- Преподавателю
- Биология
- Разработка рабочей программы внеурочной деятельности экологического клуба Зеленая лаборатория 5 класс ФГОС
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности экологического клуба Зеленая лаборатория 5 класс ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гостяева И.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка
Рабочей программы внеурочной деятельности
экологического клуба «Зеленая лаборатория»
5 класс
2015г
1.Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов (личностных и метапредметных) освоения основной образовательной программы основного общего образования. Специфика внеурочной деятельности в том, что в ходе ее обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
Цели и задачи курса:
-
познакомить учащихся со строением растений и животных, основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);
-
начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-
развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;
-
начать формирование бережного отношения к растительному и животному миру;
-
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе при переходе на ступень основного общего образования;
-
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-
улучшить условия для развития ребенка;
-
учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при организации работы по развитию личности каждого школьника.
2. Общая характеристика программы экологического клуба
Курс внеурочной деятельности экологического клуба «Зелена лаборатория» в пятом классе более подробно знакомит учащихся с царствами живой природы, средами обитания, клеточным и тканевым строением организмов, экологией своей местности.
3. Место экологического клуба в плане внеурочной деятельности.
На проведение занятий экологического клуба «Зелена лаборатория» отводится 35 часов, 1 час в неделю(35 учебных недель)
4.Личностные, метапредметные результаты освоение программы экологического клуба.
Планируемые результаты:
- получить знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
-сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
-
умение работать с разными источниками информации;
-
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностными результатами освоения данной программы являются:
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов, творческой деятельности эстетического характера.
5.Содержание программы:
(35 часов, 1 час в неделю)
Оформление гербарных образцов, экскурсия «Осеннее очарование», составление гербария осенних листьев практическая работа разнообразие отделов растений, эта необыкновенная жизнь, экскурсия на водоем, практическая работа « Экологические группы растений по отношению к воде», проект «Миграции животных. Способы ориентации» , проект : «паразиты человеческого организма», сохранность продуктов, моделирование природного сообщества, устройство микроскопа, изготовление плаката «Правила работы с микроскопом», конкурс плакатов, защита мини-проектов «другие виды увеличительных приборов», практическая работа «Строение клеток растений», изготовление биологического лото: «Строение клетки», «Биологические науки», практическая работа «Строение животной клетки», динамическая модель одноклеточного организма, изготовление колонии вольвокса, практическое значение коры растений, практическое значение покровов животных, практическая работа «Покровные и фотосинтезирующие ткани», практическая работа «определение состава тканей», практическая работа «Маркировка и гигиена одежды», практическая работа «Соединительные ткани», практическая работа « Мышечная и нервная ткани», красная книга Подмосковья, экскурсия №3 «Весна во всей красе!»
В течение года планируются (по согласованию) экскурсии в Дарвиновский музей, Биологический музей им. Тимирязева, зоологический музей.
Список практических работ и экскурсий:
Экскурсия №1 «Осеннее очарование»
Экскурсия №2 «Весна во всей красе!»
Практическая работа №1: Разнообразие отделов растений
Практическая работа №2: Экологические группы растений по отношению к воде
Практическая работа №3: Строение клеток растений
Практическая работа № 4: Строение животной клетки
Практическая работа №5: Покровные и фотосинтезирующие ткани
Практическая работа №6: определение состава тканей
Практическая работа №7: Маркировка и гигиена одежды
Практическая работа №8: Соединительные ткани
Практическая работа №9: Мышечная и нервная ткани
6.Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1.
Эта необыкновенная жизнь
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Выделять основные направления биологии и предметы их изучения. Анализировать ценность и историческое значение биологических знаний. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
2.
Экскурсия №1 «Осеннее очарование»
Описывать увиденное на экскурсии, основные изменения в живой и неживой природе. Анализировать процессы происходящие в природе осенью. Сравнивать различные виды деревьев, кустарников. Наблюдать и фиксировать результаты увиденного на экскурсии. Обсуждать в парах и группах увиденное во время экскурсии. Делать выводы о происходящих процессах. Оформлять отчет об экскурсии.
3.
Составление гербария осенних листьев
Уметь работать в группе или паре. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Контролировать, оценивать, корректировать действия партнера по группе. Определять основную и второстепенную информацию. Анализировать результаты работы. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
4.
Составление гербария осенних листьев
Уметь работать в группе или паре. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Контролировать, оценивать, корректировать действия партнера по группе. Определять основную и второстепенную информацию. Анализировать результаты работы. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
5.
Практическая работа №1 Разнообразие отделов растений
Анализировать, классифицировать информацию о разнообразии отделов растений. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
6.
Оформление гербарных образцов
Уметь работать в группе или паре. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Контролировать, оценивать, корректировать действия партнера по группе. Определять основную и второстепенную информацию. Анализировать результаты работы. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
7.
Экскурсия на водоем
Описывать увиденное на экскурсии. Анализировать процессы происходящие на водоеме. Наблюдать и фиксировать результаты увиденного на экскурсии. Обсуждать в парах и группах увиденное во время экскурсии. Делать выводы о происходящих процессах. Оформлять отчет об экскурсии.
8.
Практическая работа №2 Экологические группы растений по отношению к воде
Анализировать, классифицировать информацию о экологических группах растений. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
9.
Проект «Миграции животных. Способы ориентации»
Уметь работать в группе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Контролировать, оценивать, корректировать действия партнера по группе. Определять основную и второстепенную информацию.
10.
