Методическая разработка раздела учебной программы по биологии

Пояснительная записка. «Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Я.А. Коменский     Повышение эффективности и качества знаний – главная задача учителя. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов. Нужно создавать такую обстановку на уроке, чтобы все ученики работали с интересом в течение всего отведенного времени. А выбранные учителем формы и методы работы могли привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия нового материала.   Исходя из выше сказанного цель моей работы: -         выявление наиболее оптимальных и рациональных методик преподавания в разделе программы «Структурная организация живых организмов», разработка и апробация различных вариантов обучения учащихся на уроках биологии. Методическая разработка раздела образовательной программы составлена по курсу 9 класса «Биология. Общие закономерности», на который приходится 70 часов (2 часа в неделю). Основу для разработки составили: •         Программа для общеобразовательных учреждений по биологии 9 класс. Авторы: В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И.Сонин, М: Дрофа, 2010г. •         Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров,Н.И. Сонин Биология.Общие закономерности. 9 класс: Учебник для общеобразовательныхучебных заведений. - М.: Дрофа, 2011 .   Программа основного общего образования по биологии 9 класса «Биология.Общие закономерности (Авторы В.Б. Захаров, Е.Т, Захарова, Н.И. Сонин), является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.   Данная линия УMK предусматривает концентрический способ изложения материала с периодическим возвращением к пройденному материалу на более высоком уровне.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение Воскресенского муниципального района Нижегородской области Благовещенская средняя общеобразовательная школа







Аттестационная работа

Методическая разработка учебной программы по биологии



«Структурная организация живых организмов»

Курс «Биология. Общие закономерности. 9 класс».











Выполнила:

Гущина Светлана Сергеевна,

учитель биологии

педагогический стаж 23 года.



2013 год

Содержание.

Стр.


  1. Пояснительная записка. 2-3

  2. Цели и задачи раздела. 4

  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики

восприятия и освоения учебного материала учащимися,в

соответствии с возрастными особенностями. 5

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. 6-7

  2. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. 8-10

  3. Система знаний и система деятельности. 11

  4. Календарно - тематическое планирование по разделу.12

  5. Анализ результатов контроля по данному разделу. 13

  6. Разработка урока.14-19

  7. Список литературы. 20

  8. Приложения. 21-25






Пояснительная записка.

«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

Я.А. Коменский

Повышение эффективности и качества знаний - главная задача учителя. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов. Нужно создавать такую обстановку на уроке, чтобы все ученики работали с интересом в течение всего отведенного времени. А выбранные учителем формы и методы работы могли привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия нового материала.

Исходя из выше сказанного цель моей работы:

  • выявление наиболее оптимальных и рациональных методик преподавания в разделе программы «Структурная организация живых организмов», разработка и апробация различных вариантов обучения учащихся на уроках биологии.

Методическая разработка раздела образовательной программы составлена по курсу 9 класса «Биология. Общие закономерности», на который приходится 70 часов (2 часа в неделю). Основу для разработки составили:

  • Программа для общеобразовательных учреждений по биологии 9 класс. Авторы: В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И.Сонин, М: Дрофа, 2010г.

  • Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров,Н.И. Сонин Биология.Общие закономерности. 9 класс: Учебник для общеобразовательныхучебных заведений. - М.: Дрофа, 2011 .

Программа основного общего образования по биологии 9 класса «Биология.Общие закономерности (Авторы В.Б. Захаров, Е.Т, Захарова, Н.И. Сонин), является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

Данная линия УMK предусматривает концентрический способ изложения материала с периодическим возвращением к пройденному материалу на более высоком уровне.

Структура курса по биологии этой линии:

  1. 5 класс - «Природоведение»,А.А. Плешаков и Н.И. Сонин. (2 ч.) Учащиеся получают основные знания о том, что все живые существа имеют клеточное строение. Главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро. Живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Они разнообразны по форме и размерам. Среди них есть половые клетки, которые дают начало новому организму.

  2. 6 класс - «Живой организм»,Н.И. Сонин, (1ч.)

Понятия углубляются. Учащиеся делают выводы: клетка -целостная система. Обязательными частями клетки являются мембрана, цитоплазма и генетический аппарат (у ядерных организмов - это ядро). Все организмы делятся на безъядерные и ядерные. Вирусы не имеют клеточное строение. Хромосомы - носители наследственной информации.

