Поясн. записка и ктп 10

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Календарно-тематическое планирование по биологии. 10 класс. Профильный уровень.

Общая биология. (Всего: 102 часа, 3 часа в неделю)

Автор: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

№ п/п

№ ур.

Тема урока

часы

Дата (план)

Дата (факт)

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Практическая часть

Задание на дом

РАЗДЕЛ 1 Введение в биологию (2ч)

1

1

Биология - наука о жизни

Предмет, цели, задачи, методы.

1

02.09

Знать, чем занимается биология как наука, направления развития, вклад учёных

Демонстрации портретов ученых-биологов, схемы, таблицы.

§ 1-2

2

2

Сущность жизни и свойства живого

Жизнь, открытая система.

1

04.09

Знать определение жизни, свойства живого, понимать что изучается на каждом уровне организации

схемы, таблицы.

§3-4

РАЗДЕЛ 2 Основы цитологии (46 час)

3

1

Цитология - наука о клетке.

1

06.09

Знать, чем занимается цитология как наука, основные методы, понимать вклад учёных в разработку клеточной теории

Портреты ученых

§ 5

4

2

Строение прокариотических и эукариотических клеток.

Лабораторная работа№1 Строение эукариотических (растительной, животной, грибной)и прокариотических (бактериальных) клеток.

1

09.09

Знать, что все организмы имеют клеточное строение, понимать роль микроскопии в изучении клетки, уметь работать с микроскопом

Микроскоп, препараты, таблицы.

Лабораторная работа№1

§5

5

3

Приготовление препарата растительной клетки

Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

11.09

Знать последовательность приготовления препарата, уметь приготавливать и описывать

Микроскоп, препараты, таблицы, растительная клетка

Лабораторная работа №2

§5

6

4

Особенности химического состава клетки

1

13.09

Знать роль химических элементов в клетке, уметь приводить примеры

Таблица «Химические элементы клетки»

§6

7

5

Вода и минеральные вещества

1

16.09

Знать роль воды, её свойства, понимать, чем они определяются, уметь приводить

Таблица «Минеральные вещества»

§7

8

6

углеводы

1

18.09

Знать классификацию углеводов, их свойства, понимать значение для организмов, уметь описывать примеры функций

Таблица «Моносахриды и дисахариды», СП «Углеводы»

§8-9

9

7

липиды

1

20.09

Знать классификацию липидов, их свойства, понимать значение для организмов, уметь описывать примеры функций

Таблица «Липиды», СП «Липиды»

§10

10

8

Белки

1

23.09

Знать классификацию белков, структуру, свойства, понимать значение для организмов, уметь описывать примеры функций

Таблица «Строение белков»

§11

11

9

Функции белков

1

25.09

Знать чем определяется многофункциональность белков, понимать роль белков в клетке, уметь приводить примеры белков, выполняющих разные функции

Таблица «Функции белков»

повторить

12

10

Каталитическая активность ферментов

1

27.09

Знать роль ферментов, механизм работы, понимать условия протекания ферментативных реакций, уметь

Таблица «Ферменты»

повторить

13

11

Нуклеиновые кислоты

1

30.09

Знать классификацию нуклеиновых кислот, их свойства, понимать значение для организмов, уметь описывать примеры функций

Таблица «ДНК», «РНК», модель ДНК, СП «Биополимеры. НК. АТФ ДНК».

§12

14

12

Решение задач

1

02.10

Знать принцип комплементарности, уметь применять для решения задач на

Устный опрос пр определение последовательности нуклеотидов

Задачники

Решить задачу

15

13

АТФ

1

04.10

Знать состав и функцию АТФ, понимать её роль

Таблица «АТФ процесс» СП «АТФ»

§13

16

14

Химический состав клетки

1

07.10

Знать химический состав клетки

Таблица «Химические элементы клетки»

повторить

17

15

Контрольная работа№1

Химический состав клетки

1

09.10

Знать химический состав клетки

Контрольная работа №1

повторить

18

16

Строение клетки

1

11.10

Знать строение мембраны, понимать отличие оболочки растений, бактерий, животных, грибов, уметь комментировать роль веществ в составе мембраны

Таблица «Строение растительной и животной клетки»

