- Преподавателю
- Биология
- Методическая статья по биологии
Методическая статья по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Языкова Е.А. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование стратегий смыслового чтения и работы с текстом для формирования универсальных учебных действий на уроках биологии
Языкова Елена Алексеевна
город Курск,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 7
имени А.С. Пушкина»
В современных условиях развития общества система образования в России акцентирует внимание на внедрении инновационных методов обучения и развития учащихся, повышение качества знаний, информатизации образования, обеспечении всестороннего развития личности и безопасности общества, практической составляющей современного образования.
Ключевым моментом современной педагогики становится формирование у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций.
Одними из приемов развития универсальных учебных действий являются стратегии смыслового чтения и работы с текстом. Чтение, являясь универсальным навыком, обеспечивает успешность обучения и формирует оценочно-нравственную позицию у обучающихся. Смысловое чтение подразумевает не только осмысление цели и выбор вида чтения, формулирование проблемы и идеи текста, но и определение основной и второстепенной информации, в зависимости от коммуникативной задачи.
Стратегии смыслового чтения - это сочетание различных приемов и методов, с помощью которых учащиеся воспринимают текстовую информацию и, в соответствии с поставленными познавательными задачами, перерабатывают ее в личностно-смысловые установки.
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом способствуют формированию следующих универсальных учебных действий:
-
Личностных - формирование личностных суждений в ходе анализа текста.
-
Регулятивных - развитие умений работать в соответствии с определенным алгоритмом (планом).
-
Познавательных - формирование умения извлекать необходимую информацию из текста.
-
Коммуникативных - развитие умений интерпретировать текст, понимать автора, формулировать собственное отношение к тексту.
На стадии вызова, при постановке цели и мотивации учебной деятельности учащихся, происходит формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Одним из эффективных приемов, развивающих критическое мышление учащихся, является прием «Инсерт». Во время чтения текста на полях делаются пометки: V - уже знал; + - новое; - - думал иначе; ? - не понял, есть вопросы. После работы заполняется таблица, в которую кратко заносятся сведения из текста, где значки становятся заголовками граф. Данный прием эффективен и на стадии осмысления.
Так, при изучении темы «Лишайники» в 6 классе учащиеся маркируют текст:
V
+
?
-
Лишайники - симбиотические организмы.
Лишайники очень неприхотливы.
На севере лишайники служат основным кормом для оленей.
Лишайники бывают кустистые, листоватые и накипные.
Размножаются лишайники кусочками слоевища.
Нити гриба лишайника поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а в клетках зеленых водорослей образуются органические вещества.
Растут лишайники очень медленно.
Многие виды лишайников используют в парфюмерии и медицине.
Также целесообразно использовать прием «Кластеры» или «Гроздья», позволяющий графически структурировать изучаемый материал. Например, при изучении темы «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого» в 5 классе учащиеся составляют кластеры «Царства живой природы»:
На стадии осмысления, при восприятии информации и ее первичном анализе, особое значение отводится формированию регулятивных универсальных учебных действий, как средству организации учащимися своей учебной деятельности. Прием «тонкие и толстые вопросы» эффективен на всех стадиях урока. На стадии осмысления он позволяет не только актуализировать знания, но и эффективно фиксировать изучаемый материал. «Тонкие вопросы» - простые, требующие однозначного ответы, «толстые» - сложные, проблемные, творческие. Например, при изучении темы «Бактерии» в 5 классе учащиеся составляют следующие вопросы: «тонкие» - «Как называются шарообразные бактерии?», «Какие бактерии питаются органическими веществами живых организмов?»; «толстые»- «Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?», «Приведите 3 примера положительной роли бактерий в хозяйственной деятельности человека».
Не менее эффективным приемом на стадии осмысления является «Бортовой журнал». Он позволяет связать тему урока с личностными представлениями. В первой графе таблицы записывается известная информация, во второй - новая информация.
Так при изучении темы «Среды обитания живых организмов» в 5 классе учащиеся составляют бортовой журнал:
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Среда обитания - место, где находятся живые организм.
Живые организмы могут обитать в воде, почве, на суше.
Жизнь зародилась в воде.
Выделяют 4 среды обитания: наземно-воздушная, водная, почва, сами живые организм
Наземно-воздушная среда - самая разнообразная среда обитания живых организмов.
Водная среда обладает высокой плотностью, ограничивает поступление солнечного света.
Сходным приемом является «Трехчастный дневник», он позволяет связать текст с имеющимся опытом, а также сформулировать собственные ответы на завершающем этапе урока или дома. Например, при изучении темы «Грибы-паразиты» в 6 классе учащиеся оформляют дневник:
Цитата
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы)
Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)
Около тысячи видов грибов паразитируют на животных и человеке, вызывая различные заболевания кожи, ногтей и волос.
Как избежать грибковых заболеваний?
Соблюдать правила личной гигиены; не пользоваться чужой одеждой и обувью; не трогать больных животных.
На стадии рефлексии, при систематизации новой информации, ее оценке и личностном восприятии, формируются личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. Здесь целесообразно обращаться к приемам, используемым на предыдущих этапах урока: кластерам, бортовым журналам, дневникам, «тонким и толстым» вопросам.
Одним из возможных приемов стадии рефлексии является «Денотатный граф». Это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия, построение ответвлений. Например, при изучении темы «Нервная система» в 8 классе учащиеся составляют денотатный граф «Значение нервной системы»:
Формирование у учащихся мотивации к обучению, возможности самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, ценностно - смысловых установок и социальных компетентностей - долгий и трудоемкий процесс. Но именно успешное овладение универсальными учебными действиями является показателем эффективности образовательного процесса.