- Преподавателю
- Биология
- Программа учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобильного транспорта
Программа учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобильного транспорта
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимохина Е.В. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология и экологическая безопасность автомобиля
2014.г.
Рассмотрено
МКЦ № ___
Протокол №____
от _________________2014 г.
Председатель МКЦ
__________________
Утверждаю
Зам. директора по УПР
__________________ О.Ф. Заигрова
_________________ 20___г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности
23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик: ОГБОУ СПО «Клепиковский технологический техникум»
Разработчики:
Тимохина Елена Владимировна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология и экологическая безопасность автомобиля
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации, при профессиональной подготовке работников транспортных средств.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- самостоятельно с позиций экологи оценивать производственную и бытовую деятельность человека с учетом сведения к минимуму негативного воздействия на элементы биосферы, в том числе и при своей профессиональной деятельности;
- трансформировать знания, полученные при изучении дисциплины, на решение практических природоохранных задач применительно к своей специальности
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
- виды и источники загрязнения природной среды;
- принципы рационального природопользования;
- источники и аспекты отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природную среду.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
самостоятельной работы студента 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
10
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа студента (всего)
24
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
ответы на вопросы
написание докладов, сообщений, рефератов
составление схем, заполнение таблиц
10
9
5
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобиля
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение
3
Тема 1.1.
Наука об окружающей среде и области ее приложения. Экологическая ситуация в мире и в России
Содержание учебного материала
2
1
Наука об окружающей среде
2
2
Охрана окружающей природной среды
2
3
Глобальные проблемы экологии
2
4
Экологические проблемы России
2
5
Структура современной экологии
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Ответит на вопросы:
- что включает в себя общая экология?
- дать определение понятию охраны окружающей среды и ее основных целей.
- приведите примеры загрязнения окружающей природной среды.
2. Составить схему «Структура современной экологии»
Раздел 2.
Природные ресурсы биосферы как лимитирующий фактор выживания человека
6
Тема 2. 1.
Типы природных ресурсов и их использование. Энергосбережение
Содержание учебного материала
2
1
Неисчерпаемые ресурсы
2
2
Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невознобновляемые
2
3
Энергосбережение
2
4
Поток энергии от первичных источников к потребителям
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Составить схему «Основные типы ресурсов».
2. Ответить на вопросы:
- почему некоторые возобновляемые ресурсы восстановить стало невозможно?
- каковы основные проблемы, связанные с невозобновляемыми природными ресурсами?
- в чем заключается преимущество когенерирования?
- каковы основные пути нарушения деятельностью человека устойчивого уровня эксплуатации ресурсов естественной биоты?
Тема 2.2.
Развитие альтернативных источников энергии. Стратегия управления потреблением природных ресурсов с позиции устойчивого развития
Содержание учебного материала
2
1
Ядерная энергия
2
2
Солнечная энергия
2
3
Энергетическое использование биомассы
2
4
Гидроэнергия
2
5
Энергия ветра
2
6
Геотермальная энергия
2
7
Энергия приливов и отливов
2
8
Управление потреблением природных ресурсов
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Ответить на вопросы:
- Каково отрицательное воздействие на окружающую среду использования гидроэлектроэнергии?
- какие из альтернативных источников энергии возможно наиболее эффективно использовать в наши дни?
- в чем смысл главного вопроса - выживания человечества?
Раздел 3.
Загрязнение
27
Тема 3.1.
Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения
Содержание учебного материала
2
1
Загрязнение
2
2
Последствия загрязнения
2
3
Контроль загрязнения на входе и выходе
1
4
Естественное и антропогенное загрязнение
2
5
Главные загрязнители биосферы
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Подготовить сообщение на тему: «Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества »
Тема 3.2.
Физическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2
1
Тепловые загрязнения
2
2
Шумовое загрязнение
2
3
Инфразвуковое загрязнение
1
4
Загрязнение обоняния
2
5
Электромагнитное загрязнение
2
6
Радиоактивное загрязнение
2
Практические занятия
2
Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико-химическим характеристикам снега.