  1. 7 класс «Многообразие живых организмов»;В. Б. Захаров, Н.И.Сонин (2 ч.) Рассматриваются клетки, являющиеся структурными компонентами живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы. Учащиеся отмечают особенности клеток, давая сравнительную характеристику их строения и функций. Вводится понятие неклеточной формы жизни - вирусам.

  2. 8 класс - «Человек»,Н.И.Сонин, М. П. Сапин (2 ч);

Клетка - главный структурный и функциональный элемент организма человека. Углубляются знания о строении клеток и зависимости строения от выполняемых функций.

  1. 9 класс - «Общие закономерности» (2 часа в неделю).

В 9 классе дается представление об общих закономерностях биологии, клеточная теория опирается на определенную сумму естественнонаучных знаний.

При выборе раздела общеобразовательной программы я руководствовалась следующими мотивами:

  • Актуальностью данной темы, заключающейся в том, что знания цитологического материала необходимы для познания общих закономерностей живой природы, т.к. клеточное строение организмов подчеркивает единство всего органического мира;

  • Считаю достаточно важным обобщить и закрепить знания, полученные на более ранних этапах обучения и грамотно организовать усвоение более сложных тем раздела «Структурная организация живых организмов»;

  • Подготовкой учащихся к изучению биологии в 10-11 классах на профильном уровне;

  • Большим количеством вопросов из раздела «Структурная организация живых организмов», входящим в содержание КИМ по ЕГЭ и ГИА.



Цели и задачи раздела.

Цели изучения биологии, установленные государственным стандартом, предусматривают: «... ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»

Цель раздела: Формирование знаний о химической организации, строении, функции клетки и процессах, происходящих внутри неё.

Образовательные задачи:

  • Изучить химический состав клеток

  • Выявить роль неорганических и органических веществ

  • Изучить пластический и энергетический обмен веществ

  • Раскрыть особенности и значение фотосинтеза

  • Закрепить знания о строении прокариотических и эукариотических клеток, органоидов клеток

  • Дать представление о деление клетки (митоз и мейоз)

  • Рассмотреть основные положения клеточной теории

Развивающие задачи:

1. Формировать у учащихся умения:

  • характеризовать особенности организации клеток эукариот прокариот,

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли, составлять план, конспект, реферат, презентацию;

  • владеть языком предмета.

2. Развивать у учащихся навыки: исследовательской, проектной и
творческой деятельности, а также навыки выступления перед
аудиторией, коммуникативные навыки

Воспитательные задачи:

  • Соблюдать правила безопасности при работе с препаровальными иглами, покровными, предметными стеклами, скальпелями;

  • Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью;

  • Формировать положительную мотивацию к предмету.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными

особенностями.

  • В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов. Юноши и девушки стремятся мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышляют на нравственные, религиозные, политические и другие темы.

  • Им легко дается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления).

  • Бурное развитие и становление абстрактно-логического мышления приводит к тому, что в юношеском возрасте начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями, которые в этом возрасте легко усваиваются. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

  • Развитие письменной и монологической речи, учит юношей и девушек формулировать мысли, передавать собеседнику при помощи рассказа свои мысли и чувства, свою "картину мира"

Технология обучения биологии, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический.





Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные положения клеточной теории

  • химическую организацию клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

  • строение и функции основных органоидов клетки

  • особенности клеток про- и эукариот

  • сущность пластического и энергетического обмена веществ

  • сущность биосинтеза белка

  • фотосинтез, его значение

на повышенном уровне:

  • историю развития учения о клетке

  • строение и функции НАДФ

  • взаимосвязи строения и функций органоидов клетки

  • сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток

  • этапы энергетического и пластического обмена

  • свойства генетического кода

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться цитологической терминологией

  • характеризовать основные положения клеточной теории

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток

  • находить взаимосвязь между строением и функциями

  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице

  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ

  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов

  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

углеводы,липиды,белки,фермент,мономер,полимер,ДНК,нуклеотид,комплементарность,РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК),АТФ,мембрана, цитоплазма,ядро,рибосома, митохондрии,ЭПС,аппарат Гольджи,лизосомы,пластиды,ассимиляция,диссимиляция,фотосинтез,транскрипция,трансляция,биосинтез,ген,генетический код, триплет.

