Рабочая программа элективного курса по биологии Почему мы не похожи друг на друга 11 кл

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Алешкинская средняя общеобразовательная школа

Сенгилеевского района Ульяновской области

Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР: Директор школы:

______ Алекинова С.В. _______Жегалина Н.В.

Приказ № __ от _______20_____г




Рабочая программа

элективного курса

по биологии


«Почему мы не похожи друг на друга»

11 класс

(Всего 17 часов в год; 0,5ч в неделю )



Рассмотрено и одобрено на заседании РМО учителей биологии протокол № __от _______ 20___г Выполнила

Руководитель РМО: Т.Н.Григорьева учитель биологии

Самаркина Р.Е.









Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу разработана для учащихся

11 класса и рассчитана на 17 часов.

Содержательной основой курса блок «Основы генетики», изучаемый в 9,10,11классах. Тема является наиболее интересной и сложной в курсе « Общая биология». Но на изучение темы «Закономерности изменчивости» отводится всего 3 часа, что явно недостаточно для глубокого изучения темы. Познание закономерностей изменчивости необходимо для понимания причин многообразия живой природы, процессов эволюции в жизни. Без знаний закономерностей изменчивости организмов, популяций, видов немыслимы основы генетики. Изучение закономерности является теоретической базой селекции, здравоохранения, генной инженерии, биотехнологии . Формирование компетентностей обусловлено овладением интеллектуальными умениями, связью их со знаниями и применением на практике. Элективный курс углубляет содержание курса "Общая биология". В программе данного элективного курса предусмотрено расширение представлений учащихся о своем организме, его организации и функционировании на генетической основе, предусмотрено развитие знаний о биологических закономерностях, о причинной обусловленности явлений и процессов природы.

Требования компетентностного подхода определяют содержательную и методическую структуру элективного курса. Построение элективного курса эффективно содействует самостоятельному поиску и овладению знаниями о влиянии условий среды на онтогенетические особенности; о генотипе как системе, взаимодействующей со средой; рассмотрению проблемы преемственной связи между поколениями и способствует лучшему усвоению последующих тем курса "Общая биология". Изучение важной мировоззренческой проблемы в рамках данного элективного курса будет содействовать развитию у школьников представлений о науке как реальной движущей силе развития общества. Курс имеет профориентационную направленность в области фундаментальной биологии, биотехнологии, генетики, медицины и охраны природы.

Цели курса:

  1. Формирование понятий о генетической наследственности и изменчивости живых организмов (т.е. связь между поколениями).

  2. Установление связи между понятиями "наследственность", "наследственная изменчивость", "эволюция" и пониманием их. генетической основы.

  3. Создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области генетики.

  4. Содействовать профессиональной ориентации учащихся

  5. Обеспечить условия для развития коммуникативной активности учащихся.

Задачи курса: учащиеся должны уметь характеризовать:

-причины биологической индивидуальности на разных уровнях;

- модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость, ее причины;

- норму реакции;

-значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;

-значение мутаций в эволюции, генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения.

Функции элективного курса

Ориентация учащихся на медицинские специальности, эколога, биолога.

Требования к освоению содержания курса

Учащиеся должны знать:

  • Основные положения мутационной теории;

  • Закона гомологических рядов наследственной изменчивости;

  • Закономерностей модификационной изменчивости;

  • Закона Харди - Вайнберга;

  • Вклад Н.И. Вавилова, И.А.Рапопорта и др. в развитие науки , генетики, синтетической теории эволюции, селекции.

  • особенности строения животной (человеческой) клетки и нуклеиновых кислот как носителей наследственной информации;

  • связь между "генотипом", "фенотипом", "генофондом";

  • жизнь и деятельность Г. Менделя;

  • особенности передачи некоторых наследственных заболеваний из поколения в поколение;

  • значение генетических знаний для медицины, биотехнологии.

Учащиеся должны уметь:

  • Сравнивать мутационную и модификационную изменчивость организмов;

  • Виды мутаций;

  • Формы естественного отбора, борьбы за существование, качественные и количественные признаки;

  • доказывать влияние окружающей среды на проявление признаков (фенотип);

  • понимать сущность исследуемой проблемы, самостоятельно выявляя характер наследования признаков;

  • самостоятельно решать генетические задачи;

  • самостоятельно работать с научной, научно-популярной, справочной и учебной литературой;

  • составлять конспекты, рефераты, готовить и делать сообщения, доклады;

  • согласованно работать в группе.

