Рабочая программа обучения учащихся 8 класса по предмету «Биология»

Рабочая программа обучения учащихся 8класса по предмету «Биология» разработана на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. ·         Учебного плана филиала МБОУ Сещинской СОШ Трёхбратской СОШ, утв. приказом  по школе № 40 от 01.09.2014 года, Программа основного общего образования по биологии.6-9 классы (авторы:Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова) //Программы для общеобразовательных учреждений.Природоведение.5 класс. Би...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа обучения учащихся 8класса по предмету «Биология» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г.

  • Учебного плана филиала МБОУ Сещинской СОШ Трёхбратской СОШ, утв. приказом по школе № 40 от 01.09.2014 года,

  • Программа основного общего образования по биологии.6-9 классы (авторы:Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова) //Программы для общеобразовательных учреждений.Природоведение.5 класс. Биология 6-11 класс.- М:Дрофа,2010

Цели и задачи обучения биологии:

- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства и здравоохранения.

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6и 7 классах соответственно.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Биология» изучается в 8 классе из расчета 2 часа в неделю, предусмотренных федеральным компонентом учебного плана Таким образом, рабочая программ рассчитана на 70 часов.

Тематическое планирование материала

Название темы

Количество часов

Тема 1 .

Место человека в системе органического мира

2

Тема 2.

Происхождение человека

2

Тема 3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Тема 4.

Общий обзор строения и функций организма человека

4

Тема 5.

Координация и регуляция

11

Тема 6.

Опора и движение

8

Тема 7.

Внутренняя среда организма

4

Тема 8.

Транспорт веществ

4

Тема9.

Дыхание

5

Тема 10.

Пищеварение

5

Тема 11.

Обмен веществ и энергии

2

Тема 12

Выделение

2

Тема 13

Покровы тела

4

Тема 14.

Размножение и развитие

3

Тема 15.

Высшая нервная деятельность

5

Тема 16.

Человек и его здоровье

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  1. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  1. Лабораторныеипрактическиеработы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (4часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (5 часов)

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека Человек и окружающая среда. Кроме того, данная тема изучается при работе над каждой темой курса.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  • Уменьшено количество часов на изучение тем «Координация и регуляция» и «Обмен веществ» в связи с практической необходимостью увеличить количество часов на изучение темы «Человек и его здоровье», отдельные разделы которой изучаются при изучении каждой темы.

  • Предусмотренное программой резервное время используется для организации обобщающего повторения по курсу и итоговой контрольной работы.

ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:

знать/понимать

  1. особенности жизни как формы существования материи;

  2. роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  3. фундаментальные понятия биологии;

  4. сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  1. основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  2. соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  3. основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  1. пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  4. решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  5. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  1. владеть языком предмета.

Календарно- тематическое планирование

№ в теме

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Содержание

(планируемый результат:

знания, умения, навыки)

Формы контроля

Примечание

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

1.1

Место человека в системе органического мира.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Самостоятельная работа


    1.2

    Особенности человека

    Заполнение таблицы

    Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

      2.1

      Происхождение человека, этапы его становления.

      Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

      ■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

      Индивидуальный опрос по карточкам


        2.2

        Расы человека, их происхождение и единство.

        Письменная работа по вариантам

        Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

          3.1

          Наука о человеке. История развития знаний о строении и функциях организма

          Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

          ■ Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

          Составление схемы

          Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)


            4.1

            Клеточное строение организма.

            Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

            Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

            ■ Демонстрация схем систем органов человека.

            Самостоятельная работа


              4.2

              Клеточное строение организма.

              Лабораторная работа № 1. Строение животной клетки


                4.3

                Ткани и органы.

                Лабораторная работа № 2 . Ткани.


                  4.4

                  Органы. Системы органов. Организм. и систем органов

                  Лабораторная работа № 3. Распознавание на таблицах органов и систем органов

                  Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

                    5.1

                    Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека. Его особенности.

                    Гуморальная регуляция

                    Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

                    ■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.


                    Нервная регуляция

                    Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

                    Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

                    Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

                    1. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

                    Тестирование


                      5.2

                      Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

                      Сообщения учащихся


                        5.3

                        Зачет по темам: «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция», «Эндокринный аппарат человека, его особенности»

                        зачет


                          5.4

                          Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

                          Самостоятельная работа


                            5.5

                            Строение и функции спинного мозга

                            Анализ рисунков и таблиц


                              5.6

                              Строение и функции отделов головного мозга

                              Лабораторная работа №4: Изучение головного мозга человека (по муляжам)


                                5.7

                                Большие полушария головного мозга

                                Тестирование


                                  5.8

                                  Анализаторы, их строение, функции. Зрительный анализатор

                                  Лабораторная работа №5: Изучение изменения размера зрачка.


