Программа элективного курса: «ФЛОРА И ФАУНА РОДНОГО КРАЯ» (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ЮРИЯ ГАГАРИНА





«ФЛОРА И ФАУНА РОДНОГО КРАЯ»


Программа элективного курса

7 класс


68 часов, 2 часа в неделю


Учитель: Кошедова А.И.











Пояснительная записка

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования факультативные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения..

Курс «Флора и Фауна родного края» позволяет расширить и систематизировать знания учащихся о флоре и фауне Казахстана, реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации. Формирование представлений о многообразии видов основывается на знаниях, полученных учащимся при изучении биологии в 6 классах.

Преподавание факультативного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и.т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведение с учетом материального обеспечения школы и резервы времени.

Программа курса носит биолого-краеведческий характер. В ней ярко выражено стремление удивить и впечатлить ученика окружением природной среды родного края, его разнообразием. Факультативный курс рассчитан на 68 часов учебных занятий в 7 классе основной школы, 2 часа неделю.







Цель курса: Формирование у учащихся научных представлений о флоре и фауне Казахстана, расширение знаний о многообразии видов и об основных представителях животного и растительного мира Казахстана.

Задачи курса:

1. Углубить и расширить знания о многообразии живых организмов Казахстана.

2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3. Интересно и доступно дать конкретные знания о некоторых видах Млекопитающих и семействах Покрытосеменных растений.

4. Способствовать воспитанию природо-охранного, экологического сознания.

Основные методы, которые будут использованы учителем: информационно-сообщающий, объяснительно-иллюстративный, побуждающий, а для учащихся в основном практический, проблемно-творческий, поисковый методы.



















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 КЛАСС,

Введение.(3 часа) Географическое расположение Казахстана. Климат. Условия обитания представителей фауны и флоры.

Цианобактерии. (7ч). Надцарство прокариоты. Царство Дробянки. Отдел цианобактерии. Места обитания. Представители цианобактерий. Микроцистис. Роль синезеленых.

Грибы. (11ч). Надцарство эукариоты. Класс Хитридиомицеты. Паразитические виды. Ольпидиум. Класс Базидиомицеты. Роль грибов. Образ жизни. Головневые грибы. Дождевики. Ядовитые грибы.

Царство растения. (11ч). Подцарство высшие растения. Отдел мохообразные, особенности и виды мхов Казахстана, Птилиум-страусово перо, дикранум метловидный, фунария. Отдел хвощеообразные, места обитания, особенности развития, роль плаунов. Отдел голосеменные, представители отдела, места обитания, их роль. Отдел покрытосеменные, семейство Нимфейные, кувшинка белая, кувшинка белоснежная особенности строения цветка, размножение, кубышка желтая, особенности корневища, роль. Семейство Сложноцветные, или Астровые, (цветки - корзинки, колосья, кисти, метелки, головки), Тысячелистник обыкновенный, особенности, роль. Растения, внесенные в Красную книгу.

Царство животные. (16ч). Тип инфузории, виды, размножение, роль. Тип кишечнополостные, гидры, место обитания, размножение, регенерация. Класс земноводные, или Амфибия, приспособления к среде обитания, виды, особенности, размножение. Класс пресмыкающиеся, или Рептилии, виды пресмыкающихся, отличительные черты, прыткая ящерица, «автономия». Класс птицы, особенности птиц, размножение птиц, места обитания, галка, роль птиц, птицы, занесённые в Красную книгу. Класс Млекопитающие, особенности, внешние признаки, экологические группы, приспособленные к определенным условиям жизни, отряд насекомоядные, ежи, крот европейский, белка-летяга, мышовка лесная, мышовка степная, семейство куньих, конкуренция видов куньих, выдра, ласка, европейская норка, куница лесная.

Особенности экологических факторов нашего края,влияющих на развитие живых организмов. (8 часов).Разрушение природных сообществ в Павлодарской области: вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов. Примеры исчезновения видов из-за разрушения экосистем и хищнической охоты. Специфика городских и промышленных экосистем (Павлодар, Аксу). Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. (село Евгеньевка).

Практические занятия (10ч).

Экскурсия в природу. Определение пылевого загрязнения

листьев растений. Особенности типичных экосистем Павлодарской области (лесных, степных,луговых, пресноводных). Связи между ними и низкая устойчивость экосистем, её причины. Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Павлодарской области. Индустриализация. Её влияние на природу и жизнь человека.

Заключение (2ч). Подведение итогов по изученному материалу.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Казахстан богат растениями.

2. Мой любимец - обитатель Казахстана.

3. Растения Казахстана, подлежащие охране.

4. Растения Казахстана, внесенные в Красную книгу.

5. Животные Казахстана, внесённые в Красную книгу.

6. Природные сообщества Казахстана.































Тематическое планирование курса


№п.п.


№урока


Темы уроков


Теоретические занятия


Практические занятия

Введение (3 ч)


1-2.



3.


1-2.



3.


Географическое расположение Казахстана. Климат.

Условия обитания представителей фауны и флоры.
.


2




1



Цианобактерии. (7 часов).


4-5.



6.


7-8.



9.


10.








1-2.


3.


4-5



6.


7.


Надцарство прокариоты.

Царство Дробянки.

Отдел цианобактерии.

Места обитания. Представители цианобактерий.

Микроцистис.

Роль синезеленых.


