Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)Интегрированный урок по биологии и психологии

Класс: 9

Тема урока: Гигиена и нормы питания.

Задачи урока:

образовательные: на основе обобщения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформировать представление о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания.

воспитательные: воспитывать культуру приёма пищи и культуру ЗОЖ.

развивающие: развивать умение применять полученные знания в жизни, учиться высказывать и аргументировать свою точку зрения.









ХОД УРОКА


  1. Орг.момент

Мне приятно видеть всех на уроке в хорошем настроении. Ведь как говорил Л. Н. Толстой «Потребность образования лежит в каждом человеке». С каждым уроком каждый из вас становится образованнее.


  1. Проверка домашнего задания.

- Каким было домашнее задание?

- Какие органы образуют пищеварительную систему?

- Назовите самую крупную железу в нашем организме?

- Где происходит всасывание питательных веществ?

- Где собираются не переваренные остатки пищи?

- Как называется жидкость, которая образуется в печени?

Молодцы, а теперь вы закрепите свои знания, выполнив работу на карточках.


  1. Изучение нового материала.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку

«Мы живем для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»

Сократ

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Откройте тетради, запишите число и тему урока «Гигиена и нормы питания».

Пища - основной источник энергии в организме человека. Чем больше человек затрачивает энергии, скажем на мышечный труд, тем в большем количестве пищи он нуждается.

И сегодня цель нашего урока показать актуальность проблемы правильного питания, сформулировать правила питания, сформировать представление о режиме питания.

- Итак, каковы же энергозатраты в нашем организме? Чтобы ответить на этот вопрос, определим энергозатраты организма в состоянии покоя и при выполнении работы. Результаты запишем в таблицу.

ЗАДАНИЕ:

А) Задержите дыхание и посчитайте сколько секунд вам это удалось сделать, результаты запишите в таблицу.

Б) Сделайте 10 приседаний и тоже задержите дыхание, что вы наблюдаете, результат запишите.

ТАБЛИЦА

Энергозатраты организма с задержкой дыхания


До нагрузки (сек)

После нагрузки (сек)


- Назовите свои результаты.

- Какой вывод можно сделать?

ОТВЕТ:

Работающим мышцам нужна энергия. В процессе работы в крови накапливается большое количество углекислого газа, чем в состоянии покоя, поэтому дыхание удается задержать на меньший промежуток времени.

Вы знаете, что тело любого живого существа - от крохотной бактерии до огромного слона - содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организм, чтобы поддерживать его нормальное существование. Эта потребность удовлетворяется за счет питания. Чтобы жить, человек должен питаться, т.к. при питании выделяется энергия.

Вы четко должны различать продукты питания и питательные вещества.

Продукты питания - это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.

Питательные вещества - это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом для построения клеток и служащие источником энергии (белки, жиры, углеводы, мин. соли, витамины).

Запишите эти определения в тетрадь.


  1. Первичное закрепление.

-Вы познакомились с определениями, теперь давайте проверим, как вы усвоили материал. У меня на столе слова, вы должны взять слово прочитать и определить что это продукт питания или питательное вещество и прикрепить под определение.

Слова: КАПУСТА, МОЛОКО , ХЛЕБ, РЫБА, МЯСО, БЕЛОК, УГЛЕВОД, МИНЕРАЛЬНАЯ СОЛЬ, ВИТАМИНЫ, ЖИР.


  1. Физ. минутка.

Психолог проводит игру на анализаторы.

  1. Работа с учебником.

Многие считают так: были бы под руками продукты, а мы уж сами разберемся, что приготовить и сколько съесть. Это мнение ошибочно. Можно иметь дома много продуктов, но питаться не правильно. Пренебрежительное отношение к питанию нередко заканчивается печально. В одних случаях оно приводит к ожирению, в других - к язвенным болезням желудка и двенадцатиперстной кишки. Избыток пищи, вот главная причина возникновения ожирения и болезней желудка. Чтобы этого избежать надо есть в пределах затрат энергии. Поэтому каждый человек должен быть знаком с правилами правильного питания. Как же надо питаться?

- Прочитаем в учебнике пункт «Правила приема пищи» и попробуем составить правила правильного питания.

Правило первое: Пища должна быть разнообразной и полноценной. В состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения.

Правило второе: Тщательно пережевывай пищу. Тщательно пережеванная и смоченная слюной пища быстрее переваривается и усваивается.

Правило третье: Пища не должна быть слишком горячей или холодной. Не злоупотребляйте солеными и острыми блюдами. Не питайся в сухомятку.

Правило четвёртое: Правильно питаться 4 раза в день (завтрак, обед, полдник, ужин). Интервал между приемом пищи 4 часа. Ужин за 1,5 - 2 часа до сна.

Правило пятое: Не будьте жадны в еде. Это приводит к ожирению, заболеваниям пищеварительной системы, сахарному диабету, а также заболеваниям сердца и позвоночника.

- Наш мир полон мудрых мыслей. Предлагаю вам прочитать народные мудрости и определить к какому правилу их можно отнести.


