- Преподавателю
- Биология
- Формирование универсальных учебных действий с помощью интеллект – карт
Формирование универсальных учебных действий с помощью интеллект – карт
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шуллерт О.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
О.А.Шуллерт
учитель биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа № 1
(г. Мценск)
Формирование универсальных учебных действий
с помощью интеллект - карт
Процесс обучения в рамках ФГОС второго поколения- это не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих основу компетенций обучающихся, но и процесс развития. Деятельностно-компетентностная образовательная модель предполагает то, что учитель формулирует не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету), но и деятельностную цель -формирование универсальных учебных действий - УУД
Результаты обучения подразделяют на предметные, личностные и метапредметные. Что же такое метапредметные результаты: «Метапредметные результаты освоения ООП общего образования должны отражать: (ФГОС второго поколения)
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям…»
Интеллект-карты, а в оригинале «mind maps» разработаны американским учёным Тони Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках достаточно широкий спектр названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д. В переводах книг Тони Бьюзена используется термин «интеллект-карты». Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant - испускающий свет, лучи (лучистый).
Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлена в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".
Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты. Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: нейрон выглядит как мини-интеллект-карта. Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Правила создания интеллект-карт:
-
Для создания карт используются только цветные карандаши и т. д.
-
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
-
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
-
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
-
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
-
Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.
-
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
-
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Таким образом, при помощи интеллект-карт решается поставленная задача - дать систему обобщённых знаний. Учащиеся воспринимают проблему целиком и прослеживают связи между основными звеньями в системе, а учебный процесс становиться интересным, и нет необходимости заучивать большие объемы плохо осмысленного материала. В результате применения интеллект-карт у обучающихся формируются системные предметные
знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки и усвоения информации.
Составление интеллект- карты - это процесс, в ходе которого извлекается информации из памяти и переносится на внешний носитель, в данном случае на интеллект-карту.
Метапредметные компетенции, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.