Экологическая игра «Природа – это наши корни, начало нашей жизни»

Цель: прививать чуткое и бережное отношение к природе, познакомить со способностями некоторых животных и растений «предсказывать» погоду. Эпиграф: «Лес для умного, внимательного человека – это целый мир, для ученого – огромная книга, для поэта – полная переливов радуга» (Л. Леонов). Вступительное слово учителя Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Ты человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическая игра

« Природа - это наши корни, начало нашей жизни»

(Подготовил: Юркова Л.В.)

Цель: прививать чуткое и бережное отношение к природе, познакомить со способностями некоторых животных и растений «предсказывать» погоду.

Эпиграф:

«Лес для умного, внимательного человека - это целый мир, для ученого - огромная книга, для поэта - полная переливов радуга» (Л. Леонов).

Вступительное слово учителя

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она - твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Слово «экология» в переводе с греческого означает знание о доме. Человек обитает на нашей старушке-Земле всего 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад, можно сказать, мы шагнули в сторону от звериной тропы - стали выращивать растения и приручать животных, словом, обзавелись собственным сельским хозяйством. В то далекое время реки и озера кишели рыбой, по берегам гнездились утки. Леса были полны дичью. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. Оно и понятно, ведь и население росло. Человек научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал всякие технические новшества и в начале прошлого столетия изобрел трактор. С этого все началось. Называлось это научно-технической революцией. Но беда вовсе не в научно-техническом прогрессе - изобретай и исследуй на здоровье, только дружи с природой, учись у нее и помогай ей. Многого стоит такая наука! А теперь, как ни обидно, признаемся: далеко не все люди спохватились и поменяли жезл победителя на ученическую ручку. Пока это сделали лишь в развитых странах. А Россия… Ей еще предстоит - и, надеюсь - с вашей, ребята, помощью поладить с природой и возродить леса и пашни, родники и реки. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка.

Конкурс «Знаете ли вы названия цветов?»

1. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.

Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок - символ надежды. Как этот цветок называется? (подснежник)

2. Ее родина - Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная … (сирень).

3. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток - фей и нежных эльфов. Его родина - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы цветка были куплены два каменных дома. Этот цветок - … (тюльпан).

4. Cтаринная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из ее прекрасных глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные, волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Как называется этот цветок? (ландыш)

Конкурс «Живые барометры»

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие лета,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Вот как сказал великий Пушкин. Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды угадать завтрашнее.

Вопросы 1-й команде:

1. Багряные зори. (К ветру)

2. Утром туман стелется по воде. (к хорошей погоде)

3. Дым столбом. (к морозу)

4. Утром на траве роса. (дождя не будет)

5. Длинные сосульки.(к затяжной весне)

Вопросы 2-й команде:

1. Вечером с реки поднимается пар. (к дождю)

2. Бледный цвет луны. (к плохой погоде)

3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи …(днем быть грозе)

4. Если ночью был иней …(снега не будет)

5. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне. (лето будет холодным)

Вопросы 3-й команде:

1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье. (к дождю)

2. Рыба выскакивает из воды. (к дождю)

3. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки. (ясно, тепло)

4. Иней на деревьях. (мороз)

5. Грачи рано прилетают весной. (весна будет теплой)

Вопросы 4-й команде:

1. Клен «плачет».(к дождю)

2. Днем, в самую жару, паук вышел на охоту. (почувствовал изменения в погоде, старается нагреться до непогоды)

3. Сильно пахнут цветы акации, смородины. (к дождю)

4. Зимой туман. (к оттепели)

5. Снег скоро тает и вода бежит дружно - лето будет … (дождливое)

Викторина «Эрудит»

Командам поочередно будут заданы 20 вопросов. Ваша задача - дать ответы на максимальное их количество.

Вопросы 1-й команде:

  1. Какое растение - лучший медонос? (липа, гречиха, медуница)

  2. Название какого растения со звоном? (колокольчик)

  3. Соком какого растения выводят бородавки? (чистотелом)

  4. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)

  5. Где раки зимуют? (в норах на берегах рек)

  6. Самые крупные летающие птицы. (дрофа, лебедь)

  7. Какая птица самая мелкая? (колибри)

  8. Самое быстрое животное суши? (гепард)

  9. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

  10. Какая птица иногда кричит, как кошка? (иволга)

  11. Назовите хищное растение. (росянка, венерина мухоловка)

  12. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (ничем, одно и то же животное)

  13. Какую птицу все бьют и называют вором? (воробей)

  14. Каких птиц на Земле больше всего? (кур, воробьев)

  15. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

  16. Косой ли заяц? (нет)

Вопросы 2-й команде:

  1. Самая большая змея? (анаконда)

  2. Кто сильнее: лев или тигр? (тигр)

  3. Какая змея плюется? (кобра)

  4. Где у кузнечика ухо? (на ноге)

  5. Какого цвета хамелеон? (разного)

  6. Самая высокая трава? (бамбук)

  7. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (передние)

  8. Чем стрекочет кузнечик? (трением ног о крылья)

  9. Сколько ног у паука? (8)

  10. Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, рябчик, тетерев)

  11. Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз)

  12. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (незабудка)

  13. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

  14. Глаза на рогах, дом на спине. (улитка)

  15. Какие животные вылезают из кожи вон? (змеи)

  16. Пингвин высиживает яйца, но выкармливает детенышей молоком. Кто он: птица или млекопитающее? (птица)

Вопросы 3-й команде:

  1. Всегда ли рак пятится? (нет, к пище движется вперед)

  2. Из древесины какого дерева делают спички? (из осины)

  3. У кого шея имеет больше позвонков: у жирафа или у свиньи? (одинаково)

  4. Растет ли дерево зимой? (нет)

  5. Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет? (душистый табак)

  6. Умеют ли слоны плавать? (да)

  7. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (грязный)

  8. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

  9. Кто вниз головой растет? (сосулька)

  10. Весной или летом цветет сирень? (весной)

  11. Спит на земле, утром исчезает? (роса)

  12. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)

  13. Что ест зимой еж? (ничего, он спит)

  14. Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду? (утки, чайки, гуси)

  15. Дышит ли цыпленок в яйце? (дышит)

  16. Когда температура тела у птиц ниже: зимой или летом? (одинаковая)

Вопросы 4-й команде:

  1. Назовите одомашненных насекомых. (тутовый шелкопряд, пчелы)

  2. Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод)

  3. Что будет с вороной через 3 года (4-й пойдет)

  4. В пруду купался, а сух остался? (гусь)

  5. Куда осенью деваются бабочки? (забиваются в щели)

  6. У какой птицы самые сильные ноги? (у страуса)

  7. Цветы ангельские, а когти дьявольские? (роза)

  8. У кого всю жизнь меняются зубы? (у крокодила)

  9. Какие животные отращивают утраченные части тела? (ящерицы, тритоны)

  10. Насекомое - ближайший «родственник» козы? (стрекоза)

  11. Кит - рыба или животное? (морское млекопитающее)

  12. У какого животного дикий образ? (у дикобраза)

  13. Кто носит все припасы с собой? (верблюд)

  14. Назовите город, носящий имя рыбы. (Калуга, Судак)

  15. Цветок, сок которого вызывает сон? (мак)

  16. У какой птицы бывает сотрясение мозга? (у дятла)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА.

Заключительное слово учителя

Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.


© 2010-2022