- Преподавателю
- Биология
- Урок на тему Происхождение человека
Урок на тему Происхождение человека
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клевитова С.В. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок биологии
Тема урока: Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира.
Цели:
-
организовать деятельность учащихся по восприятию и первичному закреплению информации о месте человека в системе органического мира, выяснить доказательства происхождения человека от животных,
-
формировать умения работы с учебной литературой,
-
развивать умения организации работы в группах сменного состава,
-
поддерживать интерес к предмету.
Оборудование: таблицы, дидактические материалы, сообщения учащихся, компьютерная презентация, мультимедийный проектор.
Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Мотивационно-ориентационный этап
Составление схемы «Паук» с ключевым словом человек. Составление ассоциограммы.
Проблемный вопрос: Человек - это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?
III. Изучение нового материала
1. Сообщение учащихся о развитии взглядов о происхождении человека
2. Самостоятельная работа с учебником стр. 266
- Какие систематические категории можно использовать для систематической характеристики человека в системе природы?
Царство - животные
Тип - хордовые
Подтип - позвоночные
Отряд - приматы
Подотряд - гоминиды
Семейство - люди
Род - человек
Вид - человек разумный (Homo sapiens)
3. Организация самостоятельной работы по заполнению таблицы «Родство человека с животными»:
Систематическая категория
Общие признаки
Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
Подотряд Человекообразные обезьяны
4. Обсуждение работы
5. Доказательства происхождения человека от животных (эвристическая беседа)
1. Сравнительно-анатомические:
а) Клеточное строение, анатомическое сходство органов, места их расположения в организмах.
б) Наличие рудиментов - остаточных органов у человека.
в) Наличие атавизмов - признаков, характерных далеким предкам.
2. Эмбриологические - сходство зародышей человека и животных на ранних стадиях развития. (Закон зародышевого сходства К.Бэра)
3. Физиологические - сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др.
4. Генетические - сходство в строении хромосомного аппарата.
- Какие человекообразные обезьяны и почему находятся на ближайшей генетической дистанции?
6. Организация самостоятельной работы с учебником стр. 266
Специфические особенности человека:
-
Прямохождение.
-
Развитая мускулатура нижних конечностей.
-
Сводчатость стопы.
-
Подвижная кисть руки
-
S-образный позвоночник с 4 изгибами.
-
Объемность мозга и сложное поведение, способность к мышлению, членораздельной речи.
-
Бинокулярное зрение.
-
Ограниченная плодовитость.
- В приобретении каких признаков человек выиграл по сравнению с животными, а в каких - проиграл? Объясните почему?
7. Ответ на проблемный вопрос урока.
IV. Закрепление материала
1. Работа в группах в поисках ответа на вопросы:
-
Почему человека не выделяют в особое царство?
-
Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?
-
Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми?
-
Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?
-
Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными: гоминидами, дельфинами, слонами?
V. Домашнее задание:
1. Параграф: 69
2. Творческие задания:
1 - составить генеалогическое древо человека;
2 - презентация « Предшественники человека»
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VII. Рефлексия: С каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке?
Примеры: стадо слонов, спящий песец, беззаботные обезьяны, мудрая сова, трусливый заяц.
АНАЛИЗ УРОКА биологии
Триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Чётко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действия всех учащихся. Эти цели были определены и находились в зоне ближайшего развития каждого ребёнка, так как на уроке задания давались и на базовом, и на творческом уровне в 8-9 классах.
Реальные результаты - на уроке активно участвовали все учащиеся. Ответы учащихся на уроке в основном были положительные.
Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа. Включает следующие этапы урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании.
На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему, главному этапу - восприятие, осмысление знаний и способов действий репродуктивного и конструктивного уровня. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, были выбраны методы: словесные, наглядные, логические, побуждение к поиску решений.
Первичный контроль, проверка понимания показали, что материал усвоен. Чередование форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.
Рефлексия показала, что своей работой довольны все учащиеся.
Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся.
Методы обучения были и способствовали лучшему усвоению учебного материала.
Для домашнего задания было предложено два задания, одно из которых требовало творческого подхода.
Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована полностью.