Элективный курс для 10 класса Основы генетики

Рабочая программа для элективного курса 10 класса "Основы генетики" содержит пояснительную записку в которой отражены цели и задачи курса, актуальность данного курса. На базе рабочей программы отражено содержание, календарно - тематическое планирование, примерные вопросы, которые могут задавать учащиеся и ответы на них. Рабочая прогрмма составлена по курсу науки генетики, которая начинает изучаться на базе 9 класса и продолжает изучаться углубленно в курсе 10 класса. Рабочая программа содержит п...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»










ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ


Рабочая программа элективного курса

для 10 классов





























Кемерово 2010

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»









ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Программа элективного курса для

учащихся 10 классов



Составитель: Кравченко Н. П.,

Учитель биологии




Обсуждено на

заседании методического

объединения

протокол № ___4______

от ____20.05.2010________

руководитель м/о __Липатова О. В_


Утверждено педагогическим

советом

протокол № __116________

от __20.05.2010_______________

директор школы___Василенко Е. В_____










Кемерово 2010


Содержание

  1. Пояснительная записка с. 4 - 6

  2. Учебно - тематический план с. 7 - 8

  3. Содержание программы с. 9 - 10

  4. Термины и понятия с. 11

  5. Примерные вопросы по курсу с. 12

  6. Список литературы для обучающихся,

список литературы для учителя с. 13 - 14

  1. Приложение с. 15



































Пояснительная записка


Биологическое образование становится насущной необходимостью каждого культурного человека. Это вызвано тем, что биология наряду с другими дисциплинами естественно - научного цикла стала в ранг точных научных дисциплин и раскрывает новые горизонты в развитии производительных сил общества, в сельскохозяйственном, промышленном производстве. Генетика совершила настоящую революцию в познании и методах изучения основных явлений природы, а именно воспроизведения клетки, наследственности и изменчивости. Актуальность данной науки возрастает в связи с повышенным интересом обучающихся к процессам, закономерностям, происходящим в наследственном материале живых организмов. Огромную важность в биологическом образовании личности приобретают вопросы, каким образом наследуются признаки, свойства. Какие структуры генетического материала играют важную роль в образовании нового организма, как работают законы наследственности и многие другие. Введение элективного курса «Основы генетики», как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что обучающиеся стремятся больше узнать о процессах наследственности и изменчивости живых организмов, научиться составлять родословные, решать задачи по генетике на более углубленном уровне.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена введением в календарно - тематический план материала начальной вузовской подготовки, более подробное изучение наследственности: строение молекулы ДНК, строение хромосом, изучение генетических карт, кариотипа человека, наследственных заболеваний (синдромов), законов наследственности. Были переработаны авторские материалы Лобашева М. Е, Ватти К. В, Тихомировой М. М. , являющиеся основанием данной учебной программы.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, химия, физика.

Программа рассчитана на обучение в 10 классе.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

  1. Строении генетических молекул

  2. Закономерности наследования признаков и принципах наследственности

  3. Изменчивости, ее принципах и методах изучения

  4. Молекулярных основах наследственности и изменчивости

  5. Генетике пола

  6. Генетических основах онтогенеза

  7. Генетике популяций и генетических основах эволюции

  8. Генетике человека

  9. Генетических основах селекции

знает:

  1. Виды размножения, цитологические основы, характеризующие данные процессы

  2. Закономерности наследования признаков и принципы наследственности

  3. Классификацию изменчивости, ее виды

  4. Строение молекулы ДНК, генов, генетического кода

  5. Генетические основы эволюции

  6. Методы изучения генетики человека и ее проблемы

умеет:

  1. Определять соотношение полов и проблемы его регуляции

  2. Определять действие генов, различать генотип, фенотип

  3. Решать генетические задачи на наследование признаков

  4. Разбираться в генетических основах селекции

  5. Определять генетические аспекты эволюции

владеет:

  1. Генетической терминологией

  2. Знаниями о молекулярных основах наследования признаков,

генетике человека и ее аспектах, генетике эволюционных процессов

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование положительной мотивации к выбору профильных знаний такого направления биологии, как генетика, ее углубленному изучению. Формированию более научного понимания такой области естественно - научных дисциплин, как генетика, создание условий для формирования биологически грамотной личности.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. Материальные основы наследственности

2. Закономерности наследования признаков и принципы наследственности

3. Изменчивость, ее принципы и методы изучения

4. Молекулярные основы наследственности и изменчивости

5. Генетика пола

6. Генетические основы онтогенеза

7. Генетика популяций и генетические основы эволюции

8. Генетика человека

9. Генетические основы селекции

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение лабораторных работ.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах, занимаются индивидуально.

Изучение курса завершается контрольной работой, которая включает в себя основные вопросы по изучаемым разделам.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 10 классе

(1 час в неделю).


Учебно - тематический план

Тема раздела

Количество

часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Тема1. Материальные основы наследственности

3

3

-

-

2

Тема2. Закономерности наследования признаков и принципы наследственности

11

7

3

Тест

3

Тема3. Изменчивость, ее принципы и методы изучения

3

2

1

Лабораторная работа

4

Тема4. Молекулярные основы наследственности и изменчивости

3

3

-

-

5

Тема5. Генетика пола

3

3

-

-

6

Тема6. Генетические основы онтогенеза

4

3

1

Лабораторная работа

7

Тема7. Генетика популяций и генетические основы эволюции

3

3

-

-

8

Тема8. Генетика человека

2

2

-

-

9.

