Урок на тему Происхождение человека

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии

Тема урока: Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию и первичному закреплению информации о месте человека в системе органического мира, выяснить доказательства происхождения человека от животных,

  • формировать умения работы с учебной литературой,

  • развивать умения организации работы в группах сменного состава,

  • поддерживать интерес к предмету.

Оборудование: таблицы, дидактические материалы, сообщения учащихся, компьютерная презентация, мультимедийный проектор.

Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Мотивационно-ориентационный этап

Составление схемы «Паук» с ключевым словом человек. Составление ассоциограммы.

Проблемный вопрос: Человек - это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учащихся о развитии взглядов о происхождении человека

2. Самостоятельная работа с учебником стр. 266

- Какие систематические категории можно использовать для систематической характеристики человека в системе природы?

Царство - животные
Тип - хордовые
Подтип - позвоночные
Отряд - приматы
Подотряд - гоминиды
Семейство - люди
Род - человек
Вид - человек разумный (Homo sapiens)

3. Организация самостоятельной работы по заполнению таблицы «Родство человека с животными»:

Систематическая категория

Общие признаки

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Подотряд Человекообразные обезьяны

4. Обсуждение работы

5. Доказательства происхождения человека от животных (эвристическая беседа)

1. Сравнительно-анатомические:

а) Клеточное строение, анатомическое сходство органов, места их расположения в организмах.
б) Наличие рудиментов - остаточных органов у человека.
в) Наличие атавизмов - признаков, характерных далеким предкам.

2. Эмбриологические - сходство зародышей человека и животных на ранних стадиях развития. (Закон зародышевого сходства К.Бэра)
3. Физиологические - сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др.
4. Генетические - сходство в строении хромосомного аппарата.

- Какие человекообразные обезьяны и почему находятся на ближайшей генетической дистанции?

6. Организация самостоятельной работы с учебником стр. 266

Специфические особенности человека:

  • Прямохождение.

  • Развитая мускулатура нижних конечностей.

  • Сводчатость стопы.

  • Подвижная кисть руки

  • S-образный позвоночник с 4 изгибами.

  • Объемность мозга и сложное поведение, способность к мышлению, членораздельной речи.

  • Бинокулярное зрение.

  • Ограниченная плодовитость.

- В приобретении каких признаков человек выиграл по сравнению с животными, а в каких - проиграл? Объясните почему?

7. Ответ на проблемный вопрос урока.

IV. Закрепление материала

1. Работа в группах в поисках ответа на вопросы:

  • Почему человека не выделяют в особое царство?

  • Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?

  • Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми?

  • Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?

  • Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными: гоминидами, дельфинами, слонами?

V. Домашнее задание:

1. Параграф: 69

2. Творческие задания:

1 - составить генеалогическое древо человека;
2 - презентация « Предшественники человека»

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Рефлексия: С каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке?

Примеры: стадо слонов, спящий песец, беззаботные обезьяны, мудрая сова, трусливый заяц.













АНАЛИЗ УРОКА биологии

Триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Чётко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действия всех учащихся. Эти цели были определены и находились в зоне ближайшего развития каждого ребёнка, так как на уроке задания давались и на базовом, и на творческом уровне в 8-9 классах.

Реальные результаты - на уроке активно участвовали все учащиеся. Ответы учащихся на уроке в основном были положительные.

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа. Включает следующие этапы урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании.

На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему, главному этапу - восприятие, осмысление знаний и способов действий репродуктивного и конструктивного уровня. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, были выбраны методы: словесные, наглядные, логические, побуждение к поиску решений.

Первичный контроль, проверка понимания показали, что материал усвоен. Чередование форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.

Рефлексия показала, что своей работой довольны все учащиеся.

Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся.

Методы обучения были и способствовали лучшему усвоению учебного материала.

Для домашнего задания было предложено два задания, одно из которых требовало творческого подхода.

Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована полностью.



© 2010-2022