  1. Кто долго жует, тот долго живет.

  2. Лучше 5 раз поесть, чем один раз наесться.

  3. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

  4. Переедание приводит к болезни.

  5. Хорошо прожуешь - сладко проглотишь.

  6. Кто жаден до еды, доходит до беды.

  7. Многих губит излишество пищи, а не ее недостаток.

  8. От многословия болит голова, от обжорства желудок.

- Запомните эти «золотые правила питания» и тогда у вас не будет проблем с пищеварительной системой (вклеивают правила в тетрадь).


  1. Итог урока

Психолог сообщает результаты ранее проведенного теста.


  1. Домашнее задание.

На карточках:

  1. Найди ошибку. Неверные утверждения зачеркни.


  • В состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения.

  • Для лучшего усвоения пищи не следует подвергать ее какой - либо обработке.

  • Есть необходимо медленно, тщательно пережевывая пищу.

  • Пища не должна быть привлекательной на вид.

  • Для нормальной работы пищеварительной системы необходимо питаться в разное время.

  • Пища не должна быть слишком горячей или острой.

  • Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.



  1. Составь меню.

Завтрак

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Обед

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Ужин

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


  1. Рефлексия

- Что понравилось на уроке?

- Какие моменты вам запомнились больше всего?

- Какое настроение у вас после урока, выберите смайлик.

Дополнительный материал.

Игра «Согласен - не согласен».

  1. Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (да)

  2. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

  3. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)

  4. Правда ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

  5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)

  6. Верно ли, Что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет)

Питание школьников и подростков.

У вас ребята период подросткового возраста, формируется половое развитие, вы быстро растете, прибавляя в весе и мышечной силе. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энергозатрат. Нервная система находится в состоянии значительного напряжения под влиянием интенсивной познавательной информации, сложности школьного обучения. Вот почему так важно обеспечить вас полноценной пищей, правильно организовать режим питания. В рацион желательно включить: сметану, масло, мясо, молоко, овощи, фрукты, Хлеб должен присутствовать обязательно.

Завтрак - сыр, творожные или яичные блюда, каша, хлеб с маслом, чай, молоко или какао.

Обед - салат, суп, мясо или рыба с гарниром, компот или сок.

Полдник - молоко, кефир, выпечка, фрукты.

Ужин - блюда из творога, овощей, яиц и питьё.

Вы часто нарушаете режим питания. Когда находитесь дома в выходные дни. Едите беспорядочно, часто в сухомятку, на ходу. Это оказывает пагубное действие на растущий организм. Нужно и дома соблюдать режим питания.











Тема : Осенние изменения в природе. (урок - исследование)

Цели: - закрепить и обобщить знания об осенних изменениях в природе;

- закрепить умение отличать признаки осени;

- развивать устную речь, логическое мышление;

- обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование : пейзажи осени, морфологические таблицы, музыкальное сопровождение, предметные картинки осенней одежды, овощей, фруктов.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

(Чтение стихотворений об осени учениками под музыку А. Вивальди «Осень»).

1 уч. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера …

2 уч. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

3 уч. Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

II. Постановка проблемной ситуации.

В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит.». Проверить верно ли это высказывание или нет поможет наш урок. Сегодня повторим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.

- Вспомните , как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Посмотрите на рисунки и скажите, какое по вашему мнению настроение подходит к каждому из осенних месяцев.

  1. Поиск решения проблемной ситуации.

-Ответить на вопрос помогут эти необычные часы.

Живая Неживая

природа природа

Растения Человек

Животные

  1. Осенние изменения в неживой природе.

- Что относится к неживой природе? (Солнце, небо, осадки, горные породы и т.д)

-Заполним таблицу, которая нам расскажет об осенних изменениях в неживой природе.

небо

солнце

день

осадки

серое

не греет

короткий

дождь со снегом

  1. Осенние изменения в жизни растений.

-Изменения в неживой природе влекут изменения в жизни растений.

-Представьте, что вы - листочек. Наступила осень. Расскажите о себе «листочки».

Итог: листья желтеют, краснеют и опадают. Некоторые травы погибают, но корни остаются. Деревья сбрасывают листву, но не погибают.

Физминутка

Вышли мышки как-то раз,

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре -

Мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Убежали мышки вон.

(Сделать, как лисички, медвежата)

  1. Осенние изменения в жизни животных

- В жизни животных, рыб, птиц, насекомых происходят изменения.

- Что происходит с насекомыми? (Ищут убежище на зимовку, кто-то погибает)

- Какие изменения в жизни птиц? (Собираются в стаи и улетают в теплые страны. На зимовку прилетают снегири, синички прилетают ближе к жилищу людей)

- Как ведут себя рыбы? (Одни впадают в спячку, карп, сазан, карась; другие ведут то же образ жизни)

- Узнать, какие изменения в жизни диких животных поможет таблица, которую вы заполняете в парах, а затем проверим все вместе на доске.

