Открытый урок по теме Корень (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 ЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ»


Цель: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем, зоны корня и видоизменения корней.

Задачи:

Образовательные: формирование понятий - корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником; развитие творческого и экологического мышления , монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.

Планируемые результаты:

Предметные: знание особенностей строения корня в связи с выполняемыми функциями, видов корней и типов корневых систем; умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня, знание особенностей строения и функций каждой зоны корня, знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные: понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний о выполняемых ими функциях, понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют.

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Применяемые технологии:

-КСО (работа в парах, группах)

-технология проблемного обучения

-элементы исследовательской технологии

-здоровьесберегающие.

Формы организации учебной деятельности.

Работа в группах по инструктивным картам, работа в парах, фронтальная беседа, работа с учебником, текстом, кроссвордами, рисунками, с гербарием, рефлексия.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие.(1 мин.)

2.Актуализация знаний.(3 мин.)

3.Этап мотивации и целеполагания (4 мин.)

4.Изучение нового материала. (25 мин.)

5.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

6.Домашнее задание: обязательное и творческое (по выбору).(2 мин.)

Ход урока.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие.

2.АКТУАЛИЗЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Из чего состоит тело растений?

- На какие две группы делятся органы растений?

Мы продолжаем изучать органы растений. Чтобы узнать какой орган будем изучать сегодня, послушайте загадку:

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы

Неустанно влагу пьют

Всем растениям жизнь дают.

Что это? (корни).

- О чем мы будем сегодня говорить? (о корне).

- Какова будет тема урока? - «Корень» (запись темы на доске и в тетради).

Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У растений мы видим надземную часть, но органы есть и под землёй.

3. МОТИВАЦИЯ и ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается!

От любого ветерка качаются,

Почему осыпались и вянут?

- Почему же это случилось? Почему без корней растение жить не может?

-Что мы уже знаем о корне? (это вегетативный орган растений, располагается под землёй, участвует в почвенном питании).

- А можно что-то ещё узнать? Предположите.

Сегодня мы и будем изучать строение корня, его значение для растения, узнаем какие бывают виды корней.

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.

Изучение нового материала по теме и работа с инструктивными карточками (запись информации в них).

1.Корень - это вегетативный орган растений.

2.Значение корня.

Посмотрите на предметы - ЯКОРЬ, НАСОС, СУНДУК.

Если бы корень мог говорить, он бы о себе сказал «Я - якорь, насос и сундук!»

- Подумайте, почему? (эти предметы и корень похожи своими функциями).

ЯКОРЬ - КОРЕНЬ - укрепляет растение в почве

НАСОС - КОРЕНЬ - обеспечивает почвенное питание

СУНДУК - КОРЕНЬ - накапливает запасные вещества

Записываем значение корня в инструктивную карту.

3.Виды корней.

- Обратите внимание, что лежит у вас на тарелочках? (проросшие семена)

- Какой орган пророс первым? (корень)

Корень, который прорастает первым, называется главный.

- Теперь посмотрите на рисунок «Виды корней». Главный корень растёт вертикально вниз.

- Есть ли ещё корни, кроме главного? Откуда они растут?

Корни, растущие от главного корня, называются боковые.

Корни, растущие от стебля, называются придаточные.

Заполняем схему «Виды корней» в инструктивной карте.

4.Корневая система - все корни одного растения (разгадывают криптограмму).

Запись понятия «корневая система» в инстуктивную карту.

5.Типы корневых систем (работа с рисунком)

- Посмотрите на рисунки разных корневых систем. Одинаковые они? Чем различаюся?

(разными видами корней в корневой системе).

- Используя знания о видах корней назовите, какие корни видите на первом рисунке, какие на втором.

Для определения названий корневых систем разгадывают кроссворд по вариантам (если есть время).

Стержневая корневая система - состоит из гавного и боковых корней.

Мочковатая корневая система - состоит из придаточных корней.

