Презентация и разработка открытого урока по биологии на тему

Цель урока: Воспитание биологического сознания, посредством изучения многоокабразия, строения и классификации плодов.Задачи уро:ка1. Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды; 2. Развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и интерактивным оборудованием3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей средеТип урока: комбин...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология 6 класс. Урок № 22

Дата___________

Тема урока: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.

Цель: Воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.

Задачи:

1. Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;

2. Развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и интерактивным оборудованием

3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом интерактивной биологии, решение проблемных ситуаций

Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, вазочки с натуральными плодами: виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох, дидактические карточки № 1, 2, компьютер, интерактивная доска, интерактивная биология.


ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости - учителя биологии школ нашего района. Я надеюсь, что мы сделаем всё, чтобы наш урок понравился гостям.

Итак, мы начинаем. Сегодня мы работаем по группам. В каждой группе есть командир, который должен направлять работу в своей группе. Задача групповой работы всё делать быстро, дружно, всем вместе. Каждый член группы должен показать свою индивидуальность и важность для общей работы.

За каждый правильный ответ - фишка. Чем больше фишек, тем результативнее ваша работа. А фишки вы будете брать из коробочек на ваших столах. За это отвечают командиры групп.

Познакомимся с группами - (командиры представляют команду, её название)

Есть такие мудрые слова: «Всё новое - это забытое старое». Вот и мы перед изучением новой темы вспомним тему прошлого урока «Цветение и опыление растений».

II. Проверка домашнего задания. - слайд 3

1. Фронтальный опрос. - слайд 4

1. Что такое цветение растений?

2. Зачем растение цветёт?

3. Что такое опыление?

2. Определите тип опыления. Приведите примеры растений. - слайд 5.
У вас на столах есть карточка № 1 с заданием. Чья группа справиться с заданием первой - дополнительная фишка за скорость. Чья команда наберёт больше фишек, та и победит. Командир регулирует, кто будет отвечать и даёт фишку тому, кто правильно отвечает. Время - 3 минуты

(заслушиваются ответы)

  1. Определите признаки цветов насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений - сл. 6

Работаем с заданием карточки № 2. Время - 3 минуты, не забывайте о дополнительных фишках за скорость работы.

(заслушиваются ответы)

4. Какой способ опыления у перекрёстноопыляемых растений? - слайды 7, 8, 9

Сейчас вы посмотрите на слайды и определите способ опыления групп растений. Только не выкрикиваем с места.

(группы отвечают по очереди)

5. Какие биологические ошибки допустил Незнайка? - слайды 10-12

Отвечают группы по очереди. Если нет ответа - право отдаётся другой группе. В этом задании дополнительная фишка за быстроту и дисциплину.

1. Одна пчела летит, за ней вторая

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки щедро опыляя,

Рожь опылят - ведь им не привыкать.

(берёза и рожь опыляются ветром)

2. Цветок раффлезии душистой

Для радости пчелы пушистой

Зацвел на Солнечной поляне -

Давайте мы туда заглянем !

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

3.Как на нашей грядке

Расцвел горошек сладкий.

Мушки, пчелки налетят,

Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

III. Изучение нового материала: Ребята, отгадайте загадку - слайд 13

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал -

На землю пал. (Плод)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, размножении, разнообразии и значении.

Что же такое плод? И как он образуется?

Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.

После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития - образование плода.

Как образуется плод у растения? - слайд 14

После опыления происходит оплодотворение.

Оплодотворение - это слияние двух половых клеток (гамет).

1. Как происходит оплодотворение у цветковых растений? - слайд 15

Пыльца, попадая на рыльце пестика, образует пыльцевую трубочку, в которой содержатся две мужские половые клетки (спермии). Пыльцевая трубка, удлиняется и проникает по столбику пестика в завязь, где расположены семязачатки. Семязачатки окружены покровами, имеющими маленькое отверстие - семявход. В центре семязачатка расположен зародышевый мешок, в котором находятся несколько клеток. Одна - яйцеклетка (женская половая клетка), другая - крупная центральная клетка.

Пыльцевая трубка проникает через семявход в семязачаток: один спермий сливается с яйцеклеткой - развивается зародыш семени растения. Другой спермий сливается с крупной центральной клеткой - образуется ткань - эндосперма, в которой накапливаются питательные вещества для зародыша. Покровы семязачатка превращаются в кожуру.

Так происходит двойное оплодотворение у цветковых растений.

После оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод

Плод - это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода - защита и распространение семян. - слайд - 16

Плод состоит из семян и околоплодника. - слайд 17, 18.

Основная функция околоплодника - слайд - 19

- защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.

