- Преподавателю
- Биология
- Поясн. записка и ктп 10
Поясн. записка и ктп 10
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Донгак Т.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по биологии. 10 класс. Профильный уровень.
Общая биология. (Всего: 102 часа, 3 часа в неделю)
Автор: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
№ п/п
№ ур.
Тема урока
часы
Дата (план)
Дата (факт)
Требования к уровню подготовки учащихся
Оборудование
Практическая часть
Задание на дом
РАЗДЕЛ 1 Введение в биологию (2ч)
1
1
Биология - наука о жизни
Предмет, цели, задачи, методы.
1
02.09
Знать, чем занимается биология как наука, направления развития, вклад учёных
Демонстрации портретов ученых-биологов, схемы, таблицы.
§ 1-2
2
2
Сущность жизни и свойства живого
Жизнь, открытая система.
1
04.09
Знать определение жизни, свойства живого, понимать что изучается на каждом уровне организации
схемы, таблицы.
§3-4
РАЗДЕЛ 2 Основы цитологии (46 час)
3
1
Цитология - наука о клетке.
1
06.09
Знать, чем занимается цитология как наука, основные методы, понимать вклад учёных в разработку клеточной теории
Портреты ученых
§ 5
4
2
Строение прокариотических и эукариотических клеток.
Лабораторная работа№1 Строение эукариотических (растительной, животной, грибной)и прокариотических (бактериальных) клеток.
1
09.09
Знать, что все организмы имеют клеточное строение, понимать роль микроскопии в изучении клетки, уметь работать с микроскопом
Микроскоп, препараты, таблицы.
Лабораторная работа№1
§5
5
3
Приготовление препарата растительной клетки
Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
1
11.09
Знать последовательность приготовления препарата, уметь приготавливать и описывать
Микроскоп, препараты, таблицы, растительная клетка
Лабораторная работа №2
§5
6
4
Особенности химического состава клетки
1
13.09
Знать роль химических элементов в клетке, уметь приводить примеры
Таблица «Химические элементы клетки»
§6
7
5
Вода и минеральные вещества
1
16.09
Знать роль воды, её свойства, понимать, чем они определяются, уметь приводить
Таблица «Минеральные вещества»
§7
8
6
углеводы
1
18.09
Знать классификацию углеводов, их свойства, понимать значение для организмов, уметь описывать примеры функций
Таблица «Моносахриды и дисахариды», СП «Углеводы»
§8-9
9
7
липиды
1
20.09
Знать классификацию липидов, их свойства, понимать значение для организмов, уметь описывать примеры функций
Таблица «Липиды», СП «Липиды»
§10
10
8
Белки
1
23.09
Знать классификацию белков, структуру, свойства, понимать значение для организмов, уметь описывать примеры функций
Таблица «Строение белков»
§11
11
9
Функции белков
1
25.09
Знать чем определяется многофункциональность белков, понимать роль белков в клетке, уметь приводить примеры белков, выполняющих разные функции
Таблица «Функции белков»
повторить
12
10
Каталитическая активность ферментов
1
27.09
Знать роль ферментов, механизм работы, понимать условия протекания ферментативных реакций, уметь
Таблица «Ферменты»
повторить
13
11
Нуклеиновые кислоты
1
30.09
Знать классификацию нуклеиновых кислот, их свойства, понимать значение для организмов, уметь описывать примеры функций
Таблица «ДНК», «РНК», модель ДНК, СП «Биополимеры. НК. АТФ ДНК».
§12
14
12
Решение задач
1
02.10
Знать принцип комплементарности, уметь применять для решения задач на
Устный опрос пр определение последовательности нуклеотидов
Задачники
Решить задачу
15
13
АТФ
1
04.10
Знать состав и функцию АТФ, понимать её роль
Таблица «АТФ процесс» СП «АТФ»
§13
16
14
Химический состав клетки
1
07.10
Знать химический состав клетки
Таблица «Химические элементы клетки»
повторить
17
15
Контрольная работа№1
Химический состав клетки
1
09.10
Знать химический состав клетки
Контрольная работа №1
повторить
18
16
Строение клетки
1
11.10
Знать строение мембраны, понимать отличие оболочки растений, бактерий, животных, грибов, уметь комментировать роль веществ в составе мембраны
Таблица «Строение растительной и животной клетки»
§14
19
17
ядро
1
14.10
Знать строение ядра, функции её элементов, понимать как образуются хромосомы
Таблица «Строение растительной и животной клетки»
повторить
20
18
Цитоплазм а, клеточный центр, рибосомы
Лабораторная работа №3
«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».