  • Строить вариационные кривые и вариационный ряд

Учащиеся должны уметь различать:

1)источники, вызывающие модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость у организмов;

2)Имена создателей учения о мутациях, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, учения о модификациях, закона генетического равновесия.

Содержание программы

  1. Введение

Ошеломляющее разнообразие жизни. Значение многообразия в природе. Основные формы изменчивости. Генетическая изменчивость.

2.Комбинативная изменчивость. Источники комбинативной изменчивости. Процесс рекомбинации. Практическая работа №1.

3. Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Нейтральные мутации. Генеративные и соматические мутации. Полулетальные и летальные. Основные положения мутационной теории.Эволюционная роль мутации. Практическая работа №2.

4.Множественный аллелизм. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Жизнь и деятельность Н.И.Вавилова. Подготовка рефератов.

5. Причины возникновения и искусственное получение мутаций. Естественный мутационный процесс. Мутагенные факторы среды. Экспериментальное получение мутаций. Работы И.А. Рапопорта, В.В.Сахарова. Охрана людей от действия мутагенов.

6.Изменчивость при обмене генетической информации. Мобильные генетические элементы. Свойства мобильных генетических элементов. Способы перемещения. Трансдукция. Трансформация. Использование в генной инженерии.

7. Цитоплазматическая наследственность и изменчивость. Влияние ядерных генов через цитоплазму яйцеклетки. Внеядерные гены. Цитоплазматическая мужская стерильность. Значение в селекции. Плазмиды и вирусоподобные элементы. Использование в генной инженерии и биотехнологии.

8.Генетическая изменчивость в природных условиях. Популяция. Генофонд. Частоты генов и генотипов. Изучение генетической изменчивости . Изучение хромосомного полиморфизма. Уровень гетерозиготности природных популяций. Работы С.С.Четверикова. Гетерозиготность и величина комбинативной изменчивости.

9.Принцип популяционного равновесия. Закон Харди - Вайнберга. Виды скрещиваний. Закон Харди - Вайнберга. Популяционное равновесие и пол. Биологический смысл закона. Решение задач.

10. Миграции. Закономерности миграции аллелей. Миграции аллелей в человеческих популяциях.

11.Изоляция. Первичная изоляция. Вторичная изоляция.

12.Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны и дрейф генов.

13.Естественный отбор. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Определение и общая характеристика естественного отбора. Непостоянство вектора естественного отбора.

14. Формы естественного отбора. Движущая форма отбора. Стабилизирующая форма отбора. Частотно- зависимый отбор. Дизруптивная форма отбора. Количественная форма отбора.

15. Модификационная изменчивость. Качественные и количественные признаки. Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции. Здоровье как норма реакции на окружающую среду. Модификационная изменчивость. Статические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд и кривая.

16.Практическая работа №3 - 4

17.Подведение итогов. Тестирование за курс.

Тематическое планирование

№п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Комбинативная изменчивость

1

3

Мутационная изменчивость

1

4

Множественный аллелизм

1

5

Причины возникновения и искусственное получение мутаций

1

6

Изменчивость при обмене генетической информации

1

7

Цитоплазматическая наследственность и изменчивость

1

8

Генетическая изменчивость в природных популяциях.

1

9

Принцип популяционного равновесия .

Закон Харди - Вайнберга.

1

10

Миграции.

1

11

Изоляция

1

12

Случайные процессы в популяциях.

Дрейф генов.

1

13

Естественный отбор.

1

14

Формы естественного отбора.

1

15

Модификационная изменчивость

1

16

Практическая работа

1

17

Контроль знаний. Тестирование за курс

1

Итого:

17 часов



Календарно-тематическое планирование

п/п

Содержание темы

Способы

деятельности,

формы,

приемы

Практическая

работа

оборудование

1

Введение.

Формы изменчивости.

