Рабочая программа экологического кружка «Экология родного края»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание у школьников любви к природе.

Природа нравится, влечет к себе

и воодушевляет только потому,

что она естественна.

Вильгельм Гумбольдт

Проблема охраны природы в настоящее время является очень актуальной и воспитание бережного отношения, любви к природе стало одной из важнейших задач нравственного воспитания современного человека. Оно подразумевает формирование экологического сознания, формирование новых отношений с единственно возможной для человека средой обитания. Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся.
Содержание школьного экологического образования соответствует возможностям школы. Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования.
Бережное отношение, уважение к природе необходимо воспитывать через изучение истории своего государства, традиций русского народа, через изучение местных экологических проблем. В школе экологическое воспитание осуществляется с учетом региональных особенностей территории.

Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся средних классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы экологического кружка для школьников.

Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».

Одним из основных направлений в воспитании детей я считаю экологическое воспитание.

Работа мною ведется по трем направлениям:

- получение теоретических знаний о природе, о ее ценностях;

- пропаганда идей охраны природы;

- практическая работа, связанная с охраной природы. Центральное место здесь занимает исследовательская деятельность.

Цель исследовательской деятельности: формирование творческой, разносторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.

Задачи: приобщение подрастающего поколения к пониманию нравственных и эннкологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;

-развитие творческих способностей у учащихся;

-пробуждение интереса к исследовательской работе.

Экологическое воспитание осуществляется с первых уроков биологии.

Экологические знания, полученные учащимися на уроках, закрепляются и развиваются в ходе внеурочной и внешкольной деятельности.

В начале года мы с ребятами планируем работу, походы, экскурсии. Экскурсии в природу имеют важное значение: для экологического, эстетического воспитания учащихся, формирования гуманного отношения ко всем живым существам. Они также помогают обобщить знания по предмету. А где воспитывать у ребят любовь к родной природе, показать все ее разнообразие, красоту, если не на экскурсии?

Это с одной стороны знакомство с разнообразными объектами и явлениями живой природы, с другой - просто отдых. Особого внимания заслуживают зимние экскурсии , Основная их цель показать ребятам , что в суровый зимний период борьба за жизнь становится чрезвычайно острой и, чтобы успешно выдержать ее , животным необходимо обладать самыми разнообразными приспособлениями . Многие из этих адаптаций можно увидеть на экскурсии . Важная задача учителя - помочь учащимся выяснить в процессе наблюдений экологическую роль снежного покрова. Ученики зарисовывают следы жизнедеятельности зверей. Ребята приобщаются к самостоятельной, увлекательной, но сложной деятельности. Они часто вынуждены принимать экологически правильные решения .

Исследовательская работа направлена на изучение водоохранной деятельности, влияния бытовых отходов на окружающую среду.

Ребята собирают сказки, легенды, народные приметы, связанные с природой своей малой родины. Затем связывают это со своими наблюдениями.

Природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:

-защита природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц);

-улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);

-сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление гербариев, коллекций, панно, поделок).

-исследование природной среды. Проведенные исследования используются на уроках биологии, внеклассных мероприятиях. С результатами своих исследований ребята постоянно выступают на районных научно-практических конференциях.

Темы исследования следующие:

Флора заказника «Шольский лес»

Лекарственные растения нашего края.

Флористический состав реки Шола.

Состав и качество воды в р.Шола.

Легенды и сказания о лекарственных растениях с. Зубово.

Мхи и лишайники заказника Шольский лес.

Редкие и исчезеющие растения Шольского края.

Орнитологические исследования заказника «Шольский лес»

и др.

С целью проведения оценки эффективности экологического воспитания мною было проведено несколько диагностических исследований (анкетирование).

Важнейшим аспектом своей работы я считаю формирование у школьников экологической культуры как системы знаний, убеждений, задачу свою вижу в том, чтобы мои ученики, независимо от того, кем они станут после окончания школы, сохранили и пронесли через всю свою жизнь бережное отношение к природе. Это сделать нельзя, не вооружив ребят специальными знаниями, умениями, навыками, не показав им природу как единую целостную систему, среду жизни человека, источник его существования. И где бы они не работали, я надеюсь, что их экологическая культура, их гражданская позиция будут зримо проявляться во всех делах и поступках.












ПРОГРАММА

экологического кружка

«Экология родного края»

8 класс



составила: Смирнова Е.В.