Свойства

Объект

Толстый мех

Толстый слой жира

Зимняя спячка

Дупло, нора, убежище

Лиса


Волк


Медведь


Белка


Ёж


Заяц


Барсук


4. Осенние изменения в жизни людей.

- Найдите на доске картинки, где изображены люди в осенней одежде. По каким признакам вы определили?

-Действия каких животных мы повторяем? (Заяц, ласка, горностай)

- Что ещё делают люди осенью? (Собирают урожай).

- Действия каких животных мы повторяем? (Ежа, белки, хомяка)

-Отгадайте по двум признакам овощи и фрукты, чей урожай мы собираем осенью.

Закутанная + хрустящая (капуста)

Сахарная + круглая (свекла)

Сладкое + румяное (яблоко)

Красные + сочные (помидоры)

Неумытая + урожайная (картошка)

Золотая + тяжелая (тыква)

Длинная + сладкая (морковь)

Сочный + костлявый (виноград)

-Молодцы!

- А что можно осенью сушить, солить? (Грибы)

- Отгадайте загадки про грибы:

То за гриб стоит на кочке,

В красном бархатном платочке? (Подосиновик)

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

В роще у березки, повстречались тезки. (Подберезовики)

Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)

- Отгадайте загадалку: Кое-кто однажды что-то сделал и что-то ему помогло. (Человек осенью заболел и лекарство ему помогло)

- Почему осенью мы можем заболеть? Что нужно делать, чтобы не болеть? (Профилактика заболеваний)

  1. Подведение итогов

- Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградит, всё загубит» ?

(Дети высказывают свои мнения)

_Посмотрите, сколько много вы собрали осенних листочков своими правильными ответами. Тем самым принесли радостное, солнечное настроение в наш уже зимний класс.

- Молодцы!

- Урок окончен. До свидания!



Урок-конспект по теме: "Природа осенью"

Интегрированный урок по биологии и психологии по теме Гигиена и нормы питания (9класс)

Цели урока:

• познакомить учащихся с изменениями, которые происходят в природе осенью;

• показать связь изменений в природе, в мире животных, растений и в мире неживой природы;

• формировать умение анализировать, мыслить логически, обобщать и формулировать выводы по теме;

• расширить кругозор;

• воспитывать чувство красоты, любви к родному краю;

• воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное отношение к окружающему миру;

• развивать навыки работы в группе, индивидуально.

Планируемые результаты:

• знать о том, как меняется природа осенью, уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь анализировать явления, обобщать информацию, делать выводы.

Оборудование: таблицы, кластер, презентация, ПК, проектор, музыкальная запись (П. Чайковский "Времена года"), картины осенних пейзажей, раздаточный материал (слова, листики, картинки для кластера), изображение дерева (для рефлексии), рисунок кормушки, репродукция картины И. Левитана "Золотая осень")

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Послушайте стихотворения русских поэтов.

Учитель читает стихотворения под музыку П. Чайковского "Времена года".

1. А. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

2. С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…"
Вопрос: О каком времени года идет речь?

А какие еще времена года вы помните?

Сколько осенних месяцев? Назовите их.

На проекторе слайды №№ 1, 2.

Ответы учащихся.

III. Объявление новой темы.

Тема урока сегодня - "Природа осенью". Нам предстоит выяснить, как меняется природа осенью, куда улетают птицы, чем заняты животные.

IV. Повторение пройденного материала. Составление кластера.

Класс делится на три группы (по рядам). Первой группе выдаются картинки с неживой природой, второй - картинки с изображениями животных, третьей - с растениями.

Задание: А что вы знаете об осени? Перед вами картинки с изображениями разных явлений природы. Выберите те, на которых изображены осенние явления.

При составлении кластера картинки распределить в три группы. (См. приложение)

V. Объяснение подраздела новой темы "Осень в неживой природе"

Для начала рассмотрим, что происходит осенью в неживой природе. Как меняется погода.

Класс разделить на три группы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Детям предстоит выбрать слова, которые относятся к погодным явлениям данного месяца и заполнить таблицу на доске. (См приложение, табл. № 1)

Итак, осенью температура воздуха постепенно понижается, дни становятся короче, потому что солнце поднимается уже не так высоко, как летом, и светит не так ярко. Небо все чаще заволакивают туч, а на лужах появляется первый ледок. Природа постепенно готовится к зиме.

V-A. Предварительно закрепление материала:

Класс разделить на три группы. Три иллюстрации разрезать на пазлы (См. приложение). Каждой группе предложить собрать пазл своей картины и объяснить, какая осень изображена: ранняя, золотая или поздняя. Что именно изменилось в природе. С чем это связано.

VI. Объяснение подраздела новой темы "Деревья осенью"

Что происходит с деревьями осенью? Вспомните, что вы наблюдаете в осенние месяцы?

(Работа с картиной И. Левитана "Золотая осень".) Посмотрите на картину. Что меняется осенью? Что происходит с деревьями? (Слайды 3-5)

(На доске и в тетради записывают : 1. Листья желтеют. 2. Листья опадают. 3. Хвойные остаются зелеными)

1) Листья желтеют.