1
16.10
Знать особенности строения цитоплазмы, клеточного центра, рибосом, их функции, понимать процесс формирования ядрышек, уметь описывать органоид
Таблица «Строение растительной и животной клетки»
Лабораторная работа №3
§15
21
19
ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы
1
18.10
Знать особенности строения и функции органоидов, понимать процесс образования пищеварительных вакуолей, уметь приводить
Таблица «Строение растительной и животной клетки»
§16
22
20
Митохондрии, пластиды.
1
21.10
Знать особенности строения и функции органоидов, понимать
органоиды движения
хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, реснички, жгутики
связь функций с особенностями строения, уметь приводить примеры взаимопревращений пластиы
Таблица «Строение растительной и животной клетки»
§17
23
21
Особенности клеток прокариот
1
23.10
Знать особенности организации и строения бактерий, понимать процессы жизнедеятельности, уметь сравнивать прокариот с эукариотами
Таблица «Строение растительной и животной клетки»
§18
24
22
Сравнение прокариот и эукариот
1
25.10
Знать отличительные особенности про- и эукариот, уметь работать с таблицами и схемами
Таблица «Строение растительной и животной клетки»
§19
25
23
Наблюдение и описание клеток разных царств
Лабораторная работа №4 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.»
1
28.10
Уметь описывать и зарисовывать клетки, работать с микроскопом
Препараты тканей растений, животных, грибов
Лабораторная работа №4
повторить
26
24
Основы цитологии
1
30.10
Знать строение клетки
Таблица «Строение клетки»
читать
27
25
Неклеточные формы жизни
1
01.11
Знать строение, особенности жизнедеятельности вирусов
Таблицы «Вирусы», «Бактериофаг». СП «Вирусы»
§20
28
26
Меры профилактики распространения вирусных инфекций
1
11.11
Знать основные источники вирусных болезней, пути передачи, понимать необходимость соблюдения мер профилактики, уметь приводить примеры вирусных болезней
Таблицы «Вирусы», «Бактериофаг». СП «Вирусы»
сообщение
29
27
СПИД
1
13.11
Знать особенности строения вируса СПИДа, пути заражения, меры профилактики, понимать необходимость здорового образа жизни
Таблицы «Вирусы», «Бактериофаг». СП «Вирусы»
повторить
30
28
Обмен веществ и энергии
1
15.11
Знать две составляющие метаболизма, уметь устанавливать связь катаболизма с анаболизмом, понимать роль ферментов в этих процессах
СП «Обмен веществ»
§21
31
29
Энергетический обмен
1
18.11
Знать протекание этапов энергетического обмена, понимать значение реакций катаболизма, уметь рассчитывать количество
СП «Обмен веществ»
§22
32
30
Питание клетки
1
20.11
Знать особенности гетеротрофного и автотрофного питания, понимать отличия, уметь классифицировать организмы по способу питания
Схема «Питание»
§23
33
31
фотосинтез
1
22.11
Знать механизм фотосинтеза, понимать его значение, уметь оценивать продуктивность
Таблица «Фотосинтез», СП «Фотосинтез»
§24
34
32
хемосинтез
Практическая работа № 1 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»
1
25.11
Знать основные группы хемосинтезирующих бактерий, понимать их роль в природе, уметь сравнивать фотосинтез с хемосинтезом
Таблица «Хемосинтез», СП «Хемосинтез»
Практическая работа № 1
§25
35
33
Генетическая информация
1
27.11
Знать форму записи генетической информации, понимать суть принципа комплементарности, уметь использовать
Таблица «Биосонтез белка», СП «Синтез белка»
повторить
36
34
Генетический код
1
29.11
Знать свойства генетического кода,
уметь их комментировать, понимать, что его универсальность - доказательство единства происхождения
СП «Синтез белка»
§26
37
35
Решение задач
1
02.12
Уметь решать задачи на определение состава и последовательности нуклеотидов ДНК, РНК
Задачники
Решить задачу
38
36
Биосинтез белка
1
04.12
Знать механизм трансляции, понимать роль иРНК и тРНК, уметь определять последовательность аминокислот по фрагменту ДНК
СП «Синтез белка»
повторить
39
37
Решение задач
1
06.12
Уметь решать задачи
Задачники
Решить задачу
