Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» (1, 2 курс)

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 260807.01 ПОВАР, КОНДИТЕР.Разделы программы представлены содержанием:1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.2. Структура и содержание учебной дисциплины.3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.4.Контроль и оценка результатов освоения учебной ди...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……2

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……….7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………22


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………… ………23










1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 260807.01 ПОВАР, КОНДИТЕР.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи:

отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» служит основой для последовательности изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, определения тематики рефератов, распределения учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования. В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к естественно-научному профилю, общеобразовательного естественно-научного цикла, уровень профильный.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема);

истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке;

роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе;

проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий, закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

уметь объяснять:

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;

- влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;

- причины и факторы эволюции, изменяемость видов;

- нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

- устойчивость, развитие и смены экосистем;

- необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи;

- составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания,

-выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности происхождения жизни и человека,

- глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

2.1. Объем учебной дисциплины , количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная нагрузка

самостоятельная учебная работа

Обязательная аудиторная

I курс

II курс

всего часов

в т. ч. лаб. и практ. занятий

Количество часов

1 сем.

2 сем.

Количество часов

3 сем.

4 сем.

Количество часов

в т. ч. лаб. и практ. занятий

Количество часов

в т. ч. лаб. и практ. занятий

Количество часов

в т. ч. лаб. и практ. занятий

Количество часов

в т. ч. лаб. и практ. занятий

106

106

14

51

25

3

26

4

55

21

4

34

5

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:

Тема урока

Основные понятия

Должен знать

Должен уметь

1 курс 51 час

1 семестр 25 часов

Введение 3 ч.

1

1.

Объект изучения биологии - живая природа.

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно -видовой

Строение и функционирование биологических объектов.

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Биологическую терминологию.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

2

2

Признаки живых организмов.

Движение, рост и развитие, обмен веществ

Объяснять роль биологии в формировании взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

3

3

Уровни организации живой природы

Экосистема, биосфера

Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов.

Тема 1. «Учение о клетке» 15 ч

4

1

Развитие знаний о клетке.

Цитология

Основные положения клеточной теории. Биологическую терминологию.

Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, родстве живых организмов.

5

2

6

3

Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной картины мира.

Основные положения клеточной теории.

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. Биологическую терминологию.

7

4

Химическая организация клетки. Неорганические и органические вещества

клетки и живых организмов

Макроэлементы, микроэлементы, биополимеры

Строение и функционирование клетки.

Объяснить роль неорганических и органических веществ в клетке и организме.

8

5

Строение и функции клетки.

Оболочка, цитоплазма, ядро, ЭПС, митохондрии, пластиды, лизосомы, аппарат Гольджи

Строение клетки, основные органоиды клетки, их функции.

Различать строение растительной и животной клетки.

9

6

Лабораторная работа №1

«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание»

Строение клетки, основные органоиды клетки, их функции.

Работать с микроскопом.

Различать строение растительной и животной клетки.

10

7

Прокариотические и эукариотические клетки.

Доядерные и ядерные клетки

Строение клеток прокариот и эукариот.

Различать строение прокариотической и эукариотической клетки.

8

Лабораторная работа№2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Основные органоиды клетки

Строение клетки, основные органоиды клетки

Работать с микроскопом и готовить микропрепараты клеток растений.

11

9

Лабороторная работа №3

«Сравнение строения клеток растений и животных»

Основные органоиды клетки, прокариоты и эукариоты

Строение растительной и животной клетки.

Сравнивать биологические объекты: находить сходство и различие в строении растительной и животной клетках.

Работать с микроскопом.


10

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен

Пластический обмен Энергетический обмен Ассимиляция и диссимиляция

Фотосинтез

Биологическую терминологию и символику.

Характеризовать процессы обмена веществ

12

11

Вирусы.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Понятие - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Профилактика СПИДа.

Практическое значение вирусов и бактерий.

Применение в жизни полученных знаний по профилактики вирусных заболеваний.

12

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация

ДНК, Ген.

Хромосомы, ДНК, ген,

Строение и функционирование биологических объектов: генов и хромосом.

Составлять цепочки ДНК.

13

13

Генетический код. Решение задач

генетический код

Биологическую терминологию и символику.

