• Преподавателю
  • Биология
  • Программа учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобильного транспорта

Программа учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобильного транспорта

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Экология и экологическая безопасность автомобиля





























2014.г.

Рассмотрено

МКЦ № ___

Протокол №____

от _________________2014 г.

Председатель МКЦ

__________________

Утверждаю

Зам. директора по УПР

__________________ О.Ф. Заигрова

_________________ 20___г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности

23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Организация-разработчик: ОГБОУ СПО «Клепиковский технологический техникум»

Разработчики:

Тимохина Елена Владимировна, преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экология и экологическая безопасность автомобиля

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации, при профессиональной подготовке работников транспортных средств.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- самостоятельно с позиций экологи оценивать производственную и бытовую деятельность человека с учетом сведения к минимуму негативного воздействия на элементы биосферы, в том числе и при своей профессиональной деятельности;

- трансформировать знания, полученные при изучении дисциплины, на решение практических природоохранных задач применительно к своей специальности

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

- государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;

- виды и источники загрязнения природной среды;

- принципы рационального природопользования;

- источники и аспекты отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природную среду.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;

самостоятельной работы студента 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

10

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа студента (всего)

24

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

ответы на вопросы

написание докладов, сообщений, рефератов

составление схем, заполнение таблиц

10

9

5

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобиля

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение


3


Тема 1.1.

Наука об окружающей среде и области ее приложения. Экологическая ситуация в мире и в России

Содержание учебного материала

2

1

Наука об окружающей среде

2

2

Охрана окружающей природной среды

2

3

Глобальные проблемы экологии

2

4

Экологические проблемы России

2

5

Структура современной экологии

1

Самостоятельная работа обучающихся

1


1.Ответит на вопросы:

- что включает в себя общая экология?

- дать определение понятию охраны окружающей среды и ее основных целей.

- приведите примеры загрязнения окружающей природной среды.

2. Составить схему «Структура современной экологии»

Раздел 2.

Природные ресурсы биосферы как лимитирующий фактор выживания человека

6

Тема 2. 1.

Типы природных ресурсов и их использование. Энергосбережение

Содержание учебного материала

2

1

Неисчерпаемые ресурсы

2

2

Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невознобновляемые

2

3

Энергосбережение

2

4

Поток энергии от первичных источников к потребителям

1

Самостоятельная работа обучающихся

1


1.Составить схему «Основные типы ресурсов».

2. Ответить на вопросы:

- почему некоторые возобновляемые ресурсы восстановить стало невозможно?

- каковы основные проблемы, связанные с невозобновляемыми природными ресурсами?

- в чем заключается преимущество когенерирования?

- каковы основные пути нарушения деятельностью человека устойчивого уровня эксплуатации ресурсов естественной биоты?

Тема 2.2.

Развитие альтернативных источников энергии. Стратегия управления потреблением природных ресурсов с позиции устойчивого развития

Содержание учебного материала

2

1

Ядерная энергия

2

2

Солнечная энергия

2

3

Энергетическое использование биомассы

2

4

Гидроэнергия

2

5

Энергия ветра

2

6

Геотермальная энергия

2

7

Энергия приливов и отливов

2

8

Управление потреблением природных ресурсов


1

Самостоятельная работа обучающихся

1


1.Ответить на вопросы:

- Каково отрицательное воздействие на окружающую среду использования гидроэлектроэнергии?

- какие из альтернативных источников энергии возможно наиболее эффективно использовать в наши дни?

- в чем смысл главного вопроса - выживания человечества?

Раздел 3.

Загрязнение

27

Тема 3.1.

Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения

Содержание учебного материала

2

1

Загрязнение

2

2

Последствия загрязнения

2

3

Контроль загрязнения на входе и выходе

1

4

Естественное и антропогенное загрязнение

2

5

Главные загрязнители биосферы

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


Подготовить сообщение на тему: «Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества »

Тема 3.2.