                                    5.9

                                    Анализаторы слуха и равновесия

                                    Индивидуальный опрос по карточкам


                                      5.10

                                      Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние .Вкус.

                                      Индивидуальный опрос


                                        5.11

                                        Обобщение. Чувствительность анализаторов. Взаимодействие, их взаимозаменяемость.

                                        Сообщения учащихся

                                        Тема 6. Опора и движение (8 часов)

                                          6.1

                                          Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение.

                                          Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

                                          Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

                                          ■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

                                          Лабораторная работа № 6: Изучение внешнего строения костей.


                                            6.2

                                            Строение , свойства костей, типы их соединения.

                                            Лабораторная работа № 7. Химический состав костей.


                                              6.3

                                              Первая помощь при растяжениях, вывихах суставов, переломах костей

                                              Заполнение таблицы


                                                6.4

                                                Значение физических упражнений для формирования скелета.

                                                Лабораторная работа №8: Измерение массы и роста своего организма.


                                                  6.5

                                                  Мышцы, их строение и функции.

                                                  Биологический диктант


                                                    6.6

                                                    Работа мышц.

                                                    Самостоятельная работа


                                                      6.7

                                                      Работа мышц.

                                                      Лабораторная работа № 9: Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.


                                                        6.8

                                                        Обобщение по теме «Опора и движение»

                                                        Тестирование

                                                        Тема 7. Внутренняя среда организма (4часа)

                                                          7.1

                                                          Внутренняя среда организма. Тканевая жидкость.

                                                          Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

                                                          Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

                                                          Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

                                                          Составление таблицы


                                                            7.2

                                                            Плазма крови. Ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции.

                                                            Лабораторная работа № 10. Изучение микроскопического строения крови


                                                              7.3

                                                              Иммунитет.

                                                              Составление схемы


                                                                7.4

                                                                Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

                                                                Решение биологических задач

                                                                Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

                                                                  8.1

                                                                  Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

                                                                  Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

                                                                  ■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

                                                                  Индивидуальный опрос по карточкам

                                                                  Лабораторная работа №11: 1Измерение кровяного давления*.


                                                                    8.2

                                                                    Работа сердца.

                                                                    Лабораторная работа № 12. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.


                                                                      8.3

                                                                      Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

                                                                      Лабораторная работа № 13. Приемы остановки кровотечения


                                                                        8.4

                                                                        Зачет по теме «Опора и движение», «Внутренняя среда организма, «Транспорт веществ»

                                                                        зачет

                                                                        Тема9. Дыхание (5 часов)

                                                                          9.1

                                                                          Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

                                                                          Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

                                                                          ■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

                                                                          Лабораторная работа № 14 Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего


                                                                            9.2

                                                                            Газообмен в легких, тканях..

                                                                            Терминологический диктант


                                                                              9.3

                                                                              Дыхательные движения, их регуляция

                                                                              Практическая работа №1:Определение частоты дыхания.


                                                                                9.4

                                                                                Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

                                                                                Заполнение таблицы


                                                                                  9.5

                                                                                  Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения.

                                                                                  Тестирование

                                                                                  Тема 10. Пищеварение (5 часов)

                                                                                    10.1

                                                                                    Питательные вещества и пищевые продукты.

                                                                                    Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

                                                                                    ■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

                                                                                    Заполнение таблицы


                                                                                      10.2

                                                                                      Пищеварение в ротовой полости.

                                                                                      Лабораторная работа № 15 «Действие слюны на крахмал»,


                                                                                        10.3

                                                                                        Пищеварение в желудке и кишечнике.

                                                                                        Лабораторная работа №16:Воздействие желудочного сока на белки


                                                                                          10.4

                                                                                          Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

                                                                                          Лабораторная работа №17:Определение норм рационального питания.

                                                                                          Тема 11. Обмен веществ и энергии (2часа)

                                                                                            11.1

                                                                                            Обмен веществ.

                                                                                            Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

                                                                                            Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

                                                                                            Составление схем


                                                                                              11.2

                                                                                              Витамины.

