- Преподавателю
- Биология
- Программа по биологии, 10 класс
Программа по биологии, 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плотникова И.А. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 1 час в неделю при изучении предмета в течение 2-х лет (10 и 11классы).
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
-
Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 кл.-М.: Дрофа, 2007
-
Программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.
Учебник: «Общая биология», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Москва, «Дрофа»,2007 год.
Цели
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Тематический план
№ темы
Название темы
Количество часов
Биология как наука. Методы научного познания.
-
Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
-
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.
4
2
2
Клетка.
-
История изучения клетки. Клеточная теория.
-
Химический состав клетки.
-
Строение эукариотической и прокариотической клеток.
-
Реализация наследственной информации в клетке.
-
Вирусы.
10
1
4
3
1
1
Организм
-
Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.
-
Обмен веществ и превращение энергии.
-
Размножение.
-
Индивидуальное развитие организмов.
-
Наследственность и изменчивость.
-
Основы селекции. Биотехнология.
19
1
2
4
2
7
3
Итог
33 +2 (резерв)
Календарно-тематическое планирование
-
№
п/п
Тема урока
Учебные единицы
ОМС ООП
Методы и методические приемы
Домашнее
задание
-
Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа)
1, 2
Инструктаж ТБ.
Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
Объект изучения биологии - живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Лекция с элементами беседы
§1,2
3, 4
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.
Лекция
§3,4.
-
Клетка (10 часов)
1.
История изучения клетки.
Клеточная теория.
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.
Семинар
§5,6
2. Химический состав клетки (4 часа)
1
Неорганические вещества клетки.
Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.
Работа с карточками
§7,8
Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.
Роль органических веществ в клетке и организме человека.
Лекция
§9,10
Органические вещества. Белки - биологические полимеры.
Функции белков
Лекция
§11
Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты
ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.
Лекция
§12, 13
3. Строение прокариотической и эукариотической клеток (3 часа)
1.
Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации.
Семинар
§14,15
2.
Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.
Семинар
§16,17
3.
Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.
ЛР №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
Лабораторная работа
Лабораторная работа
§18,19
4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
1.
ДНК - носитель наследственной информации. Генетический код. Ген.
ДНК, удвоение ДНК, постоянство числа и формы хромосом. Ген, Генетический код.
Лекция
26,27
-
Вирусы (1 час)
1.
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
Вирусы - неклеточные формы
Работа в группах
§20
-
Организм (19 часов)
-
Организм - единое целое.
Многообразие живых организмов. ( 1 час)
Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы
Лекция с элементами беседы
Записи в тетради
2.Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов.
Самостоятельная работа
§21
Энергетический обмен в клетке.
Лекция
§22
Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез
Лекция
§24,25
-
. Размножение (4 часа)
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.
Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов
Работа с карточками
§28, 29
Мейоз.
Лекция
§30
Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.
Семинар
§31
Формы размножения организмов. Половое размножение. Гаметогенез.
Семинар
§32,33
4. Онтогенез (2 часа)
Онтогенез. Эмбриональный период
Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов.
Лекция с элементами беседы
§35,36
Онтогенез. Постэмбриональный период.
§37
5 . Наследственность и изменчивость (7 часов)
Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.
Наследственность и изменчивость - свойства организма. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач.
§38,39
2.
Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
§40,41
3.
Взаимодействие неаллельных генов.
Лаб. Раб. № 2 «Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач».
§43
4.
Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.
Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования
Лекция
§42
5.
Генетика определения пола
Репродуктивное здоровье
Доклады
§45
6.
Виды мутаций. Причины мутаций.
Методы исследования генетики человека.
Генетика и здоровье.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Лекция
§47,-51
7.
Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики»
Обобщение
Контрольное тестирование
Тест
6.Основы селекции. Биотехнология (3 часа)
Основы селекции: методы и достижения.
Гибридизация, искусственный отбор
Доклады
Записи в тетради
Биотехнология.
Лабор. Работа № 3»Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследовании в биотехнологии».
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
Лабораторная работа
Обобщение и повторение.
Обобщение и повторение.
Обобщение и повторение.
-
Итого: 33 +2 (резерв)
Литература
-
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Е.А.Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007
-
Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3 М.: Мир, 1987
-
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004
-
Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
-
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).