Методический материал Решение противоречий в Системе диалектического обучения

Разработка представляет один из наиболее сложных для учащихся приёмов Способа диалектического о бучения. Эта форма работы представляет собой обобщение практики оперирования суждениями и опирается на логический закон противоречия.В разработке также приведены примеры противоречий из учебных текстов, пример задания на выявление противоречия и примеры разрешения противоречия через приём "Хороша, да не очень"
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обученияМетодический материал Решение противоречий в Системе диалектического обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салбинская средняя общеобразовательная средняя школа»

Решение противоречий

Бабич Елена Ивановна, учитель биологии и химии

Выявление противоречий.

Эта форма работы представляет собой обобщение практики оперирования суждениями и опирается на логический закон противоречия.

Для обнаружения противоречия необходимо объединить два противоположных суждения об одном предмете.

Например:

Скорлупа яйца защищает развивающийся зародыш, но ограничивает запас питательных веществ.

Решение противоречий «Хорошо, да не очень».

Например:

Роговые чешуи пресмыкающихся хорошо проводят тепло. Это хорошо.

Хорошо, да не очень. Они также быстро его отдают.

Это противоречие между строением и функцией.

Так же могут решаться противоречия между:

  1. интеграцией и дифференциацией;

  2. филогенезом и онтогенезом;

  3. функцией и средой обитания;

  4. строением и средой обитания.

Разрешение противоречий опирается на законы диалектики:

  1. Закон перехода количества в качество

  2. Закон отрицания

  3. Закон единства и борьбы противоположностей

При работе с текстом выявление противоречия осуществляется по алгоритму

1. найдите в тексте противоположные понятия;

2. установите несоответствие между противоположными понятиями

3. сформулируйте противоречие по карточке № 4

Карточка № 4

Противоречие

  1. … что, а…

  2. … тем, что …

  3. … хотя…

  4. … не…, но…

  5. … если …, то…

  6. … тем, что…

  7. … несмотря на …

  8. … однако…

  9. … не только…

Проще всего противоречия отыскать в исключениях:

Большинство клеток делиться через определённый промежуток времени. Но есть клетки, делящиеся постоянно. Это клетки эпителия кожи. Клетки верхушки побега и кончика корня у растений. Есть клетки, которые, однажды возникнув, больше не делятся. Это клетки крови - так называемые красные кровяные тельца. В организме человека в один день их образуется 320 млрд.

У живых организмов могут быть не только настоящие ткани. У некоторых грибов имеется ложная ткань. Она образуется сплетением гифов (нитей) в отличие от настоящей ткани, образующейся у растений в результате деления клеток.

Противоречие: Ткани организмов образуются в результате деления клеток, а ложная ткань грибов образована сплетением гифов (грибных нитей).

Насекомые не используют кровь для транспорта газов. У них для этой цели служат наполненные газом трубочки - трахей, подходящие ко всем клеткам.

Противоречие: Кровеносная система животных выполняет функцию транспортировки газов, однако у насекомых для этих целей служат трубочки-трахеи, подходящие ко всем клеткам.

Некоторые морские животные, например полипы и актинии, приспособились к сидячему образу жизни. Подвижны у них только отдельные части тела - щупальца.

Растения можно выращивать и без почвы. Такой способ называется гидропоникой. Растения высаживают не в почву, а в гравий или промытый песок, которые служат только для закрепления корневой системы. Все необходимые для жизни минеральные вещества растения получают из растворов.

Противоречие: Для животных характерно активное передвижение в пространстве, однако актинии и кораллы приспособились к сидячему образу жизни. Подвижны у них только отдельные части тела.

Кроме осеннего листопада в природе существует и летний листопад. Он происходит в саванных лесах и саваннах, например Западной Африки, где наблюдается летняя засуха. На этот безводный период деревья сбрасывают листву. Причина листопада в муссонных лесах Индии тоже является засуха, но там она приходится на зимние месяцы.

Противоречие: Для лесов умеренных широт характерен осенний листопад, однако существует и летний листопад саванновых лесов.

Простейшее животное эвглена зелёная имеет хлоропласты. Поэтому на свету она питается как растение, создаёт органические вещества. В темноте эвглена использует готовые органические вещества, образующиеся в водоёмах при разложении отмерших организмов.

Противоречие: Животные по способу питания являются гетеротрофами и питаются готовыми органическими веществами, а простейшее животное эвглена зелёная может сама создавать органические вещества.

Органами дыхания рыб являются жабры. Однако существует большая группа двоякодышащих рыб, имеющих и жабры и легкие. Живут эти рыбы в болотистых низинах, застойных речках и озёрах Африки и Австралии. Длительные засухи часто приводят к полному пересыханию мест обитания. В этом случае двоякодышащие рыбы переходят на лег очное дыхание.

Противоречие: Органами дыхания рыб являются жабры, однако есть небольшая группа двоякодышащих рыб, которые имеют и жабры и лёгкие.

У большинства животных сердце перекачивает кровь всегда в одну сторону, поэтому она течет в одном направлении. Однако у оболочников (примитивных морских животных) кровь перекачивается то в одну, то в другую сторону. Это зависит от направления сокращения трубчатого сердца: в течение нескольких минут сокращения идут в одном направлении, затем они замедляются, а после паузы идут в противоположном направлении.

Противоречие: У большинства животных сердце перекачивает кровь всегда в одну сторону, однако у оболочников (примитивных морских животных) кровь перекачивается то в одну сторону, то в другую.

Необычную мочу выделяют наземные пресмыкающиеся, обитающие в сухих местах, где не хватает воды. Азотистые отходы выделяются у них в форме мочевой кислоты, которая плохо растворяется, и поэтому в моче выпадает осадок. В результате моча выходит в виде пасты или полутвердого шарика, для чего требуется очень мало воды.

