• Преподавателю
  • Биология
  • «Задания для развития интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников»

«Задания для развития интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка



«Задания для развития интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников»







автор: педагог

дополнительного образования

МБУ ДОД «Станция Юных Натуралистов»

Руководитель объединения

«Удивительный мир зоологии»

Киселева Татьяна Валентиновна,


Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Задание «Посмотри на мир чужими глазами»

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

«Утром небо покрылось чёрными тучами, пошёл. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли дерева, вороной сидящей на дереве, кошкой смотрящей в окно.

Задание «Тема одна - сюжетов много»

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например темы «Осень», «Озеро», «Лес». Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях.

Задание «Составь рассказ, использую данную концовку»

«…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».

«…Кот мурлыкал, довольный смотрел за движениями своей хозяйки».

«…В небе я увидел плавно парящего огромного орла».

Развитие умений выдвигать гипотезу (уметь предвидеть события предполагать, используя слова : может быть, предположим, допустим, возможно, что, если, наверное).

Задание «Давайте вместе подумаем»

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми):

1.Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2.Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запомнить.

3.Предположым, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельство

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон.

Задание типа «Найди возможную причину события»

Листья на деревьях пожелтели.

Утка глубоко нырнула.

Заяц стал белым.


Развитие умений задавать вопросы

Задание «Найди загадочное слово»

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»

Обязательное условие - в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, вопрос о капусте звучит не «Что это за овощ?», а что «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук).

Участники задают ему вопросы. Например : «Это то, что находится на улице?»; «Этот предмет белого цвета?»; «Используется ли этот предмет в пищу?»; «Это животное?». Ребенок, загадавший слово отвечает «да», «нет»

Игра «Угадай, о чём спросили»

Ребёнку, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например, на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?». Ребёнок отвечает «Они днем плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным нужно догадаться, каким был вопрос.

Развитие способности подбирать литературу по заданной теме

Обучающимся предлагается рассмотреть выставку книг в кабинете. На каждой книге номер.

Задание «Выбрать и записать номера тех книг, которые рассказывают:

-об использовании человеком в науке и технике, строение тела животных

-о происхождении животных;

-об исследованиях и учёных.

Развитие способности ориентироваться в справочной литературе

-возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ---------------;

-найди по оглавлению рассказ о сорных растениях. Запиши на какой странице заканчивается этот рассказ.

-в школьном определителе животных, найди страницу, описывающую птиц. На иллюстрациях найди кедровку.

Развитие способности ориентироваться в тексте и находить ответы в тексте.

-найди статью «Растения луга». Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить.

-найди статью «Вода и её свойства». В конце статьи есть вопросы для повторения. Причитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.

-в разделе «Животные и растения водоёма» найди статью «Необычное? Нет

обычное». О чём рассказывает эта статья? Определи тему.

© 2010-2022