40
38
Регуляция транскриции и трансляции
1
09.12
Понимать механизм регуляции процесса синтеза белка на примере прокариот, уметь оценивать сложность этого процесса у эукариот
СП «Синтез белка»
§27
41
39
Репликация ДНК
1
11.12
Знать механизм репликации, понимать значение этого процесса, уметь объяснять
СП «Синтез белка»
повторить
42
40
Наследственная информация
1
13.12
Знать определение понятий, понимать механизм передачи наследственной информации, уметь анализировать
СП «Наследственная изменчивость»
повторить
43
41
Генная инженерия
1
16.12
Знать направление генной инженерии, механизм создания искусственного гена, генетического вектора, понимать роль генной инженерии в селекции
СП «Генная инженерия»
читать
44
42
Вирусы - факторы изменения генетической информации
1
18.12
Знать механизмы проникновения вирусов в клетку хозяина, понимать его как возможный фактор изменения генетической информации, уметь работать с информационными источниками
Таблица «Строение вирусов»
сообщение
45
43
Клеточный метаболизм
1
20.12
Знать про клеточный метаболизм
читать
46
44
Контрольная работа №2 Клеточный метаболизм
1
23.12
Знать понятия и термины
Контрольная работа №2
повторить
47
45
Работа над ошибками
1
25.12
Приготовить сообщения
48
46
Вклад отечественных учёных
1
27.12
Знать вклад отечественный учёных в развитие учения о клетке, понимать важность открытий, уметь анализировать и работать с дополнительной литературой
Портреты ученых
повторить
РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (14 часов)
49
1
Жизненный цикл клетки
1
13.01
Знать процессы, происходящие в периоды интерфазы, понимать как изменяется количество молекул ДНК в конце синтетического периода, уметь объяснять механизм репликации
Таблица «Редупликация ДНК», СП «жизненный цикл клетки»
§ 28
50
2
митоз
1
15.01
Знать механизм митоза, понимать его биологическую роль,
уметь прослеживать изменение количества хромосом и молекул ДНК
Таблица «Митоз», СП «Митоз»
§29
51
3
Мейоз
Практическая работа №2 «Сравнение процессов митоза и мейоза».
1
17.01
Знать механизм мейоза, его отличие от митоза, знать его биологическую роль, уметь прослеживать изменение количества хромосом и ДНК
Таблица «Мейоз», СП «Мейоз»
Практическая работа №2
§30
52
4
Бесполое размножение
1
20.01
Знать, как происходит бесполое размножение у организмов разных царств, понимать какое деление лежит в основе этого размножения, уметь приводить примеры
Таблица «Размножение гидры», «Размножение бактерий», «Вегетативное размножение растений», СП «бесполое размножение»
§31
53
5
Половое размножение
Практическая работа №3
«Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»
1
22.01
Знать особенности полового размножения у растений и животных, понимать отличие полового от бесполого, уметь описывать строение и разновидности половых клеток
Таблица «Строение половых клеток»
Практическая работа №3
§32
54
6
Развитие половых клеток
1
24.01
Знать процесс и стадии гаметогенеза, понимать отличие оогенеза от сперматогенеза, уметь выполнять задания на тему
Таблица «Строение половых клеток»
§33
55
7
оплодотворение
1
27.01
Знать особенности оплодотворения у животных, понимать прогрессивность процесса как составной части полового размножения, уметь выявлять особенности процесса у разных представителей животного мира
Таблица «Двойное оплодотворение цветковых растений»
§34
56
8
Двойное оплодотворение
1
29.01
Знать процесс, понимать его значение, уметь выявлять отличия от оплодотворения у растений других отделов
Таблица «Двойное оплодотворение цветковых растений»
повторить
57
9
онтогенез
1
31.01
Знать, чем отличаются разные виды онтогенеза, из каких этапов он состоит, понимать особенности чередования поколений у растений разных отделов, уметь приводить примеры прямого и непрямого развития
СП «Онтогенез»
§35
58
10
Эмбриональный период
1
03.02
Знать, механизм эмбриогенеза на примере ланцетника, понимать значение эмбриональной индукции, уметь выполнять задания по теме
СП «Эмбриональный период»