Беседа. Обсуждение эпиграфа «Красота

в мире - это разнообразие, непохожесть»

В.Белов

Таблицы с растениями,

животными,

набор открыток, атлас- определитель

2

Комбинативная

изменчивость.

Источники изменчивости

Составление схемы №1,

заполнение таблицы №1

П/р №1 «Наблюдение

комбинативной изменчивости»

растения

3

Мутационная изменчивость.

Изучить теорию,

составить схему «Классификация мутаций», выписать основные положения мутационной теории Г.де Фриза.

П/р №2 «Наблюдение мутационной изменчивости».

Учебник, справочник для школьников и поступающих ВУЗы.

4

Множественный

аллелизм.

Изучить теорию, знакомство с анкетой Н.И.Вавилова,

подготовить реферат о жизни и деятельности

Н.И. Вавилове.

Портрет Н.И.Вавилова

5

Причины возникновения

и искусственное

получение мутаций.

Изучить теорию, выучить термины; беседа о работе В.А.Струнникова.

Учебник

(СонинН.И.)

6

Изменчивость при

обмене генетической информации.

Изучить теорию,

выписать термины, проверить себя по вопросам.

Учебник

( Сонин Н.И. и др.)

7

Цитоплазматическая наследственность и изменчивость.

Изучить теорию,

выписать термины, проверить себя по вопросам, составить

конспект темы.

Самостоятельная работа: дать определение понятий.

Цветок -Пеларгония пестролистная.

8

Генетическая

изменчивость в

природных популяциях.

Изучить теорию,

запишите и выучите определение

Популяций,Генофонд

ответьте на вопросы

Проверьте себя

(рабочая тетрадь)

Приложение№8

стр.27-28,

брошюрка

9

Принцип

популяционного равновесия. Закон Харди - Вайнберга.

Изучить теорию,

запишите и выучите закон ;

ответьте на вопросы

Решение задач

Приложение№7

стр.25,29-34

брошюрка

10

Миграции.

Изучите теорию, ответьте на вопросы

11

Изоляция.

Изучите теорию, ответьте на вопросы, выписать определение «изоляция»

Выполнить тест

12

Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов.

Изучить теорию,

запишите и выучите

термины Популяционные волны» и «Дрейф генов».

ответьте на вопросы

Выполнить тест

Приложение

№9

стр.35-38,

брошюрка

13

Естественный отбор.

Изучить теорию,

запишите и выучите

термины и дать общую характеристику понятий,заполнить

таблицу

« Виды борьбы за существование»,

ответьте на вопросы

Выполнить тест.

Учебник

( Сонин Н.И.и др.)

14

Формы естественного отбора.

Изучить теорию,

запишите и выучите

термины и дать общую характеристику понятий,заполнить

таблицу

«Формы естественного отбора»

ответьте на вопросы

Проверьте себя (Приложение №10)

С.39

Учебник (рисунки)

15

Модификационная изменчивость.

Изучить теорию, и составить конспект,запишите и выучите

термины и дать общую характеристику понятий,заполнить

таблицу

«Модификационная изменчивость»

ответьте на вопросы

Брошюрка,

с.42-43

16

Практические работы.

П/р №3

« Закономерности модификационной изменчивости»

Брошюрка ,

с.44-45

П/р №4

« Выявление изменчивости организмов»

брошюрка,

с.47-48,приложение

15.

17

Подведение итогов.

Выполнить тест.

Материалы для самоконтроля,

С.49-52

Рекомендации к проведению занятий.

Занятия проводятся в двух режимах. Первый режим привычное урочное построение, и второй режим практические занятия. Поскольку учащиеся 9 класса еще не обладают достаточными возможностями к самостоятельному освоению высоко специфичной научной информации, и поэтому необходима информация, исходящая от учителя. Большая же часть работы курса построена на самостоятельном расширении и углублении информации, сборе практических сведений необходимых для реализации плана построения собственного генеалогического древа, которое является частью отчета о работе учащегося. Отчет представляет собой своеобразную копилку информации, полученной на занятиях и собранной самостоятельно, а так же из устного отчета перед "коллегами". Оценивание по системе «зачет», не «зачет», и оценка одноклассника, поскольку у него основная задача заинтересовать учащихся вопросами биологии для дальнейшего выбора направления обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Практическая работа №1

К наследственной изменчивости относятся такие изменения организмов, которые

Определяются генотипом и сохраняются в ряде поколений.