В природе существует огромное разнообразие плодов

(Демонстрация муляжей плодов различных растений.)

Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.

Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным. - слайд - 20

У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие - слайд 21

Классификация плодов: - слайд 22

1) По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды

- Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)

(односем. -пшен, подсолн. многосем-томат, тыква и др. )

2) Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.

- Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.)

Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.

- Приведите примеры сухих и сочных плодов из тех, которые лежат на ваших столах (виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох). (учащиеся отбирают плоды по группам сухие и сочные.)

3) Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.

2. Разнообразие плодов: - слайды - 23-41

Ягодовидные плоды - сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян - слайд - 23

Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса.

Ягода - сочный многосемянный плод, семена распределены в мякоти плода - слайд - 24

Яблоко - в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. - слайд - 25

Тыквина - семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. - сл.- 26

Померанец - ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут. - слайд 27

Ореховидные плоды - это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником -сл.- 28

Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.

Желудь - Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом. - слайд - 29

Семянка - Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. - слайд - 30

Зерновка - Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.- слайд - 31

Крылатка - плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.

Многоорешек (фрага) - с разросшимся при созревании мясистым цветоложем - слайд - 32

Коробочковидные плоды - это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником - слайд 33

Боб - плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. - слайд - 34

Стручок - Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. - слайд - 35

Коробочки - Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки. - слайд - 36.

Костянковидные: - слайд - 37.

Костянка - это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника - косточкой, внутри которой находится одно семя.- слайд - 38.

Многокостянка - на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке - слайд 39

Гранатина - многосемянной плод с сочными семенами и кожистым околоплодником - слайд 40

3. Способы распространения семян - фронтальная работа с классом:

Назовите способы распространения семян, отгадав загадки:

1. Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

(Животными - крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.)

2. Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик)

3. Пролетают вереницы -

Новосёлы - птицы;

Прилетят домой -

И крылья долой.

(Клён )

(Ветром - лёгкие, имеются крылышки.)

4. На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась -

Всё развалилось

(созревшие семена гороха)

5. Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

(Саморазбрасывание семян у акации)

(Самораспространение - плоды, вскрываются самостоятельно.)

6. Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

(Кокос)

(Водой - лёгкие, маленькая плотность.)

7. Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь -

На себе их все найдёшь!

(Лопух)

(Человеком, животными - крючки, липучки.)

8. Запись в тетради:

Способы распространения семян - слайд 41

Животными

Ветром

Самораспространение

Водой

Человеком

  1. Значение семян: Работа в группах:

- Скажите, пожалуйста, какую роль играют семена в природе и в жизни людей? - слайд - 42

IV. Закрепление.

Работа со схемами интерактивной биологии: уровень - Тканево-органный, раздел - Строение тканей. Органы растений и животных:

1. Классификация плодов по количеству семян (односем. -слива, вишня, подсолн, зернов; многосем.- малина, баклажан, апельсин, яблоки, горох, мак, томаты, смород)

2. Классификация плодов - сухие и сочные (сухие - орех, горох, пшеница, мак; сочные - остальные)

V. Подведение итогов.

Давайте подсчитаем число заработанных фишек каждой группы. Победила команда _________________

Оценки за урок наиболее активным ребятам.

Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Понравился урок?

  • Что было самым интересным на уроке?

V1. Домашнее задание. § 25 стр. 91-92, § 26.









Методические советы на подготовительный период: урок необходимо сделать ярким, запоминающимся, познавательным. Заранее подобрать и подготовить наглядный материал.

Занятие лучше проводить в кабинете биологии, оборудованном компьютером и интерактивной доской.

Методические рекомендации для проведения урока в 6 классе «Строение цветка»

5.- Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать цветки в природе невозможно, а качество гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить урок и лабораторную работу с использованием ИКТ. Почему я выбрала именно проведение урока с помощью ИКТ?

Наверное потому, что на данную тему отводится только один час, а материал урока очень объёмный.

-применение на уроке ИКТ предполагает:

повышение уровня мотивации к учебному труду;

формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность

при активной поддержке учителя;

постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;

ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;

-компьютерная презентация делает урок и лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность урока - высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. Детям интересно на каждом этапе урока. А проверочные работы по данной теме показывают, что запоминание материала проходит у детей легче, так как работают сразу несколько видов памяти: словесная, письменная, визуальная.

- эту презентацию я использую уже несколько лет, она мобильна - материал можно изменять, вносить новый в зависимости от уровня образованности класса. Кабинет полностью оснащён необходимым оборудованием.

- мультимедийный проектор,компьютер,экран, презентация «Строение цветка»


© 2010-2022