- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа факультативного курса по биологии (11 класс)
Рабочая программа факультативного курса по биологии (11 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпенко Е.М. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа №1»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
протокол №_1_от
«_____»_____августа____ 2015 г.
Руководитель ШМО учителей естественного цикла _______________/Е.М. Карпенко/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
МКОУ «Михайловская СОШ №1»
_____________________/Е.В. Карпенко/
«_____»___августа___2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МКОУ «Михайловская СОШ №1»
_____________________/А.Ю.Кузнецов/
Приказ № _____ от
«______»___августа___2015 г.
Рабочая программа факультативного курса
по биологии «Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016»
для _11_ класса (среднего общего образования)
Составитель: Карпенко Елена Михайловна,
Квалификационная категория: высшая
Сроки реализации программы: 1 год
с. Михайловское - 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016» для 11-х классов средней общеобразовательной школы (далее - рабочая программа), составлена в соответствии с нормативными документами:
-
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
-
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», зарегистрированный Министерством России 07.06.2012, рег.№ 24480
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.
-
Примерные программы основного общего образования по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
-
Программа основного общего образования по биологии (Сборник. Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт. сост. Г. М. Пальдяева. - 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011. - 92, [4] с.).
Программа предназначена для консультационных занятий по биологии в 11 классе, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю из компонента образовательного учреждения), предполагает расширение курса биологии (базового уровня) и привитие интереса к предмету, компенсирует достаточно ограниченные возможности базовых курсов.
Для поддержки основного образовательного процесса обучения по предмету «Биология» используется система дистанционного обучения (СДО) «MOODLE МСШ №1» курс «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс». Данный курс разработан в соответствии с программой «Биология» под руководством В.В.Пасечника. Курс публикуется в информационно-образовательной среде школы, на сайте МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края, и доступен ученикам для просмотра или скачивания материалов, а также публикации выполненных заданий или выполнения их непосредственно в курсе, в том числе тестирования. Нормативно-правовой основой реализации курса СДО MOODLE «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс» в МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края являются:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
-
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 2461 от 21.04.2014 года «О развитии дистанционных образовательных технологий в Алтайском крае в 2014 году».
-
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 3313 от 04.06.2014 года «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
-
Приказ директора образовательного учреждения о реализации ДОТ и ЭО в школе.
-
Положение об использовании системы дистанционного обучения MOODLE в МКОУ «Михайловская СОШ №1» (определяет основные положения использования MOODLE, как системы дистанционного обучения (СДО) и ее цели, организационную структуру и функциональные особенности.)
-
Программа внедрения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в систему работы МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края.
-
План внедрения ДОТ и ЭО с указанием направлений, мероприятий, ответственных, сроков реализации мероприятий.
-
Устав МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1», в который внесены необходимые изменения, касающиеся применения ДОТ и ЭО в образовательном процессе.
-
Образовательная программа, в которую внесены необходимые изменения, касающиеся применения ДОТ и ЭО в преподавании предметов учебного плана.
-
Рабочая программа консультационного курса «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс» на 2015-2016 учебный год, содержит указания на применение ДОТ и ЭО для обучения.
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Предлагаемая программа позволяет провести целенаправленную подготовку учащихся школы к ЕГЭ по биологии, познакомить учеников с различными типами заданий, которые входят в диагностические и экзаменационные работы, и способствует систематической работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.
Целью данного курса является создание условий для формирования у учащихся умения обобщать и систематизировать знания по биологии.
Цель использования курса «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс» СДО «MOODLE МСШ №1»: создание оптимальных условий в подготовке к ЕГЭ по курсу «Биология».
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, среди которых приоритетными являются: распознавание объектов, их сравнение, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках
Задачи программы обучения:
-
повторение, обобщение, систематизация и закрепление основных понятий и закономерностей биологической науки, изученных на протяжении обучения в школе;
-
выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся по темам школьной программы, а также в умениях решать задачи;
-
закрепление изученных понятий на практике решения конкретных биологических задач;
-
обучение учащихся решению заданий повышенной сложности (часть В и С) осуществление связи обучения с жизнью;
-
формирование практических умений и навыков изучения живых систем, как основного объекта биологии;
-
формирование устойчивого интереса к биологии;
-
формирование положительных качеств личности (целенаправленности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности, воли, упорства и т.д.);
-
формирование логического мышления;
-
развитие внимания, памяти, самостоятельности;
-
формирование умений сравнивать, анализировать и синтезировать, самостоятельно делать выводы.