§14

19

17

ядро

1

14.10

Знать строение ядра, функции её элементов, понимать как образуются хромосомы

Таблица «Строение растительной и животной клетки»

повторить

20

18

Цитоплазм а, клеточный центр, рибосомы

Лабораторная работа №3

«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

1

16.10

Знать особенности строения цитоплазмы, клеточного центра, рибосом, их функции, понимать процесс формирования ядрышек, уметь описывать органоид

Таблица «Строение растительной и животной клетки»

Лабораторная работа №3

§15

21

19

ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы

1

18.10

Знать особенности строения и функции органоидов, понимать процесс образования пищеварительных вакуолей, уметь приводить

Таблица «Строение растительной и животной клетки»

§16

22

20

Митохондрии, пластиды.

1

21.10

Знать особенности строения и функции органоидов, понимать

органоиды движения

хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, реснички, жгутики

связь функций с особенностями строения, уметь приводить примеры взаимопревращений пластиы

Таблица «Строение растительной и животной клетки»

§17

23

21

Особенности клеток прокариот

1

23.10

Знать особенности организации и строения бактерий, понимать процессы жизнедеятельности, уметь сравнивать прокариот с эукариотами

Таблица «Строение растительной и животной клетки»

§18

24

22

Сравнение прокариот и эукариот

1

25.10

Знать отличительные особенности про- и эукариот, уметь работать с таблицами и схемами

Таблица «Строение растительной и животной клетки»

§19

25

23

Наблюдение и описание клеток разных царств

Лабораторная работа №4 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.»

1

28.10

Уметь описывать и зарисовывать клетки, работать с микроскопом

Препараты тканей растений, животных, грибов

Лабораторная работа №4

повторить

26

24

Основы цитологии

1

30.10

Знать строение клетки

Таблица «Строение клетки»

читать

27

25

Неклеточные формы жизни

1

01.11

Знать строение, особенности жизнедеятельности вирусов

Таблицы «Вирусы», «Бактериофаг». СП «Вирусы»

§20

28

26

Меры профилактики распространения вирусных инфекций

1

11.11

Знать основные источники вирусных болезней, пути передачи, понимать необходимость соблюдения мер профилактики, уметь приводить примеры вирусных болезней

Таблицы «Вирусы», «Бактериофаг». СП «Вирусы»

сообщение

29

27

СПИД

1

13.11

Знать особенности строения вируса СПИДа, пути заражения, меры профилактики, понимать необходимость здорового образа жизни

Таблицы «Вирусы», «Бактериофаг». СП «Вирусы»

повторить

30

28

Обмен веществ и энергии

1

15.11

Знать две составляющие метаболизма, уметь устанавливать связь катаболизма с анаболизмом, понимать роль ферментов в этих процессах

СП «Обмен веществ»

§21

31

29

Энергетический обмен

1

18.11

Знать протекание этапов энергетического обмена, понимать значение реакций катаболизма, уметь рассчитывать количество

СП «Обмен веществ»

§22

32

30

Питание клетки

1

20.11

Знать особенности гетеротрофного и автотрофного питания, понимать отличия, уметь классифицировать организмы по способу питания

Схема «Питание»

§23

33

31

фотосинтез

1

22.11

Знать механизм фотосинтеза, понимать его значение, уметь оценивать продуктивность

Таблица «Фотосинтез», СП «Фотосинтез»

§24

34

32

хемосинтез

Практическая работа № 1 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

1

25.11

Знать основные группы хемосинтезирующих бактерий, понимать их роль в природе, уметь сравнивать фотосинтез с хемосинтезом

Таблица «Хемосинтез», СП «Хемосинтез»

Практическая работа № 1

§25

35

33

Генетическая информация

1

27.11

Знать форму записи генетической информации, понимать суть принципа комплементарности, уметь использовать

Таблица «Биосонтез белка», СП «Синтез белка»

повторить

36

34

Генетический код

1

29.11

Знать свойства генетического кода,

уметь их комментировать, понимать, что его универсальность - доказательство единства происхождения

СП «Синтез белка»

§26

37

35

Решение задач

1

02.12

Уметь решать задачи на определение состава и последовательности нуклеотидов ДНК, РНК

Задачники

Решить задачу

38

36

Биосинтез белка

1

04.12

Знать механизм трансляции, понимать роль иРНК и тРНК, уметь определять последовательность аминокислот по фрагменту ДНК