Вы знаете, что летом листья на деревьях зеленые, потому что в них содержится хлорофилл. А осенью солнце греет меньше, потому хлорофилл в листьях разрушается. Листья становятся желтыми, красными или фиолетовыми. Все зависит от того, какого красящего вещества в них больше.

2) Листья опадают.

Ветви деревьев зимой укутаны снегом. Но, если деревья не сбросят листву, им будет очень тяжело. Поэтому осенью начинается листопад. Деревья стремятся сбросить листву, чтобы зимой было легче выдерживать снег на ветках.

Чтобы листья были свежими и красивыми, им требуется питание, которое летом они получают из корней дерева. Но зимой мало солнца и мало воды. Потому и сбрасывает деревья листья, чтобы расходовать меньше питательных веществ.

Осенью деревья как бы засыпают. Они не дышат, не растут, а спят.

3) А вот хвойные деревья остаются зелеными . Им морозы не страшны, потому что вместо листьев у этих деревьев тонкие иголочки. Хвойные деревья меняют свои иголочки в течение всего года.

VI-A. Первичное закрепление. Игра "Угадай". Учитель перечисляет названия деревьев. Если дерево осенью сбрасывает листья, то ученики должны поднять руку. Если не сбрасывает, то руки не поднимают

VII. Объяснение подраздела новой темы "Как животные готовятся к зиме"

Мы уже выяснили, что осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом?

Мы знаем, что все животные делятся на группы. Давайте вспомним, какие животных вы знаете, и заполним таблицу.

(Это упражнение можно делать и в тетради) У доски работают либо 2 ученика, либо сам учитель после ответов детей распределяет животных по группам.

Заполняют таблицу № 2 (См. приложение)

• Какая группа самая незащишенная? (Насекомые)

Насекомые по-разному готовятся к наступлению холодов. (Работа с презентацией)

Часть из них погибает (слайд № 5), часть забираются под кору деревьев, зарываются в землю, прячутся в ворохе опавших листьев и засыпает (слайд № 6).

VII-A. Первичное закрепление.

В тетради синим карандашом подчеркнуть названия тех насекомых, которые засыпают, а красным тех, которые умирают осенью.

• Какая группа животных тесно связана с насекомыми? (Птицы)

Каких птиц вы знаете? (Слайд № 7 )

Что вы знаете о птицах? Видели ли вы птиц осенью и зимой в родных краях? Почему летом птиц больше, чем осенью и зимой?

А почему птицы улетают на юг?

Выделить ответы:

1.замерзание водоемов

2. увядание трав

3. исчезновение насекомых

4. похолодание

VII-Б. Первичное закрепление.

Работа с презентацией.

Вы правы, не все птицы улетают осенью в теплые края. Те, которые улетают, называют перелетными (Слайд № 8), а те, которые остаются - это оседлые (Слайд № 9). Есть еще птицы кочующие (Слайд № 10). Они не улетают далеко, а просто кочуют по местности в поисках корма.

1) Найдите перелетных, оседлых и кочующих птиц. (слайд № 7)

2) Соедините названия групп птиц и понятия. (Таблица № 3 см. Приложение)

Те птицы, которые остаются, стараются быть поближе к человеческому жилью, селятся там, где теплее (на крышах домов, на чердаках). Как вы думаете, нужно ли помогать птицам осенью и зимой? Как мы можем помочь?

(Повесить рисунок кормушки или слайд № 11)

Физ. минутка.

• А что же происходит с рыбами и земноводными?

VII-В. Работа с презентацией

Вода в водоемах осенью становится холоднее, поэтому рыбы плавают в нижних слоях, там, куда не добирается мороз.

Лягушки стараются поглубже закопаться в ил.

Тритоны, ящерицы и змеи уходят подальше от водоемов и устраиваются под сухими корнями деревьев, в трухлявых пнях и засыпают. (Слайд № 12)

• И, наконец, самая большая группа животных - млекопитающие. (Слайд № 13)

Каких животных можно встретить зимой в лесу? Как они подготовились? Что делали осенью?

1. Линька, запасы

Осенью эти животные запасают пищу. Например, белочка, всю осень припасает орехи, желуди, сушит грибы и прячет их в дупле. У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива.

Этим животным природа подарила мягкую и теплую шубку. Поэтому даже в сильные морозы этим животным не холодно. С наступлением осени животные начинают линять. Их летняя яркая шубка становится более густой, пушистой. (Слайд № 14)

Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)

Линяют ли домашние животные?

2. Спячка, подготовка жилища, усиленный корм

А вот другие животные не могут разгуливать зимой. (Слайд № 15) Осенью они готовят себе жилище. Медведь, например, выстилает свою берлогу травой, листьями, корой деревьев. Ветки елок укрывают берлогу, подобно шатру. Уютная постелька готова! И как только наступят холода, медведь со своими медвежатами забирается в берлогу и засыпает до самой весны.

В спячку впадают медведи, ежи, барсуки. Осенью они не только готовят себе жилище, но и усиленно питаются. Ведь им предстоит провести много времени без пищи!