Задачи использования курса «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс» СДО «MOODLE МСШ №1»:
-
повышение качества образования за счет внедрения современных форм, технологий и средств обучения и сети ИНТЕРНЕТ;
-
обеспечение доступности и качество обучения для учащихся, не посещающих школу по уважительной причине, по причине болезни, находящихся на надомном обучении. Ученику, пропустившему занятие, дать возможность изучить материал в той форме, в какой она давалась на уроке учителем и проверить свои знания;
-
расширение форм и методов работы с учащимися как с низкой мотивацией к обучению, так и с высокой мотивацией к обучению;
-
формирование ИКТ компетентности (продолжить овладение компьютерной грамотностью);
-
интеграция ДОТ с классическими формами обучения для повышения их эффективности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки учащихся.
Межпредметные связи:
-
химия,
-
история,
-
география,
-
изобразительное искусство,
-
информационно-коммуникативные технологии.
Назначение программы:
-
для обучающихся 11 класса образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа определяет приоритеты в содержании биологии для обучающихся 11 класса и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа является основанием для определения качества реализации учебного курса биология для обучающихся 11 класса.
Предлагаемый курс охватывает основные разделы биологии. К каждому разделу курса представлены дидактические материалы, которые сгруппированы в виде тематических тестовых заданий, имеющих в соответствии со структурой ЕГЭ различный уровень сложности (базовый, повышенный и высокий). Представленные в курсе контрольные измерительные материалы отражают все элементы содержания, обозначенные в «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена». Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать.
Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений.
Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции.
-
добровольность;
-
активная позиция;
-
научность;
-
развивающий характер;
-
экологическая направленность;
-
профессиональная направленность.
При обучении с использованием СДО «MOODLE МСШ №1» каждому обучающемуся обеспечивается возможность доступа к информационному и программному обеспечению системы СДО «MOODLE» через сеть Интернет в объеме, необходимом для освоения соответствующей образовательной программы. Для реализации обозначенных в рабочей программе целей использования курса «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс» СДО «MOODLE МСШ №1», используется учебно-методическое обеспечение:
-
Программное обеспечение Adobe Reader - это бесплатный проверенный стандарт для надежного просмотра, печати и внесения аннотаций в документы PDF. Это единственное средство просмотра файлов PDF, которое позволяет открывать и взаимодействовать со всеми типами контента PDF-файлов, в том числе с формами и мультимедийными объектами.
-
LibreOffice - мощный офисный пакет, полностью совместимый с 32/64-битными системами. Переведён более чем на 30 языков мира. Поддерживает большинство популярных операционных систем, включая GNU/Linux,Microsoft Windows и Mac OS X.
Предлагаемое ПО кросплатформенное и распространяется свободно.
Рабочая программа предполагает осуществление текущего и итогового тестового контроля на отдельных уроках, что позволяет выяснить сразу у всех учеников степень усвоения определенного элемента теоретического содержания курса биологии и проверить сформированность умений и навыков, характерных для данной возрастной категории. Тематический контроль знаний осуществляется на уроках обобщения и систематизации знаний.
В ходе устного ответа на традиционные вопросы учащимся предоставляется полная свобода, без каких либо ограничений и подсказок. Традиционные задания используются для контроля любых дидактических целей: знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.д. С помощью традиционных заданий выявляется отношение ученика к изучаемому материалу, выясняется глубина его понимания, системность, систематичность, прочность полученных знаний. Возникающая при их использовании проблема объективной оценки решается путем использования наряду с традиционными - тестовых форм контроля, в том числе в форме ЕГЭ.
В структуре единого государственного экзамена уровням усвоения знаний и умений учащихся - репродуктивному, продуктивному и творческому - соответствуют базовый, повышенный и высокий уровни сложности.
Для контроля усвоения материала на первом уровне образцы контрольных работ содержат задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, с альтернативным выбором ответа. На втором - задания с множественным выбором правильных ответов и задания на установление соответствия и последовательности. На третьем - заданий свободного изложения и анализа текста, рисунка, схемы, графика, решения задач и т. д.
