Фотосинтез -воздушное питание растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Малокударинская СОШ»



Конспект урока.

Фотосинтез- воздушное питание растений.





Учитель биологии- экологии: Семёнова О.К.







2015г.

Тема урока: «Воздушное питание растений»

Цель:

Узнать о сущности фотосинтеза, условиях как важнейшего процесса жизнедеятельности и космической роли зелёных растений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть понятие фотосинтеза как воздушного питания растений.

  2. Показать роль света в этом процессе, в образовании органического вещества.

  3. С помощью опытов показать роль углекислого газа, необходимость хлорофилла.

  4. Доказать с помощью опыта о выделении кислорода зелёным растением на свету.

  5. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Развивающие:

  1. Формирование умения делать теоретические выводы их конкретных факторов.

  2. Развивать навыки символизации изученного материала

  3. Анализировать, делать выводы.

  4. Продолжать формирование умения работать с учебником.

Воспитательные:

  1. Использовать знания о космической роли растения.

  2. Прививать любовь к прекрасному.

  3. Привлекать учащихся к озеленению дома и школы.

Оборудование:

- рабочие листы для групповой работы.

-презентация «Зелёная лаборатория»

- инструктивные карточки по закладке опыта.

-комнатные растения.

- водяная баня, лучины , спички, чашки Петри;

-установка для освещения комнатных растений

Реактивы:

-йодная настойка, спирт.

Ход урока:

  1. Организационный момент.



  1. Повторение пройденного материала.

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Питание у растений». В начале урока проведем термилогический диктант.

  • Почвенное питание -

  • Корневые волоски -

  • Передвижение воды и питательных веществ в корне происходит по клеткам -

  • Минеральные соли содержат -

Для изучения новой темы потребуются знания клеточного строения листа.

  • Каково клеточное строение листовой пластинки?

  • Какое строение имеет кожица листа, её значение?

  • Что такое устьица и где они расположены?

  • Из чего состоит проводящая система листа?

Мы вспомнили клеточное строение листа. Лист образован тканями : покровной, механической, проводящей, основной.

Новая тема раскроет основную функцию листа- воздушное питание.

  1. Изучение новой темы.

Записываем в тетради число, тему урока.

Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений»

Цель урока узнать сущности воздушного питания и космической роли зелёных растений.

  1. Мотивация (проблемный вопрос).

Более трёхсот лет назад голландский ученый Ван - Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 90,8 кг. Земли и поставил в него ветку ивы, предварительно взвесив её (2,3 кг). Растущему в горшке растению в течение 5 лет не довали никокого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет , вес её стал 76, 8 кг, а вес земли в горшке уменьшился на 600г.

Откуда растение добыло 73кг. 900г питательных (органических) веществ, для ученого осталось загадкой.

Предлагаю ответить на вопрос, на который в своё время не смог ответить известный учёный. «За счёт чего растение по тяжелело на 73, 9кг».

2.Выдвижение гипотез в ответ на поставленный вопрос (для правильного ответа предлагаю проанализировать материал содержащихся в рабочих листах).

Рабочий лист №1.

Информация о доказательствах необходимости света для процесса фотосинтеза.

Рабочий лист №2.

Информация о доказательствами о выделении растениями на свету кислорода.

Рабочий лист №3

О необходимости хлорофилла.

Рабочий лист №4

О необходимости углекислого газа.

3.Организация исследований в группах

Класс разделяется на 4 группы. Каждая группа получает рабочие листы и задание: придумать символические изображения ключевого слова (условие процесса фотосинтеза), которое должно быть выявлено во время анализа текста рабочего листа.

  1. Обмен информацией.

После окончания работы группы представляют результаты своих исследований, записывают вывод. Последовательные обобщения, высказанные всеми группами учащихся, составят определение фотосинтез.

  1. Обобщение.

После выступления всех групп на доске прикреплены четыре обобщения:

  1. Для процесса образования крахмалаив листе растения необходим свет.

  2. При образовании крахмала растения выделяют в окружающую среду кислород.

  3. Для образования крахмала растения используют углекислый газ..

  4. Крахмал образуется только в зеленых частях растениях.

Вывод:

Во всех опытах описывается один и тот же процесс - ФОТОСИНТЕЗ.

На доске записаны ключевые слова «фотосинтез», «процесс». «хлорофилл».

Дайте формулировку процесса фотосинтеза.

Для закрепления презентация «Зелёная лаборатория»

И так возвращаемся к вопросу, заданному в начале урока. В чём же причина увеличения веса растения?

Ответ: в том что растение из углекислого газа, воды с минеральными веществами при использовании энергии света, синтезировало органические вещества.

6.Ввод новой информации.

Большой вклад в изучение процесса фотосинтеза внес русский учёный К.А. Тимирязев

В своём труде «Солнце, жизнь и хлорофилл» он считал, что растение является посредником между Солнцем и Землёй. Растения создают условия жизни на Земле - это кислород и органические вещества, крахмал. Космическая роль зелёных растений заключается в том, энергия солнечных лучей перерабатывается в форму энергии доступную для потребления всеми живыми организмами. Растения играют ведущую роль в пищевых цепях: Растения - растительноядные - плотоядные. Растительноядные сообщества являются жилищем для животных. Ежегодно биомасса всей растительности Земли составляет 580 млрд. т. Зелёные растения поглощают за год примерно 600 млрд. тон углекислого газа, а выделяют в атмосферу до 400 млрд.т. кислорода. Появление кислорода на планете обеспечило образование атмосферы, пригодной для жизни, озонового экрана, который защищает живые организмы от ультрафиолетовых лучей. Человечество пользуется энергией солнечных лучей, которая была накоплена в процессе фотосинтез много миллионов лет назад. Это органическое топливо (каменный уголь, нефть , горючий газ). Избыток углекислого газа может вызвать парниковый эффект.