Защита проектов «Миграции животных. Способы ориентации»
Участвовать в коллективном обсуждении , принимать и понимать позицию других членов группы, класса, выражать собственное мнение и аргументировать его. Поддерживать рабочие отношения в группе, классе. Сравнивать результаты своих исследований с литературными данными. Работать по заданному алгоритму.
11.
Проект : «паразиты человеческого организма»
Уметь работать в группе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Контролировать, оценивать, корректировать действия партнера по группе. Определять основную и второстепенную информацию.
12.
Защита проектов : «паразиты человеческого организма»
Участвовать в коллективном обсуждении , принимать и понимать позицию других членов группы, класса, выражать собственное мнение и аргументировать его. Поддерживать рабочие отношения в группе, классе. Сравнивать результаты своих исследований с литературными данными. Работать по заданному алгоритму.
13.
Сохранность продуктов
Анализировать различные источники информации. Извлекать нужную информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
14.
Моделирование природного сообщества
Уметь работать в группе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Контролировать, оценивать, корректировать действия партнера по группе. Определять основную и второстепенную информацию. Анализировать результаты работы. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами, одноклассниками.
15.
Моделирование природного сообщества
Уметь работать в группе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Контролировать, оценивать, корректировать действия партнера по группе. Определять основную и второстепенную информацию. Анализировать результаты работы. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами, одноклассниками.
16.
Устройство микроскопа
Выделять и формулировать познавательную цель занятия. Анализировать различные источники информации и систематизировать информацию полученную их них. Уметь работать в группе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Анализировать значение, функции биологических увеличительных устройств. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
17.
Изготовление плаката «Правила работы с микроскопом»
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, принимать и понимать позицию других членов группы, выражать собственное мнение и аргументировать его. Поддерживать рабочие отношения в группе. Сравнивать результаты своих исследований с литературными данными. Работать по заданному алгоритму.
18.
Конкурс плакатов. Защита мини-проектов «другие виды увеличительных приборов»
Участвовать в коллективном обсуждении , принимать и понимать позицию других членов группы, класса, выражать собственное мнение и аргументировать его. Поддерживать рабочие отношения в группе, классе. Сравнивать результаты своих исследований с литературными данными. Работать по заданному алгоритму.
19.
Практическая работа №3 «Строение клеток растений»
Анализировать, классифицировать информацию о строении клеток Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
20.
Изготовление биологического лото: «Строение клетки» «Биологические науки»
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
21.
Изготовление биологического лото: «Строение клетки» «Биологические науки»
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
22.
Изготовление биологического лото: «Строение клетки» «Биологические науки»
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
23.
Практическая работа №4 «Строение животной клетки»
Анализировать, классифицировать информацию о строении клеток Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
24.
Динамическая модель одноклеточного организма
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
25.
Изготовление колонии вольвокса
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
26.
Практическое значение коры растений
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
27.
Практическое значение покровов животных
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
28
Практическая работа №5 «Покровные и фотосинтезирующие ткани»
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
29.
Практическая работа №6 «определение состава тканей»
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
30.
Практическая работа №7 «Маркировка и гигиена одежды»
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
31.
Практическая работа №8 «Соединительные ткани»
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
32.
Практическая работа №9 « Мышечная и нервная ткани»
Анализировать различные источники информации. Извлекать нужную информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
33.
Красная книга подмосковья
Выделять и формулировать познавательную цель занятия. Анализировать различные источники информации и систематизировать информацию полученную их них. Определять основную и второстепенную информацию. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
34.
Красная книга подмосковья
Анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из различных источников. Определять основную и второстепенную информацию и причинно-следственные связи. Анализировать результаты опыта. Делать выводы о проделанной работе. Сравнивать результаты проделанных опытов с другими группами.
35.
Экскурсия №3 «Весна во всей красе!»
Описывать увиденное на экскурсии, основные изменения в живой и неживой природе. Анализировать процессы происходящие в природе зимой. Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о
различиях тел живой и неживой природы. Наблюдать и фиксировать результаты увиденного на экскурсии. Обсуждать в парах и группах увиденное во время экскурсии. Делать выводы о происходящих процессах. Оформлять отчет об экскурсии.
Всего:
35 часов
7. Перечень учебно-методического обеспечения:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
-
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Литература для учителя:
-
С.Ю.Прохорова «Тропинка в природу: организация экологических исследований» учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону «Феникс» 2008, 157 с.
-
Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.ВНиколаева, Юный эколог, программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. Волгоград: Учитель, 2010, 331с.
-
Сорокоумова Е.А Уроки экологии: практическое пособие М.:АРКТИ, 2008. 48с.
Литература для ученика:
-
А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» , М., Просвещение 2013, 158с.
-
А.А.Плешаков «От земли до неба» атлас-определитель, М., Просвещение 2015, 224с
-
Преображенская В.Н Поделки из пластиковых бутылок, М. РИПОЛ классик, 2013. 256с
Материально-техническое обеспечение
-
Акустическая система Sven StreamLight
-
Документ-камера Epson ELP-DC11
-
Интерактивная доска Interwrite DuallBoard 1279.
-
Интерактивный планшет Interwrite Mobi 500
-
Компьютер (Специализированная управляющая станция в комплекте со специализированным ПО ВКС)
-
Монитор ASUS VB198T
-
Мультимедийный проектор Epson EB-430 в комплекте со специализированным креплением
-
Специализированная станция управления Netbook iRU School
-
Микроскопы
Информационные ресурсы в интернете(ЭОР)
-
school-collection.edu.ru
-
fcior.edu.ru
-
bio.1september.ru