Записывать полипептидную цепочку ДНК.

14

Биосинтез белка

Репликация, транскрипция. Аминокислоты

Биологическую терминологию и символику.

Записывать полипептидную цепочку.

14

15

Жизненный цикл клетки.

Митоз

Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза

Биологическую терминологию, фазы митоза.

Характеризовать фазы митоза.

Тема 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» 14ч.

Тема 2.1 «Организм. Размножение» 7ч.

14

1

Организм - единое целое.

Организм

Многообразие организмов и их происхождение.

биологическую терминологию.

Объяснять целостность живых организмов и их родство.

15

2

Многообразие организмов

3

Размножение - важнейшее свойство живых организмов.

Жизненный цикл клетки.

сущность биологического процесса - размножения.

Биологическую терминологию и символику.

Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека.

16

4

Половое размножение.

Способы размножения

5

Бесполое размножение.

17

6

Мейоз.

Мейоз

Фазы деления клетки.

Двойное оплодотворение у растений. Биологическую терминологию.

Объяснять процесс деление клетки.

7

Образование половых клеток и оплодотворение.

Сперматозоид, яйцеклетка

Наружное и внутреннее оплодотворение

Сущность биологического процесса - оплодотворения.

Биологическую терминологию и символику.

Объяснять сущность биологического процесса оплодотворения.

2 семестр 26 часов

Тема 2.2 «Организм. Индивидуальное развитие организмов» 7ч.

20

8

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Онтогенез

Биологическую терминологию.

Характеризовать эмбриональное развитие человека, нарушения в развитии организмов.

Объяснять индивидуальное развитие.

21

9

Постэмбриональное развитие.

Индивидуальное развитие, онтогенез, метаморфоз

Биологическую терминологию.

Характеризовать постэмбриональное развитие человека, влияние экологических факторов на живые организмы, нарушения в развитии организмов.

22

10

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Группы позвоночных

Сходства зародышей

Эволюция Онтогенез

Фазы деления клетки.

Двойное оплодотворение у растений. Биологическую терминологию.

Доказывать родство живых организмов.

23

11

Лабораторная работа № 4

«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Признаков сходства зародышей человека и других позвоночных

Онтогенез, типы постэмбрионального развития.

Биологическую терминологию.

Сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных.

24

12

Индивидуальное развитие человека.

Онтогенез.

Рост, развитие.

Биологическую терминологию.

Объяснять индивидуальное развитие, нарушения в развитии организмов.

25

13

Репродуктивное здоровье.

Репродукция.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Репродуктивный период

Объяснять индивидуальное развитие, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, нарушения в развитии организмов.

26

14

Обобщающий урок по теме: «Организм. Размножение индивидуальное развитие».

Биологическую терминологию.

Объяснять индивидуальное развитие организмов.

Тема 3. Основы генетики и селекции - 19 ч.

27

1

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Наследственность и изменчивость

Генетика

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Биологическую терминологию и символику.

Объяснять механизм передачи признаков от поколения к поколению.

28

2

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

Закон доминирования

Рецессивный и доминантный признаки, генотип, фенотип

Законы Г.Менделя,

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.

Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.

29

3

Дигибридное скрещивание

Третий закон Г.Менделя.

Рецессивный и доминант признаки, генотип, фенотип. Решетка Пеннета

Законы Г.Менделя,

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.

Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.

30

4

Пракическая работа № 5 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».

Рецессивный и доминантный признаки, генотип, фенотип гомозигота, гетерозигота

Генетическую терминологию

Законы Менделя.

Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.

31

5

Решение генетических задач.

Решение генетических задач

Генетическую терминологию

Законы Менделя.

Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

32

6

33

7

Практическая работа №6

«Решение генетических задач.

Генетическую терминологию

Законы Менделя.

Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.


34

8

Хромосомная теория наследственности.

Ген, геном

Закономерности изменчивости и наследственности,

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, терминологию и символику.

Рассказывать о мутациях и их значение в возникновении наследственных заболеваний, составлять генеалогическое древо семьи.

35

9

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Половые клетки, хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Биологическую терминологию и символику.

Различать половые клетки, хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол.

36

10

Значение генетики для медицины.

Тип патологии

Наследственные болезни человека, их лечение и профилактика.

