Разработка урока по теме Как человек изменил Землю по ФГОС 5 класс

УМК  Н.И. Сонина. Концентрический курс "Биология.Введение в биологию" 5 класс Разработка урока по теме "Как человек изменил Землю" по ФГОС Цель: создать условия для выявления причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновения экологических проблем. Задачи:помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем; способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на у...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Косикова Надежда Михайловна

Учитель биологии МБОУ СОШ № 60 г.Краснодара

УМК Н.И. Сонина. Концентрический курс

Предмет

Биология. Введение в биологию

Класс

5

Тема урока

Как человек изменил Землю

Цель: создать условия для выявления причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновения экологических проблем.

Задачи:

помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем; способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;

способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Освоение знаний о влиянии человека на природу, возникновении экологических проблем; умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы

Познавательные: умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (тексты, таблицы), обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде текста, таблицы.

Коммуникативные: умение активно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Р Регулятивные: способность самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения; умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.

Рефлексивные: умение оценить свои учебные достижения, поведение и эмоциональное состояние

Сформированность познавательных интересов , направленных на изучение влияния человека на облик Земли; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания

Решаемые учебные проблемы

Выявить изменения в природе, вызванные деятельностью человека

Основные понятия, изучаемые на уроке

Экология, экологические проблемы, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение окружающей среды, техногенные аварии,

Вид используемых на уроке ИКС

ПК; проектор; мультимедийная презентация учителя к уроку; рабочие тетради, учебники, электронное приложение

Образовательные интернет-ресурсы

school-collection.edu.ru/catalog

fcior.edu.ru

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя

2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока


«Мудрое слово всегда кратко», - говорит учитель и предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют старые ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагаем в новый век.
На Земле уж белых пятен нету-
Черные сотрешь ли, человек?
(Батуева А.С.)

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения»

(К. Паустовский).

«Поведение человека в природе - это зеркало его души» (К. Зелинский).

Тема урока: Как человек изменил Землю


Выдвигает проблему, задает вопросы и определяет тему урока

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

3. Постановка учебной задачи.

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока: Как человек изменил Землю

- Мы продолжаем знакомиться с жизнью человека на Земле.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь выявлять причинно-следственные связи влияния человека на природу


Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Запись учащимися числа, темы урока.

Учащиеся конкретизируют цель урока

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Усвоение новых знаний.






Класс делится на группы.

Дается индивидуальное задание по группам


Класс делится на группы.

А)Учитель направляет деятельность учащихся по заполнению схемы-кластера

(учитель читает письмо Земли)

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда - то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг:солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание...

Вопрос учителя: Чье это письмо и почему?

Давайте подробнее выясним влияние человека на природу.

Учитель раздает на парту листки формата А4

(Пример части схемы, заполненной учащимися)

Разработка урока по теме Как человек изменил Землю по ФГОС 5 класс

Б)

Деятельность учащихся на уроке строится на основе поэтапного просмотра фрагментов презентации и заполнения схемы-кластера.

А) В центре страницы тетради размещается за­пись: «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу», от нее в стороны записываются понятия, отражающие разные аспекты хозяйственной деятельности человека, их негативное влияние на природу, а также предложения по их устранению.

Б) Учащиеся самостоятельно работают с учебником, изучают часть п.28, посвященную трем глобальным экологическим проблемам: озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект (с.137-138).Класс работает в группах с одним и тем же текстом (читают про себя). «Учитель» группы суммирует содержание абзаца, придумывают вопросы для других учеников, объясняет то, что для других стало непонятно, делает вывод.

Готовят в группе рисунки, иллюстрирующие тему выступления


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Физминутка

Несложные упражнения

Приглашает ученика и разясняет план его действий

Ученик проводит физминутку,учащиеся повторяют за ним упражнения

Личностные. Умение выполнять несложные физические упражнения

Продолжение

4. Усвоение новых знаний.


Ведется индивидуальная и групповая работа группам


Активизирует деятельность в процессе выполнения заданий.и систематизирует знания обучающихся

1.Пояснение вопросов, вызвавших затруднение в теме.

2.Индивидуальные задания, работа с учебником. Подбери пару: Подберите пару: «экологическая проблема - причина»:

1. Кислотные дожди

2.Озоновая дыра

3. Парниковый эффект

А. Утоньшение озонового слоя

Б. Результаты взаимодействия с водой соединений серы и азота

В. Избыточное количество углекислого газа в атмосфере

Учащиеся класса задают уточняющие вопросы по теме «Экологические проблемы».

Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

5.Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Оценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Учитель дает задание для всего класса:

1. Реши задачу:

«На заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км кв. Сейчас лесами покрыто 36 млн. км кв. На какой площади уничтожены леса за это время?»

2. Задания по группам:

1. По фотографиям определить природный ландшафт и антропогенное воздействие на него

2.По тексту учебника (стр 155) выписать все виды влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

3.По слайду выделить виды загрязнений, характерных для Краснодарского края.

Воспринимают и анализируют

информацию. Формулируют выводы, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Работают индивидуально.

.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


6. Рефлексия деятельности.



Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


По результатам урока объективно оцени меру своего продвижения к цели урока.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

Как оцените свою работу?

Ответь на вопросы

1.Сегодня я работал на уроке …

2. Урок для меня показался…

3. Я зарядился настроением

4. Домашнее задание мне кажется…

Спасибо за работу на уроке

Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают продуктивную работу группы

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


7. Домашнее задание.


Опеспечивает понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель комментирует домашнее задание и дифференцирует его

.1.По тексту учебника (с. 135-138) составить 3-5 вопросов со словами «почему...», «что произойдет, если...», «каковы причины...», «каковы последствия...», «обосновать зависимость между...», «как зависит...»;

2.Предложить свои или прочитанные где-либо способы решения экологических проблем;

3.Подготовить выступление о редких и исчезающих видах растений и животных Краснодарского края


Учащиеся слушают, уточняют и записывают домашние задание

Личностные. Умение выполнять домашние задания


© 2010-2022