Мутации - наследственные изменения генетического материала.

Классификация мутаций.

По характеру проявлений по месту возникновения

Доминантные рецессивные генеративные соматические

Летальные, полулетальные, проявляются в передаются

несовместимые с снижающие следующих потомкам при

жизнью жизнеспособность поколениях бесполом размножении

По уровню возникновения

Геномные,приводят Генные(точковые) Хромосомные -

к изменению числа связаны с изменением перестройка хромосом

хромосом последовательности

нуклеотидов

Полиплоидия- - удвоение участка-

Кратное дупликации

Увеличение числа -нехватка участка-

Хромосом делеция

-поворот участка на 180-

Автоплоиды Аллоплоиды Мутантный ген инверсия

-перемещение участка

содержат содержат способствует на негомологичную

один и тот же разный возникновению хромосому -

набор набор новых аллелей транслокация

хромосом хромосом

Практическая работа №2

Тема: «Наблюдение мутационной изменчивости».

Ход работы.

1.Рассмотрите : а) листья и цветки чистотела; б) отдельные цветки, соцветия сирени и василька.

2.Определение признаков, характерных для данного вида, или измененных.

3. Запишите результаты в таблицу:

растение

порядковый

признаки

вывод

характерные

измененные

цветок

лист

стебель

цветок

лист

стебель

4.Вывод на основании наблюдений; указать причины возможного появления признаков, нехарактерных для данного вида.

5.Заполните таблицу:

Форма изменчивости

Причина изменчивости

Значение для

эволюции



Практическая работа №3

Тема. Закономерности модификационной изменчивости.

Цель работы: - выявить статические закономерности изменчивости количественных признаков.

Оборудование: Линейки, весы, цилиндры, наборы семян, листьев, колосьев, микрокалькуляторы.

Задание для предварительного сбора ряда статических данных.

1.Опросите не менее 10 учащихся одного пола и примерно одного возраста об их массе, росте, размере обуви . Полученные данные сведите в таблицу:

Количественные признаки учащихся.

Фамилия

Масса,кг

Рост,см

Размер обуви,

одежды

Достижения в спорте


2.Измерьте длину листовой пластинки и данные сведите в таблицу.

Длина

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Количество



3.Изобразите вариационный ряд и вариационную кривую.

4.Просуммировав полученные всей группой значения всех величин признака и разделив сумму на число вариантов, получите среднюю арифметическую изучаемого признака по формуле. ( см.учебник А.С.Полянского «Общая Биология».

5.

Растение

Номер

растения

Высота растения

Кол-во листьев

Размер листовой пластинки

Кол-во цветков в соцветии

вывод

Редька дикая


Вывод: Чем однообразнее условия развития, тем меньше выражена модификационная изменчивость, тем короче будет вариационный ряд.

Чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость . Размах вариации зависит и от генотипа.



Практическая работа №4

Тема. Выявление изменчивости организмов

Материал для работы:

Живые растения или гербарные растения ( растения одного вида).

Цель: наблюдение определенной изменчивости. а) анализ растений пастушьей сумки по ряду признаков, представленных в таблице. Оформите записи в таблице.

Растение

Номер растения

Высота растения

Кол-во листьев

Размер листовой пластинки

Количество цветков в соцветии

вывод

Пастушья сумка


б) определение на облиственных побегах растений черт сходства и различия в строении листьев по признакам, указанным в таблице.

Составьте вариационные кривые изменчивости длины листьев и числа листовых пластинок рассматриваемого вида растения.

Растение

Поряд.

номер

листья

Кол-во листовых пласти

нок

Длина

листа

выводы

Прос

тые

Сло

ж

ные

череш

шко

вые

си

дя

чие

опу

ше

ен

Не

оп

с

при

лист

Без

при





По результатам наблюдений определите варьирующие признаки и постоянные.

в)Запись результатов наблюдений в таблицу.

Подведение итогов.

1.Ответьте на вопросы самоконтроля

С.261

2.Выполните к/р

С.262

3.Ответьте на тесты и проверьте

себя по ключу

самоконтроля

ответов.