ФИЗМИНУТКА.

6.Зоны корня (работа с рисунком, текстом и таблицей).

- Вспомните из чего состоят все органы растений? (клеток и тканей).

- Какие растительные ткани вы знаете?

- Посмотрите на рисунок «Зоны корня». Одинаковые ли вы видите клетки?

Корень делится на зоны, каждая отличается особенностями строения клеток и тканей.

Используя дополнительный текст заполните таблицу «Зоны корня» в инструктивной карточке (задание выполняется по вариантам- каждый выбирает информацию про отдельную зону).

Проверяем правильность заполнения таблицы.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.Вставить в текст пропущенные слова.

2.Кроссворд «Корневые системы» (если не успели при изучении корневых систем).

3.Разделить рисунки разных растений по типам корневых систем.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1)Параграф 15 (пересказ).

2)Заполнить таблицу «Зоны корня» (если не успели на уроке).

3)Составить презентацию «Видоизменения корней» (название видоизменения корня, значение и пример растения, изображения видоизменений корней в виде картинок) - использовать параграф 16 стр. 62-64.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

-Что мы хотели узнать о корне?

-Узнали?

Закрепить яблочко на дереве, оценив свою работу:

Красное - на уроке всё получалось, было понятно, не допускал ошибок.

Жёлтое - допустил небольшие ошибки, в целом материал понятен, но есть над чем поработать.

Зелёное - допускал большое количество ошибок, многое осталось непонятным.











Приложения к уроку.

Инструктивная карта для учащихся.

Тема урока ______________________________________________________________

1.Корень - это ______________________________________ орган растений.

2.Значение корня:

1)___________________________________________________________________

2)___________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________

3. Виды корней

______________ _______________ _____________________

4. Типы корневых систем

___________________ ____________________

5.Зоны корня.

Зоны корня

Вид ткани,

особенности клеток


Значение

1.Корневой чехлик.


2.Зона деления.


3.Зона растяжения

(зона роста).


4.Зона всасывания.


5.Зона проведения.



6. Домашнее задание:

Обязательное:

1)параграф 15 - читать;

2)записи в тетради выучить;

3)заполнить таблицу «Зоны корня».

Дополнительное: подготовить презентацию «Видоизменения корней» - название видоизменения корня, картинка, значение.

(Можно использовать текст параграфа 16 стр.62 - 64).




ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ КОРНЯ»


Задание 1. Вставьте в предложения пропущенные слова.

1.Корень - это _____________ орган растения.

2.Корни, которые растут от главного корня, называются ___________ .

3.Корни, которые растут от __________ , называются придаточные.

4.Все корни одного растения называются _________ _________ .

5.Главный признак стержневой корневой системы - четко выраженный _________ корень.

Задание 2. Найдите в тексте ошибки.

Корень один из важнейших генеративных органов растения, т.к. укрепляет растение в почве, прини-мает участие в процессе фотосинтеза, накапливает в себе питательные вещества. При прорастании семени из корешка зародыша развивается придаточный корень. Совокупность всех корней растения - корневая система. Корневая система может быть стержневой, которая состоит из главного и боковых корней, и мочковатой, которая состоит только из главных корней. Корень имеет сложное строение и делится на несколько зон, которые имеют разное значение.



КРИПТОГРАММА



2

3

4


5

6

7

8

9


7

1

3

10

4

8

9

11


В

С

Е

К

О

Р

Н

И

Р

А

С

Т

Е

Н

И

Я

-



5

6

7

8

4

2

1

11


3

9

3

10

4

12

1

К

О

Р

Н

Е

В

А

Я

С

И

С

Т

Е

М

А

1)Как называется ткань, которая покрывает снаружи все органы растений и защищает их от повреждений.

6

5

7

6

2

8

1

11

П

О

К

Р

О

В

Н

А

Я

2)Это генеративный орган, из которого вырастает новое растение.