VII-Г. Первичное закрепление

Игра "Угадай-ка". Учитель перечисляет названия животных. Если животное на зиму впадает в спячку, то учащиеся изображают сон. Если нет, то учащиеся изображают как двигается это животное.

VIII. Закрепление темы

Итак, мы узнали, какие изменения происходят в природе с наступлением осени. Давайте вспомним, что нового вы узнали.

Блиц-опрос

(Работа проводится по выбору учителя. Можно зачитывать загадки, а можно занести их в презентацию. Во втором случае учащиеся сами читают загадку и дают ответы).

Задание: Не только отгадать загадки, но и объяснить свой ответ. По каким признакам дети угадали предмет или животное.

Подобрать загадки о дожде, листопаде, птицах, животных.

IX. Рефлексия и самооценка

Что нового вы узнали сегодня?

Если вам было интересно, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если узнали много нового, но что-то осталось непонятным - то желтый листочек. Если вам было скучно на уроке, и вы ничего не запомнили - прикрепите зеленый листочек.

X. Выставление оценок

XI. Домашнее задание

Обязательное:

Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в природе осенью.

Творческое задание (на выбор):

1. Подготовьте сообщение о том, как готовятся к зиме животные и птицы.

2. Сочините сказку об осени.




Кроссворд "Витаминный"

1.Круглое, румяное, оно растет на ветке.

Любят его взрослые, и маленькие детки.

2.Она всё лето зелёного цвета,

А ранней осенью - красная с просинью.

3. Близнецы на тонкой ветке

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад.

Это сладкий ...

4. С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин -

Это спелый ...

5.Маленькая печка с красными угольками.

6. Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

7. Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его ...

8. Две сестры летом зелены,

к осени одна краснеет, другая чернеет.

9. Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас толстокожий…

10. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет ...

11. Круглобока, желтолица,

Может с солнышком сравниться.

А душистая какая, мякоть сладкая такая!

Мы поклонники отныне королевы поля…

12. Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я …

13. Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко. Что же это ?

14. Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

15. Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? ...

16. Маленький, горький, луку брат.

17. Золотая голова - велика, тяжела.

Золотая голова - отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

18. Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна!"

19. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

20. Как на нашей грядке выросли загадки.

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют.

Ответы на кроссворд:

1. Яблоко. 2. Слива. 3. Виноград. 4. Апельсин. 5. Гранат. 6. Груша. 7. Лимон. 8. Смородина. 9. Ананас. 10. Банан. 11. Дыня. 12. Капуста. 13. Репка. 14. Горох. 15. Свекла. 16. Чеснок. 17. Тыква. 18. Картошка. 19. Морковь. 20. Помидоры.

  • Урок-конспект по теме: "Золотая осень"

Цели урока:

• Обобщить знания учащихся по теме "Осень": изменения в живой и неживой природе осенью, признаки осени;

• выявить пробелы в знаниях;

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

работать над развитием речи;

• продолжить воспитание любовного отношения к родному краю;

• развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы.

Планируемые результаты:

• выявить уровень знаний учащихся по теме "Осень";

• оценить знания учащихся;

• развивать творческое восприятие природы через поэзию, музыку, изобразительное искусство;

• учится творчески воспринимать задания, развивать воображение.

Оборудование: ПК, презентация, запись звуков живой природы, музыкальная запись (песня "Урожай собирай"), репродукции картин: И. Бродский "Золотая осень" (1-я иллюстрация в конспекте урока), А. Герасимов "Бабье лето" (2-я иллюстрация в конспекте урока), И. Левитан "Поздняя осень" (3-я иллюстрация в конспекте урока), кроссворд, мяч, раздаточный материал, кластер, рисунок дерева (для рефлексии).

Тип урока: обобщающий

Форма урока: урок-КВН

Межпредметные связи: литература, ИЗО, русский язык, технология

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация

Учитель читает стихотворение С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы"

• О каком времени года идет речь? По каким признакам вы определили, что описывается осень?

(Картина А. Герасимов "Бабье лето")

Осень - самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота - " в багрец и золото одетые леса", "прощальная краса" природы, которая засыпает, ахнет, готовясь к долгой и суровой зиме.

III. Постановка целей урока и объяснение правил конкурса

Учитель: Сегодня нам предстоит вспомнить все, что вы узнали об осени, о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Класс разделить на три команды. Каждая команда набирает баллы. Для оценивания подготовить листочки трех цветов: красные - "полный, развернутый ответ", желтые - "ответ хороший, но нуждается в дополнении", зеленые - "ответ правильный, но допущены неточности, ошибки".

В течение урока каждый ученик должен получить свою оценку. В итоге побеждает команда, собравшая самый богатый урожай красных листочков.

IV. Практическая работа

Конкурс 1. "Комплименты"

Учитель: По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А как вы можете назвать осень?

Команды по очереди называют прилагательные, которыми можно описать осень.

Словарная работа.

Учитель: В ваших ответах прозвучало слово "золотая". Но что это означает? Золотая - значит из золота? (Нет, золотая - это эпитет, который описывает главную "краску" осени - желтый.)

Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово "золотой" употребляется в переносном смысле?

Золотая голова, золотые руки.

Конкурс 2. "Признаки осени"

Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной"

Как ярко и образно описывает поэт наступающую осень. А какие признаки осени знаете вы?

Задание: Учитель кидает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени (листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке и т.д.) Побеждает тот, кто вспомнит больше всех.

По ходу конкурсы на доске оформляется кластер.

Учитель: Молодцы! Вы вспомнили много признаков наступления осени. Но эти изменения в природе происходят постепенно, не сразу. Ваша следующая задача - определить, какая осень представлена в картинах - ранняя, поздняя или середина осени.

(Картина И. Левитан "Поздняя осень")

Конкурс 3. "Осенний портрет"

Учитель читает стихотворение И. Бунина "Лес, точно терем расписной"

Поэт так описывает осень, что нам легко представить эту картину наглядно.

Задание: Каждой команде предлагается на выбор картина, разрезанная на части. Задача: собрать картинку и выбрать признаки осени из кластера, которые относятся к данной поре.

Во время ответов члены других команд могут дополнять рассказ.

Конкурс 4. "Разгадай кроссворд"

Учитель: Осень называют не только рыжей, золотой, грустной, но и богатой.

Словарная работа: Что значит выражение "богатая осень"? Богатая - не значит, много денег, а значит - много фруктов и овощей. Богатый урожай.

Давайте вспомним, какие овощи и фрукты собирают осенью?

Кроссворд удобнее предложить в презентации.

Пример кроссворда:

(См. Приложение: Витаминный кроссворд)

Физ.минутка: Звучит запись песни "Урожай собирай" ("Мы корзиночки несем…")

Под песню дети изображают сбор урожая.

Конкурс 5. "Птичий концерт"

Учитель: Во время предыдущего конкурса вы указали, что осенью часто слышится крик перелетных птиц. Но не все птицы улетают в теплые края. Давайте вспомним, какие птицы являются перелетными, а какие зимуют в наших краях.

Работа с презентацией.

Демонстрируется слайд с изображениями птиц. Задача: узнать птицу по картине и назвать перелетных и зимующих.

Конкурс 6. "Мир животных"

Учитель: Но не только птицы и деревья встречают осень. Большие изменения происходят и в мире животных. Одни их них меняют цвет своей шкурки, другие делают запасы, а третьи готовятся к долгой спячке.

Задание: Отгадать загадки про животных и рассказать, как эти животные готовятся к наступлению холодов.

Загадки - на слайдах в презентации. (См. Приложение: Загадки и стихи про осень)

Конкурс 7. "Живые звуки"

Учитель: Русские художники очень любили рисовать осень. В какое еще время года встретишь такой буйство красок, такую красоту! Перед вами три картины: И. Бродский "Золотая осень", Герасимов А. "Бабье лето", И. Левитан "Поздняя осень". Рассмотрите их и выполните следующее задание:

Звучат звуки природы (гром, шум дождя, шорох падающих листьев, крики журавлей, улетающих в теплые края)

Задача: угадать звуки и определить, к какой картине они подходят. Почему вы так решили?

Во время ответов учащихся попросить их указывать: это признаки живой или неживой природы. Ответы обосновать.

Конкурс 8. "Краски осени"

Команды выбирают одну картину. Учащимся предлагаются четверостишья об осени (См. Приложение: Загадки и стихи про осень).

Задача: к картине нужно подобрать подходящее четверостишье и составить свой рассказ о данном периоде осени, используя стихотворения.

Конкурс 9. "Творческая мастерская"

Учитель: Какие стихотворения об осени вы знаете?

От каждой команды выбираются по 2 участника, которые читают стихи об осени.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок

VI. Рефлексия

• Понравился ли вам урок?

• Какие задания было интересно выполнять?

• Если урок вам понравился, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если осталось что-то непонятым - прикрепите желтые. А если вам на уроке было скучно - прикрепите зеленые листочки.

VII. Домашнее задание

Написать сочинение на тему "Осень в моем городе"




Урок-конспект по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"

Задачи урока:

Научить детей распознавать признаки осени, находить изменения в природе в осеннее время; развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; познакомить с осенними праздниками; прививать любовь к природе через поэзию, художество, музыку.

Планируемые результаты: выучить главные особенности осени, грамотно описать иллюстрацию с осенним пейзажем, используя эпитеты и сравнительные обороты, выучить осенние праздники и приметы каждого месяца.

Оборудование: картинки с изображением природы осенью, композиция П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь».

Предварительная работа: подготовить репродукции, композицию.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного, проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение нового материала.

V. Физминутка.

VI. Закрепление новой темы.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

* В изображении картина С. Андрияка "Золотая осень". Поезд Красноярск-Москва", 1983, бум., акв., 10х14

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие с детьми, проверка готовности к уроку.

II. Повторение. Закрепление знаний, полученных на прошлом уроке, проверка домашнего задания. Оценивание активных учащихся.