Закономерности изменчивости и наследственности,

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, терминологию.

Рассказывать о мутациях и их значение в возникновении наследственных заболеваний.

37

11

Наследственные болезни человека.

Синдром Дауна, хромосомы, гаметы

38

12

Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость.

Наследственность и изменчивость,

мутации

Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость

биологическую терминологию и символику.

Наследственность и изменчивость, мутации,

влияние мутагенов на растения, животных и человека.

39

13

Модификационная изменчивость .

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Модификации

Модификационная изменчивость, биологическую терминологию.

Наследственная и ненаследственная изменчивость

Модификации.

40

14

Лабораторная работа № 7

«Анализ фенотипической изменчивости».

Вариационный ряд

Биологическую терминологию .

Характеризовать и сравнивать живые объекты по фенотипу.

15

Генетика - теоретическая основа селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Селекция, порода, сорт, штамм

Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию.

Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, влияние экологических факторов на живые организмы.

41

16

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Гибридизация и искусственный отбор

Сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора,

биологическую терминологию.

Характеризовать гибридизацию и искусственный отбор, влияние мутагенов на растения, животных и человека. Перечислять источники и наличие мутагенов в окружающей среде.

17

Основные достижение современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Селекция, порода, сорт, штамм

Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию.

Перечислять достижение современной селекции культурных растений, домашних животных, влияние мутагенов на растения, животных и человека.

42

18

Биотехнология, её достижения и перспективы развития.

Биотехнология. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии

Этические аспекты развития некоторых исследований,

биологическую терминологию.

Анализировать и оценивать этические аспекты развития некоторых исследований, перечислять влияние экологических факторов на живые организмы влияние мутагенов на растения, животных и человека.

19

Обобщающий урок по теме: «Основы генетики и селекции».

Повторение основных понятий и определений данной темы: наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип, мутации.

Биологическую терминологию.

Выполнять тестовые задания.

3 семестр 21 час

Тема 4 Эволюционное учение 21 ч

1

1

История развития эволюционных идей.

Эволюционная теория

Эволюционное учение,

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию.

Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, единстве живой и неживой природы, родстве живых организмов, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

2

2

История развития эволюционных идей.

3

3

Значение работ К.Линнея и Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

Работы К.Линнея, Ж.Б.Ламарка. Значение работ К. Линнея и Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, роль эволюционной теории К.Линнея и Ж.Б.Ламарка. биологическую терминологию.

Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, единстве живой и неживой природы, родстве живых организмов, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды. причины и факторы эволюции.

4

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Вид, род.

Вклад Ч. Дарвина в развитие биологической науки, биологическую терминологию.

Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, единстве живой и неживой природы, родстве живых организмов, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды. причины и факторы эволюции.

5

5

Движущие силы эволюции.

Изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Движущие силы эволюции,

биологическую терминологию.

Характеризовать движущие силы эволюции, влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

6

6

Естественный отбор.

Формы естественного отбора.

Движущие силы эволюции

биологическую терминологию.

Характеризовать формы естественного отбора, влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды

7

7

Роль эволюционного учения в формировании современной естественной картины мира.

Изменчивость

Движущие силы эволюции.

Характеризовать движущие силы эволюции.

8

8

Концепция вида, его критерии.

Вид, его критерии

Критерии .

Характеризовать вид по признакам.

9

9

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Естественный отбор,

приспособленность

Сущность биологических процессов: приспособленность к среде обитания, приспособления к среде обитания у представителей различных систематических групп биологическую терминологию.

Выявлять черты приспособленность у разных объектов живой и неживой природы, влияние экологических факторов на живые организмы взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

10

10

Популяция - структурная единица вида.

Популяция, эволюция, вид

Определение понятий «вид», «популяция», «эволюция»

Выявлять генетические процессы в популяциях

11


12

11

Синтетическая теория эволюции.

Эволюционное учение, биологическую терминологию.

Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира.

12

Микроэволюция.

Микроэволюция.

Аллели. Дрейф генов. Дивергенция популяций

Эволюционные изменения на внутривидовом уровне.

Объяснять процесс эволюционного изменения на внутривидовом уровне.

13

13

Современные представления о видообразовании.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

Видообразование, биологическую терминологию.