учитель биологии

первой категории

МОУ «Шольская СОШ»

Вологодской области,

Белозерского района



2014 год.

Пояснительная записка

Программа предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о с.Зубово и о Вологодской области в целом.

Главная цель курса: изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников и животных в типичных природных сообществах родного края; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний; воспитание любви к своему краю, формирование экологической культуры личности.

Основными задачами курса являются: ознакомление учащихся с актуальными проблемами сохранения биоразнообразия в мире, в России, Вологодской области, Белозерском районе и селе Зубово; ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия края; освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и животных «заказника Шольский лес», а также о необходимых мерах их охраны; о мерах их использования хозяйственно-ценных видов в крае; изучение учащимися экологических проблем Вологодской области; выявление учащимися источников загрязнения биосферы родного края и определение влияния этих загрязнений на здоровье человека; овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием; формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы родного края.

Практическая направленность факультативного курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Программа предмета «Экология родного края» предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю) и включает 7 разделов.

Содержание программы:


1 Введение (3 часа)

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Становление наук о человеке. Влияние условий внешней среды на морфологию и анатомию растений. Ботанические экскурсии в лес, на луг, на болото.

Экскурсия. Биоразнообразие природы родного края.

2. Изучение лекарственных растений (6 часов)

История изучения лекарственных растений Вологодской области. Характеристика лекарственных растений лесов,болот,лугов. Охрана редких лекарственных растений.

3. Проблема охраны окружающей среды Вологодской области (5 часов)

Экологическое состояние России и Вологодской области. Редкие виды растений и животных. Особо охраняемые природные территории Вологодской области, Белозерского района. Туризм и охрана природы.

Практическая работа. Определение по атласам охраняемых территорий Вологодской области.

4. Растительность с.Зубово (9 часов)

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Голосеменные растения. Разновидность и экологические группы голосеменных растений. Лиственные растения и кустарники. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников. Травянистые растения. Разновидность травянистой растительности. Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников.

Практические работы. Определение видов и экологических групп голосеменных растений. Определение лиственных деревьев и кустарников на территории с.Зубово. Определение основных представителей травянистой растительности. Определение видов грибов и типов лишайников.

5. Растительный и животный мир заказника «Шольский лес» (6 часов)

Общая характеристика заказника «Шольский лес». Растительные сообщества заказника. Мхи и лишайники. Беспозвоночные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Редкие виды растений и животных заказника «Шольский лес»

Практические работы. Изучение многообразия растений заказника. Описание видового состава растений. Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся, рыб местных водоемов. Составление списка птиц местной фауны. Описание видового состава млекопитающих местной фауны. История изучения природы Вологодской области.

Экскурсия. Знакомство с птицами заказника.

6. Река Шола (3 часа)

Река Шола, ее флора и фауна. Исследования состояния водной среды реки Шола.

Лабораторные работы. Определение качества воды в реке Шола.

7. Экология и человек (2 часа)

Взаимосвязь человека и природной среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Итоговое занятие.

Проектная деятельность. Спасем природу родного края.

Экология - наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Методы экологических исследований. Проблема сохранения биоразнообразия.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны

знать:

  • биоразнообразие Вологодской области и с.Зубово

  • жизненные формы растений и животных своей местности

  • видовой состав растительного и животного мира своей родины

  • методы экологических исследований

  • экологические проблемы своей местности

  • влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

  • редкие виды растений и животных

  • значение растений и животных и меры их защиты

уметь:

  • самостоятельно выполнять практические и лабораторные работы, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования, опыты и наблюдения

  • работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием

  • анализировать и делать выводы из полученной информации

  • находить предполагаемые пути решения экологических проблем

  • творчески подходить к решению задачи





Литература:

  1. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1968 год.

  2. География Вологодской области.Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы./ Под редакцией Е.А.Скупиновой, О.А.Золотовой.-Вологда:Учебная литература, 2005 год.

  3. Белозерье. Краеведческий альманах.выпуск 2.- Вологда: «Легия» 1998.

  4. Редкие и охраняемые растения Вологодской области. - 1991. - 40 с.

  5. Редкие растения Вологодской области // Особо охраняемые природные территории. - Вологда: Изд-во «Русь», 1993. - С. 180-193, 214-229.