3

4

12

11

С

Е

М

Я

3)Вязкое, полужидкое, бесцветное содержимое клетки, заполняющее её изнутри, в котором располагаются все составные части клетки.

9

10

6

1

12

1

Ц

И

Т

О

П

Л

А

З

М

А





КРИПТОГРАММА



2

3

4


5

6

7

8

9


7

1

3

10

4

8

9

11


















-



5

6

7

8

4

2

1

11


3

9

3

10

4

12

1
















1)Как называется ткань, которая покрывает снаружи все органы растений и защищает их от повреждений.

6

5

7

6

2

8

1

11



2)Это генеративный орган, из которого вырастает новое растение.

3

4

12

11


3)Вязкое, полужидкое, бесцветное содержимое клетки, заполняющее её изнутри, в котором располагаются все составные части клетки.

9

10

6

1

12

1










КРОССВОРД «КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ»



1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

1

С

Е

М

Е

Н

А

2

Ц

И

Т

О

П

Л

А

З

М

А

3

Т

Е

П

Л

О

4

Р

У

Б

Ч

И

К

5

К

О

Ж

У

Р

А

6

Э

Н

Д

О

С

П

Е

Р

М

7

С

Е

М

Я

Д

О

Л

Я

8

В

О

Д

А

9

В

А

К

У

О

Л

Ь

10

Я

Д

Р

О

1

С

Е

М

Я

Д

О

Л

Я

2

Х

Л

О

Р

О

П

Л

А

С

Т

Ы

3

О

Б

О

Л

О

Ч

К

А


4

В

А

К

У

О

Л

Ь

5

В

О

З

Д

У

Х

6

В

О

Д

А

7

П

Л

А

С

Т

И

Д

Ы


8

Т

К

А

Н

Ь

9

З

А

Р

О

Д

Ы

Ш


10

Я

Д

Р

О





























КРОССВОРД «КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ»



1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

1


2



3


4


5



6



7



8


9



10


1.Генеративный орган растений, в котором находится зародыш.

2.Полужидкое внутреннее содержимое клетки.

3.Условие, необходимое для прорастания семян.

4.Место на семени, которое указывает на прикрепление к плоду.

5.Часть семени, которая находится снаружи и выполняет защитное значение.

6.Часть семени, в которой у однодольных растений запасаются питательные вещества.

7. Часть семени, в которой у двудольных растений запасаются питательные вещества (у двудольных их две).

8.Условие, которое необходимо для растворения питательных веществ при прорастании семени.

9.Часть клетки, заполненная клеточным соком.

10.Часть клетки, которая отвечает за хранение наследственной информации.

1



2



3




4



5


6


7




8



9



10


1. Часть семени, в которой у двудольных растений запасаются питательные вещества (у двудольных их две).

2.Зелёные пластиды.

3.Часть клетки, которая окружает её снаружи.

4. Часть клетки, заполненная клеточным соком.

5.Условие, необходимое для дыхания семян при их прорастании.

6. Условие, которое необходимо для растворения питательных веществ при прорастании семени.

7.Части клетки, которые придают окраску разным органам растения (бывают зелёные, бесцветные, красно-оранжевые).

8.Группа клеток, сходных по строению и значению.

9.Самая важная часть семени, которая состоит из корешка, стебелька и почечки.

10. Часть клетки, которая отвечает за хранение наследственной информации.




ЗОНЫ КОРНЯ

На своём протяжении корень неодинаковый по строению. Начнём с верхушки, т.е с кончика корня. На этом участке корня находится защитное образование - корневой чехлик, похожий на колпачок длиной около 1 мм. Корневой чехлик образован покровной тканью, клетки которой имеют небольшие размеры и твёрдые оболочки, что необходимо для выполняемой ими функции - защита расположенной под ним зоны деления. Защита необходима во время прорастания корня через плотную почву. Клетки корневого чехлика живут недолго.