III. Сообщение темы и целей урока. На доске висят картинки с изображением осени. Учитель предлагает рассмотреть их и самостоятельно определить тему сегодняшнего занятия. (осень) Правильно, сегодня мы будем говорить о прекрасной поре года - осени.

IV. Новый материал.

Осень наступила

Урок начинается с того, что учитель предлагает детям закрыть глаза и прослушать композицию П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь». При этом тихим голосом прочитать стихотворение Алексея Плещеева «Осень».

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Учитель просит открыть глаза и проводит коллективное обсуждение о том, что представляли дети во время прослушивания. Далее рассматривая иллюстрации на доске детям даётся задание придумать имена для осени? (золотая, пёстрая, разноцветная, жёлтая, многогранная, цветная, урожайная, бархатная, глубокая, ранняя, поздняя). Молодцы, а кто может перечислить осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь) Определите, какому месяцу соответствуют картины на доске? (картинки необходимо подбирать, чтобы на них чётко рассматривались особенности каждого месяца)

Осенние месяцы

Сентябрь

Далее детям предлагается послушать стихотворение Михаила Садовского "Сентябрь"

Лето кончилось привольное,

Наступает время школьное,

И по правде говоря,

Он любимый и желанный,

Долгожданный, долгожданный

Звонкий праздник сентября!

-Итак, первый месяц осени - это сентябрь. А кто расскажет, по каким признакам это можно определить? (день становится короче, деревья «переодеваются» в жёлтые наряды-листья, в лесу люди собирают орехи и грибы, а на огородах овощи)

Какие праздники отмечают в сентябре? (1 - День знаний, 8-Международный день грамотности) Кто знает приметы про осень?

  • В сентябре огонь и в поле, и в избе;

  • В сентябре одна ягода, и та - горькая рябина;

  • В сентябре синица просит осень в гости;

  • В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Октябрь

Чтение стихотворения Михаила Садовского "Октябрь"

Листья опали,

Птицы пропали,

Всё, что цвело

Притаилось в опале.

Заняты норы,

Замерли споры,

Заиндевели утром заборы...

Что же так сладко в этой поре,

В сердце сжимающем нам октябре?!

Какие отличительные особенности можно отнести к октябрю? (деревья стоят без листьев, птицы улетели в тёплые края, появляются первые заморозки)

О каких октябрьских праздниках помните? (Международный день музыки, День учителя, Международный день Врача)

Знаете ли вы приметы про октябрь?

  • Октябрь - месяц близкой пороши;

  • Октябрь ни колеса, ни полоза не любит;

  • Октябрь плачет холодными слезами;

  • Октябрь развезет - ноябрь подберет;

  • Октябрьский гром - зима бесснежная.

Ноябрь

Далее учитель читает стих М. Садовского "Ноябрь"

Чёрный лес

Неотразимый

Прорисован до корней,

За ноябрьским предзимьем

Снега ждёт душа скорей.

За угрюмыми ночами

Белых плясок хоровод,

За терпенье и печали

Долгожданный Новый год!

Задаются вопросы:

Что можно рассказать о ноябрьских днях? (Стало заметно холодно, появляется первый снег, короткий день, рано темнеет)

Какие праздники в этом месяце? (День милиции, Всемирный день ребенка, День буквы "Ё")

Какие приметы есть про ноябрь?

  • Ноябрь - ворота зимы;

  • Ноябрь - сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной батюшка;

  • Ноябрь - сумерки года;

  • Ноябрь пригвоздит - декабрь намостит;

  • Ноябрьские ночи до снега темны.

V Физминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

-Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложили назад,

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

Далее предлагается провести игру. Учащиеся делятся на две команды. Дети друг за другом выходят к доске и пишут в колонку слова связанные с осенью. У первых задание «Огород», у вторых «Одежда и принадлежности». Провести коллективную проверку. Побеждает та команда, у которой слов будет больше.

VI. Закрепление темы

Предлагается решить кроссворд.

  1. Первый месяц осени (сентябрь)

  2. В каком месяце празднуют День учителя? (октябрь)

  3. У какого растения листья краснеют? (Рябины).

  4. Со стихотворениями какого автора мы сегодня познакомились? (М. Садовский)

  5. Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат - почернеют. (листья)

7. Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

8. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

9. Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (гриб)

VII. Подвести итоги, поблагодарить детей за урок, оценить и выставить оценки.

VIII. Задание на дом. Нарисовать рисунок красками для конкурса. Тему задают разную, первый ряд - «Ранняя осень», Второй -«Золотая осень», третий - «Поздняя осень».








Интегрированный урок по биологии и психологии

Класс: 5-б

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Осень».

Задачи урока:

образовательные: закрепить и обобщить знания об осенних изменениях в природе.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, прививать любовь к природе через поэзию, художество, музыку.

развивающие: развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы; развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; развивать устную речь, логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся.







ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.


  1. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворения Константина Бальмонта.

Учитель читает стихотворения под музыку П. Чайковского "Времена года".

