru/ALL/e3.htm продолжительность жизни животных

  • rcio.rsu.ru/webp/works/works.htm#12 работы скачаать

  • tambov.fio.ru/vjpusk/vjp043/rabot/31/karta.html открытые уроки

  • udel.edu/Biology/ketcham/microscope/ микроскоп

  • krugosvet.ru/articles/03/1000335/0001825G.htm фотосинтез

  • krugosvet.ru/articles/03/1000335/0001827G.htm схема фотосинтеза\

  • livingthings.narod.ru/ энциклопедия птицы

  • whozoo.org/slideshow/NAanimalindex.html - огромный портал по биологии на английском языке с красивыми картинками

  • luzhok.ru/encyclop/garden/annual/ - Энциклопедия растений

  • roomplants.virtualave.net/ - справочник комнатных растений

  • allbest.ru/biolog.htm - ссылки по биологии

Приложение1

Календарно-тематическое планирование уроков


Тема урока

Лабораторные и практические работы

Дата

Фактически

I.

Введение (2часа)

1

Природа живая и неживая.

2.

Зачем и как изучают природу

II

Вселенная (6часов)

3.

Звёзды на небе

Л.р.№1 Определение на звёздной карте созвездий северного полушария

4

Земля - наш дом

Л.р.№2 Работа с картой, атласами, глобусом; определение на них экватора, полюсов, тропиков.

5

Оболочки Земли

6

Луна - естественный спутник Земли

7

Солнце. Солнечная система

8

Контрольно - обобщающий урок по теме «Вселенная» Тест»1

III

Строение и свойства вещества (11часов)

9

Тела и вещества

10

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Л.р.№3 Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных веществ

11

Вещества и смеси

12

Молекулы. Атомы. Элементы

13

Движение частиц вещества

14

Взаимодействие частиц

15

Разнообразие веществ

16

Физические явления

17

Химические явления. Горение.

18

Окисление. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

19

Контрольно - обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества» Тест№2

IV

Воздух (8часов)

20

Воздух - смесь различных газов

21

Свойства воздуха

22

Вес воздуха и атмосферное давление. Изменение давления с высотой.

23

Нагревание воздуха.

24

Ветер

25

Погода и её предсказание.

26

Охрана воздуха

27

Контрольно - обобщающий урок по теме «Воздух» Тест№3

V

Вода (5часов)

28

Три состояния воды

29

Тепловое расширение воды

30

Вода - растворитель

31

Работа воды в природе. Охрана воды.

32

Контрольно - обобщающий урок по теме «Вода» Тест№4

VI

Горные породы (4часа)

33

Внутреннее строение Земли. Горные породы

Л.р.№4 Описание минералов и горных пород.

34

Разрушение горных пород

35

Полезные ископаемые

Л.р.№5 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами

36

Контрольно - обобщающий урок по теме «Горные породы» Тест№5

VII

Почва (6часов)

37

Образование почв и их разнообразие

38

Состав и свойства почвы

39

Уход за почвой

40

Влияние растений на почву

41

Разрушение почв. Охрана почв.

42

Контрольно - обобщающий урок по теме «Почва» Тест№6

VI

Организмы (5часов)

43

Организм и его свойства

44

Где живут организмы

45

Увеличительные приборы

46

Клеточное строение организмов

47

Контрольно - обобщающий урок по теме «Организмы» Тест№7

VII

Растения (7часов)

48

Признаки растений

49

Разнообразие растительного мира

50

Строение цветковых растений

Л.р.№6 Распознавание органов цветковых растений.

Л.р.№7 Влияние T воздуха и влажности на прорастание семян

51

Дикорастущие растения.

52

Красная книга растений

Л.р.№8 Определение названия растений с помощью атласа-определителя

53

Культурные растения

54

Контрольно - обобщающий урок по теме «Растения» Тест№8

VIII

Грибы (3часа)

55

Разнообразие грибов

56

Шляпочные грибы

Л.р.№9 Распознавание наиболее распространённых в данной местности съедобных и ядовитых грибов

57

Контрольно - обобщающий урок по теме «Грибы» Тест№9

IX

Животные (4часа)

58

Признаки животных

59

Среда обитания диких животных

60

Значение диких животных и их охрана

Л.р.№10 Узнавание животных своей местности

61

Домашние животные

62

Контрольно - обобщающий урок по теме «Животные» Тест№10

X

Ваши любимые растения и животные (2часа)

63

Растения в вашем доме

Пр.р.№1 Уход за комнатными растениями

64

Животные в вашем доме

65

Связи живого и неживого. Обобщение знаний.

XI

Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (5часов)

66

Общий обзор строения человека

Л.р.№11 Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

67

Травмы человека. Оказание первой помощи при травмах.

Л.р.№ 12,13,14 Овладение простейшими способами первой помощи при травмах

68

Контрольная работа по всему курсу

1

Итого

68

14+1

Приложение1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пашозерская общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор МОУ «Пашозерская ООШ»

___________Окунева Т.В.

«____ «________________ 2014года







Календарно - тематическое планирование на

2014-2015 год по природоведению 5класс

учителя биологии и химии

Калининой Л.С.


Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова,

Количество часов - 68, в неделю - 2часа,

В том числе лабораторных работ - 14,

Практических - 1











2014-2015год

© 2010-2022