Под корневым чехликом располагается зона деления, клетки которой постоянно делятся. Часть молодых клеток добавляется к клеткам корневого чехлика, которые периодически погибают. Зона деления состоит из образовательной ткани, клетки которой мелкие с тонкими оболочками и крупным ядром.

Другая часть молодых клеток присоединяется к клеткам зоны растяжения или роста, находящейся выше зоны деления. Эта зона тоже состоит из образовательной ткани, клетки её с тонкими оболочками, но отличаются тем, что они вытянутые и имеют крупные вакуоли. Это связано со значением этой зоны - благодаря растягиванию клеток корень удлиняется.

Выше зоны растяжения расположена зона всасывания. Протяжённость этой зоны 2-4 см. Это участок корня покрыт клетками покровной ткани, оболочки которых имеют длинные выросты - корневые волоски. Они во много раз увеличивают всасывательную поверхность корня. Таким образом, значение этой зоны - всасывание воды с растворёнными минеральными солями. Продолжительность жизни корневых волосков небольшая, они быстро отмирают, но им на смену вырастают новые, продолжая свою важную работу.

Выше корневых волосков расположена самая длинная и прочная часть корня - зона проведения. Она образована проводящей тканью. Основная функция этого участка корня заключается в продвижении питательных веществ в двух направлениях. По клеткам древесины, находящейся в центре, питательные вещества поднимаются от корня вверх. По клеткам луба, находящихся на периферии, питательные вещества движутся от листьев вниз к корню. Снаружи зона проведения покрыта клетками покровной ткани, а между клетками проводящей ткани располагаются клетки механической ткани, которые образуют каркас растения.


Рисунки к теме «Строение корня»



1.Виды корней.

Открытый урок по теме Корень (6 класс)

2.Типы корневых систем.

Открытый урок по теме Корень (6 класс)

3.Зоны корня.

Открытый урок по теме Корень (6 класс)

Самостоятельная работа

Распределите рисунки на две группы по типу корневой системы

1. Открытый урок по теме Корень (6 класс)

4. Открытый урок по теме Корень (6 класс)

2. Открытый урок по теме Корень (6 класс)

5. Открытый урок по теме Корень (6 класс)

3. Открытый урок по теме Корень (6 класс)

6. Открытый урок по теме Корень (6 класс)

Стержневая _____________ ; мочковатая ____________ корневые системы.

ОЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ

На уроке всё получалось, было всё понятно, не допускал(а) ошибок _____ .

Допустил(а) небольшие ошибки, в целом материал понятен, но есть над чем поработать _____ .

Допускал(а) большое количество ошибок, многое осталось непонятным _____ .

ОЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ

На уроке всё получалось, было всё понятно, не допускал(а) ошибок _____ .

Допустил(а) небольшие ошибки, в целом материал понятен, но есть над чем поработать _____ .

Допускал(а) большое количество ошибок, многое осталось непонятным _____ .

ОЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ

На уроке всё получалось, было всё понятно, не допускал(а) ошибок _____ .

Допустил(а) небольшие ошибки, в целом материал понятен, но есть над чем поработать _____ .

Допускал(а) большое количество ошибок, многое осталось непонятным _____ .

ОЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ

На уроке всё получалось, было всё понятно, не допускал(а) ошибок _____ .

Допустил(а) небольшие ошибки, в целом материал понятен, но есть над чем поработать _____ .

Допускал(а) большое количество ошибок, многое осталось непонятным _____ .

ОЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ

На уроке всё получалось, было всё понятно, не допускал(а) ошибок _____ .

Допустил(а) небольшие ошибки, в целом материал понятен, но есть над чем поработать _____ .

Допускал(а) большое количество ошибок, многое осталось непонятным _____ .

ОЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ

На уроке всё получалось, было всё понятно, не допускал(а) ошибок _____ .

Допустил(а) небольшие ошибки, в целом материал понятен, но есть над чем поработать _____ .

Допускал(а) большое количество ошибок, многое осталось непонятным _____ .

