Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Н. И. Сонина

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно преемственным развитием ведущих биологических понятий, усвоением биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности обучающихся, а также формирования их научного мировоззрения. Предлагаемая программа является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе курсом «Природоведение».

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 31. 03. 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Программы основного общего образования по биологии: «Биология. Живой организм. 6 класс», автор: Н.И. Сонин, М.: «Дрофа», 2013г.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности и рассчитан на 1 час в неделю (35 часов в год). Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В программе предусмотрены разнообразные формы организации учебного процесса, проведение лабораторных, использование современных педагогических технологий.

Целью изучения биологии в 6 классе является освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.

Задачи изучения курса биологии в 6 классе:

- Освоить знания о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы.

- Развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой медпомощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

- Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.

Контроль и учет достижений учащихся ведется по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учета учебных и внеучебных достижений учащихся:

1) Текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, устный и письменный опросы);

2) Аттестация по итогам обучения за четверть;

3) Аттестация по итогам года.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий, просмотр учебных фильмов и презентаций.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

  1. Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона.

  2. Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

  3. Особенности организма человека, его, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь:

  1. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

  2. Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

  3. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.

  4. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

  5. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

  6. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

  7. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

  8. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.

  2. Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.

  3. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

  4. Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

  5. Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.











Основное содержание тем учебного курса


I. Строение живых организмов:

Введение. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Химический состав клеток. Строение растительной клетки. Строение животной клетки. Ткани растений. Ткани животных. Органы цветкового растения. Корневые системы. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Лист. Цветок, соцветия, семя, плоды. Основные системы органов животного организма. Организм как единое целое.

II. Жизнедеятельность организмов:

Особенности питания растительного организма. Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. Дыхание растений. Дыхание животных. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в животном организме. Выделение у растений. Выделение у животных. Обмен веществ и энергии. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Движение как важнейшая особенность живых организмов. Движение живых организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система, особенности ее строения. Раздражимость. Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Размножение, его виды. Бесполое размножение. Половое размножение животных. Половое размножение растений. Рост и развитие. Рост и развитие растений. Рост и развитие животных. Послезародышевое развитие животных.

III. Организм и среда:

Среда обитания организмов. Факторы среды. Взаимосвязи живых организмов. Природные сообщества. Цепи и сети питания.



Учебно-тематический план по предмету

«Биология» 6 класс


№ п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

Объяснение нового материала

Комбинированные занятия

Лабораторные работы

Уроки контроля

1.

Строение живых организмов

10

1

4

4

1

2.

Жизнедеятельность организмов

23

1

16

4

2

3.

Организм и среда

2

0

1

0

1

Итого

35

2

21

8

4




Календарно-поурочное планирование по предмету

«Биология» 6 класс

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во

часов

Тип, форма урока

Планируемый результат урока

Оснащение

Дата

План

Факт

I. Строение живых организмов

10

1

Инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

1

Изложение нового материала

Изучить основные свойства живых организмов

Учебник, тетрадь.

2

Химический состав клеток. Лабораторная работа №1 «Строение растительной клетки».

1

Лабораторная работа

Изучить строение растительной клетки

Учебник, тетрадь, микропрепарат, микроскоп, РР.

3

Лабораторная работа №2 «Строение животной клетки».

1

Лабораторная работа

Изучить строение животной клетки

Учебник, тетрадь, микропрепарат, микроскоп, РР.

4

Ткани растений

1

Комбинированный

Изучить виды тканей растений

Учебник, тетрадь, РР.

5

Ткани животных. Лабораторная работа №3 «Ткани живых организмов».

1

Лабораторная работа

Изучить виды тканей животных

Учебник, тетрадь, микропрепарат, микроскоп, РР.

6

Органы цветкового растения. Корневые системы.

1

Комбинированный

Изучить органы цветковых растений

Учебник, тетрадь, гербарий, РР.

7

Контрольная работа по теме «Клетки и ткани живых организмов».

1

Урок контроля

Обобщить и систематизировать полученные знания

Учебник, тетрадь, раздаточный материал.

8

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Лист.

1

Комбинированный

Изучить строение и значение побега, почки и листа

Учебник, тетрадь, гербарий, РР.

9

Цветок, соцветия, семя, плоды.

1

Комбинированный

Изучить строение цветка, семя и плодов

Учебник, тетрадь, коллекция семян.

10

Основные системы органов животного организма.

Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных».

1

Лабораторная работа

Изучить системы органов

Учебник, тетрадь, гербарий, РР.

II. Жизнедеятельность организмов

23

11

Особенности питания растительного организма.

1

Изложение нового материала

Изучить особенности питания растений

Учебник, тетрадь, плакат (рельефная теблица).

12

Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.