Физическое загрязнение окружающей природной среды

Содержание учебного материала

2

1

Тепловые загрязнения

2

2

Шумовое загрязнение

2

3

Инфразвуковое загрязнение

1

4

Загрязнение обоняния

2

5

Электромагнитное загрязнение

2

6

Радиоактивное загрязнение

2

Практические занятия

2


Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико-химическим характеристикам снега.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Подготовить сообщение на тему: «Видео загрязнение»

2. Ответить на вопросы:

- дайте определение загрязнению и загрязнителям;

- в чем особенность воздействия радиации на организм человека?

- назовите особо опасные радиоактивные изотопы и объясните, почему они опасны?

- как можно контролировать загрязнение?

Тема 3.3.

Химическое загрязнение окружающей природной среды

Содержание учебного материала

2

1

Классификация химических веществ

2

2

Загрязнители и нарушение здоровья человека

1

3

Тяжелые металлы

2

4

Синтетические органические соединения

2

5

Биоаккумуляция и ее причины

1

6

Синергизм

2

Практические занятия

4










1.Анализ качества воды

2. Определение свинца в растениях

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.Составить таблицу «Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями и возможные нарушения здоровья человека»

2. Ответить на вопросы:

- что является показателем токсичности химических веществ?

- когда возникают явления биоккумуляции и биоконцентрирования?

- что называют синергизмом?

3. Написание докладов и сообщений

Тема 3.4.

Биологическое загрязнение окружающей природной среды

Содержание учебного материала

2

1

Биологическое загрязнение

2

2

Загрязнение продуктов питания: нитраты, нитрозамины, патогенные микроорганизмы, пестициды, холестерин, аллергены, гормоны, антибиотики

2

Практические занятия

2


Качественная оценка микрофлоры

Самостоятельная работа обучающихся

2

Написание докладов и сообщений.

Тема 3.5.

Пестицидные загрязнения окружающей природной среды и их последствия

Содержание учебного материала

2

1

Пестициды и их классификация

1

2

Проблемы использования синтетических органических соединений

2

3

Нестойкие пестициды

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1.Составить пищевые цепи среди насекомых.

2. Ответить на вопросы:

- дайте характеристику пестицидам второго поколения.

- в чем преимущества и недостатки нестойких пестицидов?

- какое влияние пестициды оказывают на здоровье человека?

Раздел 4.

Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования

12

Тема 4.1.

Понятие, виды и формы природопользования. Основные положения рационального природопользования

Содержание учебного материала

2

1

Экологическая политика

1

2

Формы природопользования

2

3

Принципы природопользования

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1.Ответить на вопросы:

- дайте характеристику актуальным проблемам регулирования природопользования;

- в чем заключается нерациональное природопользование?

- в чем сущность принципа гармонизации отношений природы и производства?

Тема 4.2.

Природозащитные мероприятия. Современные биотехнологии охраны окружающей среды

Содержание учебного материала

2

1

Направления экологизации промышленного производства

2

2

Инженерно -экологические мероприятия

2

3

Создание малоотходных и ресурсосберегающих технологий

2

4

Биотехнология

2

Самостоятельная работа обучающихся

1







1.Ответить на вопросы:

- какова сущность плановых и оперативных организационных природозащитных мероприятий?

- почему создание даже самых современных очистных сооружений не решат проблемы загрязнения окружающей природной среды?

- назовите основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий в наиболее экологически вредных отраслях промышленности.

Тема 4.3.

Качество окружающей природной среды и его нормирование

Содержание учебного материала

2

1

Понятие качество природной среды

2

2

Нормирование качества природной среды

2

3

Предельно допустимая концентрация и ее виды

2

4

Предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1.Составить схему «Нормативы качества окружающей природной среды»

2. Ответить на вопросы:

- какова взаимосвязь между ПДК и ПДВ вредных веществ при оценке экологической характеристики среды?

- для каких загрязнений окружающей среды устанавливают норматив ПДУ?

Тема 4.4.

Государственное управление в области экологии

Содержание учебного материала

2

1

Государственные органы охраны окружающей природной среды

2

2

Экологическая сертификация. Экологическое лицензирование. Экологическая экспертиза

1

3

Мониторинг природной среды

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1.Составить схему «Органы управления и надзора по охране природы».

