Программа по биологии, 10 класс

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом  государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 1 час в неделю при изучении предмета в течение 2-х лет (10 и 11классы). Исходными документами для составления рабочей программы явились: Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 кл.-М.: Дрофа, 2007 Программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка



Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 1 час в неделю при изучении предмета в течение 2-х лет (10 и 11классы).

Исходными документами для составления рабочей программы явились:


  1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 кл.-М.: Дрофа, 2007

  3. Программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

Учебник: «Общая биология», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Москва, «Дрофа»,2007 год.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Тематический план

№ темы

Название темы

Количество часов

Биология как наука. Методы научного познания.

  1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

  2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

4

2

2


Клетка.

  1. История изучения клетки. Клеточная теория.

  2. Химический состав клетки.

  3. Строение эукариотической и прокариотической клеток.

  4. Реализация наследственной информации в клетке.

  5. Вирусы.

10

1

4


3

1


1

Организм

  1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.

  2. Обмен веществ и превращение энергии.

  3. Размножение.

  4. Индивидуальное развитие организмов.

  5. Наследственность и изменчивость.

  6. Основы селекции. Биотехнология.

19

1


2

4

2

7

3

Итог

33 +2 (резерв)



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Учебные единицы

ОМС ООП

Методы и методические приемы

Домашнее

задание

  1. Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа)

1, 2

Инструктаж ТБ.

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Объект изучения биологии - живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Лекция с элементами беседы

§1,2

3, 4

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Лекция

§3,4.

  1. Клетка (10 часов)

1.

История изучения клетки.

Клеточная теория.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.

Семинар

§5,6

2. Химический состав клетки (4 часа)

1

Неорганические вещества клетки.

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

Работа с карточками

§7,8

Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

Лекция

§9,10

    Органические вещества. Белки - биологические полимеры.

    Функции белков

    Лекция

    §11

      Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

      ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.

      Лекция

      §12, 13

      3. Строение прокариотической и эукариотической клеток (3 часа)

      1.

      Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.

      Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

      Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации.

      Семинар

      §14,15

      2.

      Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.

      Семинар

      §16,17

      3.

      Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.

      ЛР №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

      Лабораторная работа

      Лабораторная работа

      §18,19

      4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)


      1.

      ДНК - носитель наследственной информации. Генетический код. Ген.



      ДНК, удвоение ДНК, постоянство числа и формы хромосом. Ген, Генетический код.

      Лекция

      26,27


      1. Вирусы (1 час)

      1.

      Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

      Вирусы - неклеточные формы

      Работа в группах

      §20


      1. Организм (19 часов)


      1. Организм - единое целое.

      Многообразие живых организмов. ( 1 час)

      Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы

      Лекция с элементами беседы

      Записи в тетради

      2.Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)

      Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов.

      Самостоятельная работа

      §21

      Энергетический обмен в клетке.

      Лекция

      §22

        Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез

        Лекция

        §24,25

        1. . Размножение (4 часа)

        Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

        Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов

        Работа с карточками

        §28, 29

          Мейоз.

          Лекция

          §30

            Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

            Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.

            Семинар

            §31

              Формы размножения организмов. Половое размножение. Гаметогенез.

              Семинар

              §32,33

              4. Онтогенез (2 часа)

              Онтогенез. Эмбриональный период

              Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов.

              Лекция с элементами беседы

              §35,36

                Онтогенез. Постэмбриональный период.

                §37

                5 . Наследственность и изменчивость (7 часов)

                Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

                Наследственность и изменчивость - свойства организма. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.


                Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач.

                §38,39

                2.

                Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

                Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

                §40,41

                3.

                Взаимодействие неаллельных генов.

                Лаб. Раб. № 2 «Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач».

                §43

                4.

                Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.

                Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования

                Лекция

                §42

                5.

                Генетика определения пола

                Репродуктивное здоровье

                Доклады

                §45

                6.

                Виды мутаций. Причины мутаций.

                Методы исследования генетики человека.

                Генетика и здоровье.

                Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

                Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

                Лекция

                §47,-51

                7.

                Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики»


                Обобщение

                Контрольное тестирование

                Тест

                6.Основы селекции. Биотехнология (3 часа)


                Основы селекции: методы и достижения.

                Гибридизация, искусственный отбор

                Доклады

                Записи в тетради


                  Биотехнология.

                  Лабор. Работа № 3»Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследовании в биотехнологии».

                  Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

                  Лабораторная работа


                    Обобщение и повторение.

                    Обобщение и повторение.

                    Обобщение и повторение.


                    Итого: 33 +2 (резерв)







                    Литература


                    1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Е.А.Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007


                    1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3 М.: Мир, 1987


                    1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004


                    1. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001







                    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
                    ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

                    В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

                    знать /понимать

                    • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

                    • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

                    • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

                    • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

                    • биологическую терминологию и символику;

                    уметь

                    • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

                    • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

                    • описывать особей видов по морфологическому критерию;

                    • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

                    • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

                    • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

                    • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

                    • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

                    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                    • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

                    • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

                    • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

                    © 2010-2022