Конспект урока по биологии на тему Класс Земноводные

Урок по биологии на тему "Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строение земноводных. Особенности приспособления к новой среде" Цель урока: Изучить класс Земноводные . Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, связанные с жизнью на суше. Методы используемые на уроке: практические (работа со справочным материалом), наглядные (презентация), словесные, критическое мышление. Урок состоит из 5 этапов: 1. Орг. момент. 2. Психонастрой класса. 3. Опрос домашнего задания (мозговой штурм). 4...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 25. 02. 2015 г.

Тема урока: «Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строение земноводных. Особые приспособления к новой среде».

Цель урока: Изучить класс Земноводные . Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, связанные с жизнью на суше.

Оборудование: учебник, презентация Microsoft Office PowerPoint к уроку, ИАД, карточки.

Методы используемые на уроке: практические (работа со справочным материалом), наглядные (презентация), словесные, критическое мышление.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

  1. Приветствие

  2. Психонастрой класса

  1. Опрос домашнего задания.

На столы кладутся конверты с карточками.

Задание дать краткую характеристику надклассу рыб.

  1. Актуализация знаний (стадия вызова)

Переход на тему при помощи загадки

Повелось уж так издревле

Что живу я не везде

Обитаю на земле я

А икру мечу в воде (лягушка)

Далее озвучивается тема урока (запись в тетрадях). Вместе с учащимися формируем цель урока.

Следующем показ видеоролика (радостные лягушки)

(стадия осмысления) Предлагается вопрос: Какие ассоциации возникли у вас после просмотра видео?

Уч. Земноводные имеют особые приспособления для жизни в новой среде. Изучением этих приспособлений и займутся несколько исследовательских групп.

1. Группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.

2. Морфологам необходимо определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

3. Анатомы определяют, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал.

На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)

Задания группам

Морфологи

Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело. Какие изменение произошли в дыхательной системе в связи с выходом на сушу.

2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?

3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?

4. Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?

5. Сформулируйте и запишите выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.

Анатомы

Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.

1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.

2. Рассмотрите череп, определите его форму.

3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.

4. Найдите плечевой пояс - опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.

5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.

6. Найдите пояс задних конечностей - таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.

7. Какие изменения произошли в кровеносной системе земноводных?

8. Сформулируйте выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни.

Экологи

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки

1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

2. В какое время года они наиболее активны? Какова особенность размножения земноводных?

3. От каких факторов среды зависит активность земноводных?

4. Какие виды земноводных встречаются на территории Казахстана?

Уч. Многие из «изобретений» земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, они всё же не порвали до конца связь с водой.

Какие признаки в строении лягушек свидетельствуют об этом?

1. Тонкая кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому они живут в сырых местах.

2. У многих лягушек пальцы на задних конечностях соединены плавательной перепонкой.

3. Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка - животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. Это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующая информация снимет ваши сомнения:

1. Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными.

2. Они служат объектами для науки, классическими подопытными животными. В Париже и Токио им поставлены памятники.

3. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.

Физминутка

IV. Закрепление










Задание №1

Сравнить признаки земноводных и рыб.

Заполните сравнительную таблицу, записав номера признаков животных в соответствующих столбцах.

Рыбы (костные)

Земноводные (взрослые особи)


  1. Кожа голая

  2. Кожа с наружи покрыта чешуей

  3. Парные грудные и брюшные плавники

  4. Сердце трехкамерное

  5. Один круг кровообращения

  6. Два курга кровообращения

  7. Сердце двухкамерное

  8. Дышит через кожу

  9. Личинки дышат только жабрами

  10. Есть боковая линия

  11. Есть пальцы

  12. Есть клоака

  13. Всего три отряда

  14. Есть ребра

  15. Есть шейный позвонок.

Задание №1

Сравнить признаки земноводных и рыб.

Заполните сравнительную таблицу, записав номера признаков животных в соответствующих столбцах.

Рыбы (костные)

Земноводные (взрослые особи)


  1. Кожа голая

  2. Кожа с наружи покрыта чешуей

  3. Парные грудные и брюшные плавники

  4. Сердце трехкамерное

  5. Один круг кровообращения

  6. Два курга кровообращения

  7. Сердце двухкамерное

  8. Дышит через кожу

  9. Личинки дышат только жабрами

  10. Есть боковая линия

  11. Есть пальцы

  12. Есть клоака

  13. Всего три отряда

  14. Есть ребра

  15. Есть шейный позвонок.

Задание №2

«Черный ящик»

  1. В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки.(ласты)

  2. Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).

Здание№3 «Объясни»

Ухватила мушку

Зеленая лягушка,

Но забила пища рот -

Ни назад и ни вперед.

Тут лягушкины глаза

Провалились в полость рта,

Протолкнули сей обед.

Правда это или нет?

(Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)





Задание № 4 «Музыкальная»

А сейчас прослушайте детскую песенку «В траве сидел кузнечик». С биологической точки зрения, какие ошибки допустил автор?

  1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми. 2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.)

V. Рефлексия

Что на уроке вам понравилось? Какое у вас настроение?

VI. Дом. Задание

Составить кроссворд на тему «Класс Земноводные»





Критерии оценивания

Оценка группы

100% вып.

Одна ошибка

Две, три ошибки

Больше трех

Дом. Задание

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Составление кластера

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №1

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №2

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №3

5 баллов

-

-

0



«5» - 25

«4» - 16-24

«3» - 12-15

Критерии оценивания

Оценка группы

100% вып.

Одна ошибка

Две, три ошибки

Больше трех

Дом. Задание

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Составление кластера

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №1

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №2

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №3

5 баллов

-

-

0



«5» - 25

«4» - 16-24

«3» - 12-15

Критерии оценивания

Оценка группы

100% вып.

Одна ошибка

Две, три ошибки

Больше трех

Дом. Задание

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Составление кластера

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №1

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №2

5 баллов

4 балла

3 балла

0

Задание №3

5 баллов

-

-

0



«5» - 25

«4» - 16-24

«3» - 12-15

Надкласс Рыбы

Хрящевые рыбы

Костные рыбы

Подкласс пластиножаберные

Подкласс цельноголовые

Подкласс лучеперые

Подкласс кистеперые

Подкласс осетровые

Подкласс двоякодышащие

Синяя акула

Химера

Шиповатый скат

Щука

Лещ

Сазан


© 2010-2022