на повышенном уровне:

репликация,микротрубочки,матричный синтез,метаболизм,катаболизм,анаболизм,строма,грана,тилакоид,ламелла.







Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для развития творчества учащихся используется не одно отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приемов нескольких, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

  • Технология развития критического мышления.

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровье сберегающие технологии

  • Элементы проектной технологии и проблемного обучения


  • Технология развития критического мышления.

Самостоятельные исследования школьников, как нельзя лучше, можно организовать, опираясь на технологию развития критического мышления.Педагогическая технология развития критического мышления - это система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Основу технологии составляет базовая модель трех этапов "Вызов - Осмысление - Размышление", которая позволяет учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации, исследовать поставленную проблему со всех сторон и осознанно размышлять о том, что они узнали.

Стадия «вызова».

Цель стадии: Дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. В случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для исследования стоящих перед ними вопросов.

Стадия «осмысления» (реализации смысла)

Работа с различными источниками информации, при которой происходит свое понимание исследуемого вопроса. Происходит индивидуальное принятие и отслеживание информации. Главная задача учителяподдерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную на стадии вызова.

Стадия «рефлексии»

В процессе рефлексиита информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.

Множество методов технологии направлено на обучение школьников работать в группе, высказывать своё мнение, уважать мнение товарищей. Комбинируя приёмы, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников и объёмом подлежащего усвоению конкретного материала.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Компьютерные технологии открывают широкие возможности для развития принципиально нового обучения. Внедрение информационных технологий может содействовать реорганизации обучения, существенному повышению его эффективности.Преимущества технологии при изучении раздела «Структурная организация живых организмов»:

  • материал раздела абстрактный, большое значение имеет наглядность;

  • совершенствование навыков владения компьютером;

  • возможность привлечения ЭОР;

  • индивидуализация обучения (дифференцированные задания);

  • объективность и оперативность контроля и оценивания знаний при использовании интерактивных тестов;

  • использование различных видов представления информации(презентации, видео, аудио, тренажеры, обучающие компьютерные

программы, интерактивные тесты и т.п.);



  • Здоровье сберегающие технологии.

Считаю своей педагогической задачей формирование у школьников такой системы взглядов на жизнь, в которой здоровье являлось бы важнейшей ценностью. Целью технологии считаю привитие учащимся норм поведения, которые безущерба для здоровья обеспечат качество обучения, воспитания и развития школьников. При планировании урока считаю необходимым учитывать следующие параметры;

  • Контроль за физическими и психическими нагрузками на уроке;

  • Создание максимально-комфортных условий;

  • Чередование видов деятельности;

  • Оптимальное время работы с компьютером;

  • Дифференцировка заданий;

  • Возможность проведения физкультминуток.



  • Проектные технологии.

Одним из действенных способов организации учебной и воспитательной деятельности учащиеся на уроках биологии в 9 классе является проектная методика. Учащимся предлагается определенная, взятая из реальной жизни, проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы решить ее, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, которыми еще предстоит овладеть. При работе над проектом знания по биологии выступают как средство, с помощью которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом. Проектная методика, как способ организации исследовательской и природоохранной деятельности может быть использована на любом этапе обучения.

В разделе «Структурная организация живых организмов» выполняется информационный проект, где участники собирают определенную информацию об истории создания клеточной теории и выступают с сообщениями. Также разрабатывается проект о патогенных бактериях и их влиянии на историческое развитие человеческой цивилизации.


  • Проблемное обучение

До 20% классно урочных занятий по предмету планируется, как проблемные уроки.Именно на таких уроках отличаются все 4 показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность) на этапе: введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость» на этапе выдвижения гипотеза - «оригинальность», на этапе проверка произведенного решения - «точность». К главным целям проблемного обучения относится:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

  • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания более прочные, чем при традиционном обучении;

  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

Методы и формы работы на уроках биологии, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, стимулируют интерес к предмету, содействуют развитию интеллектуальных и практических умений, углубляют теоретические знания, оказывают воспитывающее воздействие. В результате повышается качество знаний учащихся, их успеваемость.