В соответствии с этим, все типы заданий, входящие в тестированный контроль распределяются по видам деятельности:
-
задания, требующие знания и воспроизведения фактов, явлений, правил, определений (воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации);
-
задания, требующие применения усвоенных знаний по образцу или с небольшой степенью вариативности (применение знаний и умений в измененной ситуации);
-
задания, требующие творческого применения знаний (применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации).
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-
фронтальная;
-
групповая;
-
парная;
-
индивидуальная (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»).
Формы обучения:
-
установочные лекции по теории основных разделов базового курса «Биология»: подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов;
-
применение компьютерных технологий, современных информационных средств;
-
практические занятия: индивидуальные или система малых групп;
-
самостоятельная работа с КИМами.
Методы и приемы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный метод обучения (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»);
-
самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
-
самостоятельная работа в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»;
-
поисковый метод (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»);
-
игровой метод (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»);
-
метод проблемного обучения (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»);
-
метод эвристической беседы;
-
анализ (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»);
-
проектный метод;
-
дискуссия;
-
диалогический метод;
-
практическая деятельность.
Формы контроля:
-
тестирование (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс», в качестве проверки уровня усвоения материала);
-
устный контроль;
-
выполненные задания в рабочей тетради;
-
результаты лабораторных работ.
-
тематические сообщения,
-
самостоятельные работы,
-
контрольные работы,
-
зачётно-обобщающие уроки.
Виды взаимодействия участников образовательного процесса в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»:
-
индивидуальное консультирование учащихся по темам, изучаемым на уроках в школе (электронная почта или личные сообщения);
-
групповые обсуждения в форуме;
-
видеоконференции.
Ресурсы в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ 2016. 11 класс»:
-
файлы, содержащие информационные, методические и дидактические материалы по предмету в соответствие с рабочей программой (презентации, текстовые документы, содержащие комментарии к соответствующим презентациям);
-
ссылки на файлы или сайты, опубликованные на других Интернет-ресурсах;
-
задания для выполнения в виде файлов, пояснений или другой форме;
-
тесты.
Содержание контроля:
-
знание понятия, термины;
-
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность животных, высказывать свои суждения, строить умозаключения;
-
умение использовать полученные знания на практике.
Критерии и нормы оценивания работ учащихся
Оценить уровень и качество знаний обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка - информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.
Отметка - числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;
«4» - 82-67%;
«3» - 66 - 50%;
«2» - менее 50%.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии
Отметка "5" ставится, если ученик:
-
Выполнил работу без ошибок и недочетов.
-
Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
-
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
-
Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
-
Не более двух грубых ошибок.
-
Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
-
Или не более двух-трех негрубых ошибок.
-
Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
-
Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
-
Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
-
Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
-
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
-
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
-
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
-
Знание всего изученного программного материала.
-
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
-
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
-
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
-
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
-
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
-
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
-
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
-
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
-
сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди - Вайнберга);
-
закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ);
-
правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды);
-
принципов репликации, транскрипции и трансляции;
-
гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
-
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
-
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
-
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
-
современную биологическую терминологию и символику.
Уметь:
-
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать биологические задачи разной сложности;
-
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
-
описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
-
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;
-
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости;
-
для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды;
-
для осуществления личных действий по защите окружающей среды;
-
для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Зада-ние на дом
Сроки проведения
Виды деятельности в СДО MOODLE
(поддержка основного курса)
Реализуемый режим взаимодействия
Применяемое оборудование
Примечание
теорет.
практ.
Планируемые
Скорректированные
Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания
2 часа
1 (1)
Вводный инструктаж по ТБ.
Биология как наука. Методы познания живой природы.
1
Материалы конспекта
01.09-05.09
Просмотр презентации, опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
2 (2)
Основные уровни организации живой природы.
1
Материалы конспекта
01.09-05.09
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 1»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
Тема 2. Клетка как биологическая система
4 часа
3 (1)
Клеточная теория. Многообразие клеток. Клетка: химический состав, строение, функции.
1
Материалы конспекта
07.09-12.09
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 2»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
4 (2)
Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.
1
Материалы конспекта
07.09-12.09
Просмотр презентации, опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
5 (2)
Реакции матричного синтеза.
1
Материалы конспекта
14.09-19.09
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 3»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
6 (3)
Жизненный цикл клетки.
1
Материалы конспекта
14.09-19.09
Просмотр презентации, опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
7 (4)
Хромосомный набор клетки. Деление клеток.