§36
59
11
Влияние среды на развитие зародыша
1
05.02
Знать, как условия среды оказывают влияние на развитие эмбриона, понимать важность здорового образа жизни матери, уметь анализировать и приводить примеры
§36
60
12
Постэмбриональный период
1
07.02
Знать периоды развития и их характеристику, понимать влияние среды и наследственности, уметь приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием
СП «Постэмбриональный период»
§37
61
13
Размножение и индивидуальное развитие
1
10.02
Знать размножение и индивидуальное развитие организмов
СП «Размножение и индивидуальное развитие»
повторить
62
14
Контрольная работа №3 Размножение и индивидуальное развитие
1
12.02
Знать все понятия и термины
Контрольная работа №3
читать
РАЗДЕЛ 4 Основы генетики (28 часов)
63
1
Гибридологический метод
1
14.02
Знать, что представляет собой генетика как наука, краткую историю её развития, понимать суть гибридологического метода, уметь применять генетическую символику
СП «Г. Мендель»
§38
64
2
1, 2 законы Менделя
1
17.02
Знать 1, 2, законы Менделя, понимать их цитологические основы, уметь составлять схемы скрещиваний
СП «Первый и второй закон Г. Менделя»
§39
65
3
Решение задач
1
19.02
Уметь применять знания законов Менделя для решения задач
Задачники
Решить задачи
66
4
Множественный аллелизм
1
21.02
Знать, сколько генов отвечает за проявление признака, понимать суть явления кодоминирования, уметь отличать полное доминирование от других видов взаимодействия аллельных генов, решать задачи
СП «Множественный аллелизм»
§40
67
5
Анализирующее скрещивание
1
24.02
Знать, как проводят анализирующее скрещивание, понимать цель его проведения, уметь решать задачи на анализирующее скрещивание
Таблица «Анализирующее скрещивание»
§40
68
6
3-й закон Менделя
1
26.02
Знать формулировку закона, понимать его цитологические основы, уметь составлять схемы скрещиваний
СП «Третий закон Менделя»
§41
69
7
Решение задач
1
28.02
Уметь применять знания 3-го закона для решения генетических задач
Задачники
Решить задачу
70
8
Хромосомная теория наследственности
1
03.03
Знать закон сцепленного наследования, положения хромосомной теории наследственности, понимать, чем полное сцепление отличается от неполного, значение кроссинговера, уметь выявлять кроссоверные и некроссоверные гаметы
Таблица «Сцепленное наследование»
§42
71
9
Картирование хромосом
1
05.03
Понимать, как явление кроссинговера даёт возможность составлять карты хромосом, уметь выполнять задания по составлению карты хромосомы
СП «Картирование хромосом»
читать
72
10
Решение задач
1
07.03
Уметь применять знания хромосомной теории наследственности для решения генетических задач
Задачники
Решить задачу
73
11
Взаимодействие неаллельных генов
1
10.03
Знать типы взаимодействий неаллельных генов, понимать, как они влияют на формирование признака, уметь приводить примеры, комментировать их
СП «Взаимодействие неаллельных генов»
§43
74
12
Решение задач
1
12.03
Уметь применять знания о взаимодействии неаллельных генов для решения задач
задачники
§44
75
13
Генетическое определение пола
1
14.03
Знать, как наследуются признаки, сцепленные с полом, понимать цитологические основы, уметь составлять схемы скрещиваний
СП «Наследственные болезни»
§45
76
14
Решение задач
1
17.03
Уметь применять знания на сцепленное с полом наследование для решения задач
Задачники
решить
77
15
Цитоплазматическая наследственность
1
19.03
Знать что такое цитоплазматическая наследственность, понимать почему она осуществляется по материнской линии, как взаимодействует с хромосомной, какое значение она может иметь
СП «Цитоплазматическая наследственность»
читать
78
16
Проверочная работа №1 Менделеевская генетика
1
21.03
Знать все понятия и термины
Проверочная работа №1
повторить
79
17
Модификационная изменчивость
1
31.03
Знать, чем наследственная изменчивость отличается от ненаследственной, понимать как среда влияет на изменение признаков, уметь приводит примеры
СП «Модификационная наследственность»
§46
80
18
