Познавательно-развлекательное мероприятие Ключи от форта Грегора Менделя

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательно-развлекательное мероприятие

«Ключи от форта Грегора Менделя»

Цель: В игровой форме провести проверку знаний по пройденному материалу.

Ход занятия

Сначала ребята разбиваются на 2 категории: игроки и «работники форта». В команде выбирают капитана, который на каждый конкурс говорит решающее слово. Перед каждым конкурсом ребята должны выбрать игрока, который пойдёт за ключом или подсказкой. При этом о сути конкурса не знают. Это узнаёт только игрок, назначенный командой (или несколько игроков, по усмотрению учителя).

Ребята не имеют права подсказывать игроку, а только могут болеть за него. Всего 11 ключей, нужно добыть 7 ключей. Если их добыть не удалось, то игроки жертвуют необходимое количество участников. За каждого пленного игрока выдаётся по одному ключу.

Дальше собираются подсказки. Если ребята не отгадывают ключевое слово, то тоже жертвуют игроками.

Затем входят в казну форта. В зависимости от количества правильно решённых задач, ребята получают баллы. От баллов (по усмотрению учителя) выводятся оценки. Также отдельно можно поставить оценки отдельным учащимся, которые отличились знаниями в конкурсах.

КЛЮЧИ ОТ «КАЗНЫ»

КЛЮЧ № 1

1. Почему у Менделя не получились при скрещивании ястребинок такие же результаты как при горохе?

(Ястребинка, одуванчик и другие растения размножаются неполовым путём (партеногенезом) и при этом образуются семена).

2. В первые годы аббатства Мендель расширил монастырский сад. По его проекту был сооружён каменный пчёльник. Для чего?

(Содержать кроме местных пород ещё египетских и американских пчёл, увлекался их скрещиванием.)

3. Очередным научным увлечением Менделя стала метеорология. Что упоминалось в его трудах?

(атмосферное давление, таблицы и графики колебаний температуры, смерч)

4. В чём смысл лингвистических явлений с помощью методов математики?

(Стремление обнаружить законы происхождения фамилий и имён по количеству гласных и согласных.)

Ключ можно давать за 3 или 2 правильных ответа (по усмотрению учителя).

КЛЮЧ № 2

На столе 15 шаблонов цветка ночная красавица: 4 белых, 3 розовых, 8 красных. На одном из цветков карандашом написано слово «ключ». Учащийся команды выбирает цвет сектора, то есть белый, розовый или красный. Говорит номер (до 4-х, 3-х и 8-ми соответственно количеству шаблонов-цветов). Задаётся вопрос. Если ответ правильный, то игрок может взять любой цветок из соответствующего сектора и посмотреть, есть ли там надпись. Если есть - то ведущий отдаёт ключ, если нет - игрок выбирает любой сектор и опять отвечает на вопросы. Если ответ не правильный - то игрок просто загадывает другое число.

(Или по усмотрению учителя шаблоны цветов пронумеровать и отвечая на вопрос участник может взять только тот шаблон, на № которого записан вопрос).

Кроме вопросов могут попадаться задания по физической подготовке.

На этот конкурс даётся 5 минут. Если игрок (или игроки, по усмотрению учителя) не успел «найти» ключ, то команда бежит к следующему заданию.

Белый сектор

1. Нужно присесть 10 раз.

2. У супружеской пары негра и белой женщины рождаются дети с промежуточным цветом кожи (мулаты). А у супружеской пары мулатов, какие будут дети по цвету кожи? (От чёрной до белой).

3. Приведите примеры количественных признаков (масса и рост животных, яйценоскость кур, жирность молока, содержание витаминов у растений и др.).

4. Нужно 3 раза прокукарекать.

Розовый сектор

1. Сделать 15 оборотов «мельницей».

2. Можно ли получить птиц или животных «голубого» окраса скрещивая между собой особей этого же окраса? (Нет, это промежуточный признак, появляющийся при скрещивании особей чёрного и белого окрасов).

3. Прыгнуть на скакалке 10 раз.

Красный сектор

1. Вследствие чего возникают промежуточные признаки, предоставляющие эстетическую или материальную ценность для человека?(Неполного доминирования)

2. Попрыгать 5 раз на одной ноге, 5 раз - на другой и 5 раз на двух ногах.

3. Приведите примеры серий множественных аллелей ( ген определяющий группу крови у человека, у мухи дрозофилы - ген окраски глаз, окраска шерсти).

4. КЛЮЧ

5. Как по другому назывались отобранные для скрещивания растения, предки которых, в ряду поколений, не давали расщепления по избранным признакам? (чистые линии).