Формы организации деятельности

  • фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе);

  • групповые (работа в парах - при проверке домашнего задания, наэтапе закрепления знаний; работа в гетерогенных группах на уроках изучения нового материала);

  • индивидуальные (на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков);

Система знаний и система деятельности.


Виды деятельности

  • Познавательная деятельность
    Использование анализа, умения обобщать пройденный материал, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать

  • Преобразующая деятельность
    Умение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности, умение действовать в ситуации неопределенности, использование техники выбора, способов поиска новых путей решения проблем

  • Общеучебная деятельность
    Деятельность по организации учебного места, формирование умений и способов поиска биологической информации, работа со справочной и дополнительной литературой, совершенствованию техники чтения, формирование навыков конспектирования; организация работы в группе, использование метода взаимооценки.

  • Самоорганизующая деятельность
    Формировать способы самостоятельной постановки целей, самоучета собственной деятельности, осознание своего продвижения.




Поурочное планирование по разделу

п/п

Содержание учебного материала

Дата проведения

Раздел 2. Структурная организация клетки (10ч).

Глава 2.1. Химическая организация клетки(2ч).

26

1 Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

2-7.12.13

27

2 Органические вещества, входящие в состав клетки.

9-14.12.13

Глава 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2ч).


28

1 Пластический обмен. Биосинтез белков.

9-14.12.13

29

2 Энергетический обмен.

16-21.12.13

Глава 2.3. Строение и функции клеток (6ч).


30

1 Прокариотическая клетка.

16-21.12.13

31

2 Эукариотическая клетка.

23-28.12.13

32

3 Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

23-28.12.13

33

4 Эукариотическая клетка. Ядро.

01.14

34

5 Деление клеток.

01.14

35

6 Клеточная теория строения организмов.

01.14













Анализ результатов контроля по данному разделу:

Год

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во уч-ся писавших работу

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Качество знаний

2010-2011



9



8



8



-



5



3



-



63%

2011-2012



9



6



6



1



3



2



-



66,7%

2012-2013



9



6



6



1



4



1



-



83%

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии




Качество знаний повысилось, что связано с применением различных форм и методов обучения.

Результативность работы:

  • уроки нравятся детям

  • наблюдается положительная динамика качества знаний

  • рост творческих способностей учащихся

  • развитие коммуникативных умений

Разработка урока по биологии 9 класс. Дата проведения 18. 12. 2012

Тема урока: ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КЛЕТКИ

Цель урока: изучение особенности строения органических веществ, их роли в обеспечении жизнедеятельности клетки и биологического значения для живых организмов.

Задачи:

  • образовательная:

  • показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ, входящих в состав клетки;

  • развивающая:

  • формировать умения: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь.

  • Сформировать понятия «биополимеры», «углеводы», «белки», «липиды», «нуклеиновые кислоты»,

  • Развивать логику и критическое мышление;

  • воспитательная:

  • воспитывать чувство само- и взаимоуважения в условиях работы в паре и в группе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод проведения: Технология РКМЧП

Методы обучения: частично-поисковые, проблемные, объяснительно-иллюстративные.

Приёмы технологии РКМ: «Верите ли вы?», «Инсёрт», «Логические цепочки»

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Формирование знаний, умений и навыков:

Ученик должен знать

  • особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот

  • иметь представление о структурной организации молекул биополимеров;

должен уметь

  • объяснять значения органических веществ,

  • правильно пользоваться биологической терминологией,

  • делать выводы из проделанной работы,

  • грамотно аргументировать свои выводы,

  • работать в парах, индивидуально.

Междисциплинарные связи: химия.

Внутридисциплинарные связи: анатомия, ботаника, зоология.

Оборудование:

  • наглядные пособия: таблицы «Строение белковой молекулы», «Нуклеиновые кислоты», «Углеводы», «Липиды»;

  • раздаточный материал для приема «Перепутанные логические цепочки»

Ход урока

I. Организационный момент.(1мин)

  • приветствие;

  • подготовка аудитории к работе;

  • наличие учащихся.



  1. Мотивация учебной деятельности. Стадия вызова.(7мин.)

На доске написаны ключевые слова «углеводы», «белки», «липиды», «нуклеиновые кислоты», они остаются перед глазами на протяжении всего урока.

Разминка.Беседа«Органические вещества, входящие в состав клетки».