Объяснять взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды

изменяемость видов.

14

14

Макроэволюция. Доказательства эволюции.

Макроэволюция.

Дивергенция, конвергенция, параллелизм

Основные принципы макроэволюции

Определение понятий:

«дивергенция», «конвергенция», «параллелизм»

Биологическую терминологию.

Характеризовать основные принципы макроэволюции

Объяснять единство живой и неживой природы, глобальные изменения в биосфере.

15

Закономерности эволюционного процесса.

Доказательства эволюции

Биологическую терминологию.

Объяснять причины и факторы эволюции, изменяемость видов единство живой и неживой природы, родство живых организмов.

15

16

Причины вымирания видов.

Вымирание

Перечислять причины, влияющие на вымирание видов.

Объяснять сокращение численности видов.

17

Биологический прогресс.

Биологический прогресс

Различия биологического прогресса, биологического регресса. Биологическую терминологию.

Сравнивать биологического прогресса, биологического регресса.

16

18

Биологический регресс.

Биологический регресс

19

Лабораторная работа № 8

«Описание особей одного вида по морфологическому критерию».

Морфологический критерий.

Сравнивать особи одного вида.

17

20

Лабораторная работа № 9

«Приспособление организмов к разным средам обитания».

Приспособление организмов к разным средам обитания.

Анализировать приспособление организмов к разным средам обитания.

21

Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение».

Популяция, эволюция, вид,

движущие силы эволюции

Биологическую терминологию.

Объяснять единство живой и неживой природы.

4 семестр 34часа

Тема 5 История развития жизни на Земле 11 ч.

23

1

Гипотезы происхождения жизни.

Опыты Ф.Реди и Л.Пастера

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию.

Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

2

Краткая история развития органического мира.

Этапы развития органического мира,

эволюция

Краткую историю развития органического мира, биологическую терминологию.

Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

24

3

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Этапы развития органического мира,

эволюция

4

Эволюционное древо растительного мира и животного мира.

Краткую историю развития органического мира, биологическую терминологию.

Объяснять родство живых организмов.

25

5

Современные гипотезы происхождения человека.

Сущность гипотез происхождения человека

Предпосылки и стадии антропогенеза, биологическую терминологию.

Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира.

6

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Систематические категории

Доказательства родства человека с млекопитающими животными, биологическую терминологию.

Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, родство живых организмов,влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

26

7

Эволюция человека.

Антропогенез

Теории происхождения человека.

Трактовать теории происхождения человека.

8

Расы.

Расы

Расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Мулаты, Метисы.

Характеризовать расы: негроидную, монголоидную, европеоидную. Различать мулатов метисов.

27

9

Единство происхождения человеческих рас.

Центр происхождения жизни.

Рассказывать о единстве происхождения человеческих рас. Применять учение о движущих силах эволюции для объяснения антропогенеза.

10

Практическая работа №10

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека».

Теории происхождения человека.

Анализировать гипотезы происхождения человека.

28

11

Обобщающий урок по теме: История развития жизни на земле.

Образовательный минимум по теме: История развития жизни на земле

Оперировать образовательным минимумом по теме: История развития жизни на земле

Тема 6 Основы экологии 19 ч.

28

1

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Задачи экологии. Среда обитания. Адаптация.

Значение экологии. Биологическую терминологию

Привести примеры взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания.

29

2

Экологические факторы, их значение в жизни организмов

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Объяснять значение экологических факторов в жизни организмов.

3

Экологические системы.

Межвидовые отношения.

Строение и функционирование экосистем.

Виды экологических систем.

Характеризовать экологические системы.

30

4

Видовая и пространственная структура экосистем.

Внутривидовые отношения

Внутривидовые и межвидовые отношения.

Объяснять и анализировать видовой состав биоценозов.

5

Пищевые связи, круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Пищевые цепи, круговорот веществ, экологические пирамиды

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме,

биологическую терминологию.

Составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания).

31

6

Практическая работа № 11

«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме».

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

Составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания).

7

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.

Конкуренция, симбиоз, паразитизм, хищничество

Строение и функционирование экосистем.

Выявлять межвидовые взаимоотношения между организмами в экосистемах.

32

8

Искусственные сообщества .

