Конспект урока по биологии на тему Беспозвоночные (5 класс) ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии на тему Беспозвоночные (5 класс) ФГОСКонспект урока по биологии на тему Беспозвоночные (5 класс) ФГОСКонспект урока по биологии на тему Беспозвоночные (5 класс) ФГОСКонспект урока по биологии на тему Беспозвоночные (5 класс) ФГОСБиология 5 класс (программа Н.И.Сонина, ФГОС второго поколения)

Урок 20

Тема урока: «Беспозвоночные»

Педагогическая цель: сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности беспозвоночных животных.

Задачи урока:

образовательные - ознакомить учащихся с делением многоклеточных животных на беспозвоночных и позвоночных, с классификацией беспозвоночных, основными признаками и некоторыми представителями кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих;

развивающие - формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательные - поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу.

Тип, вид урока: урок формирования новых знаний; комбинированный.

Планируемые результаты (предметные): Учащийся научится проводить простейшую классификацию беспозвоночных; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к типу беспозвоночные; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; основные признаки представителей беспозвоночных; значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека.

Личностные результаты: Будут сформированы: навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные - научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: Беспозвоночные, многоклеточные, иглокожие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие

Образовательные ресурсы: План урока и презентация по теме «Беспозвоночные». Режим доступа : mirbiologii.ru/bespozvonochnye-konspekt-uroka-i-prcezentacja-pobiologii-5-klassa.html

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

1.Фронтальная беседа.

- О чем говорили на прошлом уроке?

- Какие особенности характерны для царства животных? ( Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением).

- Как доказать, что амёба обыкновенная и инфузория-туфелька относятся к подцарству простейшие? (Состоят из одной клетки, все функции организма выполняет клетка, имеющая микроскопическое строение).

- Среди простейших много паразитов, вызывающих различные заболевания. Назовите их. (Дизентерийная амёба, малярийный плазмодий).

- Чем простейшие отличаются от бактерий? (Бактерии не имеют ядра, а простейшие имеют одно или несколько ядер).

- В каких средах обитают простейшие?( Простейшие обитают во всех средах: во влажной почве, пресных, соленых водоемах, организме других животных).

- Какова роль простейших организмов в природе? (Некоторые простейшие очищают водоемы. Амебы являются пищей для более крупных животных. Некоторые представители инфузорий обитают в желудке жвачных животных, помогая им переваривать клетчатку).

2.Проверочный тест по теме «Простейшие» ( см.Тесты по биологии 5 класс, Г.А.Воронина, с.71).

Слайд 1. Тест «Простейшие»

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1.В отличие от растений, большинство животных способны

1)активно передвигаться 2) размножаться

3)увеличиваться в размерах 4) питаться.

А2.В отличие от бактерии, клетка простейшего животного амёбы имеет:

1)ядро 2) цитоплазму 3) оболочку 4) жгутик

А3.Из раковин отмерших животных образуется:

1)торф 2) нефть 3) известняк 4) каменный уголь

А4.Передвигается простейшее животное амёба с помощью:

1)жгутиков 2) ресничек 3)ложноножек 4) конечностей.

А5.Обитает в крови человека простейшее животное:

1)амёба 2) радиолярия 3) инфузория-туфелька 4) малярийный плазмодий

Б1.Верны ли следующие утверждения?

А. Простейшее животное амёба способна питаться, двигаться, размножаться.

Б. Простейшие животные образуют органические вещества в ходе фотосинтеза.

1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) неверны оба суждения

Б2.Верны ли следующие утверждения?

А. Простейшее животное представляет собой организм, состоящий из одной клетки

Б. Все простейшие животные ведут паразитический образ жизни.

1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) неверны оба суждения

Б3.Выберите три верных утверждения. В клетках простейшего животного амёбы отсутствует:

1)хлорофилл 2)хлоропласт 3)цитоплазма 4)ядро 5)оболочка 6)жгутик.

