Конспект урока по биологии Науки о природе

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок биологии в 5 классе.

Разработка учителя биологии Пелеевой Э.Ю.

Тема: «НАУКИ 0 ПРИРОДЕ. Ботаника- наука о растениях.»


Задачи: обобщить знания учащихся по теме «Науки о природе» в форме единого экзамена; закрепить и расширить знания детей о естественных науках и об объектах их изучения; развивать умение работать с книгой, мышление и речь; воспитывать интерес к предмету; расширять словарный запас учащихся и кругозор.


Оборудование: Презентация, у учащихся карточки - таблицы для заполнения, учебник, тестовые задания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы закрепим и расширим ваши знания о естественных науках и об объектах их изучения; будем развивать умение работать с книгой. Посмотрев в окно, мы сразу увидим множество самых разных живых организмов: деревья и травы, растущие возле дома, птицу, парящую в небе, бабочку, порхающую с цветка на цветок. У любознательного человека эти вполне обыденные явления вызовут немало вопросов. Отчего цветы разноцветные, а листья зеленые, что делает бабочка на цветке, и почему пахнут цветы? Попробуем представить более экзотические живые существа: обитателей холодной тундры и жаркой пустыни, высоких гор и таинственных морских глубин: медведей, змей, обезьян и каракатиц, мухоморов, орхидей и кактусов... Как много загадок хранит их жизнь! Мир живой природы загадочен и удивителен!

Биология - это комплексная наука, это совокупность наук о живой природе. Их можно схематически изобразить в виде дерева. Его корни составляют науки о строении тел живых организмов, их размножении и развитии; крону - науки о разнообразии живых организмов; ствол - науки о связи организмов друг с другом и с неживой природой, о влиянии людей на природу, о способах ее охраны.

Ученые подсчитали, что на Земле существует более 70 тысяч различных профессий. Каждая профессия отличается от другой чем- то особенным, но в то же время много профессий, так или иначе связанных с биологией. Давайте, попробуем перечислить профессии, где знания по биологии являются необходимыми. (ответы учащихся: врач. агроном, селекционер, работник зоопарка, садовник, циркач, зоотехник, рыбак, повар, парикмахер, физик, химик, психолог и мн.др.).

Я предлагаю вам сейчас провести своеобразный брейн-ринг: вы называете профессию, а я доказываю вам, что знания по биологии для овладения ею являются необходимыми.

(проведение игры)

Никому из ученых не под силу изучить все разнообразие живых организмов - поэтому биология подразделяется на множество разделов, или биологических наук , их более 300. Познакомимся с основными из них:

Ботаника (от греческого слова "ботанэ" - трава, зелень) изучает растений.

Зоология (от греческого слова "зоон" - животное) изучает животных.

Микология (от греческого "микес" - гриб) изучает грибы.

Микробиология (от греческого слова "микрос" - малый) изучает различные микроскопически малые организмы: бактерии, вирусы и другие.

Мы перечислили биологические науки, изучающие отдельные группы организмов. Но есть и такие разделы биологии, которые исследуют общие свойства живых существ.

Экология (от греческого слова "ойкос" - дом, жилище) исследует связи организмов между собой и с окружающей их средой.

Анатомия (от греческого слова "анатоме" - рассечение), изучает строение организмов.

Физиология (от греческого "физис" - природа) занимается познанием жизненных процессов протекающих в организмах, (например дыхание, пищеварение и другие).

Цитология (от греческого - "цитос" - клетка) изучает строение клеток из которых построены живые организмы а также процессы, происходящие в них.

Молекулярная биология исследует строение и функции молекул, из которых построены живые организмы.

Живая природа подразделяется на царства..

Бактерии - самые древнейшие организмы на нашей планете, появивились около 3,5 млн. лет назад. Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах.

Растения появились на Земле примерно 3 млрд. лет назад. Отличительная черта растений состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества за счет энергии свет, из углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы.

Грибы тоже очень древняя группа организмов. Грибы , в отличие от растений, не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет и минеральные соли. Это сближает их с большинством бактерий и животных.

Животные одно из самых крупных царств живой природы. Они появились на Земле после бактерий, растений и грибов. Практически все животные питаются готовыми органическими веществами, что отличает их от растений и сближает с грибами.

I11. Работа по теме. Работа по учебнику.

- Что такое природа?

- Какая бывает природа? (Живая и Неживая.)

- Сегодня мы должны ответить на вопросы:

- Какие науки называются естественными?