2. Ответить на вопросы:

- каковы основные этапы формирования экологического законодательства?

- в чем сущность экологического механизма выполнения экологического законодательства?

- какие органы осуществляют контроль за рациональным использованием земель, лесов и гор?

Раздел 5.

Экология и автомобильный транспорт

23

Тема 5.1.

Классификация источников загрязнения

Содержание учебного материала

2

1

Жизненный цикл автомобиля

2

2

Виды загрязнений окружающей среды

2

3

Экологические характеристики конструкционных материалов

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1.Составить схему «Жизненный цикл автомобиля»

2. Сформулируйте основные свойства экоматериалов.

Тема 5.2.

Воздействие автотранспортных средств на окружающую среду

Содержание учебного материала

4

1

Воздействие отработавших газов

2

2

Воздействие пыли

2

3

Шумовое воздействие

2

4

Тепловые выбросы автомобилей

2

5

Электромагнитное воздействие

2

6

Воздействие машин на почву

2

Практические занятия

2










Изучение шумового загрязнения окружающей среды

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.Написание докладов и сообщений.

2. Ответить на вопросы:

- объясните причины возникновения повышенного шума зубчатых зацеплений в коробках передач и в ходовых системах машин.

- объясните причины возникновения инфразвука на машинах и дайте характеристику его действия на организм человека.

- объясните причины возникновения вредных компонентов в отработавших газах бензиновых и дизельных ДВС

- в чем проявляется негативное воздействие ходовых систем машин на почву в лесном хозяйстве?

Тема 5. 3.

Обеспечение экологической безопасности автомобиля

Содержание учебного материала

7

1

Снижение потребления природных ресурсов и загрязнения окружающий среды автотранспортом

2

2

Оценка экологической безопасности автомобиля

2

3

Утилизация и рециклинг автомобиля

2

4

Экологические требования к организации дорожного движения

2

5

Экологическая безопасность водителя

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.Ответить на вопросы:

- каким образом можно обеспечивать требования по безопасности транспортных услуг?

- в чем заключается оптимизация управления движением автомобиля и что это дает?

- какие операции осуществляются в технологическом процессе при капитальном ремонте автомобилей?

- какие мероприятия для защиты водного бассейна осуществляется при обработке сточных вод ремонтного предприятия?

2. Написание рефератов.

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Дифференцированный зачет по учебной дисциплине

1

Всего:

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».

Оборудование учебного кабинета: комплект ученической мебели, рабочее место преподавателя, комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экология и экологическая безопасность автомобиля», оборудование практических работ.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Т.П. Трушкина «Экологические основы природопользования». - М.: «Феникс», 2009 год.

  2. М.В. Графкина, В.А. Михайлов, К.С. Иванов «Экология и экологическая безопасность автомобиля». - М.: «ФОРУМ», 2010 год.

  3. Н.И. Николайкин, Е.Н. Николайкина, О.П. Мелихова «Экология». - М.: «Дрофа», 2010 год.

Дополнительные источники:

  1. В.А. Звонов, А.В. Козлов, В.Ф. Кутенев «Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле». - М.: «НАМИ», 2010 год.

  2. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский «Экология». - Ростов-н/Д: «Феникс». 2009 год.

  3. М.И. Будыко «Глобальная экология». - М.:, 2009 год.





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения

самостоятельно с позиций экологии оценивать производственную и бытовую деятельность человека с учетом сведения к минимуму негативного воздействия на элементы биосферы, в том числе и при своей профессиональной деятельности;

практические работы

трансформировать знания, полученные при изучении дисциплины, на решение практических природоохранных задач применительно к своей специальности

практические работы, тестирование, портфолио

усвоенные знания

государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;

собеседование, тестирование

виды и источники загрязнения природной среды;

Практические работы, собеседование, тестирование

принципы рационального природопользования;

собеседование

источники и аспекты отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природную среду.

практические работы, собеседование















Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



© 2010-2022