Осень.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

- О каком времени года идет речь? По каким признакам вы определили, что описывается осень?

3. Постановка проблемной ситуации.

В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит» (на доске). Проверить, верно ли это высказывание или нет поможет наш урок. Сегодня повторим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.

- Вспомните, как называются осенние месяцы? (вывешиваю названия на доску)

- Рассмотрите картинки. Какое время года на них изображено? Почему вы так думаете?

- Определите, какому месяцу соответствуют картины на доске? (картинки необходимо подбирать, чтобы на них чётко рассматривались особенности каждого месяца)

- Прочитайте строчки стихотворения и определите какому осеннему месяцу они соответствуют.

Жёлтый лист летит как птичка,
На урок спешит Лисичка.
Новый ранец за спиной,
Ранец с азбукой лесной.

Опустел скворечник -
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.



  1. Проверка домашнего задания.

- Каким было домашнее задание? (найти народные приметы осенних месяцев).

2 сентября - Фёкла. На Фёклу - выдёргивай свёклу.

13 сентября - Лука. Птицы устремляются на юг. Если в этот день журавли на юг полетели, то зима будет ранняя. Если они низко летят над землёй, то зима будет тёплая, а если высоко - морозная.
18 сентября - Захарий и Елизавета. Если в этот день пожелтели листья рябины, то осень недолго продлится, а зима будет холодной.
22 сентября - по народному календарю начало "луковой" недели. Женщины начинают убирать лук.

25 сентября - День Священномученика Автонома. В этот день считается, что змеи в лесах уходят под землю.
28 сентября - Никита. На Никиту улетают на юг гуси.
5 октября - Листопадник. Если к этому дню с берёз не опали все листья - снег будет поздно.
12 октября - Семён. В этот день охотились в лесу за зайцем.
25 октября. В эту ночь гадают по звёздам о погоде и будущем урожае. Если на северо-западе собрались тучи - жди дождей. Если звёзды ярко светят - к морозу, если их вовсе нет - к снегопаду. Туманности в звёздах - к хорошему урожаю.

26 октября - Карп. В этот день парились в бане - выгоняли хворь из тела. Настаивали целебные снадобья.
28 октября - Ефим. Ефим сон нагоняет, коренья растений холодом окутывает

1 ноября - проводы осени, подготовка к зиме.
8 ноября - согласно народному календарю, Дмитриев день. Если в этот день снег лежит, значит, весна будет поздняя.
12 ноября - Зиновий. В этот день прилетают синицы. Невелика птичка, да свой праздник помнит.
19 ноября - Павел Исповедник. Если в этот день идёт снег, то вся зима обещает быть снежной - озимым тепло, урожай хороший будет.

27 ноября - Филипп. Если на Филиппа появится иней на деревьях - будет урожай на овёс.

5. Практическая работа.

- Какие же изменения происходят в жизни животных?

Перед вами таблица, вам нужно её заполнить (работа в парах)

Толстый мех

Толстый слой жира

Зимняя спячка

Дупло

Нора

Берлога

Убежище

ЛИСА



ВОЛК



БЕЛКА



МЕДВЕДЬ



ЗАЯЦ



ЁЖ



БАРСУК




- Какие изменения произошли в жизни птиц с наступлением осени?


  1. Физ.минутка.

- Встаньте друг за другом. Я буду называть птиц, если они перелетные вы машете руками, а если осёдлые - шагаете на месте (показ картинок).

- Какие изменения происходят в жизни людей?

- Найдите на доске картинки, где изображены люди в осенней одежде. По каким признакам вы определили?

-Действия каких животных мы повторяем? (Заяц, ласка, горностай)

- Что ещё делают люди осенью? (Собирают урожай).

- Действия каких животных мы повторяем? (Ежа, белки, хомяка)

-Отгадайте по двум признакам овощи и фрукты, чей урожай мы собираем осенью.

Закутанная + хрустящая (капуста)

Бордовая + круглая (свекла)

Сладкое + румяное (яблоко)

Красные + сочные (помидоры)

Неумытая + урожайная (картошка)

Круглая + тяжелая (тыква)

Длинная + сладкая (морковь)

Зеленый + пупырчатый (огурец)

Полосатый + сладкий (арбуз)

Кудрявая + зеленая (петрушка)

Горький + плакучий (лук).

  1. Штриховка (психолог).

Заштриховать овощи и фрукты.

  1. Подведение итогов.

- Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградит, всё загубит» ?

(Дети высказывают свои мнения)

  1. Рефлексия.

- По-разному называют осень наши поэты. А как вы можете назвать осень? (слова на карточках, называют, находят, крепят на доску).

ЗОЛОТАЯ

ХМУРАЯ

ДОЖДЛИВАЯ

ХОЛОДНАЯ

КРАСИВАЯ

УРАЖАЙНАЯ

• Понравился ли вам урок?

• Какие задания было интересно выполнять?

• Если урок вам понравился, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. А если вам на уроке было скучно - прикрепите желтые листочки.

  1. Домашнее задание.

Разгадать кроссворд (работа в парах).



© 2010-2022