Б4.Отметьте предложения, содержащие ошибки

1)Простейшие животные не могут размножаться.

2)У инфузории многоклеточный организм

3)Амёба имеет микроскопические размеры тела

4) Паразитические простейшие обитают в теле других организмов

Слайд 2. Ответы: А1-1, А2-1, А3-3, А4-3. А5-4, Б1-1, Б2-1, Б3-126, Б4-12

Ключ: максимально 9 баллов:

9-8 баллов- «5»

7-6 баллов - «4»

5-4 балла - «3»

  1. балла и менее - «2»

III. Мотивация к изучение нового материала. Формулирование темы и цели урока.

Вводная беседа.

- Ребята, какое царство живой природы мы начали изучать? (Животных)

Слайд 3 Создайте правильную классификацию животных из предложенных понятий. По щелчку откроется правильная классификация.

Классификация животных (объяснение учителя)

Животные

Одноклеточные Многоклеточные

(Простейшие) Беспозвоночные Позвоночные

- Как вы думаете, каких животных мы сегодня будем изучать? Верно, беспозвоночных.

Слайд 4. Постановка целей урока (совместно с учащимися)

- Что мы должны узнать о беспозвоночных? (после озвучивания целей открываем каждую по щелчку)

- Ознакомиться с классификацией беспозвоночных

- Изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения

- Знать, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и в жизни человека.

Беспозвоночных животных очень много.

Слайд 5. Проблемный вопрос: Почему эта группа самая многочисленная и широко распространена?

IV.Усвоение новых знаний и способов их действий.

1.Работа с учебником на с.94.

- Откройте учебник на с.94 , прочитайте первые 4 абзаца.

- Каких животных называют многоклеточными? Почему?

- На какие две большие группы делят многоклеточные организмы?

- Беспозвоночные - самая многочисленная группа животных. Какой основной признак их объединяет? (отсутствие осевого скелета - позвоночника)

- Какие животные относятся к беспозвоночным?

2.Работа с рисунками, с.95

Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.95) и найдем число видов различных групп беспозвоночных.

Слайд 6. А вот представители беспозвоночных и названия их групп. Давайте подумаем, кто к какой группе относится? (Названия перемещаются при клике по ним)

Наша задача - за несколько минут узнать об этих группах беспозвоночных как можно больше.

3.Работа в группах.

Задания по группам . Изучив текст учебника на с.94-95 и дополнительную информацию на раздаточном материале, надо доложить о своей группе животных.

1 группа- Кишечнополостные

2 группа- Черви, Моллюски

3 группа - Членистоногие

4группа - Иглокожие

- Через 5 минут слушаем отчеты групп.

Материал для подготовки учащихся

1.Кишечнополостные (слайд 7)

Кишечнополостные - это просто устроенные многоклеточные животные, имеющие два слоя клеток тела. К ним относятся водные плавающие животные (медузы) и сидячие (кораллы и гидры).

Тело кишечнополостных чем-то напоминает термос: в нем тоже двухслойные стенки. Горлышко термоса - это как будто ротовое отверстие кишечнополостных, а полость термоса - это их кишечная полость.

В кишечной полости переваривается пища, непереваренные остатки выбрасываются через рот. Чтобы захватывать пищу, у кишечнополостных вокруг рта имеются щупальца, которые парализуют мелких животных выделяемой едкой жидкостью.

Самая крупная медуза - арктическая цианея - достигает 2 м в диаметре купола, а щупальца имеют длину около 20 м. Для человека ее яд не опасен.

После рассказа учащихся угадываем названия кишечнополостных на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

2.Черви (слайд 8)

Черви обитают в водоемах, в почве, в живых организмах живут паразитические черви.

У червей длинное тело, заостренное на концах, что позволяет легко закапываться в грунт. Дождевой червь роет ходы под землей, заглатывая почву и пропуская ее через кишечник. При этом он разрыхляет и удобряет землю. Вместе с бактериями и низшими грибами почвенные черви участвуют в круговороте веществ, разлагая мертвые органические вещества и возвращая в почву перегной.