1

Комбинированный

Изучить процесс фотосинтеза

Учебник, тетрадь, плакат.

13

Особенности питания животных. Пищеварение и его значение.

1

Комбинированный

Изучить особенности питания животных

Учебник, тетрадь, рельефная таблица.

14

Пищеварительные ферменты.

1

Комбинированный

Изучить пищеварительные ферменты

Учебник, тетрадь, рельефная таблица.

15

Контрольная работа по теме «Питание животных и растений»

1

Урок контроля

Обобщить и систематизировать полученные знания

Учебник, тетрадь, раздаточный материал.

16

Дыхание животных и растений.

1

Комбинированный

Изучить дыхание животных и растений

Учебник, тетрадь, рельефная таблица.

17

Передвижение веществ в растении.

1

Комбинированный

Изучить передвижение веществ у растений

Учебник, тетрадь, плакат, рельефная таблица.

18

Передвижение веществ в животном организме.

1

Комбинированный

Изучить передвижение веществ в животном организме

Учебник, тетрадь, плакат, рельефная таблица.

19

Выделение у растений.

1

Комбинированный

Изучить выделение у растений

Учебник, тетрадь, плакат, рельефная таблица.

20

Выделение у животных. Обмен веществ и энергии.

1

Комбинированный

Изучить метаболизм животных

Учебник, тетрадь, плакат, рельефная таблица.

21

Опорные системы растений.

1

Комбинированный

Изучить опорные системы растений

Учебник, тетрадь, плакат, рельефная таблица, РР.

22

Опорные системы животных. Лабораторная работа №5

«Разнообразие опорных систем животных»

1

Лабораторная работа

Изучить опорные системы животных

Учебник, тетрадь, плакат, РР.

23

Движение как важнейшая особенность живых организмов.

1

Комбинированный

Изучить особенности движения живых организмов

Учебник, тетрадь, видеофрагмент фильма ВВС «Зоо олимпиада».

24

Движение живых организмов. Лабораторная работа №6

«Движение инфузории туфельки», «Перемещение дождевого червя».

1

Лабораторная работа

Изучить движение живых организмов

Учебник, тетрадь, микроскоп, микропрепарат, видеофрагмент движения инфузории туфельки и дождевого червя,

(univertv.ru/,

biology-online.ru) .

25

Контрольная работа по теме «метаболизм и движение живых организмов».

Нервная система, особенности ее строения. Раздражимость. кр

1

Урок контроля

Обобщить и систематизировать полученные знания

Учебник, тетрадь, раздаточный материал.

26

Нервная и эндокринная системы позвоночных животных.

1

Комбинированный

Изучить эндокринную и нервную системы

Учебник, тетрадь, плакат, рельефная таблица, микроскоп, микропрепараты.

27

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

1

Комбинированный

Изучить регуляцию процессов жизнедеятельности у растений.

Учебник, тетрадь, плакат.

28

Размножение, его виды. Бесполое размножение. Лабораторная работа №7

«Вегетативное размножение комнатных растений».

1

Лабораторная работа

Изучить бесполое размножение

Учебник, тетрадь, комнатные растения, РР.

29

Половое размножение животных.

1

Комбинированный

Изучить половое размножение животных

Учебник, тетрадь, плакат, РР.

30

Половое размножение растений.

1

Комбинированный

Изучить половое размножение растений

Учебник, тетрадь, плакат, РР.

31

Рост и развитие. Рост и развитие растений.

1

Комбинированный

Изучить рост и развитие растений

Учебник, тетрадь, РР.

32

Рост и развитие животных.

1

Комбинированный

Изучить рост и развитие животных.

Учебник, тетрадь, влажный препарат «развитие курицы», РР.

33

Послезародышевое развитие животных. Лабораторная работа №8

«Прямое и непрямое развитие насекомых».

1

Лабораторная работа

Изучить послезародышевое развитие

Учебник, тетрадь, коллекция «прямое и непрямое развитие насекомых».

III. Организм и среда

2

34

Итоговая контрольная работа.

1

Урок контроля

Обобщить и систематизировать полученные знания

Учебник, тетрадь, раздаточный материал.

35

Среда обитания организмов и ее факторы. Взаимосвязи живых организмов.

1

Комбинированный

Изучить среды обитания живых организмов

Учебник, тетрадь, DVD-диски «Животные» и «Растения, грибы, бактерии».

Итого

35

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСТа


Программа рекомендована кем и когда

Количество часов в неделю, общее количество

Базовый учебник

Методическое обеспечение

«Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений», авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, М.: Просвещение, 2011 г.

1 час в неделю, общее количество часов - 35.

«Биология. Живой организм. 6 класс», автор Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2013 г.

«Рабочая тетрадь. Биология. Живой организм. 6 класс», автор Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012 г.


© 2010-2022