Противоречие: Моча животных представляет собой жидкость с растворенными веществами, однако пресмыкающиеся в сухих местах обитания выделяют её в виде пасты или твердого шарика.

Большинство млекопитающих - живородящие. Однако некоторые примитивные млекопитающие, к которым относятся австралийские утконос и ехидна, откладывают яйца. Утконос их насиживает, а ехидна вынашивает в кожистой сумке на брюхе. Яйца этих животных крупные и содержат значительное количество питательного желтка.

Насекомые - подёнки имеют очень необычный жизненный цикл. Их личиночная стадия длится до 3 лет, тогда как взрослое насекомое жите 2-5 дней. Взрослая подёнка имеет две пары сетчатых нежных крылышек, три хвостовые нити и неразвитый ротовой аппарат. Она не может питаться и погибает после оплодотворения и откладки яиц в воду. Личинка же живёт в воде, активно питается и несколько раз линяет.

При описании новых видов не раз происходили ошибки: самцы и самки одного и того же вида внешне могут различаться. В своё время даже великий Карл Линней ошибся, описав самца и самку утки кряквы как разные виды.

Пример задания на выявление противоречия.

Химия, 8, 11 класс. Тема «Скорость химической реакции»

Прочитайте текст

Лет сто с лишком назад один химик осторожно ввёл платиновую проволочку в сосуд, где находилась смесь водорода и кислорода. Произошло необычное. Сосуд наполнился туманом - водяными парами. Температура осталась неизменной, давление таким, как было, а реакция взаимодействия водорода с кислородом, «рассчитанная» на тысячелетия, прошла за несколько секунд. Удивительное на этом не кончилось. Платиновая проволочка, моментально соединившая два газа, совершенно не изменилась. Её внешний вид, её химический состав, её вес после опыта были точно такие же, как и до опыта.

Л. Власов, Д. Трифонов. Занимательно о химии

1. Найдите в тексте и выпишите противоположные понятия.

2. Установите несоответствия между противоположными понятиями сформулируйте противоречия, используя Карточку № 4.

3. Выпишите главное понятие, о котором идет речь в тексте

4. Сформулируйте определение главного понятия.

5. Найди определение понятия в учебнике и сравни со своей формулировкой.

Примеры ответов учащихся

1. Противоположности:

1. Водород - кислород.

2. Тысячелетия - несколько секунд.

3. Соединение двух газов - неизменность.

4. До опыта - после опыта.

2. Противоречия:

1. Газы водород и кислород находились в сосуде, не реагируя, друг с другом, но при внесении в сосуд платиновой проволочки в сосуде появились водяные пары.

2. Реакция соединения кислорода с водородом протекает тысячелетиями, однако при внесении платиновой проволочки эта реакция произошла за несколько секунд.

3. В сосуде произошло соединение двух газов, т.е. химическая реакция, хотя температура и давление остались неизменными.

4. Внешний вид, химический состав и вес платиновой проволочки после опыта были точно такие же, как и до опыта, хотя она участвовала в химической реакции.

3. Понятие: катализатор

4. Определение понятия:

Катализатор - это вещество, которое ускоряет течение реакции, само в ней не принимает участия.

Катализатор - это вещество, увеличивающее скорость реакции, оставаясь после неё неизменной.

Решение противоречия в форме игры «Хорошо, да не очень»

Биология, 6 класс. Тема «Зоны корня»

Корень поглощает воду но пробиваясь через почву клетки

и минеральные в-ва разрушаются

из почвы

Их надо защитить кончик корня больше не может

корневой чехлик всасывать

Дифференциация клеток, но только поверхностные клетки -

взрослые клетки начинают малое количество поступающей воды

всасывать воду

Иметь много воды нарушается дыхание - гибель клеток

увеличить всасывающую

поверхность корня - корневые накапливание воды в клетках

волоски

необходимо поднять воду но силы гравитации препятствуют этому

наверх

разница давления между на клетки ограничены мембранами,

корнем и побегом они препятствуют движению воды

разрушаются оболочки

между клетками - сосуды,

зона проведения.

Биология, 6 класс. Тема «Почва, ее состав, типы почв»

а) глинистая почва - долго удерживает влагу. Это хорошо? Хорошо, да не очень.

б) песчаная почва рыхлая, содержит много воздуха. Это хорошо? Хорошо, да не очень.

В ходе рассуждения дети ищут решение - смешать песок и глину.

Обеспечили растениям но необходимо питание

водно-воздушный режим

внести органические но в них мало азота, а он необходим для роста

удобрения

добавить минеральных удобрений.

Биология, 6 класс. Тема «Видоизменения корней. Корнеплоды»

Чтобы размножаться но в первый год оно не

растение должно дать семена успело зацвести

Необходимо сохранить но зимой надземная часть погибнет.

вегетативную часть

Необходимо сохранить почки но почкам, чтобы прорости

под землей необходимы питательные в-ва,

а они образуются в листьях,

которые вырастут из почек.

Создать запас питательных

в-в в прошлом году. Но где? запас питательных в-в в корне

Побег отмирает - корнеплод

Биология, 6 класс. Тема «Корень. Корневые системы»

Растение осуществляет вода и минеральные в-ва находятся в почве:

фотосинтез над почвой их количество зависит от поступления из вне

Можно брать воду но ее мало в атмосфере,

из атмосферы не поступают минеральные в-ва

Можно брать воду вместе площадь соприкосновения побегов с почвой

с минеральными веществами мала, мало поглощает воды и минеральных в-в

Побег ушел под почву,

преобразовался в корень.



© 2010-2022