6. Пройтись «гусиным шагом».

7. Попрыгать сидя как лягушонок 8 раз.

8. Что нужно сделать, чтобы установить, гомо- или гетерозиготен организм, имеющий доминантный фенотип по исследованному гену? (Провести анализирующее скрещивание).

КЛЮЧ № 3

В таблице расположены горошины по дигибридному скрещиванию. Нужно в течении 3 секунд на них посмотреть и запомнить. В выданной таблице, нужно так разместить шаблоны - горошины, как было показано на рисунке. Если всё правильно, то ключ выдаётся. Или складывать по памяти.

Таблица прилагается.

КЛЮЧ № 4

1. О своих необычных открытиях Мендель рассказывал 8 февраля и 8 марта 186г. выступал на заседаниях… (Общества Естествознания в Брюнне).

2. У каждого биолога свой любимый объект для наблюдения. Негели усомнился в общебиологическом значении открытых Менделем законов и предложил ему заставить гибриды ястребинки (его любимого объекта) вести себя так же как и горох. Что с этого получилось?

(Опыты по скрещиванию ястребинки были бессмысленны и, после 3-х лет работы, Мендель навсегда прекратил заниматься этими опытами).

3. Летом 1883 г. прелату Менделю был поставлен диагноз: нефрит, сердечная слабость, водянка и предписан полный покой. В связи с этим последним увлечением больного аббата было - …

(изучение лингвистических явлений с помощью методов математики)

4. Мендель по окончании философских классов в октябре 1843 г. поступил послушником в Брюнский монастырь, где и получил имя Грегор. Что он нашёл в этом монастыре, и как это повлияло на его жизнь?

( Нашёл покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения. А в 1847 г. стал священником ).

КЛЮЧ № 5

Даётся фото, разрезанное на мелкие кусочки (по усмотрению учителя). Нужно восстановить картинку за 5 минут. Если игрок успел - то ключ отдаётся игроку.

КЛЮЧ № 6

Ведущий называет даты, а игрок - говорит события, которые с ней связаны.

За каждый правильный ответ - 1 балл. Если игрок ответил хотя бы на половину, то ключ выдаётся.

22 июля 1822 - родился Мендель.

Октябрь 1843 - послушник в Брюннском монастыре.

1856 год - начало опытов над горохом.

8 февраля и 8 марта 1865 - выступления на заседаниях Общества Естествознания.

1866 - Книга «Опыты над растительными гибридами».

13 октября 1870 - Смерч в окрестностях Брюнна, ставший объектом изучения.

1849 - суплент Цнаймской гимназии.

1846 - прослушал 2-х месячные курсы плодоводства и виноградарства.

1853 - занимался жуком - гороховой зерноедкой

1851-1853 - вольнослушатель Венского университета.

КЛЮЧ №7

Предлагается придумать и нарисовать герб, посвященный Менделю. В нём необходимо присутствие гороха. На задание отводится 5 или 10 минут. Ключ выдаётся если ведущему понравиться рисунок.

КЛЮЧ № 8

1.Опыты Г. Мендель ставил на простых горошинах, но позже спектр объектов эксперимента был значительно расширен. В результате этого Мендель пришёл к выводу, что…

(различные свойства конкретного растения или животного появляются не из воздуха, а зависят от «родителей»).

2.Чем ещё занимался Мендель в 1853 и 1854 г. кроме проведения опытов над горохом?

(Наблюдал за вредителем гороховой плантации - гороховой зерноедки).

3. В монастырской квартире был устроен маленький зверинец. Здесь жили пойманные: лисёнок, ёж, белые и серые мыши, которых он скрещивал между собой. Чем закончились опыты над мышами?

(Их запретили, потому Мендель проводил все опыты на горохе).

4. Мендель обнаружил в корнеплодах редиса гусеницу. Он привёз её с Брюнна в Вену и начал наблюдать за их поведением. Каким образом?

(Прорезал в источенных гусеницами редисках «окошечки» и так наблюдал за ними всю зиму пока они не превратились в бабочки).



КЛЮЧ № 9, 10, 11

В лото играют 3 игрока (у каждого по одной карточке, которую они могут выбрать для себя). У ведущего тоже три (противопоставляя по одной карточке каждому игроку). Игра ведётся по карточкам до тех пор, пока в каждой из трёх пар не будет победителя. Если выиграл игрок - то он получает ключ, если ведущий - игрок покидает кабинет не дожидаясь товарищей.. Здесь команда может выиграть 3 ключа.