1.биология:тесты для 11 класса- М:Центр тестирования

МОРФ,2001,2002,2003. 2.ЕГЭ- 2002:КИМы:биология-М:Просвещение,2002.Тема4.

Материалы для самоконтроля.

Тест1. «Роль изменчивости в эволюционном процессе»

задания

ответ

Оцен

ка

Проверь

себя

1.Синтез генетики с теорией биологической эволюции был

начат работами:

1)И.И.Мечникова

2)К.А.Тимирязева

3)С.С.Четверикова

4)И.И.Шмальгаузена

2.Выпадение одного нуклеотида в молекуле ДНК является примером:

1)генной мутации

2)хромосомной мутации

3)геномной мутации

4)модификационной изменчивости.

3.У растений нередко встречается случайное увеличение

числа хромосом в 2 раза.Это явление относится к:

1)генной мутации

2)хромосомной мутации

3)геномной мутации

4)модификационной изменчивости

4.Саламандры, перенесенные из аквариума с темным дном в аквариум со светлым дном, светлеют. Этот факт можно объяснить:

1)генными мутациями

2)хромосомными мутациями

3)геномными мутациями

4)модификационными изменениями

5.В популяциях, где репродуктивный возраст ее членов 10-15 лет, не будут накапливаться летальные мутации:

1)доминатные, проявляющиеся в 9лет;

2) доминатные, проявляющиеся к 25 годам

3) рецессивные, проявляющиеся к 13 годам

4) рецессивные, проявляющиеся к 18 годам

6.Рецессивные мутации не могут нкапливаться в популяциях:

1)зебры;

2)ландыша лекарственного

3)майского жука;

4)бактерии кишечной палочки.

7.Рецессивная мутация с большой вероятностью может проявиться в популяции, численностью:

1)20 тыс.особей;

2) 2 тыс.особей

3)200тыс.особей

4)20 особей

9. Мутационный процесс:

1)закрепляет изменения генофонда популяции;

2)направляет эволюцию;

3)вызывает появление новых аллелей в популяции

4)обеспечивает отбор наиболее жизнеспособных генотипов

10.Комбинативная устойчивость отсутствует у видов:

1)раздельнополых;

2)обоеполых;

3)способных к самоопылению;

4)утерявших половой процесс.

11. Два организма , принадлежащие к одному и тому же виду, всегда отличаются друг от друга. Одни отличия связаны с тем, что некоторые гены у них разные, другие не связаны с различиями в наборе генов. В первом случае говорят о _______________ ,а во втором - о __________

изменчивости. Материалом для эволюции путем естественного отбора является _____________ изменчивость.

Особи, внешне неотличимые друг от друга , могут нести совершенно разные ________ .

Это связано с тем, что большинство мутаций ________ и проявляются лишь в _____________ состоянии.

Литература для учителя

1. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии / Р.А.Петросова и др., под редакцией А.И.Никишова. - М.: « РАУБ - Цидатель»,1997.

2.Общая биология. Профильный уровень: учебник для 10 ,11 классов общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа,2007.

3.Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова , Е.Т.Захарова. - М.:Дрофа,2012.

4. Общая биология.: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Полянский и др. - М.:П,2001.

5. Программа элективный курс « Молекулярная биология» 10 класс./ Сост. И.В.Зубрицкая. - Волгоград: ИТД «Корифей»,2006.

6. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. -/В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер - Саратов: «Лицей»,1998.

Дополнительна литература

1. Основы биологии. Учебник для общеобразовательных учреждений /С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Т.А.Козлов . - М.: П.,2000г.

Литература для учащихся

1.Биология. Пособие для абитуриентов и для учащихся. В.Ф.Сыч. Издательство Средневолжского научного центра, 2000г

2.Общая биология. Профильный уровень: учебник для 10 ,11 классов общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа,2007.

3.Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова , Е.Т.Захарова. - М.:Дрофа,2012.

4.Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля. Биология. Старшая школа./Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. - М.: « Интеллект - центр», 2008.

5.ЕГЭ- 2012,2013. КИМы по биологии (ФИПИ) и др.



© 2010-2022