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Подготовить сообщение на тему: «Видео загрязнение»
2. Ответить на вопросы:
- дайте определение загрязнению и загрязнителям;
- в чем особенность воздействия радиации на организм человека?
- назовите особо опасные радиоактивные изотопы и объясните, почему они опасны?
- как можно контролировать загрязнение?
Тема 3.3.
Химическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2
1
Классификация химических веществ
2
2
Загрязнители и нарушение здоровья человека
1
3
Тяжелые металлы
2
4
Синтетические органические соединения
2
5
Биоаккумуляция и ее причины
1
6
Синергизм
2
Практические занятия
4
1.Анализ качества воды
2. Определение свинца в растениях
Самостоятельная работа обучающихся
3
1.Составить таблицу «Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями и возможные нарушения здоровья человека»
2. Ответить на вопросы:
- что является показателем токсичности химических веществ?
- когда возникают явления биоккумуляции и биоконцентрирования?
- что называют синергизмом?
3. Написание докладов и сообщений
Тема 3.4.
Биологическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2
1
Биологическое загрязнение
2
2
Загрязнение продуктов питания: нитраты, нитрозамины, патогенные микроорганизмы, пестициды, холестерин, аллергены, гормоны, антибиотики
2
Практические занятия
2
Качественная оценка микрофлоры
Самостоятельная работа обучающихся
2
Написание докладов и сообщений.
Тема 3.5.
Пестицидные загрязнения окружающей природной среды и их последствия
Содержание учебного материала
2
1
Пестициды и их классификация
1
2
Проблемы использования синтетических органических соединений
2
3
Нестойкие пестициды
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Составить пищевые цепи среди насекомых.
2. Ответить на вопросы:
- дайте характеристику пестицидам второго поколения.
- в чем преимущества и недостатки нестойких пестицидов?
- какое влияние пестициды оказывают на здоровье человека?
Раздел 4.
Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования
12
Тема 4.1.
Понятие, виды и формы природопользования. Основные положения рационального природопользования
Содержание учебного материала
2
1
Экологическая политика
1
2
Формы природопользования
2
3
Принципы природопользования
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Ответить на вопросы:
- дайте характеристику актуальным проблемам регулирования природопользования;
- в чем заключается нерациональное природопользование?
- в чем сущность принципа гармонизации отношений природы и производства?
Тема 4.2.
Природозащитные мероприятия. Современные биотехнологии охраны окружающей среды
Содержание учебного материала
2
1
Направления экологизации промышленного производства
2
2
Инженерно -экологические мероприятия
2
3
Создание малоотходных и ресурсосберегающих технологий
2
4
Биотехнология
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Ответить на вопросы:
- какова сущность плановых и оперативных организационных природозащитных мероприятий?
- почему создание даже самых современных очистных сооружений не решат проблемы загрязнения окружающей природной среды?
- назовите основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий в наиболее экологически вредных отраслях промышленности.
Тема 4.3.
Качество окружающей природной среды и его нормирование
Содержание учебного материала
2
1
Понятие качество природной среды
2
2
Нормирование качества природной среды
2
3
Предельно допустимая концентрация и ее виды
2
4
Предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Составить схему «Нормативы качества окружающей природной среды»
2. Ответить на вопросы:
- какова взаимосвязь между ПДК и ПДВ вредных веществ при оценке экологической характеристики среды?
- для каких загрязнений окружающей среды устанавливают норматив ПДУ?
Тема 4.4.
Государственное управление в области экологии
Содержание учебного материала
2
1
Государственные органы охраны окружающей природной среды
2
2
Экологическая сертификация. Экологическое лицензирование. Экологическая экспертиза
1
3
Мониторинг природной среды
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Составить схему «Органы управления и надзора по охране природы».