Тема9. Генетические основы селекции

2

2

-

Контрольная работа


Всего

34

29

5

Содержание программы

Введение

Раздел 1. Материальные основы наследственности (3 ч)

Строение клеток прокариотических и эукариотических организмов. Строение органоидов клетки, выполняемые функции. Цитологические основы бесполого размножения - митоз, мейоз, цитокинез - виды деления клеток. Строение хромосом и их репродукция. Химический состав хромосом. Кариотип. Цитологические основы бесполого размножения. Мейоз, фазы мейоза. Гаметогенез, спорогенез. Оплодотворение. Партеногенез.

Раздел 2. Закономерности наследования признаков и принципы наследственности (11ч)

Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Доминирование. Аллелизм. Генотип и фенотип. Цитологический механизм моногибридного расщепления. Реципрокное скрещивание. Возвратные скрещивания. Неполное доминирование. Гаметическое расщепление. Тетрадный анализ. Наследование при полигибридном скрещивании. Наследование при взаимодействии генов. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепление и кроссинговер. Цитоплазматическое наследование. Основные законы наследования и принципы наследственности.

Раздел 3. Изменчивость, ее причины и методы изучения (3ч)

Классификация изменчивости. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Генные мутации, хромосомные, геномные. Цитоплазматические мутации. Методы учета мутаций. Модификационная изменчивость.

Раздел 4. Молекулярные основы наследственности (3ч)

Химические основы наследственности. Природа гена. Генетический код.

Раздел 5. Генетика пола (3ч)

Определение пола. Биология пола. Хромосомная теория определения пола. Гипотеза Моргана. Гипотеза Бриджеса. Роль условий среды в определении пола. Дифференциация и переопределение пола. Соотношение полов и проблема его регуляции.

Раздел 6. Генетические основы онтогенеза (4ч)

Генетические основы дифференцировки. Действие гена. Генотип п фенотип. Дискретность и целостность онтогенеза

Раздел 7. Генетика популяций и генетические основы эволюции (3ч)

Популяция и ее генетическая структура. Наследование в популяции. Факторы генетической динамики популяций. Мутационный процесс. Численность популяций. Изоляция. Генетический основы эволюции. Генетический гомеостаз. Внутривидовая дивергенция. Симпатрическое видообразование

Раздел 8. Генетика человека (2ч)

Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод. Цитогенетический метод. Близнецовый метод. Онтогенетический метод. Популяционный метод. Проблемы медицинской генетики.

Раздел 9. Генетические основы селекции (2ч)

Селекция как наука. Изменчивость как материал для отбора. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Полиплоидия. Системы скрещивания. Неродственное скрещивание, родственное скрещивание. Отдаленная гибридизация. Гетерозис. Наследуемость. Методы отбора. Массовый отбор. Индивидуальный отбор




Термины и понятия

Аллель

Аутбридинг

Ген

Генетика

Генотип

Гетерозис

Гибридизация

ДНК

Закон Менделя

Изменчивость

Инбридинг

Мутация

Наследственность

Отбор

Популяция

Селекция

Фенотип

Цитология





Примерные вопросы по курсу

  1. Что изучает цитология?

  2. В чем суть гибридологического метода?

  3. Как происходит наследование при: моногибридном, дигибридном, полигибридном скрещивании?

  4. Что такое изменчивость?

  5. Какие виды изменчивости вам известны?

  6. Что такое ген? Где он располагается? Какие функции выполняет?

  7. Что из себя представляет генетический код?

  8. Что такое генотип?

  9. Что такое фенотип?

  10. Что изучает селекция? Какими методами пользуется эта наука?

  11. Что изучает медицинская генетика?





Список литературы для обучающихся

  1. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2004.-с.260-336

  2. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.

  3. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с

  4. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139

  5. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. - М.: Просвещение, 1993. - с.147-234

Список литературы для учителя

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. - Смоленск: Русич, 1999. -с.81-118

  2. Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П. Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т. М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. - Издательство Казанского Университета, 1988. -183с

  3. Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. - М.: Наука, 1967. - 196с.

  4. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2004.-с.260-336

  5. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.

  6. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с

  7. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139

  8. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. - М.: Просвещение, 1993. - с.147-234


Приложение

Контрольная работа по элективному курсу

  1. Перечислите органоиды, располагающиеся в эукариотических клетках с указанием основных функций.

  2. Из чего состоят хромосомы? Дайте развернутый ответ.

  3. Постройте комплементарную цепь молекулы ДНК по заданной:

А-Т-Г-Ц-Ц-Г-А-Т-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г-Ц-А-Г-Т. Определите процентное содержание азотистых оснований в построенной цепи

4. Ген черной масти крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство в первом поколении получится при скрещивании чистопородного черного быка с красной коровой? Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров из первого поколения?

5. Кохинуровые норки (светлые с черным крестом на спине) получаются при скрещивании белых и темных норок. Какое потомство будет от скрещивания кохинуровой и темной норок?

6. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а праворукость над леворукостью, причем оба гена находятся в разных хромосомах. Кареглазый левша женится на голубоглазой правше. Какое потомство по этим признакам следует ожидать? Найдите генотип и фенотип потомства.

7. У матери 1 группа крови, у отца 4. Какие группы крови могут быть у детей?

8. Женщина - носительница рецессивного гена гемофилии - вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношения генотипов и фенотипов. Составьте схему решения задачи.







© 2010-2022