- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса Профессия ЭКОЛОГ
Программа элективного курса Профессия ЭКОЛОГ
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Остафийчук Г.К. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ПРОФЕССИЯ - ЭКОЛОГ"
Остафийчук Гульнара Капиятовна Жайсанская средняя школа. Актюбинская область, Мартукский район. Казахстан. [email protected]
Элективный курс «Профессия - эколог» знакомит учащихся с основными экологическими специальностями, помогает сформировать правильное представление о работе эколога. Изучение курса позволит школьникам лучше определиться с выбором профиля дальнейшего обучения.
Пояснительная записка
Программа адресована учащимся 9, 10, 11 классов и рассчитана на 34 часа. Курс имеет ориентационную направленность в области экологии. Используются разные подходы к организации занятий, такие как лекции, проекты, проведение лабораторных работ, экскурсий, конференций. Основная форма организации учебной работы - занятие (урок). В процессе освоения теоретической и практической части программы учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для овладения в будущем рядом профессий и специальностей в области экологии. Теоретический материал может излагаться на уроках в виде лекций. Практическая часть осуществляется в форме экскурсий, практикумов и т.д. Успешному решению задач курса будет способствовать организация встреч с работниками в сфере экологии, студентами вузов на занятиях круглого стола в учреждении школы. Информационная поддержка образовательной деятельности учащихся может осуществляться с помощью электронных ресурсов: DVD фильмов, презентаций, электронных тестов; проведения творческих конкурсов, защиты проектов.
Материалы курса могут быть использованы учениками при (подготовке) изучении соответствующих разделов школьной программы по биологии: «Общая биология».
В государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 г. конкретно указано, что система профориентационной работы в образовании утрачена. Потому существующую на нынешнем этапе проблему рынка труда и отдельных отраслей экономики рассматривается в отсутствии системной профориентационной работы. В связи с этим Целью программы является:
- Сформировать у учащихся интерес к профессиям биологического, экологического профиля.
Задачи:
- познакомить учащихся со спецификой работы экологов разных специальностей.
- развить у школьников умения осознавать и объективно оценивать свои индивидуальные особенности, способности к данному профилю обучения.
- способствовать определению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение биологических и экологических специальностей.
- создание условий для осознанного выбора учащимися дальнейшего образования, связанного с экологическим направлением
- активизировать самоопределение школьников, побуждение их к развитию своих талантов и самореализации на благо своей страны и всего общества
- формировать экологическое мировоззрение
- совершенствовать коммуникативные навыки
- развитие личности учащихся, стремление к самообразованию;
- подготовка личности, понимающей биологическую и социальную сущность человека.
Примерный учебно-тематический план (34 часа,1 час в неделю)
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Вид занятия
Теория
Практика
Раздел I. История экологии (4 часа).
1.
Зарождение и развитие экологии.
1
1
2.
Профессия эколог. Основные решаемые задачи профессии "Эколог".
1
1
3.
Путь к профессии. Профессиограмма.
1
1
4.
Анкетирование на профориентационную направленность.
1
1
Раздел II. Узкие экологические специальности и квалификации (23 часа.).
1.
Уровни образования профессии «Эколог». Специальности среднего профессионального образования. Специальность - Общая экология
1
1
2.
Экскурсия в среднее профессиональное учебное заведение. Содержание труда.
1
1
3.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
1
1
4.
Специальность - мелиорация, рекультивация и охрана земель
1
1
5.
Специальность - пожарная безопасность
1
1
6.
Специальности - радиационная экология, радиационная безопасность
1
1
7.
Специальности высшего профессионального образования. Экскурсия в Вуз
1
1
8.
Специальность - охрана природы
1
1
9.
Специальность - инженерная защита окружающей среды
1
1
10.
Специальность - защита окружающей среды.
1
1
11
Экскурсия в ближайший заповедник или заказник
1
1
12
Специальность - биология популяций и сообществ
1
1
13.
Специальность - историческая экология
1
1
14.
Специальность - биологический контроль окружающей среды.
1
1
15.
Специальность - экология человека
1
1
16.
Специальность - экологическое образование
1
1
17
Специальность - экологическая экспертиза
1
1
18
Специальность - биоразнообразие и охрана природы
1
1
19
Специальность - природное и культурное наследие
1
1
20
Конференция « Охрана природы Казахстана»
1
1
21
Специальность - экологическое моделирование экосистем
1
1
22
Специальность - экологическая безопасность
1
1
23
Специальность - экологическое право
1
1
Раздел III: Требования к профессии «Эколог» (7 часов)
1
Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста медицинские противопоказания
1
1
2
Профессионально-важные качества профессии «Эколог»
1
1
3
Место работы и карьера.
1
1
4
Перспективы и востребованность профессии эколога.
1
1
5
Учебные заведения Казахстана, обучающие профессии «Эколог». Работа с сайтом shkolniky.ru/ecologist
1
1
6
Родственные профессии
1
1
7
Конференция «Я б в экологи пошел! »
1
1
Всего 34 часа
27
7
.
Путь к профессии.
Выбор профессии - дело всей будущей жизни. Оттого, кем станет человек, зависит Ваша судьба: содержание каждого дня, круг друзей и знакомых, образ жизни и будущая семья, и в итоге - смысл всей жизни. Принятое решение должно быть продуманным, взвешенным и обоснованным. Для принятия аргументированного и глубокого осознанного решения надо:
-
Трезво оценить свои способности и разобраться в своих интересах;
-
Надо иметь представление о профессии, которую выбираете;
-
Следует узнать о сроках обучения, программе, условиях и трудностях учебы по избранной Вами специальности;
-
Надо иметь ясное представление о перспективах и условиях работы после окончания обучения.
Высокопрофессиональное образование должно совершаться непрерывно. Система непрерывного профессионального образования имеет 3 основные ступени:
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Источники информации:
-
Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. Человек-экономика-биота-среда., М., «ЮНИТИ», 2007.
-
Бейсенова А., Шилдебаев Ж.Экология. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп» 2005 г.
-
Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы, «Қазақ университеті», 2007.
-
Быков Б., Экологический словарь, Алматы «Наука», 1988 г.
-
Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов. М.: Агар, 2006.
-
Дедю И. Экологический энциклопедический словарь, Кишинев, 1989 г.
-
Диагностическая тетрадь по выявлению профессиональной направленности ученика 9 класса. Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования. Алматы «РАДиАЛ», 2005 г
-
Каримов Ж., руководитель Центра выбора профессии «Корни проблем профориентации и как ее решить? »- yvision.kz/post/
-
Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года
-
Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы
-
Национальный доклад о состоянии окружающей среды в Республике Казахстан
в 2008 году
-
Петросова Р., Голов В., Никонова М., Скворцов П. Практикум по естествознанию и основам экологии (учебное пособие для студентов средних педагогических заведений). М: «Академия», 2000
-
Хандогина Е.К., Герасимова Н.А., Хандогина А.В.. Экологические основы природопользования, М., «Форум», 2007.
-
«Экологический кодекс Республики Казахстан» от 9 января 2007 года № 212-III
-
shkolniky.ru/ecologist- информационно-справочная система выбора профессии РК
-
obrazovanie66.ru/- каталог специальностей высшего профессионального образования
-
profesiay.narod.ru/ - сделай выбор профессии
-
jobs.ua/ - справочник квалификационных характеристик профессий работников
-
ya-student.kz/- молодежный образовательный портал «»
-
348spb.edusite.ru/ - тесты, анкеты , профориентация