Открытый урок по теме Корень (6 класс)






Открытый урок по теме Корень (6 класс)






Открытый урок по теме Корень (6 класс)






САМОАНАЛИЗ УРОКА


Тема урока: «Внешнее и внутреннее строение корня».

Тип урока: урок «открытия новых знаний».


Цель: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем, зоны корня и видоизменения корней.

Задачи:

Образовательные: формирование понятий - корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником; развитие творческого и экологического мышления , монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.

Планируемые результаты:

Предметные: знание особенностей строения корня в связи с выполняемыми функциями, видов корней и типов корневых систем; умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня, знание особенностей строения и функций каждой зоны корня, знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные: понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний о выполняемых ими функциях, понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют.

Применяемые технологии:

-КСО (работа в парах, группах)

-технология проблемного обучения

-элементы исследовательской технологии

-здоровьесберегающие.

Формы организации учебной деятельности.

Работа по инструктивным картам, работа в парах, самостоятельная работа, фронтальная беседа, работа с учебником, текстом, кроссвордами, криптограммой, рисунками, с гербарием, рефлексия.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие.(1 мин.)

2.Актуализация знаний.(3 мин.)

3.Этап мотивации и целеполагания (4 мин.)

4.Изучение нового материала. (25 мин.)

5.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

6.Домашнее задание: обязательное и творческое (по выбору).(2 мин.)

Ведущими технологиями на уроке были проблемное обучение и групповая (работа в парах).

Для реализации данных технологий была разработана система заданий и вопросов для работы учащихся на разных этапах урока. Задания были составлены с учётом системно-деятельностного подхода и возрастных особенностей учащихся.

Урок включает в себя 6 этапов, необходимых для реализации запланированных результатов - все этапы были соблюдены и регламентированы по времени.

Организационный момент.
Прошёл быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке.

Актуализация знаний.
Использовались приёмы повторения ранее изученных учебных действий и знаний о растениях.

Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы урока и цели проводилась с учётом выделенных учителем ориентиров, дети сами пытались определить цели урока (целеполагание).

Основным этапом было - изучение нового материала - заключался в выполнении заданий, направленных на открытие и применение знаний в нестандартных ситуациях. На данном этапе реализуется основная цель, задачи урока и системно-деятельностный подход к обучению. В ходе урока учащиеся заполняют инструктивную карту, в которой отражена вся информация, полученная на уроке. Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим.

Для формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы следующие виды заданий: умение выделять главное и находить лишнее понятие, сравнивать, анализировать, сопоставлять, разгадывать кроссворды, выполнять криптограммы, работать с текстом.

Проблемные вопросы прослеживаются во всех этапах урока:

-загадка (на этапе актуализации знаний для определения темы урока);

-анализ стихотворения (на этапе мотивации и целеполагания)

-определение значения корня по трём предметам (сундук, якорь, насос)

-работа с живым объектом - проросшее семя гороха (элемент исследования)

Была проведена физкультминутка для физической и эмоциональной разгрузки учащихся, что является элементом здоровьесберегающей технологии.

На этапе закрепления были предложены задания, где нужно применить знания, полученные на уроке, в нестандартной ситуации.

Домашнее задание дано обязательное и творческое по желанию учащихся.

Был подведён итог урока и проведена эмоциональная рефлексия.

Материал урока оказался достаточно легким и интересным для учащихся.

В ходе урока были смены видов деятельности - индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, что является элементом системно-деятельностного подхода и здоровьесберегающей технологии.

Урок закончен вовремя, что тоже является здоровьесберегающим моментом.

Выводы:
С моей точки зрения урок цели достиг.
Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой (учащиеся ответственно отнеслись к заданиям).
Для реализации задач урока осуществляли УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.

Наибольшие затруднения у учащихся возникли в ходе выполнения заданий -

Много времени потратилось на выполнение заданий -

Минусы -





© 2010-2022