Построение вариационной кривой
Практическая работа №4«Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой»
1
02.04
Знать закономерности модификационной изменчивости, уметь строить графики и выявлять среднее значение признака
Практическая работа №4
читать
81
19
Комбинативная
изменчивость
1
04.04
Знать, что такое комбинативная
изменчивость, конъюгация, кроссинговер, перекомбинация генов изменчивость, какие процессы её определяют, понимать её причины
СП «комбинативная изменчивость»
§46
82
20
Мутационная изменчивость
1
07.04
Знать разновидности мутаций, их особенности, уметь приводить примеры заболеваний человека, связанных с разными видами мутаций
СП «Мутационная изменчвость»
§47
83
21
Причины мутаций
1
09.04
Знать, что относится к мутагенам, чем соматические мутации отличаются от генеративных, понимать значение мутагенов для жизни и здоровья человека
Таблица» Причины мутаций»
§47
84
22
Взаимодействие генотипа и среды
1
11.04
Понимать, как взаимодействуют генотипическая и фенотипическая изменчивость
читать
85
23
Закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития
1
14.04
Понимать сложность процесса дифференцировки клеток и регуляции работы генов у многоклеточного организма, знать, какую роль играет нервная и гуморальная регуляция
повторить
86
24
Проявление генов в онтогенезе
1
16.04
Знать, как отдельные гены влияют на развитие организма, понимать механизм возникновения мутантных генов
читать
87
25
Химерные и трансгенные организмы
1
18.04
Знать, что генная инженерия - перспективное направление развития науки, её методы,
понимать механизм получения трансгенных и химерных организмов
СП «Химерные и трансгенные организмы»
читать
88
26
Генетические основы поведения
1
21.04
знать, что многие поведенческие реакции связаны с наследованием определённых генов, понимать, как воспитание может влиять на особенности поведения человека
СП «Генетические основы поведения»
повторить
89
27
Решение задач Закономерности изменчивости
1
23.04
Знать и уметь решать задачи
Решить задачу
90
28
Контрольная работа №4
1
25.04
Знать все понятия и термины
Контрольная работа №4
повторить
РАЗДЕЛ 5 Генетика человека (8 часов)
91
1
Методы исследования генетики человека
1
28.04
Знать, на чём основан генеалогический метод, понимать, для чего используется , уметь составлять схемы родословных
СП «Методы исследования генетики человека»
§49
92
2
Решение задач
1
30.04
Уметь составлять и анализировать схемы родословных
Задачники
решить
93
3
Близнецовый, цитогенетический, биохимический методы
1
02.05
Знать, на чём основаны методы, понимать их важность для выявления ряда заболеваний, уметь приводить примеры заболеваний, выявленных этими методами
СП «Близнецовый, цитогенетический, биохимический методы»
сообщение
94
4
Популяционный метод
Закон Харди- Вайнберга
1
05.05
Знать, в чём заключается метод, понимать как он применяется на практике
СП «Закон Харди- Вайнберга»
повторить
95
5
Решение задач
Закон Харди- Вайнберга
1
07.05
Уметь применять знания закона для решения задач
Задачники
Решение задач
96
6
Генетика и здоровье
1
12.05
Знать классификацию заболеваний по типу наследования, уметь
приводить примеры конкретных генных и хромосомных заболеваний, понимать их причины
СП «Наследственные болезни»
§50
97
7
Проблемы генетической безопасности
1
14.05
Понимать причины нежелательности близкродственных браков, знать, как снизить вероятность возникновения наследственных заболеваний
СП «Наследственные болезни»
§51
98
8
Наследственные заболевания
1
16.05
Знать конкретные примеры наиболее распространённых наследственных болезней, меры профилактики
СП «Наследственные болезни»
сообщения
99
9
Решение задач
Основы генетики
1
19.05
Уметь применять знания законы для решения задач
Карточки
Решить до конца
100
10
Решение задач
Основы генетики
1
21.05
Уметь применять знания законы для решения задач
карточки
Решить до конца
101
11
Итоговая контрольная работа
1
23.05
Знать все понятия и термины
102
12
Подведение итогов
1
26.05