1
Материалы конспекта
21.09-26.09
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 4»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
Тема 3. Организм как биологическая система
7 часов
8 (1)
Организм. Онтогенез.
1
Материалы конспекта
21.09-26.09
Просмотр презентации, опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
9 (2)
Воспроизведение организмов.
1
Материалы конспекта
28.09-03.10
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 5»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
10 (3)
Основные генетические понятия. Закономерности наследственности.
1
Материалы конспекта
28.09-03.10
Просмотр презентации, опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
11 (4)
Генетика человека.
1
Материалы конспекта
05.10-10.10
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 6»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
12 (5)
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
1
Материалы конспекта
05.10-10.10
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
13 (6)
Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма.
1
Материалы конспекта
12.10-17.10
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 7»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
14 (7)
Селекция. Биотехнология.
1
Материалы конспекта
12.10-17.10
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 8»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
Тема 4. Многообразие организмов
16 часов
15 (1)
Классификация организмов. Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека
1
Материалы конспекта
19.10-24.10
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
16 (2)
Бактерии. Грибы. Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
1
Материалы конспекта
19.10-24.10
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 9»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
17 (3)
Царство Растения. Покрытосеменные растения. Строение, жизнедеятельность, размножение.
1
Материалы конспекта
26.10-31.10
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
18 (4)
Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные.
1
Материалы конспекта
26.10-31.10
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
19 (5)
Класс Двудольные. Семейства: Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные.
1
Материалы конспекта
09.11-14.11
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
20 (6)
Класс Однодольные. Семейства: Лилейные и Злаки.
1
Материалы конспекта
09.11-14.11
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 10»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
21 (7)
Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны. Особенности строения и жизнедеятельности.
1
Материалы конспекта
16.11-21.11
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
22 (8)
Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности.
1
Материалы конспекта
16.11-21.11
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 11»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
23 (9)
Царство Животные. Одноклеточные (Простейшие) животные.
1
Материалы конспекта
23.11-28.11
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
24 (10)
Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности.
1
Материалы конспекта
23.11-28.11
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
25 (11)
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, их характеристика.
1
Материалы конспекта
30.11-05.12
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
26 (12)
Тип Моллюски. Тип Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности.
1
Материалы конспекта
30.11-05.12
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
27 (13)
Тип Членистоногие. Классы: Насекомые, Ракообразные, Паукообразные, их характеристика.
1
Материалы конспекта
07.12-12.12
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 12»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
28 (14)
Тип Хордовые. Классы рыб: Хрящевые и Костные. Класс Земноводные, их характеристика.
1
Материалы конспекта
07.12-12.12
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
29 (15)
Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности.
1
Материалы конспекта
14.12-19.12
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
30 (16)
Класс Млекопитающие, их характеристика.
1
Материалы конспекта
14.12-19.12
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 13»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
Тема 5. Человек и его здоровье
10 часов
31 (1)
Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Ткани.
1
Материалы конспекта
21.12-26.12
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
32 (2)
Органы, системы органов: опорно-двигательная и покровная.
1
Материалы конспекта
21.12-26.12
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
33 (3)
Повторный инструктаж по ТБ.
Выделительная система. Размножение и развитие человека.
1
Материалы конспекта
11.01-16.01
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 14»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
34 (4)
Органы, системы органов: пищеварения и дыхания.
1
Материалы конспекта
11.01-16.01
Просмотр презентации, опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
35 (5)
Органы, системы органов: кровообращения и лимфообращения.
1
Материалы конспекта
18.01-23.01
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 15»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
36 (6)
Внутренняя среда организма человека. Иммунитет.
1
Материалы конспекта
18.01-23.01
Просмотр презентации, опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
37 (7)
Обмен веществ. Витамины. Эндокринная система человека.
1
Материалы конспекта
25.01-30.01
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 16»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
38 (8)
Нервная система человека. Нейрогуморальная регуляция.
1
Материалы конспекта
25.01-30.01
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
39 (9)
Анализаторы. Высшая нервная деятельность.
1
Материалы конспекта
01.02-06.02
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 17»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
40 (10)
Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.
1
Материалы конспекта
01.02-06.02
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 18»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
Тема 6. Эволюция живой природы
4 часа
41 (1)
Эволюция живой природы. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции.
1
Материалы конспекта
08.02-13.02
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 19»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
42 (2)
Вид. Популяция. Критерии вида. Динамика популяции.