Агроэкосистемы, агробиоценоз

Искусственные сообщества,

биологическую терминологию.

Объяснять значение агроэкосистем.

Сравнивать природные экосистемы и агросистемы своей местности.

9

Практическая работа № 12

«Сравнительное описание одной из естественных природных систем и какой-нибудь агросистемы».

Агроэкосистемы, агробиоценоз.

Объяснять значение агроэкосистем.

Сравнивать природные экосистемы и агросистемы своей местности.

33

10

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомасса.

Биосфера. Биомасса.

Сущность биологических процессов биосфере.

Вклад выдающихся отечественныхученых в развитие биологической науки.

Роль живых организмов в биосфере. Важнейший фактор существования биосферы.

Объяснять, анализировать и решать экологические задачи.

антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

11

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экологические катастрофы

Причины возникновения экологических катастроф.

Объяснять пути решения экологических проблем.

34

12

Практическая работа № 13

«Решение экологических задач».

Сущность биологических процессов биосфере.

Решать элементарные биологические задачи.

13

Естественная и искусственная экосистема района.

Строение и функционирование естественной и искусственной экосистем, биологическую терминологию.

Характеризовать и сравнивать естественную и искусственную экосистему района.

35

14

Последствия деятельности человека.

Красная книга, заповедники

Правила поведения в природной среде.

Объяснять и анализировать последствия собственной деятельности в окружающей среде.

15

Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

Антропогенная среда

Сущность биологических процессов в биосфере.

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; Влияние предприятий на окружающую среду.

36

16

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

Рациональное природопользование

Сущность рационального природопользования.

Объяснять сущность рационального природопользования.

17

Ноосфера.

Ноосфера

Сфера взаимодействия общества и природы.

Объяснять понятие «мыслящая» оболочка.

37

18

Практическая работа № 14

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сущность биологических процессов в биосфере.

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; Влияние предприятий на окружающую среду.

19

Обобщающий урок по теме «Основы экологии».

Экологические термины

Основные экологические понятия.

Основные экологические понятия.

Тема 7 Бионика 4 ч.

37

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Понятие «бионика». Биологическая бионика, теоретическая бионика, техническая бионика.

Основные направления работ по бионике.

Данные бионики применять в практической деятельности людей.

38

2

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Особенности строения и функций растений и животных.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфологических черт организации растений и животных.

Выявлять морфофункциональные черты организации растений и животных и применять в практической деятельности.

3

4

Обобщающий урок.

Образовательный минимум

Оперировать образовательным минимумом.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета « Биология»

Оборудование учебного кабинета

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол;

- учебно-наглядные пособия по биологии;

- лабораторное оборудование ( микроскоп с микропрепаратами, плакаты по биологии, химическая посуда)

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 - 11 кл.- М., 2001.

2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2005.

3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. - М., 2002.

4.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2002.

5.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2002.

6. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2000.

7. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Пасечника В.В., Криксунова Е.А. «Общая биология» 10-11 кл. - М., 2006

8.Красновидова с.С., Павлов С.А., Хватов А.Б. Общая биология. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М., 2000

9. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 кл. - М., 2003

10. Козлова Т.А. Общая биология. Методическое пособие к учебнику Захарова В.Б.. Мамонтова Н.Н., Сонина Н.И. «Общая биология». - М,, 2002

11. Саблина О. В., Дымшиц Г.М. Общая биология. Рабочая тетрадь. - М., 2005

12. Сухова Т.С. Тесты. Биология 6-11 кл. Учебно-методическое пособие. - М., 2001

13. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М., 1970

14. Соколовская Б.Х. Молекулярная биология и генетика в 10 классе. - М., 1970

15. Биология в школе. Научно-методический журнал. Учредитель: ООО «Школьная пресса».


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

знания:

- основные положения биологических теорий, закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

умения:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;

- влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;

- причины и факторы эволюции, изменяемость видов;

- нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

- устойчивость, развитие и смены экосистем;

- необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи;

- составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания,

-выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности происхождения жизни и человека,

- глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Фронтальный опрос

Лабораторные работы

Практические работы

Тестирование

Самостоятельные работы

Контрольные работы

Презентации

Защита рефератов

6


© 2010-2022