КЛЮЧ № 12

1.27-летний каноник получил приход в Старом Брюнне и год готовился к экзаменам на степень доктора богословия. Но он отказывается от этого так как принял решение… Какое? (занять место в Цнаймской гимназии в качестве суплента - профессора).

2. Чтобы преподавать ботанику, физику и естественную историю нужен был диплом, к которому было 2 пути. Назовите их. (1-й - окончить университет, и 2-й - сдать в Вене перед специальной комиссией императорского минестерства культов и просвещения экзамены).

3. Назовите, и кратко охарактеризуйте, этапы сдачи экзаменов Менделя на должность гимназического учителя. (1 этап - заочный. Предоставление письменных домашних рефератов по естественной истории и физике. 2 этап - очный. Письменные сочинения по физике и биологии, которые писались в присутствии экзаменаторов. 3 - этап очный. Устный экзамен по биологи ).

4. В октябре 1851 года по настоянию аббата Наппа и физика Баумгартнера, Мендель поступает на фил.фак Венского университета в качестве вольнослушателя. Но кроме прослушивания курса по физике у Кристиана Доплера в обязанности Менделя входило… (он был ассистентом, то есть демонстрировал студентам опыты).

Ведущий читает определения, а игрок называет термин. За каждый правильный ответ - 1 балл. Если дана половина правильных ответов, то ключ отдаётся.

Когда собрано 7 ключей (сами дети собрали или пожертвовали 2-3-х игроков), то они отправляются за подсказками, чтобы угадать ключевое слово-код от казны.

ПОДСКАЗКИ ОТ КОДА КАЗНЫ

Подсказка № 1

Перед ведущим и игроком лежат 25 белых полосок. Начинает ведущий. Каждый из двух игроков имеет право взять одновременно одну, две, или три полоски. Проигрывает тот, на чей ход остаётся одна последняя полоска.

(Мендель был австралийским монахом-суплентом, но из-за того, что он был самоучкой его в наше время можно назвать просто …. любитель).

Подсказка № 2

В миску с мелко порванной и скомканной бумагой положено вперемешку 10 мелких предметов. Рядом на столе лежат 10 конвертов (в одном из них написана подсказка, другие 9 - пустышки). Сколько предметов удастся найти, столько конвертов можно посмотреть. Времени на поиск предметов всего 3 минуты.

(Все свои опыты он проводил над разными видами растений, поэтому эго можно было бы назвать родоначальников не генетики а …. ботаники).

Подсказка № 3

Мендель, не имея диплома учителя, по призванию, будучи монахом, увлекался опытами над растениями. А людей увлекающихся чем-то не имея образования, только ради своего увлечения называли… любителями).

Ключевое слово: БОТАНИК-ЛЮБИТЕЛЬ.

КАЗНА ФОРТА ГРЕГОРЯ МЕНДЕЛЯ

1 вариант.

Приготовить большое количество маленьких бумажек, сложенных вчетверо. Внутри некоторых из них написаны номиналы купюр (например, 10 гривен, 100 гривен, 50 копеек и так далее), а в большей части бумажек ничего не написано (обычные пустышки). Дети в течении 5 минут должны выбирать бумажки, сразу же их разворачивать и, если там написан номинал, то кладут отдельно на стол.

2 вариант.

«Деньги» в форте - тексты задач на 1, 2 и 3 законы Менделя разной степени сложности, а, следовательно, и разной стоимости. Игроки приобретая «деньги» должны решить задания. За правильное решение задачи игроку записывается на счет величина выигрыша. Если задача решается неправильно, то «купюра» - сгорает, то есть изымается из общей кучи.

Задачи:

1. Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с чёрным оперением - чёрное. Потомство от скрещивания белой и чёрной особей оказывается голубым (серым). Какое будет потомство, если скрестить голубых петуха и курицу?

2. При скрещивании земляники с красными и белыми плодами всё потомство оказалось с розовыми плодами. Какое потомство будет у растений с розовыми плодами?

3. У фасоли чёрная окраска семенной кожуры доминирует над белой. Определите вероятность появления семян разной окраски.

4. У человека карие глаза доминируют над голубыми. Могут ли в семье, где у отца голубые глаза, а у матери - карие, родится дети с голубыми глазами?

5. У томата шаровидная форма плодов доминирует над грушевидной. Могут ли эти плоды появляться в одинаковом количестве?

6. Предположим, что скотовод создаёт большое стадо крупного рогатого скота, скрещивая чалых быков с чалыми коровами. Какую часть стада будут составлять:

а) рыжие, б) белые, в) чалые ?


© 2010-2022