1
Материалы конспекта
08.02-13.02
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
43 (3)
Результаты эволюции: видообразование, приспособленность организмов.
1
Материалы конспекта
15.02-20.02
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 20»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
44 (4)
Макроэволюция. Доказательства эволюции. Направления и пути эволюции. Происхождение человека.
1
Материалы конспекта
15.02-20.02
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 21»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
Тема 7. Эволюция живой природы
4 часа
45 (1)
Экологические факторы. Взаимоотношения организмов в природе.
1
Материалы конспекта
22.02-27.02
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 22»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
46 (2)
Экосистема, ее компоненты. Цепи питания.
1
Материалы конспекта
22.02-27.02
Просмотр презентации, опорного конспекта
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
47 (3)
Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы.
1
Материалы конспекта
29.02-05.03
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 23»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
48 (4)
Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере.
1
Материалы конспекта
29.02-05.03
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 24»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
Тема 8. Практическое применение знаний
22 часа
49 (1)
Биологические закономерности. Уровневая организация и эволюция живой природы.
1
Материалы конспекта
07.03-12.03
Просмотр презентации, опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 25»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
50 (2)
Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни.
1
Решение КИМов
07.03-12.03
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 26»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
51 (3)
Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке.
1
Решение КИМов
14.03-19.03
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 27»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
52 (4)
Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира.
1
Решение КИМов
14.03-19.03
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 28»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
53 (5)
Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни.
1
Решение КИМов
28.03-02.04
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 29»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
54 (6)
Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств.
1
Решение КИМов
28.03-02.04
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 30»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
55 (7)
Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.
1
Решение КИМов
04.04-09.04
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 31»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
56 (8)
Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на популяционно-видовом и экосистемном уровне.
1
Решение КИМов
04.04-09.04
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 32»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
57 (9)
Установление последовательности биологических процессов.
1
Решение КИМов
11.04-16.04
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 33»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
58 (10)
Решение заданий части 2. Применение биологических знаний в практических ситуациях.
1
Решение КИМов
11.04-16.04
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 34»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
59-60 (11-12)
Решение заданий части 2. Задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.).
2
Решение КИМов
18.04-23.04
18.04-23.04
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 35»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
61 (13)
Решение заданий части 2. Задание на анализ биологической информации.
1
Решение КИМов
25.04-30.04
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 36»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
62-63 (14-15)
Решение заданий части 2. Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.
2
Решение КИМов
25.04-30.04
02.05-07.08
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 37»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
64 (16)
Решение заданий части 2. Обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира.
1
Решение КИМов
02.05-07.08
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 38»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
65-66 (17-18)
Решение заданий части 2. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.
2
Решение КИМов
09.05-14.05
09.05-14.05
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 39»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
67-68 (19-20)
Решение заданий части 2. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации.
1
Решение КИМов
16.05-21.05
16.05-21.05
Просмотр опорного конспекта. Выполнение теста «Тренировочный тест 40»
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
69-70 (21-22)
Итоговое тестирование.
1
Решение КИМов
23.05-28.05
23.05-28.05
Выполнение теста «ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ИТОГОВЫЙ ТЕСТ»
Учебно-методические средства обучения
Литература
-
Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи / сост. М.В.Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2006. - 148 с.
-
Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы / Т.А. Ловкова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с. - (Школьные олимпиады).
-
Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013. - 128 стр.
-
Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология: Подготовка к государственному централизованному тестированию. - Саратов: «Лицей», 2006. - 112 с.
-
ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. / Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьев. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 127, [1] с.
-
ЕГЭ-2008: Биология. Репетитор. Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2008. - 320 с.
-
ГИА - 2010: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / Авт.-сост. В.С.Рохлов, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов, Я.О.Алексеева, Г.И.Лернер. - М.:АСТ: Астрель, 2010 - 69, [11] с., ил. - (Федеральный институт педагогических измерений).
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ (по материалам сайта fipi.ru) Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов- М.: Эксмо, 2008.
2. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов- М.: Эксмо, 2009.
2. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2011 г.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов - М.: Эксмо, 2010.
2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2010.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2010.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы
-
mon.gov.ru Министерство образования и науки
-
fipi.ru/ Сайт «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
-
ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
-
probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
-
edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
-
infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
-
pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
-
gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
-
charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
-
l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.
-
ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
-
biology.ru/ раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
-
skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.