СП «Синтез белка»

повторить

39

37

Решение задач

1

06.12

Уметь решать задачи

Задачники

Решить задачу

40

38

Регуляция транскриции и трансляции

1

09.12

Понимать механизм регуляции процесса синтеза белка на примере прокариот, уметь оценивать сложность этого процесса у эукариот

СП «Синтез белка»

§27

41

39

Репликация ДНК

1

11.12

Знать механизм репликации, понимать значение этого процесса, уметь объяснять

СП «Синтез белка»

повторить

42

40

Наследственная информация

1

13.12

Знать определение понятий, понимать механизм передачи наследственной информации, уметь анализировать

СП «Наследственная изменчивость»

повторить

43

41

Генная инженерия

1

16.12

Знать направление генной инженерии, механизм создания искусственного гена, генетического вектора, понимать роль генной инженерии в селекции

СП «Генная инженерия»

читать

44

42

Вирусы - факторы изменения генетической информации

1

18.12

Знать механизмы проникновения вирусов в клетку хозяина, понимать его как возможный фактор изменения генетической информации, уметь работать с информационными источниками

Таблица «Строение вирусов»

сообщение

45

43

Клеточный метаболизм

1

20.12

Знать про клеточный метаболизм

читать

46

44

Контрольная работа №2 Клеточный метаболизм

1

23.12

Знать понятия и термины

Контрольная работа №2

повторить

47

45

Работа над ошибками

1

25.12


Приготовить сообщения

48

46

Вклад отечественных учёных

1

27.12

Знать вклад отечественный учёных в развитие учения о клетке, понимать важность открытий, уметь анализировать и работать с дополнительной литературой

Портреты ученых

повторить

РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (14 часов)

49

1

Жизненный цикл клетки

1

13.01

Знать процессы, происходящие в периоды интерфазы, понимать как изменяется количество молекул ДНК в конце синтетического периода, уметь объяснять механизм репликации

Таблица «Редупликация ДНК», СП «жизненный цикл клетки»

§ 28

50

2

митоз

1

15.01

Знать механизм митоза, понимать его биологическую роль,

уметь прослеживать изменение количества хромосом и молекул ДНК

Таблица «Митоз», СП «Митоз»

§29

51

3

Мейоз

Практическая работа №2 «Сравнение процессов митоза и мейоза».

1

17.01

Знать механизм мейоза, его отличие от митоза, знать его биологическую роль, уметь прослеживать изменение количества хромосом и ДНК

Таблица «Мейоз», СП «Мейоз»

Практическая работа №2

§30

52

4

Бесполое размножение

1

20.01

Знать, как происходит бесполое размножение у организмов разных царств, понимать какое деление лежит в основе этого размножения, уметь приводить примеры

Таблица «Размножение гидры», «Размножение бактерий», «Вегетативное размножение растений», СП «бесполое размножение»

§31

53

5

Половое размножение

Практическая работа №3

«Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»

1

22.01

Знать особенности полового размножения у растений и животных, понимать отличие полового от бесполого, уметь описывать строение и разновидности половых клеток

Таблица «Строение половых клеток»

Практическая работа №3

§32

54

6

Развитие половых клеток

1

24.01

Знать процесс и стадии гаметогенеза, понимать отличие оогенеза от сперматогенеза, уметь выполнять задания на тему

Таблица «Строение половых клеток»

§33

55

7

оплодотворение

1

27.01

Знать особенности оплодотворения у животных, понимать прогрессивность процесса как составной части полового размножения, уметь выявлять особенности процесса у разных представителей животного мира

Таблица «Двойное оплодотворение цветковых растений»

§34

56

8

Двойное оплодотворение

1

29.01

Знать процесс, понимать его значение, уметь выявлять отличия от оплодотворения у растений других отделов

Таблица «Двойное оплодотворение цветковых растений»

повторить

57

9

онтогенез

1

31.01

Знать, чем отличаются разные виды онтогенеза, из каких этапов он состоит, понимать особенности чередования поколений у растений разных отделов, уметь приводить примеры прямого и непрямого развития

СП «Онтогенез»