2


1


2



1


1






Грибы. ( 11 часов).

11-12.


13.


14-15.


16.


17-18.


19.


20.


21

1-2.


3.


4-5.


6.


7-8.


9.


10.


11.

Надцарство эукариоты.

Класс Хитридиомицеты.

Паразитические виды. Ольпидиум.

Класс Базидиомицеты.

Роль грибов. Образ жизни.

Головневые грибы.

Дождевики.

Ядовитые грибы.

2

1


2

1

2


1


1


1

Царство растения. (11часов).

22.


23-24.





25.




26.




27-28.







29-30.




31.



32.

1.


2-3.





4.




5.




6-7.







8-9.




10.



11.






Подцарство высшие растения.

Отдел мохообразные, особенности и виды мхов Казахстана, Птилиум-страусово перо, дикранум метловидный, фунария.

Отдел хвощеообразные, места обитания, особенности развития, роль плаунов.

Отдел голосеменные, представители отдела, места обитания, их роль.

Отдел покрытосеменные, семейство Нимфейные, кувшинка белая, кувшинка белоснежная особенности строения цветка, размножение, кубышка желтая, особенности корневища, роль.

Семейство Сложноцветные, или Астровые, (цветки - корзинки, колосья, кисти, метелки, головки),

Тысячелистник обыкновенный, особенности, роль.

Растения, внесенные в Красную книгу.

1


2



1




1




2







2




1



1

Царство животные. (16 час)

33.



34-35.




36-37.




38-39.





40-41.




42.



43.



44-45.




46-47.





48.



1.



2-3.




4-5.




6-7.





8-9.




10.



11.



12-13.




14-15.





16.

Тип инфузории, виды, размножение, роль.

Тип кишечнополостные, гидры, место обитания, размножение, регенерация.

Класс земноводные, или Амфибия, приспособления к среде обитания, виды, особенности, размножение.

Класс пресмыкающиеся, или Рептилии, виды пресмыкающихся, отличительные черты, прыткая ящерица, «автономия».

Класс птицы, особенности птиц, размножение птиц, места обитания, галка, роль птиц,

Птицы, занесённые в Красную книгу.

Класс Млекопитающие, особенности, внешние признаки.

Экологические группы, приспособленные к определенным условиям жизни.

Отряд насекомоядные, ежи, крот европейский, белка-летяга, мышовка лесная, мышовка степная, семейство куньих.

Конкуренция видов куньих, выдра, ласка, европейская норка, куница лесная.

1


2




2




2





2




1



1



2




2





1



Особенности экологических факторов нашего края,

влияющих на развитие живых организмов. (8 часов).

49-50.





51-52.




53-54.




55-56.

1-2.





3-4.




5-6.




7-8.

Разрушение природных сообществ в Павлодарской области: вырубки

и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов.

Примеры исчезновения видов из-за разрушения экосистем и хищнической охоты.

Специфика городских и промышленных экосистем (Павлодар, Аксу).

Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. (село Евгеньевка).


2





2




2




2










Практические занятия (10 часов).

57-58.




59-60.





61-62.




63-64.




65-66.





1-2.




3-4





5-6




7-8




9-10

Экскурсия в природу.

Определение пылевого загрязнения

листьев растений.

Особенности типичных экосистем Павлодарской области (лесных, степных,

луговых, пресноводных).

Связи между ними и низкая устойчивость экосистем, её причины.

Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений

Павлодарской области.

Индустриализация. Её влияние на природу и жизнь человека.



2




2





2




2




2

Заключение (2часа).


67-68.

1-2.

Подведение итогов по изученному материалу.

2










ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Учащиеся должны знать:

-о строении и жизнедеятельности растений и животных своего региона;

-о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны.

Учащиеся должны уметь:

-распознавать наиболее распространённые виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, отделов; животных разных классов и видов, съедобные и ядовитые грибы;

-характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), приспособленность организмов к жизни в сообществе;

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;

-составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

-уметь различать флору и фауну Казахстана.

-составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.





ЛИТЕРАТУРА:

1. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин « Животные», Дрофа 2006

2. В.В. Пасечник, А. А. Каменский « Биология», Дрофа 2006

3. В.Г. Ситдиков, Р.К. Закиев « Биологический русско-татарский толковый словарь», Магариф, 1998.

4. Б.М. Медников « Формы и уровни жизни», Просвещение 1994

5. М.Г. Левитин, Т. П. Левитина « Общая биология», Паритет 2002

6. Т.Л. Богданова , Е.А. Солодова « Биология» Справочник для старшеклассников, Москва 2006.

7. И.И.Рахимов, К.К.Ибрагимова «Растительный и животный мир Татарстана», Магариф, 2006.

8. Муханов Б., Мусакулов Т., Суворов Н. Растительный и животный мир Казахстана. 1987.

9. Атлас Казахской ССР. Том 1.Природные условия и ресурсы. М.,1982.-81с.

10.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М. Просвещение, 1977


11. Браун В. Настольная книга любителя природы. Л. Гидрометиздат, 1985 -280с.

12. Дмитриев Ю., Пожарницкая Н. Твоя Красная книга.М., 1983

Интернет сайты:

http// edu.of.ru/attach//17/7026 doc/

http/openclass.ru/10/11/maslak

http/imc-eduekb.ru/ino/el_bio.



© 2010-2022