  6. Флора лесов // Леса земли Вологодской. - Вологда: Изд-во «Легия», 1999. - С. 137-170.

  7. Сосудистые растения национального парка «Русский Север». - М.: Изд. ИПЭЭ РАН, 2004. - 62 с.

  8. Сосудистые растения // Красная книга Вологодской области. Т. 2. Растения и грибы. - Вологда: ВГПУ; Изд-во «Русь», 2004. - С. 9-240.

  9. Ресурсоведческая характеристика лекарственных растений Вологодской области. - Вологда: Изд-во «Русь», 2005. - 140 с.

10) Флора и растительность // Природа Вологодской области. - Вологда: ИД «Вологжанин», 2007. - С. 173-240.

11) Новые находки мохообразных в Вологодской области. 1 // Arctoa. - 2009. - Vol. 18. - P. 251-253.

12) «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С.Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.















Тематический план

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теоретических

практических

1. Введение (3 часа)

3

1

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Становление наук о человеке.

1


2

Влияние условий внешней среды на морфологию и анатомию растений.

1


3

Ботанические экскурсии в лес на луг, на болото.


1

2. Изучение лекарственных растений(6 часов)

4

2

4

История изучения лекарственных растений Вологодской области.

1


5

Зависимость целебных свойств лекарственных растений от химического состава.

1


6

Охрана лекарственных растений.

1


7

Характеристика лекарственных растений хвойных и мелколиственных лесов.


1

8

Лекарственные растения болот и влажных местообитаний.

1


9

Лекарственные растения лугов.


1

3. Проблема охраны окружающей среды Вологодской области

(5 часов)


4

1

10

Охрана природных ресурсов в России.

1


11

Охрана природных ресурсов в Вологодской области.

1


12

Особо охраняемые природные территории Вологодской области.


1

13

Туризм и охрана природы.

1


14

Особо охраняемые территории Белозерского района.

1




4. Растительность с.Зубово (9 часов)


5

4

15

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.

1


16

Древесные растения. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников.

1


17

Голосеменные растения. Разновидность и экологические группы голосеменных растений.

1


18

Лиственные растения и кустарники. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников.

1


19

Травянистые растения. Разновидность травянистой растительности.

1


20

Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников.

Определение видов грибов и типов лишайников.

1

21

Определение видов и экологических групп голосеменных растений.


1

22

Определение лиственных деревьев и кустарников на территории с.Зубово.


1

23

Определение основных представителей травянистой растительности.


1



5. Растительный и животный мир заказника «Шольский лес» (6 часов)

1

5

24

Общая характеристика заказника «Шольский лес». Растительные сообщества заказника. Мхи и лишайники. Беспозвоночные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Редкие виды растений и животных заказника «Шольский лес»

1


25

Описание видового состава млекопитающих местной фауны.


1

26

Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся


1

27

Описание видового состава рыб местных водоемов.


1

28

Составление списка птиц местной фауны.


1

29

Экскурсия. Знакомство с птицами заказника.


1

6. Река Шола (3 часа)

1

2

30

Река Шола, ее флора и фауна.

1


31

Исследования состояния водной среды реки Шола.


1

32

Определение качества воды в реке Шола.


1



7. Экология и человек (2 часа)

2

1

33

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

1

34

Итоговое занятие.


1

Итого: 34

18

16

















Исследовательские работы:

  1. Лекарственные растения с. Зубово.

Цель: познакомить с биоразнообразием лекарственных растений, растущих в пределах с. Зубово, выявить их продуктивность, лекарственное значение и применение среди населения.



  1. Состав и качество воды в р.Шола.

Цель: познакомить с основными показателями качества воды; показать роль воды в жизни человека; выявить вредные для здоровья вещества, содержащиеся в воде.

Содержание воды в организме человека. Основные требования, предъявляемые к питьевой воде. Органолептические показатели воды. Опасность загрязнения воды. Качество питьевой воды и здоровье человека. Способы очистки воды.



  1. Орнитологические исследования заказника «Шольский лес»

Цель: познакомить с видами птиц, обитающими в заказнике около с. Зубово, составить список птиц местной фауны.



  1. Мхи и лишайники заказника «Шольский лес»

Цель: ознакомить с биологическим разнообразием мхов и лишайников заказника Шольский лес. Выявить их расположение, значение, применение среди населения.

© 2010-2022