§35

58

10

Эмбриональный период

1

03.02

Знать, механизм эмбриогенеза на примере ланцетника, понимать значение эмбриональной индукции, уметь выполнять задания по теме

СП «Эмбриональный период»

§36

59

11

Влияние среды на развитие зародыша

1

05.02

Знать, как условия среды оказывают влияние на развитие эмбриона, понимать важность здорового образа жизни матери, уметь анализировать и приводить примеры

§36

60

12

Постэмбриональный период

1

07.02

Знать периоды развития и их характеристику, понимать влияние среды и наследственности, уметь приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием

СП «Постэмбриональный период»

§37

61

13

Размножение и индивидуальное развитие

1

10.02

Знать размножение и индивидуальное развитие организмов

СП «Размножение и индивидуальное развитие»

повторить

62

14

Контрольная работа №3 Размножение и индивидуальное развитие

1

12.02

Знать все понятия и термины

Контрольная работа №3

читать

РАЗДЕЛ 4 Основы генетики (28 часов)

63

1

Гибридологический метод

1

14.02

Знать, что представляет собой генетика как наука, краткую историю её развития, понимать суть гибридологического метода, уметь применять генетическую символику

СП «Г. Мендель»

§38

64

2

1, 2 законы Менделя

1

17.02

Знать 1, 2, законы Менделя, понимать их цитологические основы, уметь составлять схемы скрещиваний

СП «Первый и второй закон Г. Менделя»

§39

65

3

Решение задач

1

19.02

Уметь применять знания законов Менделя для решения задач

Задачники

Решить задачи

66

4

Множественный аллелизм

1

21.02

Знать, сколько генов отвечает за проявление признака, понимать суть явления кодоминирования, уметь отличать полное доминирование от других видов взаимодействия аллельных генов, решать задачи

СП «Множественный аллелизм»

§40

67

5

Анализирующее скрещивание

1

24.02

Знать, как проводят анализирующее скрещивание, понимать цель его проведения, уметь решать задачи на анализирующее скрещивание

Таблица «Анализирующее скрещивание»

§40

68

6

3-й закон Менделя

1

26.02

Знать формулировку закона, понимать его цитологические основы, уметь составлять схемы скрещиваний

СП «Третий закон Менделя»

§41

69

7

Решение задач

1

28.02

Уметь применять знания 3-го закона для решения генетических задач

Задачники

Решить задачу

70

8

Хромосомная теория наследственности

1

03.03

Знать закон сцепленного наследования, положения хромосомной теории наследственности, понимать, чем полное сцепление отличается от неполного, значение кроссинговера, уметь выявлять кроссоверные и некроссоверные гаметы

Таблица «Сцепленное наследование»

§42

71

9

Картирование хромосом

1

05.03

Понимать, как явление кроссинговера даёт возможность составлять карты хромосом, уметь выполнять задания по составлению карты хромосомы

СП «Картирование хромосом»

читать

72

10

Решение задач

1

07.03

Уметь применять знания хромосомной теории наследственности для решения генетических задач

Задачники

Решить задачу

73

11

Взаимодействие неаллельных генов

1

10.03

Знать типы взаимодействий неаллельных генов, понимать, как они влияют на формирование признака, уметь приводить примеры, комментировать их

СП «Взаимодействие неаллельных генов»

§43

74

12

Решение задач

1

12.03

Уметь применять знания о взаимодействии неаллельных генов для решения задач

задачники

§44

75

13

Генетическое определение пола

1

14.03

Знать, как наследуются признаки, сцепленные с полом, понимать цитологические основы, уметь составлять схемы скрещиваний

СП «Наследственные болезни»

§45

76

14

Решение задач

1

17.03

Уметь применять знания на сцепленное с полом наследование для решения задач

Задачники

решить

77

15

Цитоплазматическая наследственность

1

19.03

Знать что такое цитоплазматическая наследственность, понимать почему она осуществляется по материнской линии, как взаимодействует с хромосомной, какое значение она может иметь

СП «Цитоплазматическая наследственность»

читать

78

16

Проверочная работа №1 Менделеевская генетика

1

21.03

Знать все понятия и термины

Проверочная работа №1

повторить

79

17

Модификационная изменчивость

1

31.03

Знать, чем наследственная изменчивость отличается от ненаследственной, понимать как среда влияет на изменение признаков, уметь приводит примеры