  • Какие вещества называют органическими?

  • Из каких элементов они состоят?

  • Приведите примеры органических веществ, входящих в состав клеток.

Прием «Верные - неверные утверждения».

  • Давайте поиграем в игру «Верите ли вы?».

На магнитной доске прикреплены карточки с высказываниями:

  • В организме человека встречается 5 млн. типов белковых молекул;

  • Глюкоза является мономером таких полисахаридов, как крахмал, гликоген, целлюлоза;

  • Белки участвуют во всех видах движения, к которым способны клетки и организмы: образование псевдоподий, мерцание ресничек, биение жгутиков у простейших, сокращение мышц у многоклеточных животных, движение листьев у растений

  • Липиды способны связываться с белками и углеводами, образуя, соответственно, липопротеиды и гликолипиды;

  • Любые изменения в структуре нуклеиновых кислот влекут за собой изменения структуры клеток или активности физиологических процессов в них, влияя на жизнеспособность организмов.



  • Верите ли вы, что все высказывания верны?

Учащиеся пытаются определить правильность высказываний, приводя различные аргументы, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идет настрой на изучение темы.

  • Почему вы не можете точно ответить?

  • Какую цель вы определяете для изучения темы в связи с этим?

Идёт постановка цели урока - Изучить особенности строения органических веществ и их роль в обеспечении жизнедеятельности клетки и биологического значения для живых организмов.

III. Стадия «Осмысления» - принятие нового материала.Изучение осуществляем с помощью приёма «Инсёрт» (15 мин)

Памятка

Метод «Инсёрт» (Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления). Приём осуществляется в несколько этапов.

1. Предлагается система маркировки,

2. чтение с предложенной маркировкой,

3. заполнение таблицы

4. последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Класс делится на 2 группы. Первая группа читает текст учебника «Углеводы» и «липиды». Вторая - «Белки» и «Нуклеиновые кислоты»

Задание: Читая текст, помете соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения, систематизируйте информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу.

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

После проделанной работы каждая группа представляет свои результаты. Учащиеся обмениваются приобретённой информацией. Таким образом, происходит первичное приобретение знаний.

IV.Стадия «Размышления» (рефлексии). (10мин)

А) Применяется прием «Перепутанные логические цепочки»

Учащимся предлагается конверт, в котором находятся карточки с информацией про все органические вещества. Группам нужно выбрать информацию и составить логическую цепочку только конкретноговещества. Задания группам сменены. Так если группа на предыдущем этапе работала с белками и нуклеиновыми кислотами, то сейчас занимается углеводами и липидами и наоборот.

Таблица 1

Белки



Углеводы.

Липиды

Нуклеиновые кислоты

Среди органических веществ клетки занимают первое место, как по количеству, так и по значению.


Органические вещества, с общей формулой Сn(Н2О)m/

Нерастворимые в воде органические вещества

Благодаря особенностям своего химического строения они хранят, переносят и передают наследственную информацию.


Это высокомолекулярные полимерные соединения, мономером которых служат аминокислоты


В животной клетке веществ содержится 1-2%, а в растительных иногда достигает 90%.


Самые распространённые в природе - нейтральные жиры.


Их стабильность - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности клеток и целых организмов.

В организме человека встречается 5 млн. типов молекул, отличающихся и друг от друга, и от молекул других организмов.


Подразделяются на моносахариды и полисахариды.

Также, к этой группе веществ относятся воски, стероиды (желчные кислоты,половые гормоны,витаминD, холестерол, гормоны коры надпочечников.

Любые изменения в структуре веществ влекут за собой изменения структуры клеток или активности физиологических процессов в них, влияя на жизнеспособность организмов.


Большое разнообразие обеспечивается сочетанием 20 «волшебных» аминокислот

Сложные вещества, образованные остатками многих моносахаридов, называют полисахаридами. Глюкоза является мономером таких полисахаридов, как крахмал, гликоген, целлюлоза;


Эти вещества способны связываться с белками и углеводами, образуя, соответственно, липопротеиды и гликолипиды;

Это полимеры, построенные из огромного числа мономерных единиц, называемых нуклеотидами.

Многообразие белков определяет и многообразие выполняемых функций: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая

Выполняют две основные функции: строительную и энергетическую.