                                                                                              Индивидуальные сообщения

                                                                                              Тема 12. Выделение (2 часа)

                                                                                                12.1

                                                                                                Органы выделения. Почки, их строение и функции.

                                                                                                Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

                                                                                                ■ Демонстрация модели почек.

                                                                                                Заполнение таблицы


                                                                                                  12.2

                                                                                                  Заболевания почек и их предупреждение.

                                                                                                  Индивидуальный опрос

                                                                                                  Тема 13. Покровы тела (4часа)

                                                                                                    13.1

                                                                                                    Строение и функции кожи

                                                                                                    Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

                                                                                                    ■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

                                                                                                    Биологический диктант


                                                                                                      13.2

                                                                                                      Роль кожи в теплорегуляции организма.

                                                                                                      Анализ рисунков и таблиц


                                                                                                        13.3

                                                                                                        Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

                                                                                                        Сообщения учащихся


                                                                                                          13.4

                                                                                                          Зачетный урок по темам «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «выделение», «Покровы тела»

                                                                                                          Зачет

                                                                                                          Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

                                                                                                            14.1

                                                                                                            Система органов размножения, строение и гигиена.

                                                                                                            Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

                                                                                                            Составление опорного конспекта


                                                                                                              14.2

                                                                                                              Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

                                                                                                              Самостоятельная работа


                                                                                                                14.3

                                                                                                                Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

                                                                                                                Сообщения учащихся

                                                                                                                Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)

                                                                                                                  15.1

                                                                                                                  Поведение. Рефлекс - основа нервной деятельности. Его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

                                                                                                                  Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

                                                                                                                  Составление схем


                                                                                                                    15.2

                                                                                                                    Торможение. Его виды и значение.

                                                                                                                    Заполнение таблицы


                                                                                                                      15.3

                                                                                                                      Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

                                                                                                                      Сообщение учащихся


                                                                                                                        15.4

                                                                                                                        Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

                                                                                                                        Тестирование


                                                                                                                          15.5

                                                                                                                          Типы нервной деятельности.

                                                                                                                          Биологический диктант

                                                                                                                          Тема 16. Человек и его здоровье (5 часов)


                                                                                                                            16.1

                                                                                                                            Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

                                                                                                                            Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

                                                                                                                            Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

                                                                                                                            Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

                                                                                                                            Человек и окружающая среда

                                                                                                                            Индивидуальные сообщения.


                                                                                                                              16.2

                                                                                                                              Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

                                                                                                                              Защита рефератов


                                                                                                                                16.3

                                                                                                                                Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

                                                                                                                                Составление презентации


                                                                                                                                  16.4

                                                                                                                                  Человек и окружающая среда.

                                                                                                                                  Практическая работа № 2: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье


                                                                                                                                    16.5

                                                                                                                                    Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»

                                                                                                                                    Тестирование


                                                                                                                                      1

                                                                                                                                      Обобщающее повторение по курсу «Человек»

                                                                                                                                      Фронтальный опрос


                                                                                                                                        2

                                                                                                                                        Итоговая контрольная работа

                                                                                                                                        Контрольная работа


                                                                                                                                          3

                                                                                                                                          Резервный урок


                                                                                                                                            4

                                                                                                                                            Резервный урок



                                                                                                                                            Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

                                                                                                                                            Программное обеспечение.


                                                                                                                                            • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г.

                                                                                                                                            • Программа основного общего образования по биологии.6-9 классы (авторы:Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова) //Программы для общеобразовательных учреждений.Природоведение.5 класс. Биология 6-11 класс.- М:Дрофа,2010

                                                                                                                                            УМК:

                                                                                                                                            Н.И.Сонин, М.Р.Сапин Биология: человек.-М:Дрофа,2011

                                                                                                                                            Методическое обеспечение:

                                                                                                                                            В.Казачёк. Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина.-Волгоград:Учитель,2007

                                                                                                                                            Дополнительная литература:


                                                                                                                                            • А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Гигиена и здоровье школьника.-М:Просвещение,1998

                                                                                                                                            • И.Акимушкин. Занимательная биология.-Смоленск:Русич,1999

                                                                                                                                            • И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.-М:Просвещение,1990

                                                                                                                                            Электронные образовательные ресурсы

                                                                                                                                            tana.ucoz.ru

                                                                                                                                            uchportal.ru

                                                                                                                                            pedsovet.ru

                                                                                                                                            Технические средства обучения:


                                                                                                                                            • ПК

                                                                                                                                            • медиапроектор


                                                                                                                                            © 2010-2022