2. Ответить на вопросы:
- каковы основные этапы формирования экологического законодательства?
- в чем сущность экологического механизма выполнения экологического законодательства?
- какие органы осуществляют контроль за рациональным использованием земель, лесов и гор?
Раздел 5.
Экология и автомобильный транспорт
23
Тема 5.1.
Классификация источников загрязнения
Содержание учебного материала
2
1
Жизненный цикл автомобиля
2
2
Виды загрязнений окружающей среды
2
3
Экологические характеристики конструкционных материалов
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Составить схему «Жизненный цикл автомобиля»
2. Сформулируйте основные свойства экоматериалов.
Тема 5.2.
Воздействие автотранспортных средств на окружающую среду
Содержание учебного материала
4
1
Воздействие отработавших газов
2
2
Воздействие пыли
2
3
Шумовое воздействие
2
4
Тепловые выбросы автомобилей
2
5
Электромагнитное воздействие
2
6
Воздействие машин на почву
2
Практические занятия
2
Изучение шумового загрязнения окружающей среды
Самостоятельная работа обучающихся
3
1.Написание докладов и сообщений.
2. Ответить на вопросы:
- объясните причины возникновения повышенного шума зубчатых зацеплений в коробках передач и в ходовых системах машин.
- объясните причины возникновения инфразвука на машинах и дайте характеристику его действия на организм человека.
- объясните причины возникновения вредных компонентов в отработавших газах бензиновых и дизельных ДВС
- в чем проявляется негативное воздействие ходовых систем машин на почву в лесном хозяйстве?
Тема 5. 3.
Обеспечение экологической безопасности автомобиля
Содержание учебного материала
7
1
Снижение потребления природных ресурсов и загрязнения окружающий среды автотранспортом
2
2
Оценка экологической безопасности автомобиля
2
3
Утилизация и рециклинг автомобиля
2
4
Экологические требования к организации дорожного движения
2
5
Экологическая безопасность водителя
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.Ответить на вопросы:
- каким образом можно обеспечивать требования по безопасности транспортных услуг?
- в чем заключается оптимизация управления движением автомобиля и что это дает?
- какие операции осуществляются в технологическом процессе при капитальном ремонте автомобилей?
- какие мероприятия для защиты водного бассейна осуществляется при обработке сточных вод ремонтного предприятия?
2. Написание рефератов.
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
-
Дифференцированный зачет по учебной дисциплине
1
Всего:
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета: комплект ученической мебели, рабочее место преподавателя, комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экология и экологическая безопасность автомобиля», оборудование практических работ.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Т.П. Трушкина «Экологические основы природопользования». - М.: «Феникс», 2009 год.
-
М.В. Графкина, В.А. Михайлов, К.С. Иванов «Экология и экологическая безопасность автомобиля». - М.: «ФОРУМ», 2010 год.
-
Н.И. Николайкин, Е.Н. Николайкина, О.П. Мелихова «Экология». - М.: «Дрофа», 2010 год.
Дополнительные источники:
-
В.А. Звонов, А.В. Козлов, В.Ф. Кутенев «Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле». - М.: «НАМИ», 2010 год.
-
В.И. Коробкин, Л.В. Передельский «Экология». - Ростов-н/Д: «Феникс». 2009 год.
-
М.И. Будыко «Глобальная экология». - М.:, 2009 год.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
освоенные умения
самостоятельно с позиций экологии оценивать производственную и бытовую деятельность человека с учетом сведения к минимуму негативного воздействия на элементы биосферы, в том числе и при своей профессиональной деятельности;
практические работы
трансформировать знания, полученные при изучении дисциплины, на решение практических природоохранных задач применительно к своей специальности
практические работы, тестирование, портфолио
усвоенные знания
государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
собеседование, тестирование
виды и источники загрязнения природной среды;
Практические работы, собеседование, тестирование
принципы рационального природопользования;
собеседование
источники и аспекты отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природную среду.
практические работы, собеседование
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)