-
biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
-
bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
-
bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)
-
websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
-
nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)
-
floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как энциклопедия. (Объем информации впечатляет.) Выбрать букву, откроется страница с двумя большими колонками названий: Растения и Животные. Выбираем по названию - открывается описание и фото.
-
trizminsk.org/ В помощь учителю биологии" позволит учителю биологии использовать на уроках 200 подобных примеров. перечень сокращений. Б.Э. - биологические эффекты.
-
tana.ucoz.ru/ В помощь учителю. Сссылки на различные биологические сайты!
Материально-техническое обеспечение, используемое при реализации рабочей программы с применением ДОТ:
-
АРМ учителя-предметника, оборудованное принтером, сканером, веб-камерой, звуковыми колонками, интерактивной доской и имеющее выход в ИНТЕРНЕТ.
-
Мобильный класс с выходом в ИНТЕРНЕТ или свободный доступ к оборудованию БИЦ для реализации ДОТ.
Оборудование и приборы
Лабораторное оборудование
Приборы
-
Лупа (7-10*)
-
Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
-
Микроскоп учебный УМ-301, световой микроскоп
-
Микроскоп биологический МИКРОМЕД С-11
-
Микроскоп цифровой Digital Blue QX7 (10X~200X) - 13 шт.
-
Цифровой USB-микроскоп Miview Microscope (10X~200X)
-
Видеоокуляр ORBITOR 0.3 Mpix
Оборудование для опытов
-
Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
-
Зажим пробирочный ЗП
-
Колба коническая Кн-1-500-34
-
Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
-
Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
-
Мензурка 500 мл
-
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
-
Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
-
Цилиндр измерительный 250 мл
-
Чаша выпарительная
-
Чаша коническая с обручем 190 мм
-
Шпатель фарфоровый
-
Штатив лабораторный Шлб
-
Препаровальные инструменты
-
Пинцет анатомический с насечкой
-
Скальпель брюшистый
Оборудование для проведения демонстрационных опытов и исследовательских работ с использованием компьютера
-
Преобразователь сигнала USB - 1 шт.
-
Датчик температуры - 1 шт.
-
Кабель расширения к преобразователю сигнала USB - 1 шт.
-
Барометрический датчик - 1 шт.
-
Датчик кислорода - 1 шт.
-
Датчик углекислого газа 1 шт.
-
Датчик рН -1 шт.
-
Коиплект из 3-х быстрых датчиков температуры 1 шт.
-
Метаболический реактор - 1 шт.
-
Набор веществ для приготовления буферных растворов - 1 шт.
-
Комплект приборов, посуды и расходных материалов для демонстрационного практикума - 1 шт.
-
Комплект цифровых USB-датчиков для проектной деятельности по биологии
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий
-
Биологическая микролаборатория - 15 шт.
-
Весы электронные до 2000 г. - 1 шт.
-
Весы учебные с гирями до 200 г. - 15 шт.
-
Термометр лабораторный - 15 шт.
-
Термометр электронный - 1 шт.
-
Цифровой микроскоп - 1 шт.
Наглядный материал
Комплект таблиц по биологии «Общая биология»
Таблицы демонстрационные
-
«Растение и окружающая среда»
-
«Растение - живой организм»
Наглядные пособия
-
Типы эволюционного процесса (Агофонова)
-
Пути видообразования (Агофонова)
-
Мутации (Сивоглазов)
-
Основные методы генетики человека (Сивоглазов)
-
Основные методы селекции (Сивоглазов)
-
Эволюция кровеносной системы (Свешникова)
-
Эволюция нервной системы (Свешникова)
Таблицы
-
Уровни организации живой природы
-
Развитие зародыша
-
Ароморфоз. Ход эволюции
-
Австралийская область - заповедник реликт. форм
-
Некоторые органоиды клеток (митохондрии)
-
Ископаемые люди
-
Предшественники человека (австралопитеки)
-
Энергообеспечение клетки
-
Деление клеток (митоз)
-
Мейоз (сперматогенез, овогенез)
-
Индивидуальное развитие хордовых
-
Модификационная изменчивость
-
Сообщество тундры, смешанного леса
-
Сообщество степи, водное сообщество
-
Охраняемые территории. Охрана почв от эрозии
-
Влияние человека на обитателей поля пшеницы. Влияние ядохимикатов на сообщество почвы
-
Центры происхождения культурных растений
-
Строение клетки
-
Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении
-
Дигибридное скрещивание. Строение ДНК
-
Мутационная изменчивость растений
-
Мутационная изменчивость животных
-
Моногибридное наследование
-
Генетический код. Гаметогенез
-
Полиплоидия у растений
-