- От какого слова происходит название той или иной науки?

- Что изучают естественные науки? . Как называли природу в старину? (Естество)

- Какие науки называют естественными?

Что они изучают?

Тело - это любой предмет, любое живое существо.

Приведите примеры.

- Что мы называем веществом?

Вещество - это то, из чего состоят тело. Различные тела могут состоять из одного и того же вещества.

- Что отнесём к явлениям?

Явления - это любые изменения, происходящие в природе. Приведите примеры.


1V. Физкультминутка.

Раз - подняться на носки и улыбнуться,

Два - руки вверх и потянуться,

Три - согнуться, разогнуться,

Четыре - снова всё начать,

Пять - поглубже всем вздохнуть,

Шесть - на пояс руки ставим,

Семь - повороты туловища начинаем,

Восемь - столько раз приседаем,

Девять - потягиваемся и отдыхаем,

Десять - урок наш продолжаем.


V Закрепление знаний.

Упр.1. Тест по теме «Изучение природы».

1. Какое общее название имеют все науки о природе?

А) общественные науки, Б) естественные науки, В) гуманитарные науки.

2. Как называется наука о веществах и их превращениях?

А) химия, Б) биология, В) геология.

3. Что изучает наука астрономия?

А) явления природы, Б) строение Земли, В) небесные тела.

4. Какая наука является основой техники?

А) экология, Б) физика, В) геология.

5. Какая наука в переводе с греческого языка означает «землеописание»?

А) геология, Б) география, В) биология.

6. Какое утверждение является ошибочным?

А) орнитологи изучают птиц, Б) энтомологи изучают насекомых,

В) ихтиологи изучают муравьёв.

7. Как называется метод изучения природы, когда учёные проводят опыты

в лабораториях? А) измерение, Б) эксперимент, В) наблюдение.

8. Что НЕ относится к измерительным приборам.

А) рулетка, В) спиртовка, Г) термометр, Д) весы.

9. Что можно измерить при помощи секундомера?

А) время, Б) скорость, В) температуру, Г) длину.

10. Великий шведский учёный, который в 18 веке распределил все растения и

животных по группам, то есть предложил классификацию организмов.

А) Чарльз Дарвин, Б) Карл Линней, В) Владимир Вернадский.


Упр.2 Соотнесите названия наук и их определение. Ответы запишем в таблицу.

  1. Астрономия А. Землю, её форму, строение, состав, развитие.

  1. Физика Б. живую природу.


  1. Химия В. небесные тела


  1. Геология Г. вещества и их превращения.


  1. География Д. связи м/у организмами и окружающей их средой, между человеком и природой


  1. Биология Е.нашу планету: океаны, материки, страны, города, народы, хозяйство.


  1. Экология Ж. разнообразные явления природы, является основой техники

1

2

3

4

5

6

7










Упр.3 Соотнесите метод изучения природы с примером. Ответы внесите в таблицу.

  1. Наблюдение а) Определить время восхода и захода солнца


  1. Измерение Б) Выяснить, какие тела плавают, какие тонут в воде


  1. Эксперимент В) Определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет

Г) Узнать скорость передвижения улитки

Д) Влияние наличия сорняков на грядке на урожайность моркови

1

2

3






Упр.4. Соотнесите:

  1. Длина А. Градус

  2. Масса Б. Метр в секунду

  3. Температура В. Секунда

  4. Время Г. Килограмм

  5. Скорость Д. Метр

1

2

3

4

5







VI. Итог урока. - Какие науки называются естественными? Перечислите.

- Что изучают естественные науки?


Домашнее задание.

Пользуясь учебником, заполнить таблицу «Науки о природе»

Наука

От какого греческого слова

произошло название

Что изучает


Астрономия


Греч. «астрон» - звезда

«номос» - закон

небесные тела

Физика


Греч. «физис» - природа

разнообразные явления природы, является основой техники

Химия


Возможно от греч. «химевсис» - смешивание

вещества и их превращения.

Геология


Греч. «гео» - земля, «логос» - наука

Землю, её форму, строение, состав, развитие.

География


Греч. «гео» - земля, «графо» - пишу (землеописание)

нашу планету: океаны, материки, страны, города, народы, хозяйство.

Биология


Греч «биос» - жизнь, «логос» - наука

живую природу.

Экология


Греч «экос» - дом, «логос» - наука

связи м/у организмами и окружающей их средой, между человеком и природой.


Спасибо за урок!





























© 2010-2022