Они выполняют ряд важных функций:Энергетическую, транспортную, строительную, теплоизоляционную, источник метаболической воды

Различают два типа веществ. Это ДНК и РНК.

Каждая группа зачитывает свои логические цепочки. Идет обсуждение правильности выбора и карточки и логики в рассказе.

Б) На основании работы организуется индивидуальная работа учащихся. Выполняется задание на соответствие: (5мин)

  • Соотнесите названия органических веществ и свойства, которые им принадлежат. Результат запишите в таблицу.

А. Углеводы.

Б. Липиды.

В. Белки.

Г. Нуклеиновые кислоты

1. Высокомолекулярные полимерные соединения, мономером которых служат аминокислоты;

2. Крахмал у растений и гликоген у животных, откладываясь в клетке, служит резервом пищи и энергии.

3. Нерастворимые в воде органические вещества.

4. Среди функций важное значение имеет каталитическая.

5. По своей структуре являются полинуклеотидами.

6. Основная функция - служить энергетическим резервуаром.

7. Источник метаболической воды.

8. Хранят, переносят и передают наследственную информацию.

9. Лактоза входит в состав материнского молока.

10. Участвуют во всех видах движения, к которым способны клетки и организмы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

А

Б

В

Г

Б

Б

Г

А

В

Ключ:

В) Возврат к приему «Верные - неверные утверждения». Учащиеся делают вывод, что:

  • на основании полученных знаний они могут точно утверждать о правильности высказываний;

  • цель урока достигнута


  1. Подведение итогов урока.(5мин)

Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Д/з: п. 22, стр. 107-112, работа с терминами (учить(обязательно), составить кроссворд(по желанию).(2 мин)





Список литературы

  1. Программа для общеобразовательных учреждений по биологии 9 класс. Авторы: В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И.Сонин, М: Дрофа, 2010г.

  2. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров,Н.И. Сонин Биология.Общие закономерности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011 .

  3. А.А. Плешаков и Н.И. Сонин. Природоведение.Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 5 класс.М.: Дрофа, 2011.

  4. Н.И. Сонин. Биологи.Живой организм. Учебник для общеобразовательных учебных заведений6 класс. М.: Дрофа, 2012.

  5. Захаров В. Б., Сонин Н.И.Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для общеобразовательных учебных заведений 7 класс. М.: Дрофа, 2012.

  6. Н.И. Сонин, М. П. Сапин. Биология.Человек. Учебник для общеобразовательных учебных заведений,8 класс.М.: Дрофа, 2010.

  7. М.М. Гуменюк, Биология. Поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. - Волгоград: Учитель, 2012.








Приложение 1

Тест «Структурная организация живых организмов», 9 кл., В-1

А1. Кто впервые наблюдал под микроскопом отдельные животные клетки - сперматозоиды и эритроциты?

1)Т. Шванн 2) М.Я. Шлейден 3) А. Левенгук 4) Р. Гук

А2. Основным методом цитологии при изучении ультраструктуры клетки является:

1) генеалогический 2) электронная микроскопия

3) авторадиография 4) световая микроскопия

АЗ. Что образует совокупность сходных по строению и происхождению клеток, которые объединены межклеточным веществом и выполняют определенные функции в организме?

1) орган 2) систему органов 3) весь организм 4) ткани

А4. От чего зависит жизнь многоклеточного организма?

1) от взаимодействия клеток друг с другом

2) от взаимодействия клеток с межклеточным веществом

3) от конкуренции клеток между собой

4) от обособленности клеток друг от друга

A5. Какое вещество составляет около 70% массы живой клетки?

1) углекислый газ 2) хлорид натрия (соль) 3) жир 4) вода

А6. Каких органических соединений в живой клетке больше всего?

1) жиров 2) нуклеиновых кислот 3) белков 4) углеводов

А7. Какое азотистое основание не входит в состав ДНК?

1) цитозин 2) аденин 3) гуанин 4) урацил

А8. Сколько полинуклеотидных цепей образуют молекулу и PHК?

1) одна 2) две 3) три 4) четыре

А9. У клеток каких живых организмов вокруг плазматической мембраны нет клеточной стенки?

1) грибов 2) растений 3) животных 4) бактерий

А10. В каких клетках содержится нуклеоид?