Взаимодействие генов. Множественные аллели
-
Доминантное и рецессивное наследование у человека. Генный баланс пола
-
Типы хромосом. Генетические и цитологические карты хромосом
-
Множественные аллели. Наследственность, сцепленная с полом гемофилия
-
Мутации дрезофиллы. Доминирование
-
Дигибридное скрещивание
-
Полиплоидия. Митоз
-
Генотип и среда. Полиплоидия
-
Нерасхождение х - хромосом. Мутации
-
Хромосомное определение пола
Таблицы на ткани
-
Строение животной клетки
-
Схема строения клеток прокариота
-
Вирусы
-
Редупликация ДНК
-
Генетический код
-
Энергообеспечение клетки
-
Фотосинтез
-
Биосинтез белка
-
Двойное оплодотворение
-
Взаимодействие частей зародыша
-
Моногибридное скрещивание
-
Хромосомный механизм определения пола
-
Мутации
-
Центры многообразия видов
-
Полиплоидия
-
Методы работы Мичурина
-
Биоценоз пресного водоема
-
Биоценоз (растительные ярусы и животные населяющие биоценоз)
-
Зарастание водоема
-
Биосфера
-
Энергетический обмен углеводов
-
Индивидуальное развитие хордовых
Объекты натуральные
-
гербарий к курсу основ общей биологии,
-
виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),
-
форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),
-
набор микропрепаратов по общей биологии,
-
таблица «Развитие растительного и растительного мира»,
-
таблица «Современная система органического мира»,
-
видеофильм «Возникновение жизни на Земле».
Комплект гербариев с электронным пособием
-
Сельскохозяйственные растения
-
Деревьев и кустарников
-
Ядовитых растений (20 видов)
-
Культурных растений
-
Дикорастущих растений
-
Лекарственных растений
Комплект морфологических и систематических гербариев
-
Морфология листа
-
Морфология побега и корня
-
Архегониальные растения
-
Яснотковые, губоцветные, зонтичные
-
Бобовые и виноградные
-
Маревые и капустные
-
Злаковые и лилейные
-
Тыквенные и паслёновые
-
Горные растения
-
Лекарственные растения
Набор муляжей
-
Фруктов
-
Овощей
-
«Тропические фрукты»
Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений»:
-
«Дикая форма и культурные сорта яблони»
-
«Дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов»
Планируемые результаты изучения учебного курса биология для 11 класса
Курс завершается итоговым тестированием, экзаменационной работой в формате ЕГЭ. В результате работы у учащихся систематизируются знания, появляется умение выполнять заданный объем в ограниченный промежуток времени. Учащийся будет четко представлять себе процедуру сдачи ЕГЭ, что обеспечит ему психологический комфорт при сдаче экзамена.
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
-
ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
-
планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.
Результатом обучения будет формирование у обучающихся следующих компетенций:
-
Ценностно-смысловой - видеть и понимать биологические явления в природе; прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека; умение самостоятельно ставить цели; определять задачи и поэтапно двигаться к достижению результата; готовность и способность учащихся к осуществлению самодиагностики и самоанализа.
-
Учебной - в процессе работы учащиеся решают сложные задачи, дифференцируя их, делают обобщения и выводы о наблюдаемых явлениях или процессах. Формируется навыков определении основных этапов работы, составления алгоритма для выполнения работы и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от ситуации. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, осуществляется постоянно.
-
Познавательной - учащиеся овладевают методами изучения окружающего мира наблюдение, опыт, моделируют определенные процессы (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающие в живых организмах, решают творческие задачи и предлагают новые нестандартные решения проблем.
Информационно-коммуникативной - умений логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных биологических терминов, вводимых в оборот на каждом занятии; умений составления планов и опорных конспектов по изученному материалу. -
Общекультурной - осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияния на мир; владение познанием и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества; формирование у учащихся научной картины мира.
-
Личностного самосовершенствования - направлены на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п\п
№ урока /тема по рабочей учебной программе
Тема с учетом корректировки
Сроки корректировки
Примечание
1
2
3
4
5