- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по теме Как человек изменил Землю по ФГОС 5 класс
Разработка урока по теме Как человек изменил Землю по ФГОС 5 класс
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Косикова Н.М. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Косикова Надежда Михайловна
Учитель биологии МБОУ СОШ № 60 г.Краснодара
УМК Н.И. Сонина. Концентрический курс
Предмет
Биология. Введение в биологию
Класс
5
Тема урока
Как человек изменил Землю
Цель: создать условия для выявления причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновения экологических проблем.
Задачи:
помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем; способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;
способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Освоение знаний о влиянии человека на природу, возникновении экологических проблем; умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы
Познавательные: умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (тексты, таблицы), обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде текста, таблицы.
Коммуникативные: умение активно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Р Регулятивные: способность самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения; умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.
Рефлексивные: умение оценить свои учебные достижения, поведение и эмоциональное состояние
Сформированность познавательных интересов , направленных на изучение влияния человека на облик Земли; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания
Решаемые учебные проблемы
Выявить изменения в природе, вызванные деятельностью человека
Основные понятия, изучаемые на уроке
Экология, экологические проблемы, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение окружающей среды, техногенные аварии,
Вид используемых на уроке ИКС
ПК; проектор; мультимедийная презентация учителя к уроку; рабочие тетради, учебники, электронное приложение
Образовательные интернет-ресурсы
school-collection.edu.ru/catalog
fcior.edu.ru
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствует, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя |
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
| «Мудрое слово всегда кратко», - говорит учитель и предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей. Стали люди сильными, как боги, «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения» (К. Паустовский). «Поведение человека в природе - это зеркало его души» (К. Зелинский). Тема урока: Как человек изменил Землю
| Выдвигает проблему, задает вопросы и определяет тему урока | Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
3. Постановка учебной задачи. | - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Откройте тетради, запишите число. Тему урока: Как человек изменил Землю - Мы продолжаем знакомиться с жизнью человека на Земле. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь выявлять причинно-следственные связи влияния человека на природу
| Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Запись учащимися числа, темы урока. Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Усвоение новых знаний.
| Класс делится на группы. Дается индивидуальное задание по группам
| Класс делится на группы. А)Учитель направляет деятельность учащихся по заполнению схемы-кластера (учитель читает письмо Земли) Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда - то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг:солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание... Вопрос учителя: Чье это письмо и почему? Давайте подробнее выясним влияние человека на природу. Учитель раздает на парту листки формата А4 (Пример части схемы, заполненной учащимися)
Б) | Деятельность учащихся на уроке строится на основе поэтапного просмотра фрагментов презентации и заполнения схемы-кластера. А) В центре страницы тетради размещается запись: «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу», от нее в стороны записываются понятия, отражающие разные аспекты хозяйственной деятельности человека, их негативное влияние на природу, а также предложения по их устранению. Б) Учащиеся самостоятельно работают с учебником, изучают часть п.28, посвященную трем глобальным экологическим проблемам: озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект (с.137-138).Класс работает в группах с одним и тем же текстом (читают про себя). «Учитель» группы суммирует содержание абзаца, придумывают вопросы для других учеников, объясняет то, что для других стало непонятно, делает вывод. Готовят в группе рисунки, иллюстрирующие тему выступления
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Физминутка | Несложные упражнения | Приглашает ученика и разясняет план его действий | Ученик проводит физминутку,учащиеся повторяют за ним упражнения | Личностные. Умение выполнять несложные физические упражнения |
Продолжение 4. Усвоение новых знаний.
| Ведется индивидуальная и групповая работа группам
| Активизирует деятельность в процессе выполнения заданий.и систематизирует знания обучающихся 1.Пояснение вопросов, вызвавших затруднение в теме. 2.Индивидуальные задания, работа с учебником. Подбери пару: Подберите пару: «экологическая проблема - причина»: 1. Кислотные дожди 2.Озоновая дыра 3. Парниковый эффект А. Утоньшение озонового слоя Б. Результаты взаимодействия с водой соединений серы и азота В. Избыточное количество углекислого газа в атмосфере | Учащиеся класса задают уточняющие вопросы по теме «Экологические проблемы». Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
5.Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Оценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Учитель дает задание для всего класса: 1. Реши задачу: «На заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км кв. Сейчас лесами покрыто 36 млн. км кв. На какой площади уничтожены леса за это время?» 2. Задания по группам: 1. По фотографиям определить природный ландшафт и антропогенное воздействие на него 2.По тексту учебника (стр 155) выписать все виды влияния хозяйственной деятельности человека на природу. 3.По слайду выделить виды загрязнений, характерных для Краснодарского края. | Воспринимают и анализируют информацию. Формулируют выводы, отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания. Работают индивидуально. . | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
|
6. Рефлексия деятельности.
| Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| По результатам урока объективно оцени меру своего продвижения к цели урока. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Ответь на вопросы 1.Сегодня я работал на уроке … 2. Урок для меня показался… 3. Я зарядился настроением 4. Домашнее задание мне кажется… Спасибо за работу на уроке | Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают продуктивную работу группы | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
7. Домашнее задание. |
| Опеспечивает понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель комментирует домашнее задание и дифференцирует его .1.По тексту учебника (с. 135-138) составить 3-5 вопросов со словами «почему...», «что произойдет, если...», «каковы причины...», «каковы последствия...», «обосновать зависимость между...», «как зависит...»; 2.Предложить свои или прочитанные где-либо способы решения экологических проблем; 3.Подготовить выступление о редких и исчезающих видах растений и животных Краснодарского края
| Учащиеся слушают, уточняют и записывают домашние задание | Личностные. Умение выполнять домашние задания |