1) в клетке одноклеточных организмов 2) в клетках многоклеточных организмов

3) в эукариотических клетках 4) в прокариотических клетках

А11. Какой из перечисленных органоидов является немембранным?

1) эндоплазматическая сеть 2) клеточный центр 3) лизосома 4) аппарат Гольджи

А12. Как называется пластический обмен?

1) анаболизм 2) метаболизм 3) катаболизм 4)диссимиляция

A13. Как называется первый этап биосинтеза белка?

1) трансляция 2) транскрипция 3) мутация 4) кодирование

А14. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?

1) в ядре 2) в клеточном центре 3) в комплексе Гольджи 4) в рибосомах

А15. Как называется первичный продукт фотосинтеза?

1) крахмал 2) целлюлоза 3) глюкоза 4) сахароза

А16. Что представляет собой процесс фотолиза (фотоокисления)?

1) расщепление молекулы воды при фотосинтезе

2) синтез молекулы воды при фотосинтезе

3) выделение молекулы воды при фотосинтезе

4) поглощение молекулы воды при фотосинтезе

А17. Как называется биологическое окисление с участием кислорода?

1) полное 2) неполное 3)аэробное 4) анаэробное

А18. Какой процесс необходим для снабжения энергией клеток анаэробных организмов?

1) фотосинтез 2) дыхание 3) брожение 4) гликолиз

А19. Где происходят два первых этапа клеточного дыхания?

1) в ядре клетки 2) в цитоплазме клетки 3) в митохондриях 4) в рибосомах

А20. Какие продукты реакции образуются при аэробном дыхании?

1) вода, углекислый газ, АТФ и другие высокоэнергетические вещества

2) вода и углекислый газ, азот

3) углекислый газ, АТФ и серная кислота

4) вода, АТФ и хлор

А21. Что такое митоз?

1) деление всех клеток

2) деление клетки одноклеточного организма

3) деление прокариотической клетки

4) деление эукариотической клетки, при котором об разуются две дочерние клетки с идентичным родительскому набором хромосом

А22. Какие клетки в организме человека не способны к делению?

1) остеобласты 2) фибробласты 3) нейроны 4) росткового слоя эпидермиса

А2З. Из чего состоит хромосома?

1) из центромер 2) из хроматид 3) из микротрубочек 4) из веретен деления

А24. В какой фазе деления клетки хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки?

1) в анафазе 2) в профазе 3) в телофазе 4) в метафазе

В1. Какие организмы состоят из одной клетки?

В2. Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют протекание химических реакций внутри клетки?

В3. Как называется процесс удвоения ДНК?

В4. Какие внутриклеточные органоиды осуществляют пищеварение в клетке?

В.5. Закончите предложение:

На первом этапе клеточного дыхания жиры распадаются на жирные кислоты и … .

В6. Как называется последовательность событий с момента образования клетки до ее деления на дочерние клетки?

С1. Какую функцию в жизнедеятельности живой клетки выполняют молекулы РНК?

С2. Для чего клеткам живых организмов необходим процесс дыхания?

С3. Почему деление прокариотической клетки - более простой процесс, чем деление эукариотической клетки?

Тест «Структурная организация живых организмов», 9 кл. В-2

А1. Кто является одним из основоположников клеточной теории?

1) Р. Вирхов 2) А. Левенгук 3) Р. Гук 4)Т. Шванн

А2. Какое утверждение не относится к современной клеточной теории?

1) Новые клетки образуются путем деления существовавших ранее.

2) Клетки способны передавать наследственную информацию.

3) Клетки способны искажать наследственную информацию.

4) Клетки являются микроскопической живой системой.

АЗ. Какая из перечисленных групп тканей не является животной?

1) эпителиальная 2) меристематическая 3) нервная 4) мышечная

А4. Для каких клеток характерен процесс дыхания?

1) для клеток многоклеточных организмов

2) для клеток одноклеточных организмов

3) для всех клеток

4) для эукариотических клеток

А5. Какой элемент играет наиболее важную роль в образовании органических соединений живой клетки?

1) кислород 2) углерод 3) азот 4)водород

А6. Какая структура определяет химический состав белка и его биологические свойства?

I) первичная 2) вторичная 3) третичная 4) четвертичная

А7. Из скольких полинуклеотидных цепей состоит молекула ДНК?