Но все эти процессы могут происходить только в неповреждённых частях зелёных растений , поэтому призыв защитников природы:

«Оберегать зелёные насаждения и самим посадить и вырастить дерево»

После этого урока вы должны по другому воспринимать растительный мир, беречь растения самому и научить этому других.

7.Закрепление:

  • Как можно управлять процессом фотосинтеза?

(освещение, снабжение водой и минеральными ве-ми, регулирование в парниках и теплицах температуры, содержание углекислого газа в воздухе)

  • Какая проблема была поставлена в начале урока и как вы искали ответ?

(ставили опыты, делали выводы, каждая группа рассматривала условия необходимые для фотосинтеза).

  • Какой конечный результат всех опытов и обобщений?

(все условия необходимы для фотосинтеза; масса растения увеличилась за счет процесса фотосинтеза)

  • Что такое фотосинтез?

8. Итог урока: Мы изучили питание у растений. Для растений характерен АВТОТРОФНЫЙ тип питания.

Способы питания:

  • Почвенное (минеральное)

  • Воздушное (фотосинтез)

  • Изучили условия необходимые для фотосинтеза: Свет, вода с минеральными веществами, углекислый газ, хлорофилл.

Домашнее задание: параграф 28 раб тетрадь стр. 22 №47-48

Самоанализ урока.

Урок проводился в 6 классе, присутствовало ____ человек .

Этот урок в системе календарно - тематического планирования по учебнику Н.И. Сонина, «Биология. Живой организм» 6 класс, в теме «Жизнедеятельность организма» (5 часов)

В разделе «Питание и пищеварение»

  • 1 урок: «Почвенное питание растений»

  • 2 урок: «Воздушное питание растений»

Изучение темы проводилось после полученных знаний (внешнее и внутреннее строение листа, почвенное питание растений).

Данный урок имеет межпредметную связь с предметом экология.

Тип урока:

  • Комбинированный.

Методы: частично - поисковый.

  • Проблемный

  • Индуктивный

  • Наглядный .

Форма организации:

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Индивидуальная.

1.Этап: Организационный момент.

Его психолого- педагогическую обстановку обеспечить нормальную обстановку для работы. Класс к уроку готов, урок начался при полном порядке. Учащиеся в работу включились, настрой трудовой . Отметила в журнале отсутствующих.

Дидактическая цель: Создать для осознания и осмысления новой учебной информации.

2 Этап. Проверка знаний. Входной контроль. Проведён терминологический диктант

3 этап Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Метод : наглядно- словесный. Учащиеся отвечают на вопросы: «Клеточное строение листа». Вспоминают клеточное строение листа , чтобы раскрыть основную функцию листа - фотосинтезирующую.

Объявляется тема урока. Ставится цель:

Раскрыть сущность процесса фотосинтеза, условия его протекания. Как важнейшего процесса и жизнедеятельности и выяснить космическую роль зелёных растений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть понятие фотосинтеза как воздушного питания растений.

  2. Показать роль света в этом процессе, в образовании органического вещества.

  3. С помощью опытов показать роль углекислого газа, необходимость хлорофилла.

  4. Доказать с помощью опыта о выделении кислорода зелёным растением на свету.

  5. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Развивающие:

  1. Формирование умения делать теоретические выводы их конкретных факторов.

  2. Развивать навыки символизации изученного материала

  3. Анализировать, делать выводы.

  4. Продолжать формирование умения работать с учебником.

Воспитательные:

  1. Использовать знания о космической роли растения.

  2. Прививать любовь к прекрасному.

  3. Привлекать учащихся к озеленению дома и школы.

Учебно- воспитательная задача этапа:

  1. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся через самостоятельную работу с рабочими листами, и исследованием условий протекания фотосинтеза (опыты)

  2. Проблема перед учащимися поставлена. Ответ на которую они делают после обобщения результатов опытов, через самостоятельную работу - метод частично - поисковый .

Форма познавательной деятельности - групповая.

4.Этап: Усвоение новых знаний.

Познавательная деятельность активизирует через рабочие листы.

Практический метод:

1 заполняя рабочие листы, учащиеся отображают свою мыслительную деятельность, отрабатывают интеллектуальные навыки и навыки презентации результатов работы.

2.Метод частично - поисковый: работа с учебником Н.А.Сонин, и И.Н. Пономарёва.

3.Форма работы в группе воспитывает в учащихся самостоятельность, терпеливость умение выслушать.

4.Приобретают умение ставить опыты, навыки определения крахмала в листьях.

5. Этап: Проверка понимания учащимися нового материала.

От каждой группы выступают. Делают обобщение по каждому опыту.

Индуктивный метод.

Учащиеся обобщают выводы и делают определения процессу фотосинтеза.

Ответ на проблему был дан.

С работой учащиеся справились. Отвечали быстро и с интересом.

6.Этап: Информация для учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

СООБЩАЮ УЧАЩИМСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, РАЗЪЯСНЯЮ МЕТОДИКУ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ. Подвожу итог урока.

  1. Домашнее задание. Учебник параграф 28 работа в рабочей тетради с. 22 №47,48.

Выставляю оценки за урок.



© 2010-2022