Среди червей много опасных паразитов. Личинка бычьего цепня попадает в организм человека с непроваренным мясом, поселяется в кишечнике и вырастает до 12 метров длиной. Через грязные руки и немытые овощи и фрукты можно заразиться человеческой аскаридой. Эти черви не такие длинные, но могут образовывать большие скопления в кишечнике. Некоторые паразитические черви поражают печень, кровеносные сосуды и даже головной мозг.

После рассказа учащихся угадываем названия червей на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

2.Моллюски (слайд 9)

Это мягкотелые животные, многие из них имеют раковину для защиты от врагов. Раковина у одних моллюсков имеет вид спирали, у других состоит из двух створок.

К моллюскам относятся наземные животные - улитки и слизни - и водные - беззубки, устрицы, мидии и другие. Есть моллюски и без раковин - это кальмары, каракатицы и осьминоги.

Крупнейшим двустворчатым моллюском является гигантская тридакна, достигающая длины 138 см и веса 250 кг.

Многие моллюски употребляются человеком в пищу и разводятся специально на отгороженных участках моря - морских фермах. Это устрицы и мидии.

Жемчужница способна откладывать перламутровый слой не только на створках раковины, но и на песчинке, попавшей в полость тела. Так получается драгоценный жемчуг. Жемчужниц тоже научились разводить на морских фермах.

После рассказа учащихся угадываем названия моллюсков на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

3.Членистоногие (информацию учащиеся берут из учебника)

- Ракообразные (слайд 10)

После рассказа учащихся угадываем названия ракообразных на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

-Паукообразные (слайд 11)

После рассказа учащихся угадываем названия паукообразных на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

-Насекомые (слайд 12)

После рассказа учащихся угадываем названия насекомых на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

4.Иглокожие (слайд 13)- это морские звезды, морские ежи и голотурии. Обитают эти животные на дне морей. Двигаются очень медленно, когда находят пищу - заглатывают ее или обволакивают ее вывернутым наружу желудком, осуществляя наружное пищеварение. Рот у иглокожих находится на нижней стороне тела, а анальное отверстие - на спине. Иглокожие имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов. Тело иглокожих может становиться полностью мягким, а может в нужный момент затвердевать. Если морскую звезду разделить на отдельные лучи, из каждой вырастет новая звезда.

После рассказа учащихся угадываем названия иглокожих на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

V. Первичное закрепление изученного материала.

Ребята, в курсе биологии мы многое с вами еще узнаем об удивительном мире беспозвоночных животных. А пока проверим, как вы усвоили сегодняшний обзорный материал.

- На основе какого критерия многоклеточных животных делят на две группы: позвоночные и беспозвоночные? (наличие или отсутствие осевого скелета).

-Какие группы животных относятся к беспозвоночным? ( черви, моллюски, кишечнополостные, членистоногие, иглокожие).

- Какая среда обитания характерна для ракообразных? ( в основном водная; омары, крабы, креветки)

- Какими признаками характеризуются черви? (имеют удлиненное, вытянутое тело. Обитают в почве, соленых и пресных водоемах; есть паразиты, живущие в теле животных и человека).

-Итак, пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная? (Они представлены большим количеством видов, занимают все среды обитания; некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни).

VI.Рефлексия учебной деятельности. Слайд 15

- Что нового узнали на уроке?

- Какие затруднения возникли в процессе работы?

- Достигнуты ли цели урока?(открываем слайд с целями по гиперссылке, после разбора возвращаемся по гиперссылке).

VII.Подведение итогов .

Попробуйте подвести итог сегодняшнего урока

Оцените свою работу на уроке

Кому из товарищей вы поставили бы хорошую оценку за урок?

Домашнее задание.: (слайд 16) §20, вопросы после параграфа, РТ с.60, №140,141,145

© 2010-2022