1) из одной 2) из двух 3) из трех 4) из четырех

А8. Отметьте тип РНК, которого не существует.

1) транспортные 2) рибосомные 3) защитные 4) информационные

А9. Каким гелеобразным веществом заполнено ядро живой клетки?

1) ядрышками 2) ядерной мембраной 3) цитоплазмой 4) кариоплазмой

А10. Молекулы ДНК каких клеток имеют линейное строение?

1) эукариотических клеток 2) прокариотических клеток

3) клеток одноклеточных организмов 4) клеток многоклеточных организмов

А11. Какой органоид характерен только для растительных клеток?

I) митохондрия 2) эндоплазматическая сеть 3) пластида 4) рибосома

А12. При каком процессе в живой клетке высвобождается энергия?

1) при метаболизме 2) при катаболизме 3) при анаболизме 4) при фотосинтезе

А13. Где происходит копирование генетической информации ДНК?

1) в цитоплазме 2) вне клетки 3) в ядре 4) в мембране

А14. Как называется процесс считывания с иРНК генетической информации?

1) транскрипция 2) трансляция 3) синтезирование 4) копирование

А15. Какая энергия используется в световых реакциях фотосинтеза?

1) внутренняя энергия клетки 2) энергия, выделяемая клеткой при катаболизме

3) энергия воздуха 4) энергия солнечного света

А16. Как называется внутри мембранное пространство хлоропласта, заполненное студенистым веществом?

1) полисома 2) строма 3) фана 4) тилакоид

А17. Как называется бескислородное биологическое окисление?

1) аэробное 2) анаэробное 3) неполное 4) полное

А18. Гликолиз - это расщепление:

I) воды 2) молочной кислоты 3) глюкозы 4)АТФ

А19. Где происходит завершающий этап клеточного дыхания?

1) в цитоплазме клетки 2) в ядре клетки 3) в рибосомах 4) в митохондриях

А20. При аэробном дыхании пировиноградная кислота превращается в:

1) углекислый газ и молочную кислоту (или этиловый спирт)

2) углекислый газ и воду

3) молочную кислоту и воду

4) углекислый газ и лимонную кислоту

А21. Для каких организмов характерно деление клеток?

1)эукариот 2) прокариот 3) всех организмов 4) многоклеточных организмов

А22. Процесс деления клеток в живом организме заканчивается:

1) вместе с его ростом 2) после его размножения

3) после полового созревания 4) с его смертью

А2З. Укажите вариант ответа, где стадии митоза даны в правильной последовательности.

1) профаза - метафаза - анафаза - телофаза

2) метафаза - профаза - телофаза - анафаза

3) телофаза - анафаза - метафаза - профаза

4) анафаза - метафаза - профаза - телофаза

А24. Что происходит в телофазе?

1) формирование веретена деления 2) формирование новых ядер и цитокинез

3) разделение хромосом 4) перемещение хромосом в центр клетки

В1. Каким организмам свойственно наличие тканей?

В2. Как называется способность нуклеотидов избирательно попарно объединяться?

В3. Какие органоиды клетки содержат собственную ДНК?

В4. Закончите предложение.

На первом этапе биологического окисления белки распадаются на молекулы … .

В5. Какой этап клеточного цикла самый продолжительный в жизни клетки?

В6. Как называется перетяжка, соединяющая хроматиды?

С1. Почему вновь образовавшиеся в результате митотического деления клетки генетически однородны?

С2. В чем заключаются особенности живой клетки?

С3. Что происходит в процессе катаболизма?



Ключ ответов контрольного теста по теме «Структурная организация живых организмов».

ВАРИАНТ 1.

Часть А.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1

Х

Х

Х

Х

Х

Х

2

Х

Х



Х

Х



Х

3


Х

Х


Х

Х

Х

Х

4

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х


Часть В

1.прокариоты

2. ферменты

3. репликация

4.лизосомы

5.глицерин

6.митотический цикл

ВАРИАНТ 2.

Часть А.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1


Х


Х

Х

Х

Х

2

Х

Х

Х

Х

Х

Х


Х

3

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

4

Х




Х


4


Часть В

1. многоклеточным

2. комплементарность

3. митохондрии и пластиды

4. аминокислот

5. интерфаза

6. центромера

28


© 2010-2022