СП «Модификационная наследственность»

§46

80

18

Построение вариационной кривой

Практическая работа №4«Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой»

1

02.04

Знать закономерности модификационной изменчивости, уметь строить графики и выявлять среднее значение признака

Практическая работа №4

читать

81

19

Комбинативная

изменчивость

1

04.04

Знать, что такое комбинативная

изменчивость, конъюгация, кроссинговер, перекомбинация генов изменчивость, какие процессы её определяют, понимать её причины

СП «комбинативная изменчивость»

§46

82

20

Мутационная изменчивость

1

07.04

Знать разновидности мутаций, их особенности, уметь приводить примеры заболеваний человека, связанных с разными видами мутаций

СП «Мутационная изменчвость»

§47

83

21

Причины мутаций

1

09.04

Знать, что относится к мутагенам, чем соматические мутации отличаются от генеративных, понимать значение мутагенов для жизни и здоровья человека

Таблица» Причины мутаций»

§47

84

22

Взаимодействие генотипа и среды

1

11.04

Понимать, как взаимодействуют генотипическая и фенотипическая изменчивость

читать

85

23

Закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития

1

14.04

Понимать сложность процесса дифференцировки клеток и регуляции работы генов у многоклеточного организма, знать, какую роль играет нервная и гуморальная регуляция

повторить

86

24

Проявление генов в онтогенезе

1

16.04

Знать, как отдельные гены влияют на развитие организма, понимать механизм возникновения мутантных генов

читать

87

25

Химерные и трансгенные организмы

1

18.04

Знать, что генная инженерия - перспективное направление развития науки, её методы,

понимать механизм получения трансгенных и химерных организмов

СП «Химерные и трансгенные организмы»

читать

88

26

Генетические основы поведения

1

21.04

знать, что многие поведенческие реакции связаны с наследованием определённых генов, понимать, как воспитание может влиять на особенности поведения человека

СП «Генетические основы поведения»

повторить

89

27

Решение задач Закономерности изменчивости

1

23.04

Знать и уметь решать задачи

Решить задачу

90

28

Контрольная работа №4

1

25.04

Знать все понятия и термины

Контрольная работа №4

повторить

РАЗДЕЛ 5 Генетика человека (8 часов)

91

1

Методы исследования генетики человека

1

28.04

Знать, на чём основан генеалогический метод, понимать, для чего используется , уметь составлять схемы родословных

СП «Методы исследования генетики человека»

§49

92

2

Решение задач

1

30.04

Уметь составлять и анализировать схемы родословных

Задачники

решить

93

3

Близнецовый, цитогенетический, биохимический методы

1

02.05

Знать, на чём основаны методы, понимать их важность для выявления ряда заболеваний, уметь приводить примеры заболеваний, выявленных этими методами

СП «Близнецовый, цитогенетический, биохимический методы»

сообщение

94

4

Популяционный метод

Закон Харди- Вайнберга

1

05.05

Знать, в чём заключается метод, понимать как он применяется на практике

СП «Закон Харди- Вайнберга»

повторить

95

5

Решение задач

Закон Харди- Вайнберга

1

07.05

Уметь применять знания закона для решения задач

Задачники

Решение задач

96

6

Генетика и здоровье

1

12.05

Знать классификацию заболеваний по типу наследования, уметь

приводить примеры конкретных генных и хромосомных заболеваний, понимать их причины

СП «Наследственные болезни»

§50

97

7

Проблемы генетической безопасности

1

14.05

Понимать причины нежелательности близкродственных браков, знать, как снизить вероятность возникновения наследственных заболеваний

СП «Наследственные болезни»

§51

98

8

Наследственные заболевания

1

16.05

Знать конкретные примеры наиболее распространённых наследственных болезней, меры профилактики

СП «Наследственные болезни»

сообщения

99

9

Решение задач

Основы генетики

1

19.05

Уметь применять знания законы для решения задач

Карточки

Решить до конца

100

10

Решение задач

Основы генетики

1

21.05

Уметь применять знания законы для решения задач

карточки

Решить до конца

101

11

Итоговая контрольная работа

1

23.05

Знать все понятия и термины

102

12

Подведение итогов

1

26.05




© 2010-2022